На данном уроке мы поговорим об изменчивости общества и раскроем понятие «развитие общества». Ознакомимся с эволюционной и революционной теориями развития общества, выясним их суть и спорные моменты. Также в ходе урока мы выясним, каковы темпы развития общества.

Тема: Личность и общество

Урок: Развитие общества

Как уже было оговорено в предыдущих уроках, существуют такие этапы развития общества, как аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Однако остаётся открытым вопрос о том, как осуществляется переход от одного этапа общества к другому, каким образом усложняются общественные отношения в рамках данных этапов.

Рис. 1. Этапы общественного развития ()

Из курса истории вам известно, что для последнего тысячелетия упрощение общественных отношений характерным не было, так как с течением времени интенсивность связей в обществе лишь увеличивалась. Это свидетельствует о том, что общество находится в постоянном развитии . Однако общественные отношения могут как улучшаться, так и ухудшаться. В связи с этим упоминают такие термины, как «прогресс» и «регресс». Прогресс - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперёд, к лучшему. Регресс же, в противоположность прогрессу, представляет собой движение от высшего к низшему, деградацию общества.

Внутри общества существуют принципы, которые являются основами общественного саморазвития. На представлениях об этом основаны идеи о двух основных способах развития общественных отношений - теории развития общества. Выделяют две основные теории: эволюционную и революционную.

Если под термином «эволюция» понимают постепенное развитие без ярко выраженных скачков, то революция - это скачок, явление, прямо противоположное эволюции. Таким образом, две теории развития общества, по сути, прямо противоположны друг другу. Такая противоположность взглядов вызвана тем, что, как правило, экстремумы наиболее очевидны для человеческого восприятия, а некие усреднённые понятия и теории гораздо более сложны по своей структуре и менее очевидны. Итак, рассмотрим данные теории.

Эволюционная теория развития утверждает, что общество имеет внутри себя некую заложенную изначально традиционную черту, которая выступает основой для постоянно совершенствующихся общественных отношений. Структура общества при этом меняется последовательно, постепенно. Члены общества цепляются за традиции, социальные нормы, которые выступают в роли ценного регулятора. В теории эволюционного развития подобного рода явления, по сути, являются определяющими. Многие учёные, философы, мыслители рассматривали эволюционную теорию как естественную теорию общественного развития.

Действительно, отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится.

Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. Начиная с середины XIX века, немецкая классическая философская школа начала исследование кардинально иного типа мышления в данном вопросе. Огромный вклад в развитие данного направления внёс Карл Маркс.

Карл Маркс исследовал особенности развития европейской цивилизации и указал на важнейшие из них. Немецкий учёный считал, что именно революции, то есть скачкообразный переход от одного состояния общества к другому (такие состояния общества он называл общественно-экономическими формациями), делают возможным смену состояний общества, его развития. Именно Карл Маркс считается основоположником революционной теории развития общества.

Рис. 3. Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ ()

Революционная теория имеет под собой основания. Если рассмотреть мировую историю, то выяснится, что действительно множество революций изменило общественную жизнь. Очень важным моментом является то, что мы можем задать вопрос: а были ли изменения, вызванные революциями, положительными явлениями? К лучшему ли меняли революции общественную жизнь? Данные вопросы, безусловно, являются дискуссионными, и невозможно дать на них однозначный ответ.

Рис. 4. Спорность последствий революций ()

Общественное развитие имеет определённые темпы , которые определяют то, сколько времени длится тот или иной этап развития общества. Если рассмотреть историю человечества, то выяснится, что аграрный период был довольно долог и длился несколько тысячелетий. Сменивший его индустриальный период начался в Европе в конце 15 века и длится до настоящего времени в некоторых странах, включая Российскую Федерацию. Постиндустриальный период по историческим меркам - миг, он начинается при жизни ныне живущего поколения.

Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчётами: если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 57 мин, а современные общества - в 23 ч 59 мин 30 с.

Таким образом, можно сделать вывод, что историческое время обществ постоянно сжимается, а темпы исторического развития стремительно увеличиваются.

Дать ответ на вопрос, почему это происходит, с уверенностью невозможно. На следующем уроке мы обсудим эту тему, а также поговорим о влиянии революций на развитие общества, их цене, выясним, кто такие реформаторы.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 8 / под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение.

Домашнее задание

1. Какие теории развития общества существуют? Кратко охарактеризуйте каждую из них.

2. Что характерно для темпов развития общества: ускорение или замедление? Поясните, используя конкретные примеры.

3. *Карл Маркс назвал социальные революции «локомотивами истории». Как вы понимаете данное утверждение? Свои мысли изложите в виде эссе.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­

Экстенсивный путь развития - это процесс движения и взаи­ модействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Революция - это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.

Эволюция - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человечес­ кого обшежития.

Развитие общества - это постепенные, медленные, количе­

ственные изменения, которые со временем приводят к переходу в

качественно иное состояние.

Развитие - это в высшей степени радикальные изменения,

предполагающие коренную ломку существовавших ранее отноше­

ний, носящие всеобщий характер и опирающиеся в некоторых

случаях на насилие.

Изменение - это увеличение производства за счет привлечения

новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуа­

тации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледе­

Социальные изменения - это использование новых методов про­

изводства, опирающихся на достижения научно-технического

прогресса.

Интенсивный путь развития - это различные перемены, про­ исходящие в течение некоторого времени в социальных общно­

стях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношени­

ях друг с другом, а также с индивидами.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред-

ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

В социологии для характеристики движения общества упо­ требляются понятия:

социальное развитие;

Выделяются четыре вида социа.пьных изменений:

структурные;

...................................... ,

мотивационные.

Г. Гегель выявил основные принципы диалектики:

единство противоположностей;

· в зависимости от скорости протекания развитие бывает:

эволюционным;

Революции бывают:

долговременные.

к долговременным революциям относятся:

неолитическая революция;

в характеристике процесса развития применительно к эконо­

мике выделяют:

...................................... ,

интенсивный путь развития.

Диалектика изучает искусство спора, диалога.

Различные изменения не связаны между собой; изменения

одного вида не влекут за собой изменений других видов.

Античные диалектики представляли мир неизменным, они

Понимание развития как процссса количественных измене­ ний произошло в средневековой христианской философии.

Диалектические противоположности по концепции Г. Гегеля не связаны между собой.

Задание 4. Прочитайте выска зынания. О каких законах диалек­ тики говорят авторы? Приведите свои примеры, иллюстрирую­

щие эти законы.

Г. Гегель: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и мож­ но было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бы-

тием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытес­ няют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа

делает их в то же время моментами органического единства, в

котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходи­ мость и составляет жизнь целого»; «Нечто жизненно, только если оно ... в состоянии вмещать в себя ... противоречие и выдерживать

Ф. Энгельс: « Качественные изменения - точно определен­ ным для каждого отдельного случая способом - могут происхо­ дить лишь путем количественного прибавления либо количествен­ ного убавления материи или движения (так называемой энер­ гии)»,

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

К. Поппер: «Если мы приглядимся немного к этим так называ­ емым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры.

предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что

в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, ко­

торую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры - существование положительного и от­

рицательного электричества».

К. Маркс: «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».

В. И.Ленин: «диалектика ссть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) ТОЖдественными противоположно­ сти - при каких условиях они бывают ТОЖдественны, превраща­

ясь друг в друга».

В.Л. Комаров: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрас­ тала затем только количественно, то поверхность Земли покры­ лась бы толстым слоем СТУДСНИ, подобной ТОЙ, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организ­ мы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы веществ, находящихся в различных взаимоотношениях (хи­ мических, физических и пр.) с внешней средой, приобретают различные качества, или, как говорят, дифференцируются. Одно­ образная масса становится разнородной».

М. Гесс: «Необходимостью человеческого развития, истории развития или естественной истории, необходимостью творческой истории людей является их взаимное разрушение, происходя­ щее из противоречий их общения внутри их обособления в еди­ ничность. История возникновения человеческой сущности или человечества является прежде всего саморазрушением этой сущно­

Задание 5. На основе текста дайте характеристику основных черт

диалектики.

В. И.Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("от­ рицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофиче­ ское, революционное; - "перерывы постепенности"; - пре­

вращение количества в качество; - внутренние импульсы к раз­

витию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах дан­ ного явления или внутри данного общества; - взаимозависи- ~ЛОСТЬ И теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явле- ния (причем история открывает все новые и новые стороны), связь", дающая единый, закономерный мировой процесс движе­

ния, - таковы некоторые черты диалектики, как ... учения о

развитии».

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Задание 6. Сравните точки зрения Г. Гегеля и Ф. Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажет­ ся более верной? Используя свои знания по истории, выскажите

свое мнение о том, что влияет на процесс исторического разви­

Ф. Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается дво­ який смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необхо­ димо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом про­ тив старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность

классов, рычагами исторического развития сделались дурные стра­ сти людей: жадность и властолюбие».

Задание 7. Прочитайте высказывание, характеризующее рево­ люцию. Почему автор дает нсгативную оценку революции? При­

ведите примеры из истори и, иолтверждаюшие эту точку зрения. М. Райман;: «Революция· - ис закономерный этап, а продукт общественного кризиса, несиособиость властных структур открыть простор Д.JIЯ необходимых иоп.ший. Революция - реUlение край­ нее и болезненное, деструкти BII ыс аспекты доминируют ... Рево­ люция выступает не только против старой власти, но и против

модернизации в целом».

1.6. Культура и цивилизация

Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения поня­ тий .

Это совокупность достижений человечества в материаль­ ной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в про­

дуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, совокупность отно­ шений людей к природе, между собой и к самим себе .

Это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным дей­

ствиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных

и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает

своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная

специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

жизни) той или иной группы стран, народов на определенном

этапе развития.

Задание 2. Допишите недостающие понятия.

Культура имеет проявления в двух сферах жизни человече­

материальной;

В соответствии с периодами исторического развития выделя­

ют цивилизации:

средневековые;

в соответствии со спецификой развития различают цивилиза­

...................................... ,

смешанные.

В соответствии с уровнем организации государственно-поли­

тических институтов цивилизации делят на:

первичные (государство является политико-религиозной орга­ низацией);

В соответствии с уровнем экономического развития выделя­

ют цивилизации:

индустриальные;

В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы:

...................................... ,

экономическую;

культурную.

Доиндустриальными цивилизациями считаются: Древняя Индия;

...................................... ,

государства мусульманского Востока;

...................................... ,

цивилизации Средневековья.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком.

Культура предстает как природа естественная, стоящая над сотворенной человеком так называемой второй природой.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Достоинством цивилизационного подхода является обра­ щение к социально-экономическим факторам развития, кото­ рые, несомненно, оказывали значительное воздействие на об­

Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура - это совокупность достижений техники и связан­ ного с НИ~111 комфорта, в то время как цивилизация - выражение и результат самоопределения воли народа и индивида (культур­ ный человек).

Под глобализацией мирового сообщества понимается про­ цесс обособления народов.

Задание 4. Прочитайте высказывание. В каком смысле здесь употребляется понятие «культура»? На основе этого высказы­ вания сделайте вывод о значении культуры в развитии челове­

Из «Лунь юй- «<Беседы и нысказывания») - собрания выска­ зываний Конфуция, составленного его учениками:

«Учитель говорил:

- Если естество в человекс одолеет культуру - получится ди­

карь. Если культура одолеет естсство - получится книжник. Лишь

тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать до­ стойным мужем».

Задание 5. Перед вами две точки зрения на проблему взаимо­ действия цивилизаций. Охарактеризуйте каждую из них. Исполь­

зуя примеры из истории и современности, приведите доводы в пользу той и другой точки зрения.

Н.Я.ДанилевскиЙ: «Начала цивилизации одного культурно-ис­ торического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влия­

нии чуждых, ему предшествующих или ему современных цивили­ заций».

В. С. Соловьев: «Помимо того внешнего влияния или воздей­ ствия, которое допускается Данилевским, повсюду и всегда са­ мые образующие духовные начала воспринимались друг от друга

народами самых различных племен и культурно-исторических ти­ пов ... человечеству, как единому и солидарному целому, дано или задано одно общее дело, в котором различные народы и группы народов участвуют в различной мере, вырабатывая на своей на­ циональной почве образовательные начала с болсе или менее широким общечеловеческим значением и передавая эти всемир-

но-исторические начала и идеи другим народам и группам наро­ дов не для "почвенного удобрения" их национальных культур, а для дальнейшего развития и осуществления самих этих начал в их

человеческом содержании».

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.

Общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основные признаки общества

Основными признаками общества являются: наличие общей территории; наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность; определенное социокультурное единство (общность культуры).

Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

1. Территория - это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло-территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории. Поэтому потеря своей территории, своей исторической родины является трагедией для каждого человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от лат. structura - строение) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность - большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры, высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества - в приобретении знаний в той или иной области, функции политической элиты - в политическом управлении обществом и т. д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальный институт - исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимыми с точки зрения функционирования общества являются: институты собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Например, институт семьи регулирует семейно-брачные отношения, институт государства - политические отношения. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему.

Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения - взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует прежде всего свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил) и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

3. Автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность - это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности.

Самодостаточность - способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер, например воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества - не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное единство. Некоторые исследователи данный признак обозначают термином «общность культуры» . Однако необходимо иметь в виду, что в сложных социальных системах, состоящих из разных этнических, конфессиональных и прочих общностей (например, Россия, США и др.), термин «общность культуры» не совсем точно отражает исследуемое явление. Поэтому, на наш взгляд, понятие «социокультурное единство» является более приемлемым в данном случае. Оно значительно шире понятия «общность культуры» и охватывает (объединяет) общими для всего общества социальными отношениями различные субкультуры и интегрирует их в единое сообщество. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи, образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения - Россия, Индия, США и др.), осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы - россияне), единство основных моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания. 13.Культура

Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.

Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов.

Культурные ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям индивидов. Проводя оценку различных объектов окружающий среды, любой член общества всегда соотносит эти объекты с системой собственных потребностей, суждений об их настоятельности и делает попытки создания или приобретения этих или новых ценностей. При этом члены общества по-разному относятся к духовным и материальным ценностям, исходя из своих взглядов и потребностей. Каждый индивид имеет собственную систему ценностей, в которой могут преобладать как духовные, так и материальные ценности. В соответствии с этой системой ценностей индивид стремится реализовывать свои индивидуальные потребности. Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая или кристаллизованная система ценностей, которая характеризует основные потребности отдельных групп населения.

Второй компонент культуры - социальные нормы . Социальные нормы - это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

Третий компонент культуры представляет собой средства передачи культурных образцов , с помощью которых культурные образцы могут передаваться другим людям или даже другим поколениям. Важно выделить два основных средства передачи культурных образцов, которые используются членами общества: язык и символические коммуникации. Под языком будем понимать такое основное средство передачи культурных образцов, при котором каждому материальному или духовному объекту окружающей среды должен присваиваться определенный набор звуков, в отношении которого существует договоренность в данном обществе. Люди называют определенными словами абсолютно все объекты окружающей действительности, будь то настроение, идея, чувство, верование или материальный предмет. Такой способ распространения культурных образцов позволяет членам общества в точности передавать сложные переживания, системы идей или верований и, не прибегая к демонстрациям, создавать обобщенные образы различных объектов внешней среды.