Если учитель ставит образовательные, воспитательные цели перед детьми, значит, каждый ребёнок должен эти цели присвоить Если учитель рассказывает, значит, каждый должен слушать и понимать сказанное Если учитель задаёт вопрос, значит, этот вопрос должен встать перед каждым То есть, в каждый момент времени, когда учитель воздействует на детей, с каждым из них должны происходить те изменения, которые он планирует. Всегда ли так происходит?


Включённость должна быть деятельной. Если ребёнок 3040 минут просто слушает, он не включён. Ведь мы не знаем, что происходит в его мышлении Мы можем проверить это, если ребёнок начинает говорить или делать что-то по поводу изучаемой темы Вопрос обеспечения действенной включённости в учебную деятельность не сводится к вопросу мастерства учителя или намерений ученика он обуславливается характером самого процесса.








Здесь важно решить три главных вопроса: 1. Что изучать? (обновление содержания) 2. Зачем изучать? (ценности образования) 3. Как изучать? (обновления средств обучения) учебное занятие должно быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; темп и ритм учебного занятия должны быть оптимальными, действия преподавателя и обучающихся завершенными; необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и обучающегося, на занятии должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм; доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;











Предложите учащимся выдвинуть гипотезу, предоставьте данные и алгоритм для ее проверки, а затем вместе докажите или опровергните её. Вне зависимости от изучаемого предмета, напишите эссе о сложном и неоднозначном вопросе, например о теории вероятности, об эволюционной теории Дарвина, о геометрии Лобачевского и т.п. Научите детей думать вслух, без страха получения плохой оценки. Предложите найти дополнительную информацию по теме, не подсказывая источников (разрешите любые образовательные сайты, книги, периодические издания по выбору учеников, сделать шпаргалку). Предложите ученикам самостоятельно объяснить, почему важна та или иная тема и где она может пригодиться.


Опишите две противоположные точки зрения на изучаемую проблему и предложите найти для них общие истоки. Не выдавайте изучаемый материал за абсолютную истину. Учите детей мыслить критически. Поинтересуйтесь, что ученики думают об изучаемом вопросе, вне зависимости от точки зрения учителя или учебника. Поощряйте обмен мнениями на уроке. Пусть дети видят, что помимо мнения, высказанного в учебнике, есть еще большое разнообразие взглядов их одноклассников – правильных, неправильных, спорных. Поощряйте вопросы «зачем?» и «почему?».


Объясните ученикам, как в реальной жизни им пригодятся получаемые знания, умения и навыки. Установите связь между учебным процессом и личностным развитием. Покажите, что знания, накопленные наукой, на самом деле ограниченны и осталось еще много «белых пятен», которые предстоит заполнить.


Учите детей ставить для себя ближние и дальние цели, помогайте учащимся отслеживать свой прогресс. Придумайте небольшие «награды» за достижение целей. Регулярно рассказывайте о том, какой прогресс совершили ученики. Вместе анализируйте старые успехи и старые ошибки учащихся, помогите найти их причины и закономерности. Не забывайте про зону ближайшего развития Ваших учеников. Стремитесь постепенно расширять ее границы


Чередуйте дедуктивный и индуктивный методы объяснения нового материала. Пусть учащиеся научатся самостоятельно устанавливать взаимосвязь между общим и частным. Иногда начинайте учебное занятие «с чистого листа» – без апелляции к ранее полученным знаниям. Привлеките «экспертов» к оцениваю работ учащихся. Например, это могут быть родители или известные в Вашем городе люди, профессионалы в изучаемой области. Актуализируйте межпредметные связи. Геймификация обучения. Предложите прямо на уроке поиграть в игры иллюстрирующие изучаемые явления. Предложите создать «экспонат» по изучаемой теме своими руками






Система требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику, умение общаться. Формирование креативности это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи Для развития креативности необходима деятельностная образовательная среда Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.


УДИВЛЯЙ! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. ФОРМУЛА: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Пример. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ Тема: "Вода". - я сразу заставляю ребят удивиться. - Однажды,- говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.


БИОЛОГИЯ - Вам известно, что сова-неясыть питается мышами- зерноедами. Весит сова около 250 г. Как вы думаете, сколько зерна она способна сохранить за свою жизнь? (Ученики высказывают свои догадки: обычно от 10 до 100 кг.) Так вот, одна сова за жизнь сохраняет 50 тонн зерна! Сова в среднем живет 50 лет, съедает в год тысячу мышей, каждая из которых истребляет в год 1 кг зерна. БИОЛОГИЯ Предположим, среднегодовая (или минимальная) температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут "придумать" пингвины, чтобы выжить в таких условиях? (Учитель, задавая этот вопрос, преследует дидактическую цель: изучить реальные механизмы защиты животных в экстремальных температурных условиях.)


Творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на компетентностном уровне, позволяет каждому проявить и познать самого себя. Когда в его организации сказывается уровень дидактической культуры, эрудиция учителя и ученика, культура взаимоотношений. Это когда ученик учится сам, учит других и учащиеся его учат!


Обычные, скучные, интересные, хорошие, необычные, ни о чем, разные (предметы), веселые Обычный урок – это традиции научения, наставления, опеки. Распространенный, общепринятый, обыкновенный, простой, как всегда, нормальный, постоянный. Обычный урок стабильно, хорошо, проверенный временем урок.



Уроки с измененными способами организации: урок – встреча уроки, опирающиеся на фантазию урок-сказка уроки, имитирующие какие-либо занятия урок – путешествие, урок – экспедиция урок – рассуждения - урок – парадокс - урок-"удивительное рядом"


1. Отказ от шаблона в организации урока. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность. 4. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
1. Будь активным 2. Высказывай свою точку зрения 3.Спорь,умей слушать других 4. Думай и рассуждай 5. Правильно и грамотно говори 6. Будь успешным Чтобы процесс обучения был успешным, ученики должны успевать на каждом уроке. А успевают ученики тогда, когда они понимают то, о чём говорит учитель и могут передать полученные знания другим. Одно из условий успеха обучения - активная включённость ученика в работу на уроке.
«5» баллов «4» баллов «3» – 8-9 баллов ГЕНИЙ – 20 баллов За возражение – 3 балла За правильный ответ – 2 балла За вопрос – 1 балл За работу с понятиями – 1 балл


Понятие СодержаниеОбъём Природа Всё, что окружает нас и не создано руками человека I.По делению: 1.1 Неживая 1.2. Живая Среда жизни Все условия живой и неживой природы. В которой функционирует живая система I.По характеру среды: 1.1. Водная 1.2.Наземно-воздушная 1.3. Почвенная 1.4. Организм как среда

Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?

Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".

Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.

Конечно, лучший способ - проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.

Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.

1. Эффектное начало - залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.

2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!

3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.

4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.

5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция - опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.

6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.

7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.

Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!

8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться - самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.

И напоследок - пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов - штука увлекательная.

История - один из основных предметов школьного гуманитарного цикла. В новых стандартах образования преподаванию этой дисциплины уделено важное место, подчёркивается её значение для формирования патриотизма и гражданственности. Тем актуальнее становится выбор новых, нестандартных идей для проведения уроков истории. Можно предложить несколько вариантов.

Путешествие

В отличие от других наглядных пособий, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры

Такую форму урока можно использовать при изучении темы о Великих географических открытиях при изучении Всеобщей истории или темы об освоении Сибири и Дальнего Востока русскими путешественниками в рамках истории России XVI–XVIII вв.

Целью урока станет систематизация знаний, а в качестве задач можно указать формирование умений работать с исторической картой, анализировать и синтезировать информацию, формулировать выводы.

Для проведения урока необходимы атласы по соответствующему периоду, большая демонстрационная карта, можно составить презентацию с портретами географов и путешественников.

Требуется провести подготовительную работу: разделить учеников на группы, каждой дать задание подготовить сообщение об одном из этапов путешествия, о местном населении, об особенностях географии новых земель, о способах присоединения территорий. В процессе урока ученики поделятся новой информацией, совместно научатся пользоваться картой, общими усилиями сделают вывод по теме урока.

Погружение в историческую реальность

Картина В.Н.Курдюмова. 1911 г

Такой урок можно провести по теме «Повседневная жизнь помещичьей усадьбы». Его целью будет формирование представления об исторической действительности. В процессе урока решаются задачи по формированию умения логически мыслить, работать с информацией, делать выводы.

Для проведения урока необходимы наглядные материалы: изображения усадьбы, её план, изображения людей разных сословий и рода занятий, иллюстрации типичных сельскохозяйственных работ. Можно оформить в виде презентации.

Ход урока зависит от возраста учеников. В младших классах больше внимания уделяется рассказу учителя, его взаимодействию с учениками. Вопросы, которые формулируются по ходу изложения, стимулируют интерес и вовлечённость детей в обсуждение жизни усадьбы. В старших классах имеет смысл в ходе урока «назначить» учеников владельцем, управляющим, крестьянином, ремесленником и устроить обсуждение условий жизни и обязанностей каждого «жителя». Живой диалог, дискуссия, эмоциональная вовлечённость позволит лучше понять историю.

Диспут

Современники и многие советские историки считали реформу Александра II половинчатой и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причём ущербный и несправедливый

Такой урок можно провести при обсуждении проблемы исторического развития. Так, одним из вариантов является дискуссия на тему «Был ли кризис крепостного права в России в середине XIX в.?» Целью урока станет становление умения формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Такая форма урока предполагает подготовку. Заранее ученики разделяются на две команды - сторонников и противников наличия кризиса. И дома готовят мини-сообщения по одному из аспектов крепостничества.

Лучше всего на доске составить таблицу с указанием аргументов той и другой стороны. Учитель регулирует процесс дебатов и останавливает его в случае излишней эмоциональной увлечённости учеников. В конце урока аргументы анализируются и делается вывод.

Ролевая игра

Мирный договор между Русским царством и Шведской империей, завершивший Северную войну 1700-1721 годов

Темой для такого урока может стать яркое или важное событие российской истории, например, заключение Ништадского мира. Ученикам в рамках этой темы можно предложить представить конгресс по заключению мирного договора. Целью урока станет обобщение и контроль знаний по изученной теме «Северная война». Задачами урока можно поставить формирование умения работать с исторической информацией.

Детей стоит разделить на группы по «ролям»: военные, дипломаты, финансисты. Каждая из групп дублируется, представляя «интересы» Швеции и России. Домашним заданием является подбор информации и анализ текста Ништадского договора, который позволяет понять, какие вопросы обсуждались и какие решения были приняты. Эта форма урока даёт ученикам представление о сложности и нюансах международных отношений.

Конференция

Для учеников 5–9 классов рационально использовать в этом ключе родоведческие исследования. Цель - формирование представления о человеке в истории, о влиянии исторических процессов на человеческие судьбы.

Довольно сложный организационно урок может готовиться в течение всего года и стать итоговым. Ученики вместе с родителями (только по желанию, не весь класс поголовно) составляют родословную семьи, изучают семейную историю. И на уроке представляют результаты своего труда. Рассказывая о предках, дети проникаются «духом истории», она перестаёт быть для них «собранием глупых дат и скучных фактов». За каждой такой датой стоит историческое явление, повлиявшее на судьбы целых поколений. И это можно проследить благодаря генеалогическим изысканиям.

Встреча

Такие встречи позволят проводить дискуссиями в культуре об образах исторических деятелей, олицетворяющих крупные исторические свершения

В соответствии с темой урока можно пригласить специалиста в этой области, который ярко, эмоционально, увлечённо и грамотно расскажет то, что не написано в учебнике. Гостем может быть учёный, военный, писатель, путешественник.

Экскурсия

Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона

По теме урока можно провести экскурсию в музей. Так, если изучается русское искусство, разумным выбором станет экспозиция в музее изобразительных искусств. Исторические темы хорошо рассматривать в краеведческих музеях, где показана региональная специфика истории большой страны. Домашним заданием можно выбрать эссе или сочинение.

Мастер-класс

«Нива» - популярный еженедельный русский журнал с приложениями, издававшийся со второй половины XIX до начала XX века

Урок подходит только для старшеклассников.

Довольно интересно можно рассмотреть тему истории русской культуры второй половины XIX в., несколько отойдя от привычного Золотого и Серебряного века и обратившись к одному из аспектов культуры - периодическим изданиям. Они довольно интересны и разнообразны, имели разный круг читателей. Можно воспользоваться ресурсами местной библиотеки музея или дома редкой книги. Это урок, который можно провести на базе библиотеки, запросив предварительно издания XIX - начала XX вв. На уроке рассказать об этих изданиях, показать и дать в руки «живую историю». А потом предложить детям создать свой журнал «События нашего класса» с периодичностью раз в четверть.

Игра «Умницы и умники»

Всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада, выходящая на «Первом канале» с 29 ноября 1992 года

Можно воспроизвести формат занимательного телешоу, выбрав исторический период или тему. Цель - обобщение и систематизация знаний, контроль изученной темы. Требует от учителя тщательной и скрупулёзной подготовки. Но можно дать детям задания приготовить друг другу вопросы. Это увлекает и позволяет развивать логическое мышление. Интересно предложить учащимся отгадывать загадки разных народов России. Углубляется понимание многонациональности и поликультурности страны.

Комплексный урок. История и литература

Уже со времен античности признавалось, что занятие историей требует серьезных литературных навыков

Подходит для изучения художественных произведений в историческом контексте. Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи.

Требуется подготовка: подбор произведений для анализа и дискуссии. Ученикам предлагаются стихи русских поэтов, посвящённые тем или иным историческим событиям. Учащиеся определяют событие, выделяют его черты, описанные автором. Более сложное задание - определить степень соответствия художественного образа исторической действительности. Образность и эмоциональное восприятие сделают урок истории интересным и запоминающимся.

Таким образом, существует много разнообразных форм проведения уроков истории. Каждая из них имеет свои особенности, возможности и способы реализации. Очень много зависит от личности учителя, его желания сделать изучение предмета интересным и познавательным. Важно понимать и то, что нетрадиционные подходы должны использоваться в меру, с учётом необходимости такого урока и потенциала темы.

Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.
Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры .

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities . Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов – ролевая игра . Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы .

4) Истории

Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket” (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.


5) Общение

В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.


6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.


8) Гибкий план урока

План – необходимая часть урока, а структурированность – залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.


10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.

Успехов вам и интересных уроков!