Критерии оценивания умений обучающихся младших классов

(английский язык)

При обучении английскому языку детей 9-10 лет вряд ли стоит говорить о прямом контроле учебных действий, произносительных, грамматических, лексических навыков, а также речевых умений учащихся. Вместе с тем, занятия по иностранному языку, как и по любому общеобразовательному предмету, включённому в сетку часов начальной школы, должны оцениваться в какие-то фиксированные промежутки учебного времени (четверти, полугодия, годы) При изучении курса предполагается проведение 3-х видов контроля : текущий: При проведении текущего контроля не делается акцент на урок контроля, а проверка ЗУН проводится в игровой ненавязчивой форме. (контроль ЗУН по лексике, грамматике, орфографии); рубежный: (аудирования, чтения, говорения или письма в конце четверти);

итоговый: Важным условием контроля и оценки речевых умений учащихся также является соблюдение следующего условия: характер заданий, предлагаемых в качестве контрольных, должен быть хорошо знаком учащимся. (контроль всех видов речевой деятельности в конце учебного года). Результаты проверочных (контрольных) работ оцениваются по пятибалльной шкале.

Критерии оценки умений и навыков учащихся 3 класса

Критерии оценивания говорения Монологическая форма

Оценка Характеристика ответа

Учащийся логично строит монологическое высказывание (описание, рассказ) в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно. Ошибки практически отсутствуют. Речь учащегося понятна: практически все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок. Объем высказывания - не менее 5 фраз

Учащийся логично строит монологическое высказывание (описание, рассказ) в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Учащийся допускает отдельные лексические и грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь учащегося понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок. Объем высказывания – не менее 5 фраз

Учащийся строит монологическое высказывание (описание, рассказ) в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но: - высказывние не всегда логично, имеются повторы, - допускаются лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь отвечающего в целом понятна, учащийся в основном соблюдает интонационный рисунок. Объем высказывания – менее 5 фраз

Коммуникативная задача не выполнена. Содержание ответа не соответствует поставленной в задании коммуникативной задаче. Допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь плохо воспринимается на слух из-за большого количества фонематических ошибок.

Диалогическая форма Оценка Характеристика ответа

Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Учащийся демонстрирует навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый языковой материал соответствует поставленной КЗ. Лексические и грамматические ошибки практически отсутствуют.

Речь учащегося понятна: он не допускает фонематических ошибок, практически все звуки в потоке речи произносит правильно, соблюдает правильный интонационный рисунок. Объем высказывания – не менее 3-4 реплик с каждой стороны. 4 Учащийся логично строит диалогическое общение в соответствии с коммуникативной задачей. Уч-ся в целом демонстрирует навыки и умения языкового взаимодействия с партнером: способен начать, поддержать и закончить разговор. Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной КЗ. Могут допускаться некоторые лексические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: нет фонематических ошибок, практически все звуки в потоке речи произносит правильно, в основном соблюдает правильный интонационный рисунок. Объем высказывания менее заданного: 3- 4 реплик с каждой стороны. 3 Уч-ся логично строит диалог в соответствии с КЗ. Однако не стремится поддержать беседу. Используемые ЛЕ и ГС соответствуют поставленной КЗ. Фонематические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение. Но: - встречаются нарушения в использовании лексики, - допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Общеизвестные и простые слова произносятся неправильно. Объем высказывания менее заданного: 3- 4 реплик с каждой стороны. 2 КЗ не выполнена. Уч-ся не умеет строить диалогическое общение, не может поддержать беседу. Используется крайне ограниченный словарный запас, допускаются многочисленные лексические и грамматические ошибки, которые затрудняют понимание. Речь плохо воспринимается на слух из-за большого количества фонематических ошибок. Критерии оценивания чтения учащихся

Оценка Характеристика чтения

Хорошо владеет правилами чтения, практически не допускает ошибок. Темп чтения беглый, естественный (близкий к естественному). Ошибки делает незначительные и легко исправляет их сам. Демонстрирует освоенность всех изученных правил чтения. Учащийся полностью понял содержание текста и выполнил все задания к текстам.

Достаточно хорошо владеет техникой чтения, допускает 2-4 ошибки в пределах изученного материала, не препятствующих общему пониманию прочитанного, и сам может их исправить. Чтение в ровном темпе, с небольшими паузами. Учащийся понял содержание текста за исключением деталей и выполнив 2/3 заданий к тексту.

Темп речи невысокий, с заметными паузами. Использует простые речевые модели. Допускает большое количество ошибок, иногда препятствующих пониманию прочитанного. Учащийся понял только основное содержание текста и выполнил 1/3 задания к тексту

Большое количество грубых ошибок, часто препятствующих пониманию смысла прочитанного. Темп чтения низкий. Не владеет правилами чтения, допускает большое количество грубых ошибок, препятствующих пониманию прочитанного. Темп чтения очень низкий.

Критерии оценивания аудирования учащихся

Оценка Характеристика ответов

Учащиеся полностью поняли содержание текста на слух и выполнили все задания по тексту. Полное понимание (90-100%) Максимально допустимое количество смысловых ошибок (искажение, опущение, добавление информации) при ответе на вопросы к прослушанному тексту – 1. Максимальное количество грамматических ошибок – 1.

Учащиеся поняли содержании текста без деталей на слух и выполнили 2/3 задания. Понято более 70% содержания Максимально допустимое количество смысловых ошибок (искажение, опущение, добавление информации) при ответе на вопросы к прослушанному тексту - 2. Максимальное количество грамматических ошибок – 2.

Учащиеся поняли только основной смысл текста на слух с небольшим искажением деталей содержания и выполнили 1/3 задания. Понято более 50% содержания. Максимально допустимое количество смысловых ошибок (искажение, опущение, добавление информации) при ответе на вопросы к прослушанному тексту – 2. Максимальное количество грамматических ошибок – 4.

Учащиеся не поняли содержания текста и выполнили задания по тексту не правильно. Понято менее 50% содержания. Максимально допустимое количество смысловых ошибок при ответе на вопросы к прослушанному тексту – более 3. Максимальное количество грамматических ошибок – 5.

Критерии оценивания письменной работы учащихся

Отметка Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) 5 Превышает 75% Учащийся выполнил грамматически правильно 4 задания. 4 Не превышает 65-75% Учащийся выполнил 3 задания, допустив 2-3 грамматические ошибки. 3 Не превышает 50%-65% Учащийся допустил 4-5 грамматических ошибок и выполнил 1 задание. 2 Не превышает 25% Учащийся не выполнил ни одного задания правильно.

2015

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Стратегии подготовки и критерии оценивания раздела «Говорение» на ОГЭ по английскому языку. Горбунова Н.Г., руководитель ТУМО учителей иностранных языков

2 слайд

Описание слайда:

Формат устной части ОГЭ Задание 1 – базовый уровень чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты. Задание 2 - базовый уровень условный диалог-расспрос: ответить на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса. Задание 3 - высокий уровень необходимо построить законченное связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план, представленный в виде косвенных вопросов. Время на подготовку – 1,5 минуты

3 слайд

Описание слайда:

Задание № 1 Задание 34 You are going to read the text aloud. You have 1.5 minutes to read the text silently, and then be ready to read it aloud. Remember that you will not have more than 2 minutes for reading aloud. We are always told that we should clean our teeth regularly to keep them healthy and to have fresh breath. It is believed that people started using a kind of paste to clean their teeth around 5000 years ago. However, the ingredients of these tooth powders were very different from ours. For example, the people of ancient Egypt used salt, mint, dried flowers and pepper to create tooth powder. Later, in the 18th century, in some countries in Europe, people brushed their teeth with burnt bread. The first toothpaste appeared in 1890, in Great Britain. At first it was sold in jars. Then special tubes were designed to make the toothpaste more comfortable to use.

4 слайд

Описание слайда:

Типичные ошибки Оглушение согласных (читают "плохой" bat вместо bad). Неверные звуки (читают "плохой" bed вместо bad). Числа: 13 – 30 (thirTEEN – THIRty). Числа: Elizabeth II (Elizabeth the second). Числа: 5 000 000 people (five million_ people). Слова, которые читаются не по правилам (recipe, busy, etc). Разные части речи: preSENT (дарить, представлять) – PREsent (подарок). Разные формы глагола: read – read .

5 слайд

Описание слайда:

Задание 1: exercises to prepare Reading after the tape Reading alone Choral reading 1-minute “breaking news” activity “Phrase-of-the-day” and quotations Topic vocabulary

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Задание 2 – условный диалог-расспрос Что оценивается? Коммуникативная составляющая ответа Полнота ответа Допускаются лексические, грамматические и фонетические погрешности, не затрудняющие восприятия Максимальный балл – 6 баллов

8 слайд

Описание слайда:

Стратегии выполнения Задания 2 Внимательно слушайте вопрос, постарайтесь его запомнить Обратите внимание, в каком времени (tense) задан вопрос Используйте короткие и чёткие формулировки Помните, у Вас есть 40 секунд, чтобы дать развернутый ответ Максимальный балл – 6 баллов

9 слайд

Описание слайда:

Что делать? Услышать тему. Понять вопрос (слушать вопросительные слова и детали вопроса). Сформулировать ответ. Ответить на все части вопроса. Предположить следующие вопросы.

10 слайд

Описание слайда:

Можно: Ответить одним полным предложением. Ответить не сразу. Исправить свой ответ несколько раз. Допускать ошибки, которые не затрудняют понимание. Нельзя: Отвечать одним словом или словосочетанием. Послушать вопрос ещё раз. Переспросить. Увидеть вопросы. Говорить на другом языке.

11 слайд

Описание слайда:

Ловушки Двойной вопрос (What do you like to do in your free time? Why?). Формулировка вопроса (What are the most serious ecological problems in your town?). How often? (Often, seldom, sometimes. – Twice a week, once a year). Вопросы: would like – like.

12 слайд

Описание слайда:

Стратегии подготовки Electronic assistant: How old are you? Student: ________________________ Electronic assistant: How many times a week do you do sports? Student: _________________________ Electronic assistant: What sport is the most popular with teenagers in your region? Student: ________________________ Electronic assistant: What sports facilities are available in the place where you live? Student: _________________________ Electronic assistant: Why do you think it is important to keep fit? Student: _________________________ Electronic assistant: What would you advise a person who wants to keep fit? Student: ________________________

13 слайд

Описание слайда:

Задание 2: exercises to prepare Matching “Question – Answer” Correcting mistakes Expanding short answers Using pictures as a discussion Interviews (pair-work) Games (questions – answers) Role-playing situations

Описание слайда:

Задание 3 You are going to give a talk about the place where you live. You will have to start in 1.5 minutes and will speak for not more than 2 minutes. Remember to say: what your city, town or village is famous for; what your favourite place in your city, town or village is, and why you like it; whether you are going to stay in your city, town or village after leaving school or move to another place, and why. You have to talk continuously.

15 слайд

Описание слайда:

Что оценивается в Задании 3 Решение коммуникативной задачи – даны развернутые ответы на все вопросы – 3 балла max Организация высказывания – наличие вступительной и заключительной фразы, завершенность высказывания, правильное использование средств логической связи – 2 балла max Языковое оформление – 2 балла max – допускается не более ЧЕТЫРЕХ негрубых лексико-грамматических И/ИЛИ не более ТРЕХ негрубых фонетических ошибок Максимальный балл – 7 баллов

16 слайд

Описание слайда:

Информацию о том, какие критерии используют эксперты для оценивания монолога на сравнение и противопоставление картинок в задании №4 устной части ЕГЭ
Разбор и оценку одного из ответов по критериям с точки зрения экзаменатора-эксперта

В предыдущих статьях мы с вами составили ответ на задание номер 4 устной части ЕГЭ по английскому языку.

О каждом из этапов есть отдельная статья,

с ключевыми фразами и конкретными примерами.

Получить эту информацию можно, нажав на ссылку каждого этапа выше.

А как бы именно этот ответ был оценен экспертами?

Давайте сегодня с этим разберемся.

Начнем с того, что проверяющий ваш устный ответ эксперт не просто ищет ошибки лексики или грамматики,

а оценивает его по нескольким критериям.

Вот эти критерии для задания 4 устной части ЕГЭ:

  1. — проще говоря, насколько полно и развернуто в вашем монологе присутствовали ответы на все пункты плана

Решение коммуникативной задачи это очень важный критерий,

который оценивается из максимума в 3 балла.

Вы получите за решение коммуникативной задачи:

3 балла — если задача выполнена полностью (все 5 пунктов плана раскрыты полно, точно и развернуто),

в ответе не менее 12-15 фраз

2 балла — если один аспект не раскрыт совсем (все остальные — полно) ИЛИ один-два раскрыты неполно ,

в монологе 9-11 фраз

1 балл — если два аспекта не раскрыты (все остальные полно) ИЛИ все пункты плана раскрыты не развернуто ,

всего 6-8 предложений

0 баллов — если коммуникативная задача выполнена менее чем на 50% (три и более пунктов не раскрыты),

5 и менее фраз

ВНИМАНИЕ!

При нуле баллов за коммуникативную задачу ВСЕ задание номер 4 устной части ЕГЭ оценивается в 0 баллов!

Давайте вспомним , который у нас получился и оценим его по этому первому критерию.

Напомню как выглядело задание.

Формулировка задания:

Study the two photographs. In 1.5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:

give a brief description of the photos (action, location)

say what the pictures have in common

say in what way the pictures are different

say which of the activities presented in the pictures you’d prefer

explain why


Наш ответ:

In the first photo this seems like a weekend which the family is spending together riding their bikes outside a city. We can tell by the expressions of their faces that they are enjoying the day.

In the second photo it looks as though a lot of professional sportsmen are taking part in the competition somewhere in the city. The cyclists look rather competitive.

The pictures are similar in that they both show the people of different age who are in the process of riding their bicycles.

The pictures are different in a couple of ways. The first one is in the number of people presented. We can see only three members of the family in the first photo, in the second one there is the huge crowd of the cyclists. It’s an obvious difference. Moreover, the family is riding just for pleasure, the competitors are definitely trying to win or to reach their own goals.

To be honest, I’m not into sport at all and I’m not that keen on riding bikes. I’d rather stay at home at the weekend but if I had to choose I would go for a family trip with my parents. I’m not going to choose a race because I’m afraid of speed, I can’t ride well enough. Also I usually don’t feel comfortable in a crowd.

В нашем ответе 15 фраз и мы постарались полно и развернуто ответить на все вопросы.

Критерий «Решение коммуникативной задачи» — 3 балла из 3х

2. Организация высказывания — на сколько монолог логичен, связан и имеет завершенный характер

Здесь максиму — 2 балла.

Итак, вы заслужите за организацию монолога:

2 балла — если высказывание логично , есть вступительная и заключительная фразы ,

правильно использованы средства логической связи (but, also, to be honest, more over — и тому подобное)

1 балл — если монолог в основном логичен ,

но отсутствует вступительная И/ИЛИ заключительная фраз а,

не достаточно используются средства логической связи

0 баллов — высказывание не логично ,

отсутсвуют вступительная и заключительная фразы ,

почти не использованы средства связи

Вернемся к нашему ответу.

Смею предположить, что он достаточно логичен и средств логической связи в нем хватает.

Но, если в качестве вступительной фразы мы использовали вот эту

I’ve got two photographs and I’m going to compare and contrast them.

то предложение

Also I usually don’t feel comfortable in a crowd.

Поэтому, есть вероятность что с таким ответом один балл за организацию высказывания эксперты могут снять.

Критерий «Организация высказывания» — 1 балл из 2х

Я не очень люблю фразы типа «That’s all that I wanted to tell about these two photos»,

но, возможно,

для соблюдения формальностей без нее или ей подобной без потери баллов на этом критерии не обойтись.

3. Языковое оформление высказывания — здесь оценивается лексика и грамматика, которую вы используете, ваши ошибки и произношение

Максимально по данному критерию можно получить 2 балла.

Например, за языковое оформление вы получите:

2 балла — если ваш словарный запас и используемые грамматические структуры будут высокого уровня сложности и будут соответствовать поставленной задаче .

Допускается не более 2х негрубых лекико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более 2х негрубых фонетических ошибок.

1 балл — лексика и грамматика в основном соответствуют поставленной задаче,

допускается не более 4х лекико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более 4х фонетических ошибок.

0 баллов — если понимание монолога затруднено из-за многочисленных ошибок (5 и более лекико-грамматических ошибок)

И/ИЛИ 5 и более фонетических ошибок.

Если посмотреть на наш с вами ответ,

Критерии оценивания заданий устной части ЕГЭ по иностранным языкам

Задание 2 (максимум – 5 баллов).

Оценивается отдельно каждый из пяти задаваемых вопросов.

Задания 3 и 4 (описание фото и сравнение двух фото) – 7 баллов за одно задание (максимум – 14 баллов).

Баллы Решение коммуникативной задачи (содержание)* Организация высказывания Языковое оформление высказывания
Коммуникативная задача выполнена полностью: содержа­ние полно, точно и развёрнуто отра­жает все аспекты, указанные в задании (12-15 фраз)
Коммуникативная задача выполнена частично: один аспект не раскрыт (остальные раскрыты полно), ИЛИ один-два раскрыты неполно (9-11 фраз) Высказывание логично и имеет завершённый характер; имеются вступительная и заключительная фразы, соответствующие теме. Средства логической связи используются правильно Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более двух негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более двух негрубых фонетических ошибок)
Коммуникативная задача выполнена не полностью: два аспекта не раскрыты (остальные раскрыты полно), ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (6-8 фраз) Высказывание в основном логично и имеет достаточно завершённый характер, НО отсутствует вступительная И/ИЛИ заключительная фраза, И/ИЛИ средства логической связи используются недостаточно Используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче (допускается не более четырёх лексико-грамматических ошибок (из них не более двух грубых) ИЛИ/И не более четырёх фонетических ошибок (из них не более двух грубых)
Коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%: три и более аспектов содержания не раскрыты (5 и менее фраз) Высказывание нелогично И/ИЛИ не имеет завершен­ного характера; вступительная и заключительная фразы отсутствуют; средства логической связи практически не используются Понимание высказывания затруднено из-за многочис­ленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (пять и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок

*Примечание. При получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Английский язык. Устная часть. Дополнительная схема оценивания задания 1 «Чтение текста вслух»

Английский язык. Устная часть. Дополнительная схема оценивания задания 2 (условный диалог-расспрос).

ФИО эксперта_____________________________ Код эксперта ____________________

НОМЕР БЛАНКА
Холистическое оценивание Вопрос 1 по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия
Вопрос 2по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия
Вопрос 3 по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия
Вопрос 4по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия
Вопрос 5 по содержанию отвечает поставленной задаче; имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса; возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 5)

Английский язык. Устная часть. Дополнительная схема оценивания задания 3 (описание фото).

ФИО эксперта_____________________________ Код эксперта ____________________

НОМЕР БЛАНКА
Аспект 1. Ответ на вопрос, когда было сделано фото, дан
Аспект 2.Ответ на вопрос, кто/что изображено на фото, дан
Аспект 3.Ответ на вопрос, что происходит на фото, дан
Аспект 4.Ответ на вопрос, почему автор сделал это фото, дан
Аспект 5.Ответ на вопрос, почему автор решил показать это фото другу, дан
2. Организация Наличие вступления и заключения, завершённость высказывания
3.

Английский язык. Устная часть. Дополнительная схема оценивания задания 4 (сравнение двух фото).

ФИО эксперта_____________________________ Код эксперта ____________________

НОМЕР БЛАНКА
1. Решение коммуникативной задачи (Содержание) Аспект 1. Краткое описание фотографий (что происходит на фото и где) дано
Аспект 2.Ответ на вопрос о сходстве фотографий дан
Аспект 3.Ответ на вопрос о различиях дан
Аспект 4.Ответ на вопрос о предпочтениях экзаменуемого дан
Аспект 5.Обоснование своих предпочтений дано
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 3)
2. Организация Наличие вступления и заключения, завершенность высказывания
Логичность и использование средств логической связи
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)
3. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (максимальный балл – 2)

Коммуникативная компетенция и ее составляющие несколько по-разному трактуются в зарубежной и отечественной методической традиции разными научно-практическими школами, которые, тем не менее, в основном сходятся в ее лингвометодическом описании. Подробный сравнительный анализ см.: Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: Еврошкола, 2004.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.//Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2–11 классы./ Образование в документах и комментариях.– М.: АСТ. Астрель, 2004. с.93.

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, 2004.

См. Вербицкая М.В. Проверка навыков устной речи на едином государственном экзамене по иностранному языку. - .. Федеральный институт педагогических измерений: Сборник статей к пятилетию института / под ред. А.Г. Ершова, Г.С. Ковалевой. – М., ЭКСМО, 2007. С. 98-107.

ФГОС 2012 г.

Соловова Е.Н., Родоманченко А.С. Формы контроля монологических умений в международных экзаменах по английскому языку.-//Иностранные языки в школе, 2013, №2, с.39-46.

Первая цифра обозначает номер задания по нумерации заданий устной части ЕГЭ по иностранным языкам, т.е. задание 1 – чтение текста вслух, задание 2 – вопросы; задание 3 – описание фото, задание 4 – сравнение двух фотографий. Вторая цифра обозначает конкретный вариант.

Третья цифра условно обозначает конкретный анализируемый ответ учащегося.

Update. Обратите внимание, что эта статья была написана в 2015 г., и с тех пор не обновлялась и не дополнялась.

Я хотела бы собрать в одной статье всё, что мне известно на сегодняшний день о формате устной части ЕГЭ по английскому языку, а также о критериях оценивания экзамена. Всё изложенное ниже основано на информации, выложенной на сайте Федерального института педагогических измерений, а также презентациях и докладах, проведенных компанией Macmillan, в особенности тех, что были сделаны Марией Валерьевной Вербицкой, автором многочисленных пособий по английскому языку , одним из ведущих экспертов по ЕГЭ. Я постаралась быть максимально точной и внимательной при изложении фактов. Если Вы считаете, что какая-то информация в данной статье является неточной или устаревшей, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Для начала небольшое объявление. Демо-версии экзамена и весь пакет документов (спецификаторы, кодификаторы, демоверсии) по экзамену находится на новом сайте по адресу http://new.fipi.ru . (старый сайт действует, там размещен банк открытых заданий).

Устную часть ЕГЭ по иностранному языку хотели вернуть довольно давно. Проблема заключалась только в том, как это сделать в доступной и методически обоснованной форме. На стадии эксперимента, в 2004-2008 годах, устная часть была, но затем приняли решение её исключить. Главным образом из-за организационных сложностей, таких как ограничение по времени (экзамен длительный, учащиеся сильно устают), плохое техническое оснащение и недостаточное количество экспертов.

При внедрении говорения в учебном 2014-2015 году решили пойти по пути компьютеризации , то есть отказались от участия «живого» экзаменатора (в аудитории будет только технический специалист), ученики «общаются» с компьютером, ведётся цифровая запись ответов, которая будет оцениваться экспертами после окончания экзамена. Со временем хотят компьютеризировать весь экзамен целиком.

Устная часть проводится в отдельный день , после нескольких дней перерыва.

Максимальное количество баллов за устную часть - 20. За письменную - 80 баллов.

Устная часть не (!) является обязательной, но её необходимо будет сдавать тем, кто хочет получить за экзамен более 80 баллов.

Минимальный балл в настоящее время - 22, раньше было 20. Порог очень низкий, 99% учащихся его преодолевают.

При разработке экзамена составители столкнулись с огромным количеством научно-методических сложностей, касающихся формата экзамена, уровней сложности и критериев оценки.В этом году устная часть ЕГЭ по английскому языку будет состоять из следующих заданий.

1. Выразительное чтение фрагмента информационного или научно-популярного текста вслух.

Пример.

«С3. Imagine that you are preparing a project with your friend.You have found some interesting material for the presentation and you want to read this text to your friend. You have one minute to read the text silently, then be ready to read it out aloud.

You don’t see many birds in winter. Most have left your area. Those that stay are not as active. Activity uses energy that is needed to keep warm. The worst problems for birds in winter are getting enough heat and holding on to the heat once it is made. These are problems for all birds.»

Задание базового уровня, оценка - 1 балл .

От учащихся требуется внятное и выразительное чтение, которое легко, без сбоев в коммуникации воспринимается со слуха.

Основные критерии оценивания:

  • речь воспринимается легко,
  • необоснованные паузы отсутствуют,
  • фразовое ударение, интонационный контур и произношение слов без нарушения нормы,
  • ударение в словах расставлено верно.

Допускается не более 5-ти фонетических ошибок (в том числе 1-2 ошибок, искажающих смысл), то есть даже если учащийся допустит 5 фонетических ошибок, то всё равно получит 1 балл. Оценка 0 баллов выставляется, если речь воспринимается с трудом (большое количество неестественных пауз, запинок, неверное ударение, более 5-ти фонетических ошибок, более 3-х ошибок, искажающих смысл).

2. Условный диалог-расспрос с вербальной и визуальной опорой.

«C4. Study the advertisement.

You decided to visit the place and now you are calling to make some clarifications. In a minute you are to ask five questions to find out the following:
1) dates for departures
2) hotel facilities
3) if breakfast is included
4) number of city tours
5) availability of party reductions»

Необходимо задать 5 прямых вопросов (любого типа) по опорным ключевым словам, которые есть в задании.

Задание базового уровня. За каждый вопрос — 1 балл . Всего максимум 5 баллов .

Вопрос по содержанию должен отвечать поставленной задаче, то есть спрашивать необходимо о том, о чем требуется спросить, и иметь правильную грамматическую форму прямого вопроса. Оценивается языковое и интонационное оформление. Интонация должна соответствовать типу задаваемого прямого вопроса, возможные фонетические и лексические погрешности не должны затруднять восприятие.

Оценка 0 баллов выставляется, если вопрос не задан, если содержательно вопрос неверный, если вопрос грамматически не оформлен, или есть ошибки лексического и фонетического характера, препятствующие коммуникации.

Здесь возможны споры относительно типов вопросов. Пока составители решили так. Разделительный вопрос возможен, просьбы из серии What about...? Could you tell me about...? не засчитываются в качестве вопросов, так как по сути это просьбы. Вопросы типа Could you tell me what the price is? не считается неправильным, если порядок слов верный.

Одна из часто встречающихся ошибок - вместо того, чтобы задавать вопросы, учащиеся начинают рассказ по картинке. В этом случае выставляется оценка 0 баллов, так как коммуникативная задача не решена.

3.Монологическое тематическое высказывание с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию.

Пример.

"C5. Imagine that while travelling during your holidays you took some photos.
Choose one photo to present to your friend. You have one minute to think it over.
When presenting the picture remember to mention:
when you took the photo
what/who is in the photo
what is happening
why you took the photo
why you decided to show the picture to your friend

Задание базового уровня. Необходимо описать только одно фото. На апробации с этим возникла проблема. Дети не читали задание, или читали невнимательно, и начинали описывать все три фотографии. По идее, на экзамене такой проблемы быть не должно, так как учащемуся необходимо будет нажать одну из трёх кнопок, и на экране останется только одна картинка.

Далее я выделю целое предложение жирным шрифтом, так как для меня этот пункт был не очевиден. Для получения высокой оценки необходим связный рассказ, состоящий из 12-15 предложений, в среднем по 3 предложения на пункт. Если учащийся скажет по каждому пункту только одно предложение, то высокого балла за данное задание он не получит.

Оцениваются три критерия:

  • решение коммуникативной задачи (3 балла).

3 балла выставляется, если коммуникативная задача выполнены полностью, содержание полно, точно и развернуто отражает все аспекты, указанные в задании. 2 балла - если один аспект (пункт плана, то, что в отточиях) не раскрыт, 1 балл- если не раскрыты два аспекта (или раскрыты все аспекты, но сказано очень мало). 0 баллов - если задание было проигнорировано, или не раскрыты три или более аспекта.

  • Организация устного высказывания (максимум 2 балла).

Вот здесь я не очень согласна с требованиями, а именно необходимостью говорить вступительную и заключительную фразы, например, I"d like to show this photo/ That"s one of the most beautiful photos ... или That"s all I wanted to say... Но... требования есть требования.

  • Языковое оформление высказывания (максимум 2 балла).

Языковое оформление - сложный и довольно субъективный критерий, здесь имеет большое значение разница в подходах экспертов. Так как речь спонтанная (1 минута на подготовку - это очень мало), то погрешности и оговорки допускаются. Главное, чтобы не было языковых ошибок, препятствующих коммуникации. Всего максимум 7 баллов.

Выделю еще одно предложение, так как это важно. Частая ошибка учащихся - дети говорят, что это они запечатлены на фото, хотя в задании моделируется ситуация, когда на фото их быть не может , так как они это фото сделали. В случае такой ошибки за задание выставляется 0 баллов, так как учащийся не выполнил коммуникативную задачу, не понял задание.

4. Монологическое тематическое задание.

"С6. Study the two photographs. In a minute be ready to …

1) give a brief description of the photos (action, location)
2) say in what way the pictures are different
3) say which of the pastimes presented in the pictures you prefer
4) explain your choice

Данное задание принципиально отличается от задания 3, так как является заданием высокого уровня. Здесь нужны аналитика и довольно высокий другой уровень языковой подготовки, так как базового уровня лексики и грамматики будет недостаточно. Критерии оценивания - смотри пункт 3. Всего максимум 7 баллов.

Ещё несколько моментов. Время подготовки к каждому заданию - около 1.5 минут. Время ответа на 2 первых задания - 1.5 минуты, на 2 вторых вопроса - 2 минуты. Итого на выполнение устной части экзамена- 15 минут. НЕ предполагается, что в течение экзамена учащиеся будут делать какие-то заметки в черновике, так как на подготовку дается очень мало времени. В январе у Macmillan выйдет новый сборник тестов по подготовке к ЕГЭ.

В качестве основных пособий для подготовки к ЕГЭ составители экзамена рекомендуют следующее:

ЕГЭ-2016. Английский язык. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов (+ CD). Мария Вербицкая | Купить школьный учебник в книжном интернет-магазине OZON.ru | 978-5-4454—0658-7