Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Волков Борис Степанович, Волкова Нина Вячеславовна
Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015

© Волков Б.С, Волкова Н.В., текст, 2015

От авторов

Б.С. Волков и Н.В. Волкова начали писать книги по дошкольной и школьной психологии еще в 1990-е гг. Среди первых книг – «Детская психология в вопросах и ответах». У современных читателей есть потребность в подобных книгах, но уже на уровне сегодняшнего времени: переработанных и обновленных. И такие книги появились. Это «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» и «Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах».

В Интернете имеется до 30 разных наименований книг этих авторов. Среди них: «Дошкольная психология», «Возрастная психология» в 2 частях (практикум), «Психология младшего школьника», «Психология подростка», «Психология юности и молодости», «Конфликтология», «Основы профессиональной ориентации», «Как помочь школьнику учиться», «Психология общения в детском возрасте», «Практические вопросы детской психологии», «Учим общаться детей раннего возраста», «Учим общаться детей 3–7 лет», «Психология педагогического общения», «Психология возраста», «Методология и методы психологического исследования», «Готовим ребенка к школе». «Развиваем у дошкольников способности к рефлексии» и др.

Многие книги удостоены дипломов. Они стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшие научные и учебно-методические пособия в 1993 и 1996 гг.

Б.С. Волков – заслуженный работник высшей школы РФ. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ему в 2001 г. присвоено ученое звание профессора общей и педагогической психологии.

Н.В. Волкова – заслуженный учитель школы РФ, удостоена звания «Лауреат премии Мэрии Москвы в области образования».

Пособие «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» подготовлено в соответствии с новыми образовательными стандартами на метапредметной основе. Издание побуждает размышлять, осмысливать психологические особенности развивающегося ребенка, которые нужно учитывать при обучении и воспитании.

Необходимо, чтобы ребенок осмысливал учебный материал, связывал с жизненной деятельностью, т. е. осуществлял не только теоретический, но и практический подход. Эту задачу помогут решить предлагаемые в пособии многочисленные рефлексивные вопросы и ситуации, которые чаще решаются неоднозначно. К примеру, внучка Таня дерзко ответила бабушке, когда та пришла в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры. Чем вызвана грубость? Она может быть связана со многими причинами: и с досадой из-за неоконченной игры, и с отношением к бабушке, которое сложилось в семье, и с нездоровьем ребенка, и с его перевозбуждением, и с полученным ранее замечанием воспитателя, и с другими причинами.

Для решения задачи требуется рассмотреть во взаимосвязи ряд обстоятельств и условий, в том числе противоречивых. При этом надо ориентироваться не только на те психологические особенности, которые уже четко определились у ребенка, но и на особенности психики, только начинающие развиваться.

Ежедневно педагогу приходится взаимодействовать с детьми разной индивидуальности, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовать свое поведение. Нужны знания психологии и педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении личности ребенка.

Наша практика показывает, что студенты педагогических учебных заведений, даже хорошо знающие теоретический курс психологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и оценке, интерпретации реальных педагогических ситуаций, затрудняются принять решение, адекватное сложившейся обстановке.

Глава 1. Основные закономерности психического развития ребенка

Детская психология – одно из важнейших направлений современной психологической науки – теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психики человека.

Для решения задач этого пособия нужно знать о сущности психического сознания, об особенностях, закономерностях общей и возрастной психологии. Важно иметь в виду следующее:

● развитие психики – с самого начала социальный процесс;

● психика развивается в процессе активной деятельности;

● деятельность ребенка по отношению к среде всегда опосредована его отношениями со взрослыми.


При выполнении заданий используются:

● термины, такие как ведущая деятельность, сензитивный период, зона ближайшего развития, госпитализм, факторы и движущие силы психического развития ребенка и др.;

● теории, раскрывающие суть психического развития.

Овладение терминами поможет найти общие подходы при решении любого типа задач; научит ориентироваться в ситуациях, содержащихся в упражнениях.

Выполнение задач и упражнений способствует уяснению и закреплению знаний об основных методологических принципах исследований, их построении, организации, проведении и интерпретации.

1.1

Вопрос. Почему маленьких детей должны воспитывать люди с высшей квалификацией?

Ответ. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития и тем более он раним. Не зная особенностей развития, можно легко навредить его физическому и психическому здоровью. Необходимо квалифицированное и продуманное воспитание на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.

1.2

Вопрос. Что имел в виду Л.Н. Толстой, говоря, что «от рождения ребенка до четырех лет – целая вечность, а от четырех лет до меня, старца, – лишь шаг»?

Ответ. Л.Н. Толстой имел в виду, что в первые годы ребенок приобретает столько знаний, сколько он не получит за последующие 20 лет.

Очень интенсивно развивается человек в свои первые три года. Трехлетний ребенок владеет следующими навыками:

● умеет вступать во взаимоотношения;

● усвоил речь и хорошо ее чувствует;

● заявляет о своей личности;

● демонстрирует то, на что способен («я сам»).

Дети в три года должны уметь:

● показывать свои глаза, нос, рот;

● повторять предложение, включающее до шести слов (например: «Я очень люблю свою добрую маму»);

● повторять по памяти два числа;

● называть предметы, изображенные на рисунке;

● называть свою фамилию.


Особенности дошкольного возраста:

● активно развиваются все психические процессы;

● появляются тонкие переживания;

● рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);

● складываются интересы;

● развиваются способности, закладываются основы характера.

1.3

Вопрос. В чем состоят закономерности психического развития?

Ответ. Сформулируем их ниже.

Неравномерность. Чем младше ребенок, тем выше и неравномернее темпы его физического и психического развития. Различные психические функции, свойства и образования развиваются по-разному: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.

О неравномерности психического развития судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем больше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Е.Ф. Рыбалко).

Динамика развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и юношеского периода такова, что по мере взросления резко уменьшается перепад в развитии функций, но увеличивается частота колебаний. Иначе говоря, сложная система как бы сама себя стабилизирует, поддерживает свою целостность и при этом функции динамично развиваются.

Гетерохронность. Согласно гетерохронности фазы развития отдельных органов и функций не совпадают во времени. Это вызвано особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов. По мнению П.К. Анохина, гетерохронность – закономерность, заключающаяся в неравномерном «развертывании» наследственной информации. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем – более молодые.

Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Неустойчивость развития. Понятие тесно связано с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости – динамизм системы – возможен на основе частых мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития. Сензитивные периоды развития – время повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию.

Б.Г. Ананьев понимал сензитивность как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения, и как следствие – действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга.

Сензитивные периоды ограничены во времени. Поэтому если сензитивный период развития той или иной функции упущен, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Кумулятивность психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, подобным образом происходит последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая его форма возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

Дивергентность и конвергентность. Две противоречивые и взаимосвязанные тенденции, когда дивергенция – многообразие признаков, появляющихся в процессе психического развития, а конвергенция – сужение многообразия, усиление избирательности.

1.4

Вопрос. Что такое психологическое новообразование?

Ответ. Его можно охарактеризовать следующим образом:

● психические и социальные изменения (от психических процессов до свойств личности), возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

● обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка в дальнейшем.

Психологические новообразования существенным образом меняют психологическую картину возраста.

Основные новообразования становятся условиями и способами развития в следующий возрастной период. Например, наглядно-действенное мышление – необходимое условие развития мышления образного.

1.5

Вопрос. Как определяется наступление сензитивного периода развития ребенка?

Ответ. Функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Время начала сензитивного периода у каждого ребенка индивидуально. Его можно определить по направлению деятельности ребенка. Именно в самом начале сензитивного периода эффективность обучения детей наибольшая.

1.6

Ситуация. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые воспитанники старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют примитивнее младших детей, которые начали посещать детский сад гораздо раньше.

Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.

Решение. Причина в том, что упущен сензитивный период развития игры. Вероятно, в семье ребенка не учили играть.

1.7

Ситуация. Петя (2,7 года) много болел, подолгу находился в больнице, почти не разговаривал. Впоследствии маме пришлось потратить много сил, чтобы сын стал нормально говорить.

Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.

Решение. Основная причина – упущен сензитивный период освоения речи (от 1,5 до 3 лет), наиболее благоприятный для усвоения речи ребенком.

1.8

Вопрос. Как проявляется взаимодействие биологического и социального факторов в развитии личности?

Ответ. Л.С. Выготский в своей работе, посвященной истории развития высших психических функций, писал, что историческое развитие человечества отлично от биологической эволюции животных видов. Психологическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Высшие психические функции развиваются без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам.

Ученый писал: «Развитие высших психических функций составляет одну из важнейших сторон культурного развития поведения. Говоря о культурном развитии ребенка, мы имеем в виду процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества…».

Употребление орудий дало возможность человеку, оторвавшемуся от биологических развивающихся форм, перейти на уровень высших форм поведения.

В свете данных генетической психологии можно различать две линии психического развития ребенка, соответствующие двум линиям филогенетического развития. Эти линии реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.


Природные предпосылки – строение организма, его функции, созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют, какие именно психические качества появятся у ребенка. Источник – общественный опыт – среда и воспитание.

1.9

Вопрос. Что является движущими силами, условиями и источниками развития ребенка?

Ответ. Для процесса индивидуального развития условия могут быть благоприятными или неблагоприятными. Л.С. Выготский показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека.

Социальная ситуация развития ребенка – основное понятие механизма психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной). Социальная ситуация развития – исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение возрастного периода. Сложившаяся система взаимоотношений ребенка со взрослыми выступает источником психического развития.

В рамках социальной ситуации развития выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование у ребенка основных психологических новообразований на данной ступени развития. Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает появление новых психических образований. Выделяют несколько видов ведущей деятельности (табл. 1).


Таблица 1 Ведущие виды деятельности



Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. В этот момент наступает кризис развития.

Кризис развития как механизм развития – переломный пункт в нормальном течении психического развития ребенка. По словам Л.С. Выготского, он возникает, когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл. Переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Сущность каждого кризиса, отмечал ученый, заключается в перестройке внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменении потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Такое противоречие – основная движущая сила развития ребенка.

Если взрослые учитывают происходящие изменения и в соответствии с ними выстраивают свои отношения с ребенком, то протекание кризиса смягчается. А.Н. Леонтьев по этому поводу говорил: «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии». Наличие кризисных периодов предполагает существование стабильных периодов.

1.10

Вопрос. Как соотносится обучение и развитие?

Ответ. Рассмотрим несколько теорий.

Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др. считают, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. Воспитание должно следовать за развитием. Оно как бы «идет в хвосте развития». Взрослый должен учитывать тот уровень развития, которого достиг ребенок, и приспосабливать методику обучения к этому уровню.

По Ж. Пиаже, интеллект развивается по внутренним закономерностям. Именно им должно подчиняться обучение. Спонтанность заключается в том, что существуют строго определенные стадии развития. Например, для возраста 7–10 лет характерен уровень конкретных операций с предметами. Лишь к 11–12 годам складываются словесные или формальные операции.

В.В. Давыдов показал возможность развития этих операций значительно раньше при соответствующем обучении с помощью мерок.

Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие, которые совершаются параллельно, т. е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Л.С. Выготский, критикуя такую позицию, писал, что развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением.

Дж. Брунер считает, что обучение не зависит от развития. Поэтому каждому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет. Все зависит от методики обучения. Правда, Дж. Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие.

Л.В. Занков в своей теории основывается на том, что обучение должно вести за собой развитие. Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, утверждал, что обучение всегда должно идти впереди развития. Но насколько впереди?

1.11

Вопрос. Какие два уровня развития детей выделяет Л.С. Выготский?

Ответ. Советский психолог выделил следующие этапы.

Уровень актуального развития. Это особенности психических функций, сложившиеся на сегодняшний день. Это достижения, имеющиеся к моменту обучения.

Зона ближайшего развития. То, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством. Это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого. Учителю виден завтрашний день развития воспитанника, его ближайшие возможности: то, что вчера он делал со взрослым, завтра сможет выполнять сам.

1.12

Вопрос. Каковы основные признаки понятия зоны ближайшего развития в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

Ответ. Выделяют следующие признаки:

● появление нового всегда основывается на пройденных циклах развития, на его актуальном уровне;

● понятие «зона ближайшего развития» как следствие закона развития высших психических функций опирается на опосредованный характер их развития, на гипотезу о системном и смысловом строении сознания, на закон гетерохронности;

● зона ближайшего развития в сотрудничестве со взрослыми связана с приобретением вспомогательных культурных средств;

● зона ближайшего развития напрямую связана с процессом обучения и умственного развития;

● зона ближайшего развития может служить средством диагностики и прогнозирования развития ребенка. Она показывает меру зрелости психических процессов. Если зона актуального развития показывает, что ребенок может, то зона ближайшего развития прогнозирует его возможности в обучении.

1.13

Ситуация. Зона ближайшего развития у разных детей может быть различной. Так, у Пети она более узкая, а у Коли – шире.

Кому из детей помощь взрослого необходима больше?

Решение. Петя особенно нуждается в помощи разного характера при выполнении заданий. Так, если Коле для понимания смысла рассказа достаточно обычного чтения, то Пете необходимо рассказ персонифицировать, а может быть, и использовать драматизированную форму предъявления текста рассказа. Можно предположить, что у Коли уровень развития интеллекта выше.

Таким образом, зона ближайшего развития может служить средством диагностики развития. Чем меньше помощи требуется и чем быстрее ребенок начинает пользоваться способами решения заданий, предложенных взрослым, тем прогноз благоприятнее.

Процесс индивидуального развития предопределяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением.

Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

Для решения задач и выполнения упражнений этого пособия необходимо знать, что с самого рождения на развитие ребенка влияют безусловные и условные рефлексы, что первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», что контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается его речь.

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.

Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:

♦ определять уровень развития ребенка до 1 года;

♦ создавать условия для правильного развития ребенка;

♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.

Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

? Назовите причину данного явления.

Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.

Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.

? Объясните это явление.

? Как в этом случае должна мама одевать малыша?

Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.

Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.

Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.

Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.

Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.

Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.

? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?

? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?

Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.

Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?

Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша

на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.

? Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?

Решение. Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.

Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвлечься от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие.

Ситуация. В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек.

© ООО «ТЦ Сфера», оформление, 2015

© Волков Б.С, Волкова Н.В., текст, 2015

От авторов

Б.С. Волков и Н.В. Волкова начали писать книги по дошкольной и школьной психологии еще в 1990-е гг. Среди первых книг – «Детская психология в вопросах и ответах». У современных читателей есть потребность в подобных книгах, но уже на уровне сегодняшнего времени: переработанных и обновленных. И такие книги появились. Это «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» и «Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах».

В Интернете имеется до 30 разных наименований книг этих авторов. Среди них: «Дошкольная психология», «Возрастная психология» в 2 частях (практикум), «Психология младшего школьника», «Психология подростка», «Психология юности и молодости», «Конфликтология», «Основы профессиональной ориентации», «Как помочь школьнику учиться», «Психология общения в детском возрасте», «Практические вопросы детской психологии», «Учим общаться детей раннего возраста», «Учим общаться детей 3–7 лет», «Психология педагогического общения», «Психология возраста», «Методология и методы психологического исследования», «Готовим ребенка к школе». «Развиваем у дошкольников способности к рефлексии» и др.

Многие книги удостоены дипломов. Они стали лауреатами Всероссийского конкурса на лучшие научные и учебно-методические пособия в 1993 и 1996 гг.

Б.С. Волков – заслуженный работник высшей школы РФ. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ему в 2001 г. присвоено ученое звание профессора общей и педагогической психологии.

Н.В. Волкова – заслуженный учитель школы РФ, удостоена звания «Лауреат премии Мэрии Москвы в области образования».

Пособие «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах» подготовлено в соответствии с новыми образовательными стандартами на метапредметной основе. Издание побуждает размышлять, осмысливать психологические особенности развивающегося ребенка, которые нужно учитывать при обучении и воспитании.

Необходимо, чтобы ребенок осмысливал учебный материал, связывал с жизненной деятельностью, т. е. осуществлял не только теоретический, но и практический подход. Эту задачу помогут решить предлагаемые в пособии многочисленные рефлексивные вопросы и ситуации, которые чаще решаются неоднозначно. К примеру, внучка Таня дерзко ответила бабушке, когда та пришла в детский сад раньше обычного времени и невольно оторвала девочку от игры. Чем вызвана грубость? Она может быть связана со многими причинами: и с досадой из-за неоконченной игры, и с отношением к бабушке, которое сложилось в семье, и с нездоровьем ребенка, и с его перевозбуждением, и с полученным ранее замечанием воспитателя, и с другими причинами.

Для решения задачи требуется рассмотреть во взаимосвязи ряд обстоятельств и условий, в том числе противоречивых.

При этом надо ориентироваться не только на те психологические особенности, которые уже четко определились у ребенка, но и на особенности психики, только начинающие развиваться.

Ежедневно педагогу приходится взаимодействовать с детьми разной индивидуальности, неповторимых характеров. На все нюансы поведения детей взрослый должен правильно реагировать. Это дело нелегкое. Надо знать, как, в какой мере, чем руководствоваться, как организовать свое поведение. Нужны знания психологии и педагогики, чтобы проявить педагогический такт, основанный на любви и уважении личности ребенка.

Наша практика показывает, что студенты педагогических учебных заведений, даже хорошо знающие теоретический курс психологии и педагогики, часто испытывают трудности при анализе и оценке, интерпретации реальных педагогических ситуаций, затрудняются принять решение, адекватное сложившейся обстановке.

Глава 1. Основные закономерности психического развития ребенка

Детская психология – одно из важнейших направлений современной психологической науки – теснейшим образом связана с общей психологией, раскрывающей природу и закономерности психики человека.

Для решения задач этого пособия нужно знать о сущности психического сознания, об особенностях, закономерностях общей и возрастной психологии. Важно иметь в виду следующее:

Развитие психики – с самого начала социальный процесс;

Психика развивается в процессе активной деятельности;

Деятельность ребенка по отношению к среде всегда опосредована его отношениями со взрослыми.


При выполнении заданий используются:

Термины, такие как ведущая деятельность, сензитивный период, зона ближайшего развития, госпитализм, факторы и движущие силы психического развития ребенка и др.;

Теории, раскрывающие суть психического развития.

Овладение терминами поможет найти общие подходы при решении любого типа задач; научит ориентироваться в ситуациях, содержащихся в упражнениях.

Выполнение задач и упражнений способствует уяснению и закреплению знаний об основных методологических принципах исследований, их построении, организации, проведении и интерпретации.

1.1

Вопрос. Почему маленьких детей должны воспитывать люди с высшей квалификацией?

Ответ. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития и тем более он раним. Не зная особенностей развития, можно легко навредить его физическому и психическому здоровью. Необходимо квалифицированное и продуманное воспитание на основе единства требований к ребенку тех, кто его окружает, воспитывает.

1.2

Вопрос. Что имел в виду Л.Н. Толстой, говоря, что «от рождения ребенка до четырех лет – целая вечность, а от четырех лет до меня, старца, – лишь шаг»?

Ответ. Л.Н. Толстой имел в виду, что в первые годы ребенок приобретает столько знаний, сколько он не получит за последующие 20 лет.

Очень интенсивно развивается человек в свои первые три года. Трехлетний ребенок владеет следующими навыками:

Умеет вступать во взаимоотношения;

Усвоил речь и хорошо ее чувствует;

Заявляет о своей личности;

Демонстрирует то, на что способен («я сам»).

Дети в три года должны уметь:

Показывать свои глаза, нос, рот;

Повторять предложение, включающее до шести слов (например: «Я очень люблю свою добрую маму»);

Повторять по памяти два числа;

Называть предметы, изображенные на рисунке;

Называть свою фамилию.


Особенности дошкольного возраста:

Активно развиваются все психические процессы;

Появляются тонкие переживания;

Рождаются новые высшие чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные);

Складываются интересы;

Развиваются способности, закладываются основы характера.

1.3

Вопрос. В чем состоят закономерности психического развития?

Ответ. Сформулируем их ниже.

Неравномерность. Чем младше ребенок, тем выше и неравномернее темпы его физического и психического развития. Различные психические функции, свойства и образования развиваются по-разному: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада.

О неравномерности психического развития судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний в развитии функций приходится на период их высших достижений. Чем больше уровень продуктивности в развитии, тем выраженнее колебательный характер ее возрастной динамики (Е.Ф. Рыбалко).

Динамика развития познавательных функций на протяжении детского, подросткового и юношеского периода такова, что по мере взросления резко уменьшается перепад в развитии функций, но увеличивается частота колебаний. Иначе говоря, сложная система как бы сама себя стабилизирует, поддерживает свою целостность и при этом функции динамично развиваются.

Гетерохронность. Согласно гетерохронности фазы развития отдельных органов и функций не совпадают во времени. Это вызвано особенностями ее структуры, прежде всего неоднородностью элементов. По мнению П.К. Анохина, гетерохронность – закономерность, заключающаяся в неравномерном «развертывании» наследственной информации. Например, вначале формируются филогенетически более древние анализаторы, а затем – более молодые.

Немецким педагогом и психологом Э. Мейманом показано: чем нужнее та или иная функция, тем раньше она развивается. Например, ребенок учится ориентироваться в пространстве быстрее, чем во времени.

Неустойчивость развития. Понятие тесно связано с неравномерностью и гетерохронностью. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости – динамизм системы – возможен на основе частых мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций – с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития. Сензитивные периоды развития – время повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к обучению и воспитанию.

Б.Г. Ананьев понимал сензитивность как временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения, и как следствие – действия созревания функций и относительной сформированности сложных действий, обеспечивающих более высокий уровень функционирования мозга.

Сензитивные периоды ограничены во времени. Поэтому если сензитивный период развития той или иной функции упущен, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

Кумулятивность психического развития. Результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, определенным образом трансформируясь. Такое накопление подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Например, подобным образом происходит последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая его форма возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

Дивергентность и конвергентность. Две противоречивые и взаимосвязанные тенденции, когда дивергенция – многообразие признаков, появляющихся в процессе психического развития, а конвергенция – сужение многообразия, усиление избирательности.

1.4

Вопрос. Что такое психологическое новообразование?

Ответ. Его можно охарактеризовать следующим образом:

Психические и социальные изменения (от психических процессов до свойств личности), возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь;

Обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка в дальнейшем.

Психологические новообразования существенным образом меняют психологическую картину возраста.

Основные новообразования становятся условиями и способами развития в следующий возрастной период. Например, наглядно-действенное мышление – необходимое условие развития мышления образного.

1.5

Вопрос. Как определяется наступление сензитивного периода развития ребенка?

Ответ. Функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Время начала сензитивного периода у каждого ребенка индивидуально. Его можно определить по направлению деятельности ребенка. Именно в самом начале сензитивного периода эффективность обучения детей наибольшая.

1.6

Ситуация. Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые воспитанники старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют примитивнее младших детей, которые начали посещать детский сад гораздо раньше.

Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование.

Решение. Причина в том, что упущен сензитивный период развития игры. Вероятно, в семье ребенка не учили играть.

1.7

Ситуация. Петя (2,7 года) много болел, подолгу находился в больнице, почти не разговаривал. Впоследствии маме пришлось потратить много сил, чтобы сын стал нормально говорить.

Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.

Решение. Основная причина – упущен сензитивный период освоения речи (от 1,5 до 3 лет), наиболее благоприятный для усвоения речи ребенком.

1.8

Вопрос. Как проявляется взаимодействие биологического и социального факторов в развитии личности?

Ответ. Л.С. Выготский в своей работе, посвященной истории развития высших психических функций, писал, что историческое развитие человечества отлично от биологической эволюции животных видов. Психологическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Высшие психические функции развиваются без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам.

Ученый писал: «Развитие высших психических функций составляет одну из важнейших сторон культурного развития поведения. Говоря о культурном развитии ребенка, мы имеем в виду процесс, соответствующий психическому развитию, совершавшемуся в процессе исторического развития человечества…».

Употребление орудий дало возможность человеку, оторвавшемуся от биологических развивающихся форм, перейти на уровень высших форм поведения.

В свете данных генетической психологии можно различать две линии психического развития ребенка, соответствующие двум линиям филогенетического развития. Эти линии реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. В этом состоит самое основное своеобразие психического развития ребенка.


Природные предпосылки – строение организма, его функции, созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют, какие именно психические качества появятся у ребенка. Источник – общественный опыт – среда и воспитание.

1.9

Вопрос. Что является движущими силами, условиями и источниками развития ребенка?

Ответ. Для процесса индивидуального развития условия могут быть благоприятными или неблагоприятными. Л.С. Выготский показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека.

Социальная ситуация развития ребенка – основное понятие механизма психического развития. Это та конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной). Социальная ситуация развития – исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение возрастного периода. Сложившаяся система взаимоотношений ребенка со взрослыми выступает источником психического развития.

В рамках социальной ситуации развития выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование у ребенка основных психологических новообразований на данной ступени развития. Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает появление новых психических образований. Выделяют несколько видов ведущей деятельности (табл. 1).


Таблица 1 Ведущие виды деятельности



Растущие психические возможности ребенка естественным образом являются источником противоречий в системе взаимоотношений ребенка со взрослыми. Эти противоречия находят свое выражение в несоответствии новых психологических возможностей ребенка старой форме его взаимоотношений с окружающими людьми. В этот момент наступает кризис развития.

Кризис развития как механизм развития – переломный пункт в нормальном течении психического развития ребенка. По словам Л.С. Выготского, он возникает, когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл. Переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Сущность каждого кризиса, отмечал ученый, заключается в перестройке внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменении потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Кризис развития возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником его возникновения выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Такое противоречие – основная движущая сила развития ребенка.

Если взрослые учитывают происходящие изменения и в соответствии с ними выстраивают свои отношения с ребенком, то протекание кризиса смягчается. А.Н. Леонтьев по этому поводу говорил: «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии». Наличие кризисных периодов предполагает существование стабильных периодов.

1.10

Вопрос. Как соотносится обучение и развитие?

Ответ. Рассмотрим несколько теорий.

Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др. считают, что развитие совершается само собой (спонтанно) и в соответствии со своей внутренней логикой. Воспитание должно следовать за развитием. Оно как бы «идет в хвосте развития». Взрослый должен учитывать тот уровень развития, которого достиг ребенок, и приспосабливать методику обучения к этому уровню.

По Ж. Пиаже, интеллект развивается по внутренним закономерностям. Именно им должно подчиняться обучение. Спонтанность заключается в том, что существуют строго определенные стадии развития. Например, для возраста 7–10 лет характерен уровень конкретных операций с предметами. Лишь к 11–12 годам складываются словесные или формальные операции.

В.В. Давыдов показал возможность развития этих операций значительно раньше при соответствующем обучении с помощью мерок.

Э. Торндайк, Дж. Уотсон и др. отождествляют обучение и развитие, которые совершаются параллельно, т. е. каждый шаг в обучении соответствует шагу в развитии. Л.С. Выготский, критикуя такую позицию, писал, что развитие ребенка никогда не следует как тень за отбрасывающим его предметом, за школьным обучением.

Дж. Брунер считает, что обучение не зависит от развития. Поэтому каждому ребенку на любой стадии развития можно преподать любой предмет. Все зависит от методики обучения. Правда, Дж. Брунер не всегда последователен. В ряде высказываний он утверждает, что обучение ведет за собой развитие.

Л.В. Занков в своей теории основывается на том, что обучение должно вести за собой развитие. Л.С. Выготский подчеркивал ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности ребенка, утверждал, что обучение всегда должно идти впереди развития. Но насколько впереди?

1.11

Вопрос. Какие два уровня развития детей выделяет Л.С. Выготский?

Ответ. Советский психолог выделил следующие этапы.

Уровень актуального развития. Это особенности психических функций, сложившиеся на сегодняшний день. Это достижения, имеющиеся к моменту обучения.

Зона ближайшего развития. То, что ребенок может сделать в условиях сотрудничества со взрослым, под его непосредственным руководством. Это разница между тем, что ребенок может сделать сам, и что – при помощи взрослого. Учителю виден завтрашний день развития воспитанника, его ближайшие возможности: то, что вчера он делал со взрослым, завтра сможет выполнять сам.

1.12

Вопрос. Каковы основные признаки понятия зоны ближайшего развития в культурно-исторической теории Л.С. Выготского?

Ответ. Выделяют следующие признаки:

Появление нового всегда основывается на пройденных циклах развития, на его актуальном уровне;

Понятие «зона ближайшего развития» как следствие закона развития высших психических функций опирается на опосредованный характер их развития, на гипотезу о системном и смысловом строении сознания, на закон гетерохронности;

Зона ближайшего развития в сотрудничестве со взрослыми связана с приобретением вспомогательных культурных средств;

Зона ближайшего развития напрямую связана с процессом обучения и умственного развития;

Зона ближайшего развития может служить средством диагностики и прогнозирования развития ребенка. Она показывает меру зрелости психических процессов. Если зона актуального развития показывает, что ребенок может, то зона ближайшего развития прогнозирует его возможности в обучении.

1.13

Ситуация. Зона ближайшего развития у разных детей может быть различной. Так, у Пети она более узкая, а у Коли – шире.

Кому из детей помощь взрослого необходима больше?

Решение. Петя особенно нуждается в помощи разного характера при выполнении заданий. Так, если Коле для понимания смысла рассказа достаточно обычного чтения, то Пете необходимо рассказ персонифицировать, а может быть, и использовать драматизированную форму предъявления текста рассказа. Можно предположить, что у Коли уровень развития интеллекта выше.

Таким образом, зона ближайшего развития может служить средством диагностики развития. Чем меньше помощи требуется и чем быстрее ребенок начинает пользоваться способами решения заданий, предложенных взрослым, тем прогноз благоприятнее.

Процесс индивидуального развития предопределяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением.

Психического развития в онтогенезе. Выделены следующие разделы возрастной психологии : психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология , психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология . Д.Б. Эльконин в своем «Введении в детскую психологию » определил ее предмет как изучение процесса становления...

https://www.сайт/psychology/17467

Каждый человек подчиняется этому ходу. Но это скорее лирическое отступление, чем описание предмета возрастной психологии . Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Таким образом, она ставит... Э.Эриксона и Э.Фромма. Это увлекательная и, на мой взгляд, мало исследованная страница истории возрастной психологии . Итак, возрастная психология как наука начинается с того момента, когда встречаются два человека, имеющих разные цели: ...

https://www.сайт/psychology/17469

Стали публиковаться в зарубежных изданиях (исследования И.А. Сикорского, А.П. Нечаева и др.). Русские ученые активно включились в исследование проблем, волновавших ученых и общественных деятелей во всем мире. Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научные основы, исследования в этой области заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке. В разработку этих проблем включились...

https://www.сайт/psychology/17478

Становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики - формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида. В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики...

https://www.сайт/psychology/17470

Всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования. Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, ... процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии . Так, психология глухонемых детей - классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие...

https://www.сайт/psychology/17473

Содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие. Возникновение метода формирующего эксперимента в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского. Замысел формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-моделирующего, ... представляет собой реализацию новой стратегии исследования в возрастной психологии - формирующей (генетической) стратегии исследования. В современном исследовании по психологии развития констатирующий и формирующий эксперименты зачастую сочетаются, ...

https://www.сайт/psychology/17472

Систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов. М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии . В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в... течение первых 8 лет жизни). Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты - так были...

https://www.сайт/psychology/17471

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии . Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории... в учении Фомы Аквинского (1225-1274) , которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология ). Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни - неотомизма). Фома Аквинский распространил...