1. Одним из необходимых и значимых моментов осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и соответственно - за лучшие результаты обращения товаров на рынке.

В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.

На протяжении 70-летнего советского периода конкуренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово "конкуренция" употреблялось в негативном значении, ему придавался отрицательный оттенок. Более того, конкуренция подавлялась силами контролирующих и даже правоохранительных органов.

Свойственные командно-административной системе уравнительность и приказные методы организации труда не обеспечивали должного экономического роста. Поэтому взамен конкуренции внедрялись искусственные приемы псевдосоперничества за достижение лучших результатов. Основной такой способ - социалистическое соревнование - представлял собой имитацию соперничества за достижение более высоких показателей в труде. Победа в соревновании стимулировалась внеэкономическими методами: вручением победителям грамот, вымпелов, знамен. В общественном сознании такие стимулы не играли сколь-нибудь значимой роли.

Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизненности такого способа создания соперничества, как соревнование.

Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.

Придание подобной направленности конкуренции связано с узловыми проблемами развития экономики. Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.

Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В нашей российской ситуации из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.

Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в правовой и экономической литературе.

Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику.

Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.

Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных инструментов определения того, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный момент обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.

2. Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК РФ определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно - и товарных, отношений. Статья 10 ГК РФ устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.

Рассуждения о необходимости развития конкуренции можно услышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблематики конкуренции все осуществлявшиеся в этом направлении меры оказались малорезультативными. Российская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Самые достоверные подтверждения неразвитости конкуренции - отсутствие в стране процессов свободного перетока капитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, сравнительно незначительное число субъектов малого бизнеса.

В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.

Во-первых, собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. В числе других стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.

Во-вторых, меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.

Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур оказались сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулирования конкуренции. Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.

Указанные воззрения нередко обосновываются ссылками на положения американского закона Шермана. Этот акт, называемый "Законом о защите торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий", был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Акт объявляет незаконными действия, сговоры и объединения лиц по монополизации любой части промышленности и торговли либо их ограничению. Допущенные нарушения наказываются штрафом до 5000 долларов или тюремным заключением на срок до одного года. Предусмотрена обязанность виновных лиц возместить потерпевшим тройную сумму причиненного ими убытка.

Закон Шермана принимался в условиях развитой конкуренции в американской промышленности и торговле. Он был направлен против монополий, нарождавшихся в результате концентрации производства и увеличения его масштабов. Подобные антимонопольные законы есть во всех развитых странах мира.

В нашей стране задачи развития конкуренции и подавления монополизма не могут быть решены столь простыми способами. И дело не в том, что за их решение Россия взялась на век позже, чем другие страны. Сложности предопределяются тем, что у нас, с одной стороны, вообще отсутствовала конкуренция, а с другой - тем, что монополизм в экономике носил тотальный характер. По оценкам специалистов, около 80% советских предприятий и объединений являлись монополистами в разных видах производства.

В отличие от рыночного отечественный монополизм насаждался сверху, был продуктом централизованной плановой системы хозяйства. Сверхмонополизированность социалистической экономики послужила одной из причин ее стагнации и краха.

Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.

В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.

Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживается на Западе государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации. Так же и в России стремление людей к достижению лучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.

В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.

Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров.

Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь лозунгом сокращения затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше организаций предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для этого улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важно поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

Таковы общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.

Здесь находит реализацию важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

В каждой коммерческой организации требуется разработка и закрепление в локальных правовых актах собственной конкурентной стратегии. При выработке стратегии фирма должна основываться на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производства и трансакционных затрат с усилиями по обеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристик товаров. Последовательное проведение избранных направлений позволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рынке. Наряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.

Помимо выработки стратегии сбыта товаров необходимо создание конкурентной ситуации в отношениях между поставщиками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов. Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижения закупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара разных продавцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика, у нас совершенно непринятая и непривычная, там всеми рассматривается как нормальная и весьма разумная.

Руководство, юридическая служба каждой фирмы должны постоянно отыскивать и апробировать такого рода решения, чтобы полнее использовать возможности конкуренции.

В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.04 N 191 утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации. Названная программа в целом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспечение. Поэтому положения программы реализуются медленно либо не выполняются вообще.

Не получили реализации, в частности, такие важные меры развития конкуренции, как широкое информирование покупателей о ценах на товары разных продавцов, предоставление новым предпринимателям налоговых льгот на период становления, кредитование их по сниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помещения в первые годы работы и др.

3. Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции РФ. Согласно ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается обществом в целом, в том числе юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.91 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные на:

1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, над бавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это - очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями и др.

Следующая, вторая, группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас требуются на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК РФ еще в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев крупные штрафы и даже лишение свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Предпосылки изменения роли коммерческой деятельности в новых условиях хозяйствования

В условиях рыночной экономики при осуществлении коммерческой деятельности следует использовать в большей степени экономические методы управления, ориентирован­ные на получение прибыли через удовлетворение спроса потребителей.

В этом случае для адаптации коммерческой деятельности к рыночным условиям необходимо формировать предпосылки, наиболее благоприятные для активного развития товарно-денежных отношений. Важнейшими из них являются:

Юридическое равноправие всех форм собственности;

Экономическая самостоятельность хозяйственных субъек­тов рынка, их ответственность за результаты своей работы;

Свобода выхода на рынок;

Демонополизация, разгосударствление, обеспечивающие появление на рынке большого количества конкурентов, созда­ющие условия для здоровой конкуренции;

Свободное ценообразование, балансирующее спрос и предложение;

Устойчивая финансовая система;

Открытость экономики;

Развитие рыночной инфраструктуры.

Создание рыночного механизма требует длительного време­ни для проведения реформ. Важно правильно определить роль государства в формировании рыночных отношений, степень и формы участия. Эта роль должна проявиться:

В совершенствовании правовой базы, способствующей развитию рыночных отношений;

Стабилизации экономики;

Использовании эффективной системы налогообложения и кредитования;

Таможенной политике;

Защите конкуренции;

| защите прав потребителей;

Формировании механизма управления природными и сырьевыми ресурсами, обеспечивающего их эффективное использование и приумножение.

Направления совершенствования коммерческой деятельности

По мере развития рыночных отношений возникает необхо­димость следующим образом совершенствовать коммерческую деятельность:

Адаптировать коммерческие функции, операции к рыноч­ным условиям;

Формировать конкурентные преимущества товара, кон­центрировать усилия за счет улучшения методов продажи и сервисного сопровождения;

Просчитывать коммерческие риски и принимать упрежда­ющие меры к их снижению;

Постоянно повышать квалификацию работников коммер­ческих служб, обеспечивая творческий, инновационный под­ход к решению поставленных задач;

Использовать стратегический подход к организации ком­мерческой деятельности, обеспечивающий ее динамичное раз­витие на длительный период;

Эффективно удовлетворять имеющиеся потребности, фор­мировать новые, развивать спрос, вести поиск дополнительных сегментов рынка, создавать конкурентные преимущества;

добиваться получения прибыли через наилучшее удовлет­ворение спроса потребителей при снижении затрат.

Повышению эффективности коммерческой деятельности способствует использование принципов, инструментов и мето­дов маркетинга в ее организации. Это сориентирует коммер­ческую деятельность на конкретных потребителей, их требова­ния к товарам, продаже. Такой подход позволяет достичь по­ставленных целей при снижении затрат и коммерческих рисков.

Рассмотрим особенности коммерческой деятельности, ба­зирующейся на маркетинговой концепции.

Торговые организации, которые работают в рыночных усло­виях, вынуждены применять иные методы для получения при­были - главной коммерческой цели. Эта цель может быть до­стигнута в первую очередь путем выявления, формирования и удовлетворения потребностей покупателей. Для решения та­кой задачи нужно больше внимания уделять маркетинговым исследованиям, анализу и использованию полученной инфор­мации для обоснования коммерческих решений.

Если торговая организация ставит перед собой цель до­биться получения прибыли и устойчивого положения на рынке, то она вынуждена применять наиболее эффективные инструменты и методы, которые предлагает маркетинг. Чем жестче конкуренция, тем более активно и грамотно необхо­димо это делать. Конкуренция заставляет постоянно совер­шенствовать коммерческую деятельность, используя инно­вационный подход.

Коммерческая деятельность в рыночных условиях при вы­соком уровне насыщения рынка товарами должна быть направ­лена на комплексное изучение рынка и требований потребите­ля к товарам и услугам, эффективное управление коммерчески­ми процессами. Для этого необходимо использовать рыночные механизмы управления коммерческой деятельностью, эконо­мически обосновывать принимаемые коммерческие решения, обеспечивающие наиболее полный учет интересов конкретных потребителей и с наименьшими затратами их удовлетворять.

В условиях конкуренции недостаточно уделять внимание только товару и его качеству, очень важно усилить коммерче­ское и маркетинговое сопровождение товара, являющееся активным средством конкурентной борьбы на рынке.

Использование инструментов маркетинговой концепции в коммерческой деятельности в новых условиях хозяйствования позволит повысить ее эффективность, обеспечит формирова­ние конкурентных преимуществ, решение стратегических задач. Именно в этом заключается практическая значимость мар­кетинга при применении его в коммерческой деятельности на потребительском рынке в новых условиях хозяйствования.

39. Понятие конкуренции

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Под хозяйствующим субъектом понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Совершенная конкуренция имеет место лишь при полиполии, т. е. когда на рынке много продавцов и много покупателей. Тогда рынок открыт для каждого, рекламная кампания является не обязательной, так как на продажу предлагаются однородные товары, отсутствуют какие-либо предпочтения.

Цена товара на таком рынке – заданная величина, продавец же решает лишь, какое количество товара нужно продать по данной цене.

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе и такими мерами, как:

1) предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центробанком РФ.

Целью ФЗ «О защите конкуренции» является соблюдение положений Конституции РФ, таких как: обеспечение единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Защита конкуренции в РФ, связана с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, распростра-няетсяна отношения, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центробанк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели; а также на соглашения между российскими и (или) иностранными лицами и организациями, достигнутые за пределами территории РФ, если в отношении таких соглашений в совокупности выполняются следующие условия:

1) соглашения достигнуты в отношении находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов, прав в отношении российских коммерческих организаций;

2) соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции в РФ.

Из книги Наживемся на кризисе капитализма… или Куда правильно вложить деньги автора Хотимский Дмитрий

Риск конкуренции В тяжелые для какой-либо отрасли времена жесткая конкуренция всегда ведет к массовым банкротствам. В 1990 году началась война в Персидском заливе. Ирак вторгся в Кувейт. Туристические потоки резко уменьшились. Авиаперевозчики теряли клиентов. А цена

Из книги Менталитет богатства автора Максвелл-Магнус Шэрон

В них живет дух конкуренции Один из наиболее характерных аспектов мышления, свойственного миллионерам, был выявлен во время телепередачи «Разум миллионера». Группе из 15 миллионеров, самостоятельно сколотивших свое состояние и начинавших с нуля, было предложено

Из книги Хочешь быть богатым? Будь БОГатым внутри! автора Альпеншталь Анджелика

Закон отсутствия конкуренции Вы должны понять, как стать богатым, созидая, а не соревнуясь. Вы должны избавиться от мыслей о конкуренции. Вы должны создавать, а не конкурировать из-за того, что уже создано. Вы не должны отнимать что-либо у другого. Вы не должны совершать

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора

1. Понятие конкуренции Конкурентоспособность – реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.Главные условия обеспечения

Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

48. Понятие конкуренции Конкурентоспособность – реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.Главные условия обеспечения

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Структура конкуренции Основополагающий труд М, Портера, посвященный конкурентной стратегии, сильно изменил представление многих компаний о своих конкурентах. Портер выделил пять факторов, которые определяют конкуренцию: текущие конкуренты; опасность появления новых

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

Вопрос 46. Понятие о системе национальных счетов (СНС). Понятие экономического производства и его границ в СНС Система национальных счетов – это система расчета макроэкономических показателей, предназначенная для характеристики и анализа развития рыночной экономики на

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.4.1. Технология как средство конкуренции В последние 30 лет значительное внимание уделялось управлению процессом исследовании и разработок: их организации, планированию, контролю, финансированию и особенно стимулированию творческих процессов и управлению ими.Однако

Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

В своем деле нет конкуренции! Свое дело – это не поганый бизнес – который нам сюда внедрили.Цель бизнеса – прибыль – а если цель прибыль, то есть деньги – то есть чистоган – то во-первых, как ты уже знаешь – это псевдоцель – а во, вторых, она предполагает не само дело, а

Из книги Глобальный кризис. За гранью очевидного автора Долан Саймон

От конкуренции к сотрудничеству Сотрудничество – это способ совместной работы, основанный на общих взглядах (ОВ), открытом общении (ОО) и взаимном доверии (ВД):Сотрудничество = ОВ x ОО x ВД.Эта формула – двигатель социального развития, следовательно, все три фактора

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

18.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

7.3. Коэффициенты конкуренции Мы предлагаем два простых коэффициента как частные индексы уровня ожидаемой конкуренции в конкурентных торгах в рамках различных сценариев относительно количества и размера лотов, на которые поделена закупка. Первый коэффициент мы

Из книги Озарение. Как выйти за границы привычного и увидеть в переменах новые возможности для бизнеса автора Буррус Даниэль

Будьте о конкуренции Однако способ преодолеть инстинктивное желание защищать и оберегать то, что «нажито непосильным трудом», существует: необходимо избавиться от основного, выкованного за годы рыночных баталий принципа современной экономики. Я говорю о конкуренции,

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

Анализ конкуренции Теперь необходимо рассмотреть сильные и слабые стороны конкурентов – как прямых, так и непрямых. Прямыми являются те конкуренты, предложения которых подобны вашим (например, книжные магазины для библиотек). Непрямыми являются те конкуренты,

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

Преимущества конкуренции Несмотря на все свои недостатки, логистическая система компании была и будет системой мирового класса. Очень немногие розничные торговцы используют глобальные закупки так же эффективно, как ИКЕА, передвигают такие же горы кубометров из одной

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

Особенности конкуренции - Скажите, в чем разница между этими телефонами?- Разница в том, что вот это, вообще-то, плейер,а это - фотоаппарат.Конкуренция - один из основных механизмов развития общества, поэтому неудивительно, что в России она имеет специфические черты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Комплекс маркетингового обеспечения коммерческой деятельности предприятия. Организационно-экономическая характеристика предприятия, особенности управления маркетинговой деятельностью. Меры по совершенствованию организационной структуры ЧУП "Минималавто".

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Динамика ассортимента и структуры розничного товарооборота, состав издержек обращения магазина. Оценка валового дохода и прибыли. Предложения по повышению эффективности коммерческой деятельности на основе оптимизации ассортимента торгового предприятия.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2012

    Сущность коммерческой деятельности. Оценка экономической деятельности торгового предприятия ООО "Базис-М" при помощи SWOT-анализа и матрицы оценки стратегий. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование коммерческой деятельности фирмы.

    дипломная работа , добавлен 14.04.2014

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

    Сущность, роль, задачи коммерческой работы в розничной торговле, организация данного процесса в сфере розничной торговли. Специализация и типизация розничных торговых предприятий. Анализ маркетинговой и коммерческой деятельности исследуемого предприятия.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Сущность конкуренции, показатели и критерии конкурентоспособности коммерческого предприятия. Оценка состояния маркетинговой деятельности организации, структура возможных издержек. Динамика основных показателей коммерческой деятельности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 18.01.2018

    Роль и значение коммерческой деятельности предприятия в условиях рынка. Организационно-правовая деятельность розничного торгового предприятия. Оценка эффективности работы коммерческих служб. Организация коммерческой работы по розничным закупкам товара.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2011

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Нижегородский филиал

Факультет Экономики и управления

Реферат по предпринимательству

на тему № 21:

«Конкуренция в предпринимательской деятельности»

Выполнил:

студент 5 курса,

группы МЗП 04/2

Строителев А. М.

Проверил:

Горюнов Е.В.

г. Нижний Новгород

Введение

    Определение конкуренции как экономического явления

    Функции конкуренции

    Виды конкуренции

    Совершенная конкуренция

    Несовершенная конкуренция

    Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность

Заключение

Список литературы

Введение

ХХ век в мировом экономическом развитии без сомнения можно назвать веком конкуренции. Именно в этом цикле явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость.

Об актуальности современного изучения конкуренции даже не приходится и говорить. Это видно из самой теории, из тех многочисленных работ, авторы которых изучали проблему взаимодействия субъектов рынка. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без конкуренции. Будь то простая покупка товаров, или выбор туристической фирмы, или попытка продать что-либо из своего имущества, или поступление в ВУЗ - человек всегда либо конкурирует с другими людьми, либо сам выбирает того или иного субъекта из конкурирующих. Знания о конкуренции помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни. В частности, представляя себе формы неценовой конкуренции, предпринимателю легче будет продвигаться к успеху.

Рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес также потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпело кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новы для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике, а также выявление основных видов.

1. Конкуренция как экономическое явление

Конкуренция (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией.

«Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.

2. Функции конкуренции

Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.

Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара.

В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники.

В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность.

3. Виды конкуренции

Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

    Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

    Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

    Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

    Доступность информации

    Контроль над рыночной ценой