В самом общем виде проблема -- это вопрос или совокупность вопросов, ответами на которые мы не располагаем . Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория. Например, вопрос о том, в каком мире мы живем решался теорией Коперника.

Научная проблема – это знание о незнании.

Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из них приводит к возникновению других, которые в свою очередь порождают множество новых проблем. Разумеется, не все проблемы в науке одинаково важны и существенны. Уровень научного исследования в значительной мере определяется тем, насколько новыми и актуальными являются проблемы, над которыми работают ученые.

Любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым правилам и методам. Проблемные ситуации в науке чаще всего возникают в результате открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних теоретических представлений, т. е. когда ни одна из признанных гипотез (законов, теорий) не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Причем проблема - не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Поставить проблему - значит:

Отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и требующие объяснения, факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

Сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики;

Наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом (анализ методов будет дан в следующей главе).

При постановке и решении научных проблем, как отмечает В. Гейзенберг, необходимо следующее: определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены; система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; опора на научные традиции.

Выбор, постановка и решение научных проблем зависят как от объективных, так и от субъективных факторов.

Рассмотрим объективные факторы. Во-первых, это степень зрелости и развитости объекта научного исследования, что особенно существенно для наук, анализирующих генетически или исторически развивающиеся объекты. Во-вторых, это уровень и состояние знаний, теорий в той или иной области науки, равно как и степень зрелости исследуемого объекта, с чем ученый должен считаться. Причем выбор проблемы в значительной мере детерминируется теорией. Разработанность и уровень имеющейся теории во многом определяет глубину проблемы, ее характер. Научная проблема тем и отличается от разного рода псевдопроблем и ненаучных спекуляций, что она опирается на твердо установленные факты и подтвержденное практикой теоретическое знание. Псевдопроблемы же возникают, как правило, при отсутствии сколько-нибудь надежной теории. Поэтому они в лучшем случае опираются лишь на произвольно истолкованные эмпирические факты. (философский камень)

Рассмотрим субъективные факторы. К ним относятся:интерес ученого к исследуемой проблеме, оригинальность его замысла, научная добросовестность, нравственное и эстетическое удовлетворение, испытываемое исследователем при ее выборе и решении.

Требования и критерии постановки научных проблем.

1. Наличие предварительного научного знания, в которое проблема может быть включена.

2. Наличие указания на условие существования решения проблемы.

3. Наличие соглашения о признаках приемлемого решения и способах проверки решения на приемлемость.

4. Достаточная ограниченность, а не глобальность проблемы.

5. Синтаксическая и семантическая корректность проблемы.

Синтаксическая корректность -- соблюдение синтаксических правил языка, на котором формулируется проблема. Для естественного языка характерна размытость семантических предписаний, но синтаксическая форма зачастую влияет на способ решения. Одну и ту же проблему можно сформулировать по-разному. Например, психолог Дункер (XX век) предложил студентам вопрос о лечении рака рентгеновским излучением, для одной группы -- так, чтобы лучи не повреждали здоровые ткани, -- а для другой -- так, чтобы здоровые ткани не повреждались лучами. Большинство студентов предложило решения, соответствующие формулировке вопроса. Первая группа пыталась что-то сделать с лучами, а вторая -- со здоровой тканью.

Семантически корректной считается проблема, все предпосылки которой истинны на момент постановки проблемы. Например, утверждение о непрерывности поглощения и испускания энергии -- предпосылка классической физики -- была отвергнута квантовой физикой. Семантический контекст проблемы относителен (семантика -- учение о том, как знаки связаны с реальностью).

Корректность проблемы абсолютна, а разрешимость относительна. Например, проблема превращения неблагородных металлов в благородные неразрешима в химии, но разрешима в атомной физике. Неразрешимыми могут оказаться проблемы, связанные с реконструкцией объектов (например, скорости всех молекул в газе). Некорректные проблемы могут оказать положительное влияние на развитие науки, например, проблема эликсира жизни привела к развитию химии, а проблема вечного двигателя -- к появлению понятия об энергии. В эмпирических науках важнее не точность решения, а наличие средства уточнения. Гейзенберг: профессионал -- не тот, кто много знает, а тот, кто знает типичные ошибки.

Выбор проблемы исследования обосновывается прежде всего ее актуальностью, то есть насколько предполагаемые исследования будут способствовать выполнению практических задач.

Прежде чем взяться за решение проблемы, необходимо провести предварительное исследование, в процессе которого будет сформулирована сама проблема и намечены пути ее решения. Такая разработка проблемы может осуществляться примерно следующими основными этапами:

1. Обсуждение полученных новых фактов и явлений, которые не могут быть объяснены в рамках существующих теорий.

2. Предварительный анализ и оценка тех идей и методов решения проблемы, которые могут быть выдвинуты исходя из учета новых фактов и существующих теоретических предпосылок.

3. Определение типа и цели решения проблемы, а также ее связи с другими проблемами.

4. Предварительное описание и интерпретация проблемы.

Исследование представляет собой систематический исследовательский процесс, используемый для получения новых знаний или внесения изменений в имеющиеся знания путем открытия новых фактов. Его можно разделить на две общие категории:

1) Основные исследования, направленные на увеличение научных знаний,

2) Прикладные исследования, направленные на использование основных исследований для решения проблем или разработки новых процессов, продуктов или методов.

Первым и самым важным шагом в любом исследовании является выявление и определение проблемы исследования: то есть, что именно исследователь хочет решить и на какие вопросы он/она хочет ответить. Проблему исследования можно определить как вопрос, требующий повышенного внимания, разрыв в существующих знаниях или отклонение нормы или стандарта, которые указывают на необходимость дальнейшего понимания и изучения. Хотя многие проблемы, оказывается, имеют несколько решений (средства для устранения разрыва или исправления отклонения), трудности возникают тогда, когда такие средства не очевидны или не доступны сразу. Это требует проведения определенных исследований для достижения эффективного решения.

В исследовательской работе используется постановка проблемы. При постановке проблемы кратко рассматривается вопрос: в чем состоит проблема, на которую будет направлено исследование?

Каковы цели формулировки проблемы?

Конечной целью формулировки проблемы является преобразование обобщенной проблемы (что вас беспокоит, ощущаемый недостаток) в целенаправленную, четко определенную проблему; которую можно решить путем целенаправленного исследования и тщательного принятия решений.

Написание формулировки проблемы должно помочь вам четко определить цель исследования, которое вы предложите. Зачастую формулировка проблемы также будет служить основой для вводного раздела вашего окончательного предложения, быстро направляя внимание вашего читателя на вопросы, которые будет решать ваш предлагаемый проект, и предоставляя читателю краткое изложение предлагаемого проекта.

Формулировка проблемы не должна быть длинной и сложной: одной страницы более чем достаточно для хорошей постановки проблемы.

Каковы ключевые характеристики формулировки проблемы?

Хорошая исследовательская проблема должна обладать следующими характеристиками:
— должна устранить пробел в знаниях.
— быть достаточно значительной, чтобы внести свой вклад в существующие исследования
— должна привести к дальнейшим исследованиям
— проблема должна быть изучена путем сбора данных
— должна представлять интерес для исследователя и соответствовать его навыкам, времени и ресурсам
— подход к решению проблемы должен быть этическим и научным.

Каков формат написания формулировки проблемы?

Убедительное изложение проблемы обычно пишется в трех частях:
Часть A (Идеал) : описывает желаемую цель или идеальную ситуацию; объясняет, как все должно быть.
Часть Б (Реальность) : описывает условие, которое препятствует достижению или реализации в настоящее время цели, состояния или значения, описанных в Части A; объясняет, как нынешняя ситуация не соответствует цели или идеалу.
Часть В (Последствия) : определяет способ, которым вы предлагаете улучшить нынешнюю ситуацию и приблизить ее к цели или идеалу.

Например:
Пример 1

Часть A: Согласно заявлению миссии университета XY, университет стремится предоставить студентам безопасную и здоровую среду обучения. Общежития являются одним из важных аспектов этой среды обучения, поскольку 55% студентов XY живут в университетских общежитиях, и большинство из этих студентов проводят значительное количество времени, работая в своих комнатах.
Однако,

Часть Б: Студенты, живущие в общежитиях A, B, C, и D, в настоящее время не имеют кондиционеров, а в жаркое время года температура в помещении превышает 80 градусов F (26,6°С). Многие студенты сообщают, что они не могут делать домашнее задание в своей комнате. Другие сообщают, что у них проблемы со сном из-за влажности и температуры. Комнаты не только вредны для здоровья, но и препятствуют производительности и успеваемости учащихся.
Часть В: В ответ на эту проблему наше исследование предлагает изучить несколько вариантов, чтобы сделать общежития более благоприятными для проживания. Мы планируем провести всестороннее коллективное изучение вариантов приобретения кондиционеров (финансируемых университетом, субсидируемых студентами) и различных типов систем кондиционирования воздуха. Мы также рассмотрим менее дорогостоящие способы смягчения некоторых или всех вышеперечисленных проблем (таких как создание комнат с климат-контролем в общежитиях и оснащение их лучшими местами для учебы и работы на компьютере).

Вот простое 4-этапное руководство для написания формулировки проблемы:

Этап 1 (Утверждение 1) : Опишите цель или желаемое состояние конкретной ситуации, явления и т. Это создаст идеальную ситуацию (что должно быть, что ожидается или желательно)

Этап 2 (Утверждение 2) : Опишите условие, которое препятствует в настоящее время достижению или реализации цели, состояния или значения, описанных в Этапе 1. Это создаст реальную или существующую ситуацию, как она есть, и установит разрыв между тем, что должно быть, и тем, что имеется.

Этап 3: Соедините этапы 1 и 2 с помощью соединительного слова, например, «но», «однако», «к сожалению» или «несмотря на».

Этап 4 (Утверждение 3): Используя конкретные детали, покажите, как ситуация на этапе 2 содержит мало предпосылок для улучшения, если что-то не сделано. Затем подчеркните преимущества исследования, прогнозируя последствия возможных решений.
Вот несколько примеров того, как можно написать формулировку проблемы, используя упомянутые выше этапы:

Пример 2

Этап 1 (Утверждение 1)
Правительство Х страны стремится осуществить индустриализацию страны к 2030 году (цитата). В этой связи она поощряет ориентированные на рост микро- и малые предприятия (ММП), которые должны были преобразоваться в средние и крупные предприятия, способные внести свой вклад в достижение цели индустриализации. Существует несколько сессионных документов (цитата), в которых содержатся конкретные меры по поощрению и поддержке ММП.

Этап 2 и 3 (Утверждение 2)
Несмотря на указанные усилия правительства Х, наблюдается медленное перерастание микропредприятий в малые предприятия и даже замедление преобразования малых предприятий в средние (цитата, покажите статистику). Правительство официально признало, что в стране Х существует «недостающая середина», что означает разрыв между малыми и крупными предприятиями в стране (цитата).

Этап 4 (Утверждение 3)
В случае сохранения ситуации с «недостающей серединой», достижение цели индустриализации может быть затруднено. Поэтому возникает необходимость изучить, почему существует эта ситуация с нехваткой средних предприятий, несмотря на усилия правительства.

Пример 3

Утверждение 1
Для выполнения своих задач государственные университеты нуждаются в мотивированных сотрудниках.

Утверждение 2
Наблюдаются, однако, частые и суровые дисциплинарные проступки, прогулы, а также различные формы беспорядков в государственных университетах, которые влияют на выполнение поставленных задач. Наше предварительное исследование показывает, что и рядовые сотрудники, и руководство, недостаточно мотивированы.

Утверждение 3
Без эффективных мотивационных мер указанные недостатки, вероятно, будут продолжаться и замедлять достижение задач университетов.
Таким образом, необходимо изучить системы и процедуры мотивации государственных университетов, что и является целью предлагаемого исследования.

Другой подход
Другой подход к написанию формулировки проблемы – использовать шаблон. Вот простой шаблон, который может быть полезен для исследователей:
В ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________
(например, организации) существует проблема (или имеется ситуация, в которой возникла проблема). Несмотря на ___________________________(усилия, направленные на предотвращение или противодействие), _____________________ (что-то неожиданное или нежелательное) происходит (необходимо предоставить подтверждающие факты). Эта проблема негативно повлияла на _____________(«жертвы» проблемы) так как _____________________________. Возможная причина возникновения данной проблемы заключается в ___________________________. Возможно исследование, направленное на изучение _________________ посредством ___________(парадигма/метод) сможет помочь в разрешении ситуации.

Ниже приводится образец формулировки проблемы, подготовленный с помощью данного шаблона:

При финансировании создания компаний малого бизнеса в Х стране наблюдается тенденция, которая заключается в создании фондов поддержки определенных групп населения. Некоторые из этих фондов включают фонды поддержки молодежи и фонды поддержки женщин. Эти фонды помогли улучшить темпы создания новых компаний в Х стране. Однако, после этапа создания, на предприятиях начинают возникать проблемы.

Исследование, проведенное ХХХ (ссылка, год), показало, что только __ % предприятий расширяются, тогда как на __ % предприятий не было дополнительного набора сотрудников. Согласно опросу, больше предприятий, вероятно, закроется спустя первые три года работы. Четыре года спустя ХХХ провел еще одно исследование в ХХХ. Это исследование показало, что __% малых предприятий находятся в состоянии застоя, и только ___% из них демонстрируют некоторый уровень роста. В нашей статье мы предлагаем изучить факторы, которые влияют на устойчивость малого бизнеса в ХХХ сегменте. Мы будем использовать как качественные, так и количественные подходы к сбору первичных и вторичных данных и информации с целью определения факторов успеха для роста малого бизнеса в ХХХ. В частности, мы будем использовать модель жизненного цикла продукта (ЖЦП) для определения потребностей малого бизнеса на разных этапах ЖЦП.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управле­ния (разработки управленческих решений), системы эффективных мотива­ций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. Каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управ­ления, последствий нерешения и возможностей решения и пр.

Проблема - это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ра­нее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, реше­ние задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого - либо изве­стного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подхо­дов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, воз­можностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

  • отделение реальных проблем от псевдореальных;
  • отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;
  • отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;
  • выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида: а) уже не проблемы, т. е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы; б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения; в) ни­когда не проблемы, т. е. проблемы для которых не существует решений.

Принципы постановки проблемы:
1. В проблеме должна быть четко выражена цель исследова­ния.
2. Проблема должна быть актуальной для данного момента, данного объекта и данного субъекта исследований.
3. Проблема должна быть реальной и решаемой.
4. Решение проблемы должно быть экономически и социально целесообразным.
5. Проблема должна быть органично включена в общий ком­плекс проблем исследования данной организации.

Процесс постановки проблемы включает следующие этапы.

Формулирование проблемы

Последовательность формулирования проблемы:

  • Выделение проблемного тезиса.
  • Развертывание проблемного тезиса с указанием направлений и форм реализации.
  • Установление условий и ограничений в реализации пробле­мы
  • Установление периода реализации проблемы.
  • Полная формулировка проблемы.

Построение проблемы включает операции:

    • стратификации - расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;
    • композиции - груп­пировки и определения последовательности решения подвопросов, со­ставляющих проблему;
    • локализации - ограничения поля изучения в со­ответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования;
    • вариантификации - выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

Оценка проблемы предполагает:

    • выявление условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.;
    • выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании;
    • нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;
    • типологическую характеристику проблемы.

Обоснование проблемы представляет последовательную реализацию процедур:

  • экспозиции - установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;
  • актуализации - приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;
  • компроментации - выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы;
  • демонстрации - наглядного отображения реализации проблемы.

Таков наиболее типичный порядок действий, необходимых для определе­ния проблемы. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследо­вателя возможно изменение состава и последовательности процедур и опе­раций. Некоторые из них могут осуществляться параллельно с другими, на­пример стратификация и вариантификация; некоторые реализуются по мере развертывания всех процедур и операций, например экспликация понятий и уподобление.

Существует несколько уровней постановки проблемы.

Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто фор­мулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не очень задумываются и заботятся.

Следующий уровень постановки проблемы - ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную мето­дологию работы с проблемой.
Наиболее высокий уровень постановки проблемы заключается в ее отра­ботке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке про­ектов. Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.

При такой работе с проблемой исследователь оказывается вынужденным размышлять о проблеме в таких ракурсах, которые не возникают при ее ин­туитивной постановке. Обогащается понимание проблемы, выявляются но­вые подходы, складываются новые точки зрения на средства и условия ее решения.

КОНЦЕПЦИЯ И РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Объектом и предметом изучения в ходе исследования не без ос­нований является концепция, которая, в свою очередь, может быть результатом исследования.

Концепцию понимают как комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрывающих сущность и взаимосвязи исследуемого явления или системы, и позволяющих определить систему показателей, факто­ров и условий, способствующих решению проблемы.
Целью исследования может быть:

  • создание новой концепции уже существующей и имеющей определенные концепции теории,
  • разработка концепции новой теории,
  • разработка концепции разрешения комплекса проблем.

Концепции исследования представляет собой комплекс методологических положений, определяющих подход к исследовательской работе и организации ее проведения, способствующих разрешению проблемы. Концепция включает такие разделы как характеристика объекта концепции, цель и задачи, основные принципы концепции, основные направления деятельности, механизм реализации концепции.

Гипотеза (от греч. hypothesis - предположе­ние) — это новое знание, не имеющее четкой обоснован­ности и являющееся проблематическим.
на основе опы­та, интуиции и имеющейся предварительной информации. Она позволяет концентрировать усилия исследователей на наиболее перспективном и результативном направлении и в определенной мере снижать расход ресурсов на проведение исследовательских работ.
Гипотезу можно рассматривать:

  • как часть научной теории;
  • как научное предположение, требующее последующей экспериментальной проверки.

Первая группа гипотез является частью фундаментальных ис­следований, а вторая - прикладных.
По иерархической значимости гипотеза может быть генеральной; при необходимости ее структурируют на вспомогательные гипотезы. Генеральная гипотеза связывается, как правило, с главным вопросом исследования, его целевой установкой, а вспомогательные относятся к нижележащим по своему уровню задачам.

По широте использования гипотезы могут быть универсальными и частными. Первые распространяются на все без исключения случаи. При подтверждении они могут перерасти в теории и оказать большое влияние на развитие науки. Их разработка основывается на многих частных гипотезах, которые дают ориентировочные объ­яснения конкретным единичным явлениям.

По степени обоснованности гипотезы могут быть первичными (это своего рода первые варианты, служащие основой для разработки более обоснованных гипотез) и вторичными, которые выдвигаются при необходимости вместо первичных, что во многом обусловливается опровержением первичных эмпирическими данными.

Рабочая гипотеза представляет собой предварительное предположение, выдвигаемое на начальном этапе исследо­вания и служащее лишь первичным условным объяснением исследуемого явления. В дальнейшем, по мере уточнения объяснений и получения знаний с помощью рабочих гипо­тез, приходят к принятию конкретной гипотезы.

При проведении исследований СУ гипотезы могут приниматься по отношению:

  • к целевым результатам эффективности СУ и всей социально-эномической системы организации;
  • к свойствам СУ (сущности и структуры, методологии, функционирования и развития) и их ограничениям;
  • к отношениям СУ с внешней средой;
  • к отношениям во внутренней среде СУ;
  • отношениям СУ с производственной системой организации;
  • к элементам и построению подсистем и СУ в целом;
  • к составу факторов, причин и их влиянию на результаты функционирования СУ;
  • к вариантам проведения экспериментов и совершенствования СУ.

Принципы разработки гипотез

  • Целенаправленность, обеспечивающая объяснение всех фактов, характеризующих решаемую проблему.
  • Релевантность (англ. relevant - относящийся к делу, уместный), т.е. опора на факты, обеспечивающая допустимость признания гипотезы как в науке, так и в практике. Если гипотеза не использует факты, то ее называют иррелевантной.
  • Прогностичность, обеспечивающая прогнозирование результатов исследования.
  • Проверяемость, обеспечивающая возможность проверки гипотезы эмпирическим путем на основе наблюдений или экспериментов. Это должно обеспечить или ее опровержение (фальсифицируемость) и подтверждение (верифицируемость).

Однако нельзя утверждать, что все гипотезы проверяемы. Существуют: во-первых, гипотезы, которые, невозможно проверить в настоящий период времени из-за несовершенства технических средств, не открытых еще до сих пор законов и закономерностей и т.п.; во-вторых, гипотезы принципиально непроверяемые на основе фактов; в-третьих, универсальные математические гипотезы, относящиеся к абстрактным объектам исследования и не допускающие эмпирического подтверждения.

  • Непротиворечивость, достигаемая логической согласованностью всех структурных компонентов гипотезы.
  • Совместимость, обеспечивающая связь выдвигаемых предположений с существующими научными теоретическими и практическими знаниями. В случае наличия несовместимости и противоречий выдвинутой гипотезы с имеющимися знаниями необходимо проверить законы и факты, на которые опирается рассматриваемая гипотеза и прежнее знание.
  • Потенциальность, предполагающая возможность использования гипотезы по количеству и качеству дедуктивных выводов и следствий, их силе и влиянию на развитие системного управления.
  • Простота, основывающаяся на системности и меньшем числе содержащихся в гипотезе исходных посылок для получения выводов и следствий.

Важнейшим критерием истинности гипотезы, является ее эмпирическая проверяемость на подтверждение или опровержение. Именно здесь проявляются трудности проверки.

Смысл подтверждения имеет, как правило, относительно временный характер, опровержения - окончательный. Более того, для опровержения достаточно дедуктивного обоснования ложности всего лишь одного следствия гипотезы. Подтверждение истинности ее на основе дока­занности части утверждений делать неправомерно. В последнем случае заключение делается с использованием индуктивного метода.

Формирование гипотез - один из трудных и мало формализуе­мых процессов исследования. Тем не менее весь процесс формиро­вания и развития гипотез в контексте всего исследования в большинстве случаев можно подразделить на несколько стадий:

Подготовительная - сбор информации и выявление пробле­мы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала и формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
формирующая - анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; выявление следствий из сформулированных предположений и опреде­ление на их основе возможных результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотети­ческих предположений; определение условий, путей и методов ре­шения задач; формулирование исходных гипотез;
экспериментальная - работы, предусмотренные методикой исследования, в том числе: планирование, организацию и проведе­ние экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных результатов на практике и уточнение гипотез на основе резуль­татов проверки.

В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их пересмотреть и в необходимой мере скорректировать.

При формировании гипотез важно рационально использо­вать все возможные методы. Важнейшую роль в разработке научных гипотез в области исследования систем управления играет логический анализ. К основным научным методам непосредственной разработки гипотез можно также отнести:

— метод экстраполяции,
— метод моделирования,
— метод экспертных оценок.

Результаты использования различных методов при формирова­нии гипотез во многом зависят не только от имеющейся информа­ции, но и от уровня общих знаний, глубины проникновения иссле­дователя в изучаемую проблему, опыта и интуиции. Выбор направления, в котором должна разрабатываться та или иная гипотеза, во многих случаях осуществляется именно на основе интуиции.

При подтверждении гипотеза может приобрести статус теории. В общем виде теория может пониматься как учение, как совокупность обобщающих основопо­лагающих научных понятий, идей и методологических положений, имеющегося опыта и практики, образующих ту или иную отрасль (подотрасль) знаний, объективно отражающих законы и законо­мерности ее развития. Вместе с тем теория рассматривается также как развитая форма систематизации и организации научного зна­ния, позволяющая целостно воспринимать определенные явления реальности. Очевидно, что наиболее важными базовыми состав­ляющими теории являются исходные понятия, идеи, законы, зако­номерности, идеализированные или абстрактные объекты. Теория, имея свою логику, позволяет обосновывать новые утверждения, исходя из ранее имеющихся.

Диссертационное исследование – это научная работа по определенной тематике, позволяющая соискателю получить магистерскую, кандидатскую или докторскую ученую степень. В зависимости от учебного заведения, автор может рассчитывать на финансовую поддержку в проведении экспериментов и исследований.

  1. Написание и защита диссертации – необходимое условие для получения кандидатской/докторской ученой степени.
  2. Для определения объекта/предмета будущего исследования, выставляются четкие границы изучения научной отрасли.
  3. Научные методы – это способы получения новых знаний и выявление новых способов решения поставленных целей.
  4. Формулировка проблемы основывается на систематизированном подходе (изучение имеющихся данных, актуальность будущих экспериментов и выявление их границ).

Что такое объект и предмет исследования

При составлении диссертации, соискатель должен четко разделить грани между «объектом» и «предметом» исследования.

Объект исследования диссертации

В научной работе этот термин часто пересекается с темой труда, но не повторяет ее.

Объект исследования – это явление/предмет материального мира, малая часть которого выбрана для экспериментов и/или теоретического изучения. Параметры и точные характеристики всего объекта исследования невозможно описать в одной научной работе.

Предмет исследования диссертации

Этот термин означает конкретный вопрос/проблему или ряд свойств определенного предмета. Соискателю рекомендуется выделить часть факторов предмета исследования, необходимых для проведения дальнейших экспериментов.

Список примеров предмета исследования:

  1. взаимоотношения между окружающими людьми;
  2. процессы и явления в любой сфере;
  3. факты и закономерности и т.д.

Примечание. Для правильного и точного определения объекта или предмета исследования, выявляются рамки изучаемой области. Следующий шаг соискателя – составление цели работы и подробное рассмотрение выбранных аспектов проблемы

Виды методов научного исследования в диссертации

Научный метод – необходимый компонент для любой научной работы. Он позволяет получить новые знания и возможности решения имеющихся проблем во всех современных отраслях.

Основные задачи всех научных методов:

  • корректировка и систематизация имеющихся знаний (новых и старых);
  • возможность выбора типов исследования.

Эмпирический

Этот исследовательский метод основан на практическом (экспериментальном) изучении имеющейся проблемы.

Механизм работы эмпирического метода.

  1. Подготовка теоретических сведений по предмету исследования, систематизация и сбор информации из выбранных литературных источников. Соискателю рекомендуется перепроверять точность и достоверность данных, взятых из интернета.
  2. Анализ полученной информации, ее проверка на актуальность и логичность.
  3. Наблюдение. Для правильного восприятия полученной информации, автор составляет план работы, уточняет основные рабочие факторы и оформляет таблицу для последующего внесения данных, придерживаясь установленных сроков.
  4. Экспериментальная часть.

Теоретический

Задача теоретического метода – систематизация и обобщенность полученных сведений для лучшего усваивания необходимой информации (анализ, синтез, классификация и моделирование – зависит от тематики научного исследования).

Количественный

Цели этой методологической группы – анализ процессов/явлений объекта с учетом количественных показателей. Количественный метод включает в себя статистические и библиометрические составляющие.

  • Статистические методы подойдут для исследования масштабных явлений. Автор занимается сбором и измерением необходимых данных – такой подход выявляет случайные отклонения, не относящиеся к теме диссертации и закономерности их работы.
  • Задача библиометрических методов – изучение взаимосвязи, структуры и динамики развития процессов/явлений в разных отраслях исследования (анализ контента, количества публикаций, определение объема цитирования и т.д.).

Качественный

Основная задача – выявление одноименных характеристик выбранных явлений. Это поможет автору определить «природу» работы изучаемых общественных механизмов. Такая схема успешно применяется в социологических и маркетинговых исследованиях.

Социологический

Суть социологического метода – взаимосвязь эмпирического и теоретического методов по спецификации выбранной тематики (подробный анализ литературных источников, сбор социологических данных, проведение анкетирования и т.д.).

Психологический

Представляет собой совокупность теоретических и общенаучных эмпирических методов. В зависимости от тематики исследования, автору рекомендуется экспериментировать или использовать модифицированное наблюдение за проблемой.

Чтобы сформулировать проблему диссертационного исследования, соискатель ученой степени придерживается систематизированного подхода. Если научная работа составляется по , автор тщательно анализирует всю теоретическую и практическую информацию по теме документа, тщательно отделяя основополагающие данные от второстепенных.

Список основных этапов постановки проблемы.

  1. Изучение необходимых данных и выявление степени серьезности исследования
  2. будущих экспериментов, новизна в выбранной научной отрасли
  3. Определений границ для опытов и их расширение (при необходимости)
  • разделение основного вопроса на несколько дополнительных
  • систематизация имеющихся данных, установка последовательности ответа на мелкие вопросы, описывающих главную проблему
  • выявление изученных и неизученных частей рассматриваемого вопроса

Обратите внимание! Определение необходимого объема работ – только после уточнения потенциала будущего исследования, вычисления примерного соотношения известных/неизвестных фактов по проблеме и анализа решения идентичных вопросов учеными прошлых лет.

Дополнительные варианты поиска технической темы исследования и формулировки проблемы – участие в конференциях или подготовка монографий. Если при составлении научных статей нетрудно выявить новизну проблемы /определить цель исследования/разработать новое устройство, соискатель ученой степени может использовать эту информацию для написания диссертации.

Как получить материалы для проведения исследования

  1. Выявление целей работы и требований вуза по оформлению структуры, формата и содержания документа.
  2. Выбор необходимой темы – приветствуется четкость и лаконичность формулировки, без размытия. Задача соискателя – составить подробное описание выбранного объекта исследования и подобрать рациональные решения имеющихся проблем.
  3. Составление ключевых слов по теме работы – необходимое условие для поиска соответствующей информации в интернете и других литературных источниках.

Совет! Вся информация из книг, сайтов и т.д. фиксируется автором в блокноте или тетради. Иллюстрации, проведенные опыты и эксперименты сканируются с обязательным указанием источника (утверждение также касается поиска статистических данных, результатов опросов и т.д.)

Компания «Диссертация» – это восемнадцатилетний опыт успешного написания всех видов диссертаций, сложных технических статей, дипломных проектов и курсовых работ. В штате работают кандидаты и доктора наук по гуманитарным и техническим специальностям – это гарантия того, что каждый документ пройдет многоэтапную проверку на полное соответствие основным требованиям ВАК и ГОСТА.

Чтобы заказать работу, зарегистрируйтесь в Личном кабинете и оставьте заказ через чат с менеджером. Другой способ – позвоните нам по контактным данным, указанным на сайте. Будем рады сотрудничеству с вами.

Вопрос о том, существует ли проблема, имеет первостепенное значение, поскольку приложение огромных усилий к решению несуществующих проблем - отнюдь не исключение, а весьма типичный случай. Надуманные проблемы маскируют актуальность проблемы. В то же время удачная формулировка проблемы может быть равносильна половине ее решения.

Проблема является основой всей работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Проблема - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по её решению.

Формулировка проблемы научного исследования - это, по сути, кристаллизация замысла научной работы. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха. Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Неслучайно принято считать, что сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. «Почему солнце светит?»- вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» - это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Проблема, по Ю.К. Бабанскому, есть характеристика проблемной, т.е. противоречивой ситуации - несоответствие теории о предмете общественной практики этой практике, - которое обнаруживает исследователь в изученном им материале. Видение той или иной проблемы определенным ученым- обусловлено, во-первых, ограниченностью личного опыта - тем, что в непосредственном личном опыте ученый всегда имеет дело лишь с той или иной частью объективной действительности и, во-вторых, теми его представлениями об этой действительности, которые сложились в результате всей его научной подготовки. Ясно, что каждый исследователь видит разные проблемы и может по-разному считать, какая из них является актуальной проблемой. Т.е. по-разному определяется и цель научного исследования, которая, по Ю.К. Бабанскому, есть результат решения проблемы в идеальной форме. Цель вообще может быть внешней необходимостью для исследователя. Например, есть социальный или государственный заказ, что какая-то часть объективной реальности находится в неудовлетворительном состоянии, следовательно, надо познать причины этого, выявить закономерности между внешними связями системы (части объективной реальности) и ее внутренними связями и определить меры по приведению системы в нужное, удовлетворительное для заказывающего состояние. Множественность проблем и целей налицо

В науке формулирование проблемы - обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире - одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы (рис. 5).

Рис. 5 - Этапы порождения проблемы

Рассмотрим обоснованность приведенных на рисунке 5 этапов.

Первый этап связан с нехваткой информации для описания или объяснения реальности. Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Третий этап зависит от того объема объективных знаний накопленных той или иной наукой.

Хорошая постановка проблемы описывает точными конкретными терминами то, что раскрывают данные.

Критерии постановки научной проблемы могут быть представлены следующими моментами (рис.6).


Рис. 6 - Критерии постановки научной проблемы

Каковы же пути правильной постановки проблем? Их много. Это и узаконивание обязательного выделения предплановой проработки каждой темы, и ежегодная научная аттестация всех выполненных НИР с привлечением РАН и ее институтов, и конкурсная форма распределения тематики, финансирование не коллективов, а действительно проблемных работ.

Сначала получают ответ на вопрос существует ли проблема?

Затем рассматриваются развития проблемы (в прошлом и будущем), внешние связи ее с другими проблемами и ставится вопрос о принципиальной разрешимости проблемы.

Когда возникают научные проблемы?

Научная проблема возникает в условиях проблемной ситуации, когда складывается и осознается противоречие между знанием о потребностях людей в ходе их деятельности и незнанием средств, путей, способов удовлетворения (реализации) этих потребностей, которое в конечном счете упирается в незнание определенных закономерностей объективного мира.

Проблемная ситуация возникает также как противоречие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании, или же как выяснение внутренней логической противоречивости существующих теорий и т.д. Противоречие - это показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общо, неконкретно, односторонне.

Практика является основой возникновения проблемной ситуации. В процессе практического взаимодействия человека и объектов его деятельности создается и постоянно воссоздается противоречие между качественно быстро изменяющимися и количественно быстро растущими потребностями общества и теми средствами (возможностями), которыми общество располагает для их удовлетворения. Необходимость в раскрытии законов новых, неизвестных сфер деятельности и является основой проблемы.

Всякое научное исследование по своему существу является всегда проблемным, представляет собой цепь следующих друг за другом проблем, постоянно решаемых и вновь возникающих в иных условиях, на качественно новых этапах развития познания.

Какую же проблему надо выбирать для решения?

В науке руководствуются двумя неразрывно связанными принципами отбора проблем для решения (рис.7.).


Рис. 7 - Принципы отбора научных проблем для решения

Кроме того, важно знать механизм возникновения проблем и задач в науке и правильно определять действия, оставляющие постановку проблемы и задачи.

Чтобы проблема могла выполнить свое назначение, она должна быть правильно постановлена. Для этого специалисту необходимо находиться на самых передовых рубежах науки и четко представлять, что именно уже известно человечеству, а что действительно неизвестно, что предстоит исследовать. Чтобы правильно поставить научную проблему, необходим широкий кругозор. Недаром ученые спорят, что правильно поставленная проблема - это уже наполовину решенная проблема.

Грамотная постановка проблемы предполагает выполнение следующих групп действий (рис.8.).


Рис. 8 - Основные группы действий при грамотной постановке проблемы

Рассмотрим представленные на рис. основные группы действий при грамотной постановке проблемы подробнее.

1. Формулирование проблемы, состоящее из вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадиктации (фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы), финитизации (предположительного описания ожидаемого результата);

2. Построение проблемы, представленное операциями стратификации («расщепление» проблемы на под вопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирование и определение последовательности решения под вопросов, составляющих проблему), локализации (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями специалиста, как кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.п.), инвентаризация (проверка наличных возможностей и предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы), уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой), квалификация (отнесение проблемы к определенному типу);

4. Обоснование, представляющее собой последовательную реализацию процедур экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами), актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации);

5. Обозначение, состоящее из экспликации (разъяснения) понятий, перекодировки (перевод проблемы на иной научной или обыденный языки), интимизации понятий (словесная нюансировка - малозаметный переход - выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы).

В зависимости от характера исследования и опыта исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться и параллельно с другими (например, стратификация (разделение) с вариантификацией (заменой одного вопроса на другой)), некоторые - по мере развертывания всех процедур и операций проблемы (например, экспликация (разъяснение) понятий или уподобление). Все процедуры можно представить в виде сети, которая, будучи наложена на неизвестную (или частично неизвестную) область, позволяет упорядочить наши представления об этой области, ее границах, методах и средствах ее постижения и т.д.

Изучение проблемы на материале разных наук показывает, что можно выделить три уровня постановки научной проблемы:

Часто встречающаяся ситуация состоит в том, что после определения центрального вопроса о дальнейшем развертывании проблемы мало заботятся. Это, так сказать, низшая интуитивная форма постановки проблемы.

Постановка проблемы в соответствии с описанными правилами, но без полного осознания их смысла и необходимости соблюдения. При этом следует подчеркнуть, что все операции не всегда оказываются реализованными у одного специалиста полностью. Но каждая из них так или иначе представлена в какой-нибудь из действительных проблем науки. Это и явилось с основанием для составления процедурного поиска.

Сознательное использование всех процедур и входящих в него операций.

В чем же состоит польза от выполнения вышеперечисленных действий?

Во-первых, следуя правилам, ученые вынуждены размышлять о проблеме в таких ракурсах, о которых чаще всего речь не идет при интуитивной постановке. В результате обогащается понимание проблемы, выявляются новые подходы к ней, возникают новые точки зрения на средства и условия ее решения.

Во-вторых, в ряде случаев происходит отказ от исследования, если обнаруживается, что проблема, поставленная исследователем, не является таковой в действительности, или если разрыв между возможностями решить проблему и заданными в ней целями слишком велик.

В-третьих, за счет соблюдения требований постановки проблемы обеспечивается качественное планирование научного исследования. Ведь выполнение правил означает, что вся предплановая подготовительная работа проделана. При наличии такого плана обеспечивается эффективная организация труда исследователей.

В-четвертых, в случае реализации действий психологическая готовность специалиста к познавательной деятельности оказывается намного выше как за счет четкой целенаправленности, так и за счет уверенности, возникающей на базе ясного понимания сути проблемы, возможностей, которые в ней заложены, и трудностей, которые при этом предстоит преодолеть. Как известно, уверенность в большей мере есть следствие знания. Знание проблемы в этом отношении не исключение. В целом существенно улучшается «качество» проблемы и значительно ускоряется переход от замысла к решению.

Важным для организации науки является вопрос о так называемых мнимых проблемах. Под последними понимаются проблемоподобные структуры, которые не являются проблемами, но либо ошибочно принимаются за них, либо выдаются за такие.

В зависимости от характера возникновения все мнимые проблемы можно разделить на два класса:

Экстранаучные мнимые проблемы, причины которых находятся вне науки. В основе их возникновения - мировоззренческие, методологические, идеологические и прочие заблуждения.

Интранаучные проблемы, причины которых коренятся в самом познании, в его достижениях и трудностях.

Существенной с практической точки зрения является задача выработки критериев для различения реальных и мнимых проблем, а также методик их распознавания. Диалектический подход позволяет сформулировать целый ряд критериев (существования, адекватности, необходимости, предпосылок, преемственности, разрешимости, проверяемости, истинности и др.), которые дают возможность с достаточной степенью достоверности отделять подлинно научные проблемы от мнимых. К появлению ложных проблем приводит и отсутствие системного мышления.

Принципиальное значение в наше время приобрело изучение общих условий, которые обеспечивают уменьшение числа ошибок специалистов в работе с проблемным знанием. Проблемный анализ позволяет правильно и четко сформулировать проблему, ради которой создается система. В ряде случаев приходят к отрицательному выводу, т.е. что проблемы не существует и система не нужна, что тоже оказывается небесполезным. В других случаях подобное исследование приводит к выводу, что проблема была первоначально сформулирована неверно, что она заключается в другом, а следовательно, и функции, и структура задуманной системы должны быть иными.

Совместное применение системного анализа и интуитивных оценок относительной важности проблем и оценок их эффективности дает уже весьма ощутимые практические результаты, во всяком случае лучшие, нежели традиционные методы расчета экономической эффективности или же громоздкие методы исследования операций.

Характерной чертой современной высшей школы является изучение проблем, но при этом очень важно обратить внимание на два противоречия, не признаваемых классической наукой, исследующей лишь непротиворечивое мышление. В предметном знании невозможно принять оптимальное решение - самая главная особенность человека. Причин много. Одна из них - отсутствие достаточной информации. Около 40% информации специалисту надо черпать из смежных, а порой и отдаленных областей знаний. В век научной специализации многие даже крупные ученые в своей области не обладают общей научной картиной мира, что отрицательно сказывается на их работе. Специалист при создании новой научной теории становится, по существу, философом, ибо он вынужден анализировать характер своей деятельности, границы применимости употребляющихся научных понятий, предлагает новые способы осознания человеком взаимодействия с внешним миром.