ПОЛОЖЕНИЕ

о Московском городском конкурсе профориентационных технологий

«ПРОФопределение – 2017»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Московского городского конкурса профориентационных технологий «ПРОФопределение – 2017» (далее – Конкурс).

1.2. Конкурс проводится Государственным бюджетным образовательным учреждением города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городским методическим центром Департамента образования города Москвы (далее – ГБОУ ГМЦ ДОгМ) в целях реализации Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–2018 годы) «Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")».

1.3. Участие в Конкурсе строится на принципах добровольности, открытости, прозрачности и равенства условий для всех участников.

1.4. Формы, содержание обязательных конкурсных испытаний и критерии оценки на каждом этапе Конкурса определяются современными требованиями к профессиональным и социальным компетенциям педагогического работника.

1.5. Руководство Конкурсом осуществляет организационный комитет Московского городского конкурса профориентационных технологий «ПРОФопределение – 2017» (далее – Оргкомитет).

1.6. Информация о Конкурсе размещается на едином информационном портале среднего профессионального образования города Москвы .

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Конкурс проводится с целью поддержки и распространения актуальных инициатив в профориентационной работе.

2.2. Основные задачи Конкурса :

– содействие профессиональному развитию и расширению профессиональных компетенций педагогических работников;

– создание условий для самореализации специалистов, раскрытие их творческого потенциала;

– совершенствование подходов к организации образовательного процесса, ориентированного на развитие личности;

– представление педагогическому сообществу лучших образцов педагогической деятельности, профессиональных компетенций, обеспечивающих высокие результаты профессионального самоопределениях обучающихся, их воспитания и развития;

– пропаганда передового опыта профориентационной деятельности;

– формирование профессиональной общности людей с едиными ценностными ориентациями.

3. Номинации Конкурса

3.1. Конкурс проходит по трём номинациям:

3.1.1. Профориентационное мероприятие: новый формат.

Презентация современных форматов в области профориентации (форсайты, квесты, дискуссионные площадки, тренинги и т. д.).

3.1.2. Интегрированный урок: взаимосвязь и целостность.

Разработка сценария урока с широким использованием межпредметных связей профессиональной направленности, в том числе сценарий школьного урока технологии на территории профессиональной образовательной организации.

3.1.3. Профориентационные инструменты: эффективность и надёжность.

3.2. Обязательным условием предоставления материалов в рамках каждой из номинаций является возможность демонстрации элемента разработки во втором туре Конкурса (см. пункт 7).

4. Участники Конкурса

4.1. В Конкурсе принимают участие педагогические работники образовательных организаций города Москвы.

5. Сроки и этапы проведения Конкурса

5.2. Первый этап Конкурса проходит с 7 октября по 30 октября 2016 года дистанционно.

На данном этапе осуществляется отбор участников Конкурса по результатам технической экспертизы и экспертной оценки предоставленного материала. Экспертиза производится в соответствии с требованиями к оформлению конкурсного материала.

I тур – мастер-класс по профориентационной технологии;

II тур – решение ситуационного кейс-задания от экспертов Конкурса.

В рамках этапа определяются финалисты Конкурса на основе оценки уровня профессиональных компетенций. Оценка профессиональных компетенций происходит в соответствии с разработанными критериями.

На данном этапе определяется абсолютный победитель и призёры Конкурса в соответствующих номинациях на основе оценки уровня общих компетенций педагогического работника. Оценка общих компетенций происходит в соответствии с разработанными критериями.

6. Первый этап Конкурса

6.1. Для участия в первом этапе Конкурса до 2 октября 2016 года кандидат проходит электронную регистрацию и заполняет анкету участника на сайте .

6.2. После получения подтверждения об участии в конкурсных испытаниях, в срок до 30 октября 2016 года ,участник направляет в адрес Оргкомитета пакет конкурсных документов с указанием в теме письма конкурсной номинации. Адрес электронной почты Оргкомитета Конкурса: [email protected]

6.3. В срок до 7 октября 2016 года оператор Конкурса организует предваряющее мероприятие – обучающий тренинг-семинар для участников по подготовке конкурсных материалов первого этапа.

6.4. В период с 8 по 30 октября 2016 года оператором Конкурса проводится техническая экспертиза конкурсного испытания первого этапа.

6.5. Требования к оформлению, регламент и критерии оценки конкурсных разработок:

6.5.1. Материал должен включать:

– информационный блок: титульный лист, пояснительную записку, план реализации, краткое содержание блоков мероприятия (сценарий урока, ход конференции, описание методики и т. п.);

– дидактический материал.

Регламент:

– объём информационного блока – до 10 страниц;

– на титульном листе указывается полное наименование образовательной организации участника, название Конкурса, точное название профориентационного мероприятия, наименование конкурсной номинации, фамилия и инициалы автора и соавторов, город, год выполнения работы;

– в пояснительной записке обосновывается актуальность и новизна применяемого подхода, указываются основные цели и задачи мероприятия, целевая аудитория, информации об используемых методах или технологиях, теоретические основы используемого метода – объем не более 1–2 листов;

– план должен включать этапы реализации, место и время проведения, краткое содержание каждого этапа, описание необходимых материалов и оборудования, указание должностных лиц, социальных партнёров и иных участников, включённых в реализацию мероприятия (если необходимо), – объём не более 1–2 листов;

краткое описание структуры и содержания проведения каждого этапа мероприятия – объём не более 1–2 листов;

– выводы о результатах (ожидаемых результатах) профориентационного мероприятия, описание ресурсных возможностей предлагаемого материала – объём не более 1–2 листов.

Требования к оформлению текста:

– формат документа *.doc, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал одинарный, расстановка переносов – автоматическая, форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине», цвет шрифта – черный, красная строка (отступ 1,25 см);

– заголовки набираются полужирным шрифтом (интервал 12 пт.), выравнивание по центру, точка в конце заголовка не ставится; заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал; заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

6.5.2. Критерии оценивания:

– соответствие регламенту;

– грамотность;

– ясность и чёткость изложения;

– точность терминологии;

– самостоятельность рассуждений;

– корректность определения воспитательных, образовательных и профориентационных целей;

– умение формулировать важность, значимость знаний, умений и навыков обучающихся для формирования образовательной и профессиональной траектории;

– убедительность и доказательность основных положений;

– отражение новейших достижений науки, техники, а также перспектив развития данной научно-практической области;

– обоснованность целей и задач, актуальности и новизны;

– эффективность применения методических приёмов, направленных на выработку организаторских и практических навыков;

– создание условий для совершенствования обучающимися знаний и практических навыков;

– наглядность обучения, использование ИКТ;

– адекватность оценки результатов проведения профориентационного мероприятия.

6.6. В период с 30 октября по 15 ноября 2016 года экспертами проводится экспертиза конкурсных материалов участников первого этапа.

6.7. В срок до 18 ноября 2016 года подводятся итоги экспертной оценки конкурсных материалов участников первого этапа, составляется рейтинговая таблица и передается в Оргкомитет Конкурса.

6.8. Список участников второго этапа Конкурса формируется и утверждается Оргкомитетом Конкурса.

6.9. Список участников второго этапа Конкурса публикуется на сайте до 20 ноября 2016 года .

6.10. Участники, не набравшие достаточно баллов для прохождения во второй этап Конкурса, получают сертификат участника первого этапа в электронном виде.

7. Второй этап Конкурса

7.1. В срок с 21 по 25 ноября 2016 года оператор Конкурса организует проведение второго этапа.

7.2. Для участников второго этапа оператором Конкурса в срок до 20 ноября 2016 года проводится установочный вебинар по процедуре проведения, регламенту и критериям оценки конкурсных испытаний второго этапа.

7.3. В срок до 21 ноября 2016 года оператор Конкурса организует предваряющее мероприятие – тренинг для участников второго этапа.

7.4. Конкурсные мероприятия второго этапа:

7.4.1. Мастер-класс по профориентационной технологии, прошедшей экспертизу на первом этапе конкурса. Мастер-класс должен отражать значение используемого метода для формирования мировоззрения, общекультурных компетенций и профессионального самоопределения. Отработка технологии проходит на группе педагогических работников в количестве 7 человек.

Регламент: до 20 минут (включая 2 минуты для самоанализа и 3 минуты ответов на вопросы жюри).

Критерии оценивания:

– глубина и оригинальность содержания;

– научная и методическая ценность;

– социальная значимость;

– умение взаимодействовать с широкой аудиторией;

– гибкость мышления и поведения;

– самоконтроль;

– доброжелательность.

7.4.2. Кейс-задание – решение предложенного экспертами ситуативного кейса без предварительной подготовки.

Регламент: 5 минут (включая 1 минуту на подготовку, 1 минуту для самоанализа и 1 минуту на обратную связь от эксперта).

Критерии оценивания:

– общий интеллектуальный и культурный уровень;

– широта кругозора;

– умение предъявлять свою позицию.

7.5. По результатам второго этапа Конкурса определяются победители и лауреаты.

7.5.1. Победители Конкурса на третьем этапе участвуют в профориентационном брифинге.

7.5.2. Участники, не прошедшие в третий этап Конкурса, получают дипломы лауреатов и сертификаты участников второго этапа.

8. Третий этап Конкурса

8.1. В срок с 1 по 8 декабря 2016 года оператор Конкурса организует проведение третьего этапа.

Место проведения определяется Оргкомитетом Конкурса.

8.2. В срок до 5 декабря 2016 года оператор Конкурса организует предваряющее мероприятие – тренинг для участников третьего этапа.

8.3. Регламент проведения третьего этапа предполагает участие в профориентационном брифинге – обсуждении актуальных проблем профориентации в современном образовании с участием ведущих экспертов и общественности.

Временной интервал: 60–90 минут.

Критерии оценивания:

– знание и понимание современных тенденций в профориентации;

– масштабность, глубина и оригинальность суждений;

– аргументированность, взвешенность, конструктивность предложений.

8.4. По результатам третьего этапа определяются абсолютный победитель и призёры Московского городского конкурса профориентационных технологий «ПРОФопределение – 2017».

9. Руководство Конкурсом

9.1. Организацию и проведение Конкурса осуществляет Оргкомитет.

9.1.1. В состав Оргкомитета входят представители Департамента образования города Москвы и подведомственных образовательных организаций (Приложение).

9.1.2. Оргкомитет осуществляет следующие функции:

– утверждает порядок проведения и содержания конкурсных заданий на каждом этапе Конкурса;

– утверждает и создаёт составы экспертных групп, жюри и счётной комиссии Конкурса;

– определяет сроки и место выдачи дипломов лауреатов и финалистов Конкурса.

9.2. В состав экспертных групп входят представители образовательных организаций, общественных организаций, методических служб, профессиональных педагогических сообществ.

9.3. Для оценивания конкурсных испытаний первого этапа Оргкомитет утверждает состав экспертной группы.

9.4. Для оценивания испытаний второго и третьего этапа Конкурса Оргкомитетом формируется жюри. Состав жюри утверждается Оргкомитетом не позднее 21 ноября 2016 года . Основным принципом формирования жюри является включение в его состав известных и/или авторитетных в педагогическом сообществе экспертов. Среди них представители Департамента образования города Москвы, Городского методического центра, законодательной и исполнительной власти России и Москвы, средств массовой информации, общественных организаций, родителей, деятелей науки, культуры и образования.

9.5. Жюри осуществляет следующие функции:

– проводит экспертную оценку профессиональных и творческих способностей участников Конкурса, проявленных в ходе выполнения испытаний;

– оценивает выполнение конкурсных испытаний в баллах в соответствии с критериями, утверждёнными Оргкомитетом;

– определяет лауреатов, призёров и победителей Конкурса.

9.6. При рассмотрении вопроса о лауреатах, призёрах и победителях решение жюри считается правомочным при наличии на заседании более половины от утверждённого количества членов жюри.

9.7. Члены жюри, не присутствовавшие на основных конкурсных испытаниях, имеют право только совещательного голоса.

9.8. Решение жюри оформляется протоколом.

9.9. Ведение делопроизводства жюри, хранение и использование его документов возлагается на секретаря жюри.

9.10. Для проведения жеребьёвки, организации подсчета баллов, набранных участниками Конкурса, подготовки сводных оценочных ведомостей по результатам выполнения конкурсных заданий второго и третьего этапов формируется счётная комиссия, состав которой утверждается Оргкомитетом.

9.11. Апелляция по результатам технической экспертизы, а также оценки конкурсных испытаний экспертами и жюри не принимается.

10. Определение и награждение лауреатов и победителей

10.1. После первого и второго этапов Конкурса определяются лауреаты, набравшие наибольшее количество баллов по результатам конкурсных испытаний.

10.2. Лауреат Конкурса, набравший наибольшее количество баллов по результатам третьего этапа после завершения профориентационного брифинга, объявляется абсолютным победителем Конкурса. При условии равенства баллов у двух участников каждому присуждается абсолютная победа в номинации.

Лауреаты, набравшие высокие баллы, но не ставшие абсолютными победителями, становятся призёрами Конкурса. Призёрам присуждаются II и III места. При условии равенства баллов у двух участников каждому присуждается призовое место в номинации.

Дополнительные призовые номинации Конкурса определяются членами жюри и экспертного сообщества по результатам подсчёта баллов за весь конкурсный период в соответствии с профориентационной направленностью педагогической деятельности участника Конкурса.

10.3. Награждение финалистов, лауреатов и победителей Конкурса осуществляется на мероприятиях, место проведения которых определяется решением Оргкомитета.

Приложение

Состав Организационного комитета и экспертов

Московского городского конкурса профориентационных технологий «ПРОФопределение – 2017»

ОРГКОМИТЕТ

Председатель:

Лебедева Марианна Владимировна, директор Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов города Москвы Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

Заместитель председателя:

Лукманова Елена Владимировна, заместитель директора ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

Члены Оргкомитета, технические эксперты:

Глезер Татьяна Викторовна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ;

Гришукова Наталья Владимировна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ;

Мирчук Марина Валентиновна, методист ГБОУ ГМЦ ДОг;

Любах Татьяна Валерьевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ;

Другина Марина Валерьевна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

ЭКСПЕРТЫ:

Пряжникова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО МГППУ;

Резапкина Галина Владимировна, психолог, старший научный сотрудник ГБОУ ВО «Академия социального управления», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», руководитель сети экспериментальных площадок по теме «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения школьников», член Союза писателей России, автор книг и методик по вопросам самоопределения молодёжи;

Асенсио Мартинес Елена Николаевна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики Института экономики бизнеса;

Алиева Наталья Ханифеевна, руководитель проекта «Zасобой»;

Карандашева Марина Геннадьевна, начальник отдела профориентации ГКУ ЦЗМ;

Пасс Юлия Валерьевна, генеральный директор проекта «ProektPro», детский психолог;

Смирнов Антон Юрьевич, генеральный продюсер Кинокомпании «Парамульт», ведущий разработчик игровых профориентационных материалов «Навигатум», режиссер, сценарист;

Жаббаров Тимур, сооснователь и партнёр компании Smart Course – системы развития подростков, соавтор профориентационного тренинга для подростков «Осознанный Выбор»;

Алтухов Виталий Владиславович, директор по разработке и исследованиям проекта «ПРОФИЛУМ»;

Руденко Александр Евсеевич, руководитель Центра профориентации ГБОУ «Школа № 1394 «Воспитательно-образовательный центр «На набережной»

Бутузова Ольга Геннадьевна, методист ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова;

Чикина Ольга Николаевна, психолог, старший методист ГБОУ Лицей № 1561;

Евсеева Анна Анатольевна, педагог-психолог ГБОУ Лицей информационных технологий № 1537;

Медникова Оксана Анатольевна, ответственный по дошкольному отделению «Цветик-семицветик» ГБОУ «Школа № 14»;

Куваева Ольга Анатольевна, специалист по профориентации ГБОУ Школа с углублённым изучением иностранных языков № 1288 им. героя Советского Союза Н.В. Троян;

Глушкова Татьяна Петровна, методист по предмету «Технология» ГБОУ ГМЦ ДОгМ.

Введение

Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассника

1.1 Особенности старшего школьного возраста. Жизненный план

1.2 Характеристика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

1.3 Самопознание в выборе профессии

1.4 Роль самооценки в профессиональном самоопределении

Глава II Особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

2.1 Цели, задачи, организация исследования

2.2 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову

2.3 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда

Заключение

Список использованной литературы

Приложение Введение.

На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведения с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего.

Анализируя факты современной действительности, невольно задумывается: в чем причина этих неудач, разочарований молодых людей?

Возможно, одной из причин является неверный выбор профессии в юности. Известно, что юность (14-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.

Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

Общество расширяет возможности жизненного самоопределения молодежи. Перед ней возможности для приложения своих сил и способностей в самых различных областях деятельности на благо общества.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.

Цель: изучить типы профессий, выбираемые школьниками.

Объект: профессиональное самоопределение старшеклассников.

Предмет: типы личности и выбранные ими виды профессий

1) анализ литературы по данной теме;

2) изучить типы профессий;

3) проанализировать полученные результаты

Гипотеза: преобладание гуманитарной направленности в выборе профессиональной деятельности и социального типа личности.

Методики: анализ, тестирование, опрос, методы интерпретации полученных результатов.

Глава I Теоретические аспекты профессионального самоопределения личности старшеклассника

1.1 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план.

Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.

Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, преде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков и юношей. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

1.2. Профессиональное самоопределение.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. . Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Проф…

Проф…

ПРОФ… (неол.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1 ) профессиональный (в 1 и 2 знач.), напр. профобразование, профболезни; 2 ) профсоюзный, напр. профбилет, профработа, профактив, профаппарат, профделегат, профдисциплина.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "проф…" в других словарях:

    проф. - проф. профессор Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. проф. профиль проф. профсоюзный организация проф … Словарь сокращений и аббревиатур

    проф - а, м. professeur m. студ. Профессор. Угревшись под чтение то ли стихов, то ли прозы. поочередно поругивали авторов: начинали доценты и юные профы. Форш Сумасш. корабль 112. Кого встречаем то? Какой вагон? Вон этот, что ли, проф? В драных джинсах? … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (нов.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач.: 1) профессиональный (в 1 и 2 знач.), напр. профобразование, профболезни; 2) профсоюзный, напр. профбилет, профработа, профактив, профаппарат, профделегат, профдисциплина. Толковый словарь … Толковый словарь Ушакова

    Проф. профессор, профессиональный Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998 … Энциклопедия культурологии

    Проф... I Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: профессиональный (профвредность, профгигиена, профобразование и т.п.). II Начальная часть сложных слов, вносящая значение слова: профсоюзный (профактив, профбилет, профсобрание и… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Проф... Первая часть сложных слов со: 1) относящийся к профессии, профессиональный, напр. профобразование, профориентация, профотбор, профтехучилище; 2) относящийся к профсоюзу, профсоюзный, напр. профактив, профбилет, профделегат, профработа,… … Толковый словарь Ожегова

    проф - проф... первая часть сложных слов, пишется слитно … Русский орфографический словарь

    ПРОФ... Первая часть сложных слов. 1. Обозначает отнесённость к профсоюзу, профсоюзной работе; профсоюзный. Профактив, профбилет, профбюро, профдвижение, профлидер, профработник. 2. Обозначает отнесённость к профессии; профессиональный.… … Энциклопедический словарь

    профіль - (фр. контур, абрис) 1. Один або кілька архітектурних обломів. 2. Контур перерізу архітектурної форми; має місце: профіль вулиці контур поземної частини поперечного перерізу … Архітектура і монументальне мистецтво

Книги

  • Маркетинг: Учебное пособие. Под ред. проф. Синяева И. М. , Под ред. проф. Синяева И.М.. В учебном пособии сформулированы теоретические, методологические и практические аспекты рыночного участия с использованием инструментов маркетинга. Для теоретического осмысления маркетинга…
  • Контроллинг промышленного предприятия: Учебник. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю., Грачев И. Д. Под ред. проф. А. М. Карминский , Фалько С.Г., Иванова Н.Ю., Грачев И.Д. Под ред. проф. А.М. Карминский. Контроллинг промышленного предприятия: Учебник. Фалько С. Г., Иванова Н. Ю., Грачев И. Д. Под ред. проф. А. М. Карминский ISBN:978-5-8199-0549-4…

2.1 Соотношение понятий «профессиональное определение» и «выбор профессии»

Существует два подхода к определению понятия «профессиональное самоопределение». Одна группа авторов считает, что профессиональное самоопределение созвучно с выбором профессии, другие, и эта точка зрения в настоящее время является наиболее распространенной, что синонимом является понятие «профессиональной идентичности». Так как, дословно, это то, как «определяет себя профессионал». Е.А.Климов уточняет, что такой подход совсем не означает отсутствие профессионального самоопределения у людей, только выбирающих будущую профессию, т.к. «потенциально он – профессионал: он – будущий профессионал» . Н.Н.Гордеева считает, что проблема профессионального самоопределения становится особенно важной в школьные годы. Такого же мнения придерживаются Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников, приведем цитату из их работы «Профориентация»: «Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в самом процессе самоопределения» .


2.2 Проблематика понятия «профессиональное самоопределение» в разных психологических школах (гуманистическая, экзистенциальная психология и культурно-историческое направление)

Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников сравнивают понятие «самоопределение» с такими понятиями как «самоактуализация», «самореализация», «самотрансценденция». Об этом писали такие известные гуманистические и экзистенциальные психологи, как А.Маслоу (он считает, что увлеченность значимой работой – одна из главных детерминант самоактуализации), К.Ясперс и И.С.Кон (предполагают, что самореализация проявляется через труд, «дело», которое делает человек), В.Франкл (добавляет, что самоопределение это еще и самотрансценденция, способность выйти за рамки самого себя).

В рамках культурно-исторического направления проблему профессионального самоопределения рассматривают с другой стороны, например, С.Л.Рубинштейн и К.А.Абульханова-Славская пишут, что центральным моментом является самодетерминация, стремление занять определенную жизненную позицию, М.Р.Гинзбург говорит, что определение себя как профессионала образует ценностно-смысловую сферу личности, психологическое настоящее и будущее.

Мы видим, что профессиональное самоопределение рассматривается в разных психологических школах по-разному, но есть константа: представление этого процесса как центрального для личностного развития. Отсюда мы можем сделать вывод, что результатом неправильного хода профессионального развития и становление личности может быть тотальная деструкция, потеря смысла, личностной идентичности, невозможность достижения самореализации.


2.3 Особенности профессионального самоопределения на разных этапах профессионального развития личности

Поскольку в предыдущем параграфе мы решили, что профессиональное самоопределение и профессиональное развитие – процессы неотделимые, необходимо понять, как первое реализуется в рамках второго.

Первые три этапа периодизации Е.А.Климова, это стадии предыгры (0 - 3 года), игры (6 - 8 лет) и овладения учебной деятельностью (6-8 лет - 11-12), на которых еще достаточно сложно выделить профессиональное самоопределение, поэтому мы будем говорить о развитии мотивации и общего положительного отношения к трудовой деятельности. Если последовательно опираться на концепцию В.Д.Шадрикова о психологической системе деятельности, мы увидим, что первая ступень – это развитие именно мотивационной структуры: "В процессе дальнейшего освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, происходит трансформация общих мотивов личности в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов" .

Стадию оптации (11-12 лет - 14-18), следует рассмотреть более подробно.

Кто такой оптант? Человек, который либо озабочен проблемой выбора (подростковый и юношеский возраст) или находится в ситуации вынужденной перемены профессии (если мы рассматриваем ситуацию, когда человеку нужно проходить по стадиям периодизации еще раз, такое же явление может произойти и в возрастном развитии из-за психологической или физической травмы) и делает этот выбор. Этой фазе соответствует процесс профессионального определения как первый шаг к профессиональному развитию личности.

Следующая стадия - стадия адепта. Здесь мы говорим о стартующем профессионале, человеке которые сделал выбор пути на предыдущем этапе и теперь начинает осваивать необходимые знания и навыки. Длительность этой фазы зависит от сложности профессии и требуемого уровня квалификации.

На следующем этапе "ребенок" начинает делать первые самостоятельные шаги - фаза адаптации молодого специалиста к работе. Происходит привыкание человека к производственной деятельности, осуществляется усвоение профессиональных и социальных норм, все это сопровождается некоторыми личностными изменениями. Один из самых важных процессов на этом этапе - формирования отношения к своей деятельности. Климов пишет о том, что на следующем этапе положительное отношение уже сформировано, но не упоминает о том, что произойдет если сформируется негативное отношение. С моей точки зрения, это приведет к кризисам личности и невозможности дальнейшего развитие, как следствие деградации, либо возвращение в фазу оптации.

Фаза интернала, здесь мы видим уже опытного работника, которые может вполне самостоятельно, надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. Интернал получает признание коллег и, значит, по Шадрикову приступает к формированию индивидуального стиля деятельности. Если на этом этапе человек достаточно успешен - профессиональное развитие идет очень быстрыми темпами, но в какой-то момент замедляется и здесь уже можно говорить о волевой регуляции профессионализации - дополнительном обучении, тренингах и прочих средствах, которые будут рассмотрены ниже.

По мере профессионального развития и выслуги лет работник переходит в фазу мастерства. Здесь он может решать достаточно сложные задачи, с которыми справятся далеко не все его коллеги. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области.

Хороший специалист обычно приобретает известность в своей профессиональном кругу или даже за его пределами. Если немного отойти от периодизации Климова в современную ситуацию на рынке труда и методы набора персонала - профессионал этой фазы является "мишенью для хедхантера", то есть его пытаются "переманить" в другие организации. Это фаза авторитета. Важно, что даже если на этом этапе карьеры работник уже не имеет столько сил и энергии, он все равно успешно решает профессиональные задачи за счет большого опыта, способности организовать работу и окружить себя помощниками.

Авторитетный профессионал имеет достаточно опыта для его передачи, более того, в большинстве случаев, у него формируется потребность в этом, в силу возраста, уровня самосознания и самооценки. Поэтому в фазе наставничества у человека появляются ученики, последователи и единомышленники, обучение которых помогает его жизни оставаться наполненной смыслом.

Особенности стадий профессионального развития – это отсутствие точных возрастных границ, что отмечает сам Климов, он объясняет это различиями в условиях жизни и культуре. Может произойти резкий обрыв на любой из стадий и возвращение к оптанту, в том случае, если профессионал по каким-либо причинам решил освоить новую профессию.

А.К. Маркова предложила свою периодизацию профессионального развития на основе критериев профессионализма личности.

Маркова предполагает, что, несмотря на то, что у разных людей наблюдаются разные пути к профессионализму, каждый проходит через определенные вехи и выделяет допрофессиональный уровень, в котором существует этап первичного ознакомления с профессией.

От допрофессионального уровня работник переходит к профессионализму, последовательно овладевая качествами профессионала, усваивая нормы и правила. Этот уровень объединяет фазы адаптанта и интернала по Климову и включает в себя этапы адаптации человека к профессии, самоактуализации и гармонизации с профессией.

Если человек включает свою деятельность творчество и новаторские идеи – это уровень суперпрофессионализма, «выход человека за пределы профессии», если в отдельных случаях на этом уровне происходит овладение другими, близкими профессиями, человек становится профессионалом – универсалом. Уровень суперпрофессионала включает в себя следующие этапы: свободное владение профессией в форме творчества, свободное владение несколькими профессиональными приемами перехода, творческое определение себя как личности профессионала.

Также Маркова выделяет уровень постпрофессионализма, который соответствует фазе наставника у Климова, однако связывает говорит о завершении профессиональной деятельности, тогда как Климов не включает этот процесс в периодизацию.

Уникальным в концепции Марковой является уровень непрофессионализма, как отсутствие необходимых профессиональных знаний и умений. При этом человек разворачивает внешне активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются деформации такие как неэффективность работы, трудоголизм и исключение личностного развития, ущербность духовно-нравственных ориентиров.

Здесь автор уточняет, что некоторые люди могут надолго «застрять» на одном из этапов, одной из причин она называет определенные противоречивые тенденции (например, «противоречие между саморазвитием и самосохранением: саморазвитие требует интенсивно вкладывать все силы и ускорять профессиональный рост, а самосохранение диктует необходимость рассчитывать силы на весь жизненный марафон» (Маркова)), которые в свою очередь могут привести к кризису профессионального развития.

Еще один ученый, который разработал собственную периодизацию – Дж. Сьюпер. Особенность его концепции – направленность на то, к чему человек стремится, в чем испытывает потребность по ходу профессионального становления. Периодизация состоит из 4 основных этапов:

Этап роста (0 – 14 лет) развитие интересов и способностей, выявление своих предпочтений.

Исследовательский этап (14-25) апробация своих сил, попытки разобраться в своих потребностях, интересах, ценностях, способностях и возможностях – в результате выбор профессии и начало ее освоения.

Этап утверждения (25-44) стремление утвердиться в избранной профессии, обрести профессиональное мастерство и статус, упрочить свои позиции в обществе. К концу – снижение вероятности смены профессии.

Этап спада (65 ->) угасание физических и умственных возможностей и, как следствие, уменьшение профессиональной активности либо прекращение трудовой деятельности.

Концепция Сьюпера важна в рассмотрении потому, что она разработана для других социо-культурных условий, что определяет ее отличия от предыдущих. К тому же, он отметил, что переход от этапа к этапу может осуществляться не только последовательно, но и параллельно, возможно повторное прохождение этапов, откаты и кризисы.

Процесс выбора профессии молодым человеком осуществляется в три этапа: выбор профессии в детском возрасте (до 11 лет) на основе фантазии, пробный выбор профессии в подростковый период (11-17 лет) и реальный выбор профессии, начиная с 17 лет и до полного взросления .

Профессиональное самоопределение — это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида социальной окружающей среды и его активной позиции. В условиях рыночной экономики остро встаёт проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника.

Профессиональное самоопределение учащихся

Самоопределение учащихся – это процесс формирования индивидом личного отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование социально-профессиональных и личностных потребностей.

Профессиональное самоопределение учащихся является частью жизненного самоопределения, поскольку входит в социальную группу выбора профессии и образа жизни.

В профессиональном самоопределении существуют различные подходы: социологический — когда общество ставит задачи перед личностью, социально-психологический — поэтапное принятие решение личностью, а также согласование потребностей общества и личных предпочтений, дифференциально-психологический — формирование индивидуального строя жизни.

Символично выделяют взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения учащихся:

— дошкольный этап, включающий формирование первоначальных трудовых умений и навыков;

начальная школа, включающая осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой.

Осознание своих способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором происходит в 5-7-х классах, а формирование профессионального самосознания приходится на 8-9-е классы.

В профессиональном самоопределении учащихся значительную роль отводят семье и государственно-общественной структуре (профессиональным и общеобразовательным учебным заведениям; учреждениям дополнительного образования, службам занятости).

Психолого-педагогическая поддержка самоопределения учащихся нацелена на реализацию сознательного выбора профессии.

Определяются учащиеся с выбором профессии в процессе обучения основным наукам, а также во время профессиональной подготовки.

Итак, профессиональное самоопределение учащихся включает процесс формирования индивидом личного отношения к трудовой сфере, а также способ его самореализации через согласование профессиональных и внутриличностных потребностей.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Определение старшеклассников с будущей профессией является одной из форм личностного самоопределения и характеризуется процессом приобретения, а также поиском профессии, анализа личных возможностей, способностей в сопоставлении с требованиями профессии.

В пятнадцатилетнем возрасте старшекласснику очень сложно выбрать профессию. Зачастую профессиональные намерения неопределенные и диффузные, а профессионально ориентированные мечты, а также романтические устремления в реализации невозможны.

Неудовлетворенное наступившее будущее стимулирует развитие - осознания личного «Я». Старшеклассник «определяется»: кто он, каковы его способности, какой жизненный идеал, кем он хочет стать. Самоанализ является отсроченной психологической основой профессионального самоопределения для большинства учащихся профессиональной школы.

Более комфортно чувствуют себя те старшеклассники, которые получают полное среднее общее образование. На момент окончания школы старшеклассники из фантастических, воображаемых профессий выбирают наиболее приемлемые и реальные варианты. Дети понимают, что успех и благополучие в жизни, прежде всего, зависит от правильного выбора профессии.

Оценивая свои возможности и способности, престижность профессии, социально-экономическую ситуацию старшеклассники самоопределяются в получении профессионального образования.

Таким образом, для старшеклассников учебно-профессиональное самоопределение выступает как осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Профессиональное самоопределение личности

Профессионально-личностное самоопределение психологи относят к процессу формирования у человека личного отношения к профессиональной трудовой сфере, а также самореализации через согласование социально профессиональных и внутриличностных потребностей.

Рассмотрим профессиональное самоопределение, включая разные стадии становления личности.

В дошкольном детстве малыши в игровой деятельности подражают взрослым и воспроизводят их действия. Широкое распространение в дошкольном возрасте приобретают сюжетно-ролевые игры, часть из которых несут профессионально ориентированный характер. Малыши играя, присваивают себе роли продавцов, врачей, строителей, воспитателей, поваров, водителей транспортных средств.

Большое значение в профессиональном самоопределении представляют первоначальные трудовые действия — выполнение простых действий по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Эти действия способствуют у малышей развитию интереса к труду взрослых. Профессионально-ролевые игры, выполнение элементарных видов труда, наблюдение за трудом взрослых способствуют самоопределению дошкольников. В младшем школьном возрасте малыши охотно подражают действиям взрослых и, исходя из этого, идет ориентация на профессии родственников, родителей, учителей, близких знакомых. Важной особенностью школьников является мотивация достижений в учебной деятельности. Осознание ребенком своих возможностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, учебной, трудовой деятельности формирует представление о будущей профессии.

Конец младшего школьного возраста отмечается существенным возрастанием индивидуальных различий в развитии способностей между детьми, а это в свою очередь влияет на значительное расширение спектра профессиональных предпочтений. Трудовая и учебная деятельность влияет на развитие воображения детей, как творческого, так и воссоздающего. Благодаря этой способности осуществляется обогащение представлений о различных видах труда, развивается умение видеть себя в определенной профессии. Зачастую у ребенка возникают профессионально окрашенные фантазии, оказывающие в будущем огромное влияние на профессиональное самоопределение.

Подростковый возраст отмечается закладкой основ нравственного отношения к различным видам труда, у подростка формируется система личностных ценностей, определяющих избирательность в отношении профессий. Этот период психологи относят к ответственному за становление личности.

Мальчики-подростки, подражая внешним формам взрослого поведения, ориентируются на романтические профессии, которые обладают выдержкой, сильной волей, смелостью, мужеством, например, космонавт, летчик-испытатель, автогонщик. Девочки отдают предпочтение профессиям «настоящих женщин» — это обаятельные, популярные, привлекательные топ-модели, эстрадные певицы, телеведущие.

На романтические профессии ориентация направляется под воздействием средств массовой информации, которые тиражируют образцы «настоящих взрослых». Такой профессиональной романтической ориентации способствует желание подростков к самоутверждению и самовыражению. Дифференцированное отношение к различным занятиям в кружках, учебным предметам формирует у детей намерения и мечты. Мечты, образцы желаемого будущего являются штрихами самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности в ранней юности является важнейшей задачей. Зачастую планы подростка очень аморфны, расплывчаты, представляют характер мечты.

Подросток чаще всего представляет себя в различных эмоционально привлекательных ролях и психологический обоснованный выбор профессии самостоятельно сделать не может. А в начале юношеского возраста данная проблема встает перед юношами и девушками, которые оставляют основную общеобразовательную школу. Они составляют треть старших подростков, которые поступают в учреждения среднего и начального профессионального образования, а другие же вынуждены приступать к трудовой самостоятельной деятельности.

Психологи установили, что зачастую учащиеся получающие образование в профлицеях, профтехучилищах, колледжах и техникумах окончательно не определились и их выбор учебного учреждения был психологически не обоснован.

Подавляющее большинство молодежи в возрасте 16 — 23 лет в учебных заведениях получают образование или проходят профессиональную подготовку в учреждениях или на предприятиях. Зачастую романтические устремления, мечты остались в прошлом, а желаемое будущее стало уже настоящим и многие переживают разочарование и неудовлетворенность от сделанного выбора. Некоторыми предпринимаются попытки по внесению корректив в профессиональный старт, а у большинства юношей и девушек во время обучения укрепляется уверенность в правильности своего выбора.

В возрасте 27-ми лет отмечается социально-профессиональная активность. Уже имеется место работы и определенный опыт. Актуальности приобретает профессиональный рост и достижения. Однако подавляющее большинство начинают испытывать психологический дискомфорт, который обусловлен возвышенными, нереализованными планами, а также трудовым насыщением.

Неопределенность перспектив карьеры, отсутствие достижений актуализируют рефлексию личного бытия, порождая самооценку «Я-концепции» и самоанализ. Для этого периода характерна душевная смута. Ревизия профессиональной жизни толкает к определению новых значимых целей. Некоторые из них включают повышение профессиональной квалификации и совершенствование; смену работы и инициирование повышения в должности; выбор новой профессии или смежной специальности.

Для многих людей к 30-ти годам вновь становится актуальной проблема профессионального самоопределения. Здесь возможны два пути: либо утверждать себя далее в избранной профессии и становиться профессионалом или же менять место работы, а также профессию.

Возрастной период до 60-ти лет считается самым продуктивным. Этот период отмечается реализацией себя как личности, а также характеризуется использованием профессионально-психологического потенциала. Именно в этот период реализуются жизненные планы, оправдывается смысловое существование человека. Профессия дает уникальную возможность, используя свои способности на трудовом посту, реализовать потребность быть личностью, а также выработать индивидуальный стиль деятельности.

После достижения пенсионного возраста люди уходят из профессии, однако к 60-ти годам личность полностью не успевает исчерпать свой потенциал. Этот период отмечается тревожным состоянием, поскольку в одночасье рушатся складывавшиеся десятилетиями стереотипы, а также образ жизни. Умения, знания, важные качества — все становится невостребованным. Такие негативные моменты ускоряют социальное старение. Большинство пенсионеров испытывают психологическую растерянность, переживают свою ненужность и бесполезность. Снова возникает проблема самоопределения, однако, в общественно-полезной, социальной жизни.

Психология профессионального самоопределения

Отечественная психология процессы профессионального самоопределения связывает с личностным самоопределением и выбором образа жизни. Выбирая ту или иную профессию, человек планирует свой способ существования, при этом соотнося будущий профессиональный личный статус с жизненными ценностями.

Над данной проблемой работали следующие исследователи: М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Н.С. Пряжников, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов.

Наиболее разносторонне и последовательно вопросы профессионального самоопределения субъекта изучались в работах Н.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеера.

Е.А. Климов отнес профессиональное самоопределение к качеству психического проявления развития человека. В течение жизни у индивида формируется определенное отношение к разным областям труда, складывается представление о своих возможностях, профессиях, выделяются предпочтения.

Согласно Е.А. Климову, важнейшей составляющей в самоопределении выступает формирование самосознания.

Структура профессионального самосознания включает:

— осознание личной принадлежности к конкретной профессиональной общности («мы — строители»);

— оценивание своего места и личного соответствия эталонам в профессии (один из лучших специалистов, новичок);

— знание индивида о его признании в социальной группе («меня относят к хорошим специалистам»);

— знание слабых и сильных сторон, индивидуальных, а также успешных способов действия и путей самосовершенствования;

— личное представление о себе, а также работе в будущем.

Е.А. Климов отмечает два уровня в профессиональном самоопределении:

— гностический (перестройка самосознания и сознания);

— практический (изменения в социальном статусе человека).

Э.Ф. Зеер выделяет проблему самоопределения индивида в контексте прикладной психологии, где профессиональное самоопределение отмечается:

— избирательностью в отношении индивида к миру профессий;

— выбором с учетом индивидуальных качеств и особенностей человека, а также социально-экономическими условиями и требованиями в профессии;

— постоянным самоопределением субъекта на протяжении жизни;

— определением внешних событий (изменение места жительства, окончание обучения);

— проявлением социальной зрелости индивида с тесной связью самореализации.

Задачи в самоопределении решаются все по-разному на каждой из стадии профессионального развития. Они определяются межличностными отношениями в коллективе, социально-экономическими условиями, профессиональными и возрастными кризисами, но ведущая роль остается за активностью личности и ее ответственностью за личное становление.

Э.Ф. Зеер считает, что самоопределение выступает важным фактором самореализации индивида в конкретной профессии.

H. С. Пряжников предложил свою модель самоопределения, включающую в себя такие компоненты:

— осознание личностью ценностей общественно полезного труда, а также необходимости профессиональной подготовки;

— ориентирование в социально-экономической ситуации, а также прогнозирование престижности выбираемого труда;

— определение профессиональной цели-мечты;

— выделение профессиональных ближайших целей, как этапов для достижения дальнейших целей;

— поиск информации о специальностях и профессиях, соответствующих учебным заведениям и местам трудоустройства;

— представление о личностных качествах, необходимых для реализации намеченных планов, а также о возможных трудностях в достижении целей;

— наличие резервных вариантов в выборе профессии на случай неудачи при основном варианте самоопределения;

— практическая реализация личной перспективы, корректировка планов.

Профессиональное самоопределение по Н.С. Пряжникову происходит на следующих уровнях:

— самоопределение в трудовой, конкретной функции (работник видит смысл деятельности в качественном выполнении операций или отдельных трудовых функций, при этом свобода выбора действий индивидом ограничена);

— самоопределение на трудовом конкретном посту (трудовой пост отмечается производственной ограниченной средой, которая включает определенные права, средства труда, обязанности), при этом выполнение многообразных функций дает возможность самореализации выполняемой деятельности, а смена трудового поста сказывается негативно на качестве труда, вызывая неудовлетворенность работника;

— самоопределение на уровне определенной специальности предусматривает смену трудовых постов, что позволяет расширить возможности самореализации индивида;

— самоопределение по конкретной профессии;

— жизненное самоопределение связывают с выбором образа жизни, которое включает досуг и самообразование;

— личностное самоопределение определяется нахождением образа Я и его утверждением среди окружающих индивидов (индивид приподнимается над социальными ролями, профессией, становится хозяином личной жизни и окружающие люди причисляют его как к хорошему специалисту, так и уважаемой, уникальной личности);

— самоопределение индивида в культуре отмечается направленностью личности на «продолжение» себя в других людях и характеризуется существенным вкладом в развитие культуры, что дает возможность говорить о социальном бессмертии индивида.

Проблема профессионального самоопределения

Опыт профконсультационной работы показывает, что, учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценить свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?»; «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?»

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Профориентационная работа психолога должна превратиться из диагностической в формирующую, развивающую, диагностико-коррекционную. Этапы консультационной работы должны быть нацелены на активизацию учащихся сформировать стремление к осознанному, самостоятельному выбору профессии, учитывая полученные знания о себе.