В наше время самые известные или самые крупные затонувшие корабли, покоящиеся на дне морей и океанов, интересуют не только археологов, но и авантюристов всех мастей, искателей кладов, да и просто любопытных туристов. В каждом остове затонувшего корабля таится его история, они позволяют заглянуть в разные глубины прошлого и увидеть то, что столетиями покоится на дне, не тронутое человеком. Жизнь давным-давно покинула эти суда, но они могут поведать о страшных картинах катастроф и последних её мгновениях. В ООН подсчитали, что на дне мирового океана сейчас покоится огромная флотилия из 3 миллионов затонувших кораблей. Причинами катастроф были штормы, войны, антропогенные факторы, а некоторые суда затапливались целенаправленно.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

1. «Титаник»

На момент своей постройки перед Первой мировой войной это был крупнейший лайнер на планете. Но «непотопляемый» корабль не смог завершить даже свой первый рейс, столкнувшись в 1912 году с айсбергом и затонув в 370 милях юго-западнее Ньюфаундленда. «Непотопляемость» «Титаника» не смогла ничего противопоставить мощи природы, а его размеры были смехотворными в сравнении с размерами повстречавшейся ледяной глыбы, что и предопределило катастрофу, в которой на дно морское отправились 1517 пассажиров всех классов и возрастов.
Столкновение с айсбергом явилось следствием халатности или некомпетентности управлявших махиной моряков, которые слишком рано уверовали в непотопляемость «Титаника». Поскольку затонул корабль на большой глубине, то его обломки обнаружили лишь в 1985 году в результате долгих поисков. Сейчас это место охраняется ЮНЕСКО. Условия среды быстро разрушают останки корабля. От утонувших пассажиров осталась разве что обувь, а морские обитатели идеально обглодали их кости. Что касается самого судна, то над его разрушением непрерывно на протяжении уже больше столетия трудятся солёная вода и бактерии.

2. «Мэри Роуз»

Судну «Мэри Роуз» около 500 лет. После его постройки английский король Генрих VIII поэтично назвал его «самым чистым цветком из когда-либо плававших кораблей». Но уже год спустя, в 1545 году «цветок» успел поучаствовать в трёх войнах, увеличился в размере и был модернизирован. Ему предстояло сразиться с французской флотилией возле острова Уайт. Но англичане перестарались, нашпиговывая его тяжёлыми пушками, в результате чего он сидел слишком низко в воде, а когда дал крен под воздействием ветра, то черпнул воду нижней палубой и затонул.
Глубина в данном месте была всего 12 метров, поэтому поначалу «Мэри Роуз» было отлично видно с поверхности. Предполагают, что вместе с кораблём на дно ушли примерно 700 матросов. Затем местоположение корабля было потеряно и найдено вновь лишь в 1970 году. В 1982 году британцы подняли обломки судна со дна, восстановили, и теперь его реконструкция выставляется в музее города Портсмут.

3. «Принц Альберт»

Это судно было намеренно затоплено в 1987 году в Гондурасе возле курорта Coco View. «Принца Альберта» использовали в качестве транспорта, на котором беженцев Гражданской войны перевозили из Никарагуа на остров Роатан. После этого долгое время судно стояло в гавани на приколе, постепенно ржавело и погружалось в воду. Поэтому понимавший, что в случае бездействия судно просто затонет у причала, его владелец решил отбуксировать его чуть дальше от берега, где и затопил, сделав заодно отличной достопримечательностью для дайверов.

4. «Донья Пас»


Этот ничем не примечательный паром стал участником самого смертоносного кораблекрушения в истории, в котором в 1987 году погибло 4386 человек. Этот паром построили в Японии, а рассчитан он был на перевозку всего 608 пассажиров. Но на Филиппинах думали иначе, и когда он возле Манилы столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», то вспыхнул пожар. Оба судна затонули в водах Табласа, кишащих акулами. «Донья Пас», который прозвали азиатским «Титаником», покоится на глубине 545 метров.

5. «Аризона»

Этот американский военный корабль, построенный в начале ХХ века, был потоплен при атаке японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. На его остове позже был установлен мемориал. На «Аризону» дружно напали 10 японских бомбардировщиков, которым удалось сделать 4 прямых попадания. Шансов выжить у линкора не было, поскольку одна из бомб угодила в отсек с боеприпасами. В результате произошёл чудовищный взрыв, взрывная волна от которого потушила пламя на горящем невдалеке судне «Вестал».
В этот мрачный для Америки день погибло 1177 моряков «Аризоны», что составляет примерно половину всех жертв той знаменитой атаки на Перл-Харбор. Из затопленного моторного отсека корабля до сих пор ежедневно вверх всплывают пузыри машинного масла, образуя на поверхности радужные пятна, которые демонстрируют отдыхающим на Гавайях туристам.

6. «Республика»

Так назывался американский старинный колёсный пароход, участвовавший ещё в Гражданской войне и затонувший в 1865 году. В последнем рейсе он вёз монеты из золота и серебра, а потопил его сильный ураган. К счастью, пассажиров и экипаж судна удалось спасти, а вот следы его обломков на 140 лет потерялись из вида.
Специализирующаяся на поиске затонувших с сокровищами кораблей компания «Odyssey Marine Exploration» обнаружила «Республику» в 2003 году на глубине 518 метров. Ей достался главный приз - 51 000 американских золотых и серебряных монет, которые в наши дни стоят примерно 180 млн долларов. Кроме того, вместе с обломками были подняты многие ценные артефакты.

7. «Лузитания»

Ещё одно нашумевшее в мире кораблекрушение пассажирского судна. Красивый лайнер «Лузитанию» за скорость называли «морской борзой», но и это не спасло её от страшной катастрофы, произошедшей в 1915 году. 7 мая это судно повстречалось с торпедой, посланной немецкой подводной лодкой. «Лузитания» скрылась под водой менее чем за полчаса, прихватив с собой 1198 человек.
Среди историков есть мнение, что именно торпедирование «Лузитании» дало повод США объявить Германии войну и присоединиться к Антанте. В 1935 году было обнаружено место крушения судна. Там и обнаружилась новая загадка - откуда в корпусе возникла вторая пробоина, что, возможно, и послужило причиной быстрого погружения судна.

8. «Бисмарк»

Немецкий военный корабль «Бисмарк» ценили даже враги, называя его шедевром военного судостроения. Но прожить этому «шедевру» удалось всего 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года британские военные успешно его атаковали. По иронии судьбы крупный и современный «Бисмарк» оказался лёгкой добычей стареньких британских торпедоносцев.
Чтобы военная новинка не досталась врагу, экипаж корабля решил его затопить, а вместе с ним утонули и примерно 2000 моряков. Местоположение «Бисмарка» было определено доктором Р. Баллардом в 1989 году, он лежал на солидной глубине 4700 м. Он же ранее обнаружил «Титаник». На палубе корабля до сих пор видна свастика, а его пушки и сейчас словно целятся в победившего противника.

9. «Андреа Дориа»

Этот красивый лайнер был построен в 1951 году. Судно было роскошным, для каждого из 1241 пассажиров здесь были созданы отличные условия. Плавать бы ему, да плавать, но вот только в июле 1956 года судно попало в густой туман. Видимости практически не было, и экипаж вёл корабль вслепую. Также приходилось делать и шведскому грузовому кораблю «Стокгольм», в результате чего они и встретились в одной точке. Оба судна в результате столкновения получили сильные повреждения, но шведский «грузовик» оказался крепче и остался на плаву, а вот «Андреа Дориа» начала тонуть. Делала она это намного дольше «Лузитании» (11 часов), поэтому всех пассажиров, за исключением погибших во время инцидента, удалось спасти.

10. «Рона»

В акватории Карибского моря возле Британских Виргинских островов на морском дне покоятся обломки старинного почтово-пассажирского корабля «Рона». Он утонул здесь в 1867 году, а причиной стал сильный ураган и шторм, который разломил судно буквально пополам. Корабль находился в тот октябрьский день в гавани Солт-Айленда, но ураган налетел слишком внезапно и был слишком грозен. В результате катастрофы погибли 123 человека, находившиеся на борту судна. В настоящее время, даже находясь на морском дне, этот корабль не может жаловаться на скуку - его сделали местной достопримечательностью, к которой постоянно привозят туристов, увлекающихся подводным плаванием.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

Затонувшие корабли могут многое рассказать о той эпохе, когда они бороздили моря и океаны. Однако каждый из них пережил трагическую гибель тех, кто оказался на борту в роковую минуту. До сих пор затонувшие корабли хранят свои тайны под толщей морских вод. Попытаться разгадать загадки кораблей призраков сегодня может любой более или менее подготовленный дайвер. Однако не каждый любитель подводного плавания сумеет проникнуть внутрь корабля. Современное оснащение и специальная подготовка помогут решить и эту проблему. Поэтому сегодня каждый желающий прикоснуться к подводным тайнам затонувших кораблей сможет себе это позволить в качестве интересного туристического развлечения.

Военный корабль «Сириус» был отправлен в боевое плавание в 1797 году. Этот сорокаметровый фрегат не раз участвовал в морских сражениях и в большинстве случаев одерживал победу над противником. Однако в неравном бою, разгоревшемся в конце августа в 1810 году между британской и французской флотилиями, фрегат попал на коралловые рифы. Непобедимый до той поры «Сириус», получив пробоину, стал уязвимым, и французские корабли один за другим палили из своих орудий по британскому фрегату до тех пор, пока не отправили его на дно. На глубине около 25 м корабль находится и поныне. Конечно же, за столь длительное время его обжили многие морские обитатели. Но до сих пор у юго-восточного берега острова Маврикий можно разглядеть корпус фрегата и следы последнего боя «Сириуса» — разорванные снарядами пушки и другие орудия, лежащие на дне вокруг корабля.

Паром Зенобия

Гибель огромного парома «Зенобия» можно назвать уникальной не только из-за того, что во время его крушения не пострадал ни один член экипажа, и все благополучно были спасены. Дело в том, что паром построили и спустили на воду в 1979 году, а во время своего первого плавания он на четвертый день пошел ко дну. Причину гибели парома так и не удалось окончательно установить. Высказывались предположения о сбоях в компьютерной системе парома, а также об умышленном потоплении с целью получения страховки. Каждая из версий имеет право на существование. Ведь на морское дно у берегов Кипра вместе с паромом ушло около 100 грузовиков и груза на сумму около 200 млн. у.е.

В результате медленного погружения 172 – метрового парома, многие помещения уцелели. Однако добраться до машинного отделения, или ресторана удается не каждому дайверу. Из-за того, что левый борт парома дал крен во время потопления он очутился на глубине 42 метра, а правый борт опустился на отметку 18 метров глубины. Стоит отметить, что вода у Берегов Кипра отличается удивительной прозрачностью. Поэтому «Зенобию» хорошо видно с высоты, если подлетать на самолете к Ларнаке.

132-метровый «Фудзикава Мару»

Кладбище кораблей у берегов Микронезии возле острова Трук образовалось в годы второй мировой войны. В ходе военной операции «Хилтон» в 1944 году американским истребителям удалось разгромить японский морской и воздушный флот. На протяжении многих десятилетий погребенная на морском дне военная техника почти никого не привлекало, пока в 70-е годы научная экспедиция Жака Кусто не занялась ее исследованием. С той поры дайверы со всех уголков планеты спешат увидеть затонувшие субмарины, самолеты, корабли и танки Японии времен второй мировой.

Лагуна Трук, на дне которой находится кладбище японской военной техники, со всех сторон окружена кораллами, предохраняющими технику от океанических течений. Поэтому погребенные субмарины, морские судна и самолеты хорошо сохранились. Кроме того, некоторые корабли встретили свою гибель на отмели. К таким можно отнести 132-метровый «Фудзикава Мару», к которому на 9-метровую глубину сможет опуститься любой дайвер. Кроме затонувшей грандиозной военной техники любителей подводного плавания могут заинтересовать прочно обосновавшиеся здесь изумительные кораллы и яркие тропические рыбки, среди которых могут встречаться и рифовые акулы.

Кладбище кораблей на Оркнейских островах

Еще одним огромным кладбищем кораблей является место вынужденного затопления суден военного флота Германии в годы Первой мировой войны. Эти затонувшие корабли находится у берегов северной Шотландии в гавани Скапа Флоу на Оркнейских островах. Принудительно задержанный у берегов Британии, немецкий флот был уничтожен по приказу собственного командования. Немецкий адмирал Рейтер блестяще спланировал операцию по уничтожению в течение всего нескольких часов 50 военных кораблей, чтобы после капитуляции Германии они не достались противнику.

На дне британской гавани нашли свое последнее пристанище около 70 разных кораблей, среди которых есть не только немецкие суда, но также встречаются неидентифицированные и необследованные корабли. Поэтому есть прекрасная возможность стать первооткрывателем неизвестных морских судов.

Пароход «Барон Гауч»

В годы Первой мировой войны у берегов Хорватии пострадал и вполне мирный пароход «Барон Гауч». После спуска на воду в 1908 году, он через какое-то время стал на ремонт. В годы войны пароход сначала использовали для доставки в город Котор продовольствия, а затем для эвакуации гражданского населения из зоны военных действий. В один из августовских дней 1914 года «БаронГауч» подорвался на мине. Исследовать это судно в наши дни не так просто. Для погружения дайверам требуется специальное разрешение.

Лайнер Андреа Дориа

Затонувший на пути к Нью-Йорку на глубине 75 м лайнер Андреа Дориа был первым пассажирским кораблем международного класса, построенным после Второй мировой войны. Недалеко от американского побережья при нулевой видимости в борт «Дории» врезалось шведское судно, направлявшееся в Европу. Капитан тонущего лайнера сделал все возможное для спасения пассажиров и экипажа. На помощь «Дории» пришли четыре находящихся поблизости корабля. Невзирая на то, что на борту судна находилось 1134 пассажира и 572 членов команды, почти всех удалось спасти. Погибли только 43 пассажира во время столкновения судов. «Андреа Дориа» считается самой недоступной для дайверов из-за отдаленности от берега, низкой температуры воды и большой глубины.

Титаник

Историю трагической гибели «Титаника» знают все. Каждый дайвер мечтает погрузиться в глубины океана, чтобы своими глазами увидеть легендарное судно. Однако не каждый может решиться на такой отчаянный шаг. Ведь глубина, на которой покоится «Титаник» составляет 3750 м. Однако благодаря достижениям науки даже такая глубина может быть покорена. Для погружения на такую внушительную глубину используют специальный подводный аппарат – батискаф «Мир». В нем может помещаться всего три человека, включая пилота аппарата. Стоит отметить, что удовольствие довольно дорогостоящее и далеко не каждому по карману.

Экология

Обломки кораблей, покоящихся на дне морском, привлекают многих историков, ученых или просто любопытных туристов, потому что хранят реальные истории, а также дают возможность заглянуть в прошлое и увидеть то, что долгие годы оставалось нетронутым с момента потопления. Жизнь на этих кораблях давно остановилась, но вещи могут рассказать о многом – о катастрофах, страданиях и смерти, позволяя нам ясно представить то, что случилось. Узнайте о самых знаменитых потерпевших кораблекрушение судах.


1) Титаник


Самый известный потонувший корабль – несчастный Титаник , о котором снято множество фильмов и телепередач и историю которого знают все от мала до велика. Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже 100 лет. Названный "непотопляемым", Титаник не смог противостоять силам природы и 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и ушел на дно, захватив с собой 1517 мужчин, женщин и детей. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.

2) Андреа Дориа


Красивый лайнер под названием Андреа Дориа был пущен на воду в 1951 году. Это был элитный корабль, где все его 1241 пассажир размещались в отличных условиях. Катастрофа имела место 25 июля 1956 года, когда Андреа Дориа плыл сквозь густой туман. Так как видимость была очень плохой, членам команды не удалось издалека заметить, что перед ними. В результате лайнер столкнулся со шведским грузовым судном Стокгольм . Оба корабля были сильно повреждены, однако в отличие от Андреа Дориа , который стал тут же тонуть, Стокгольм остался на плаву. Так как корабль тонул сравнительно медленно (11 часов), всех пассажиров удалось спасти, за исключением тех, кто погиб при столкновении.

3) Рона


Обломки этого старинного корабля находятся в Карибском море в районе Британских Виргинских островов. Его потопил ураган еще в 1867 году, причем корабль разломился пополам. Рона сегодня является развлекательным участком, привлекающим множество любопытных туристов, к нему регулярно погружаются дайверы.

4) Генерал Слокум


Колёсный пароход Генерал Слокум пострадал от огня в 1904 году в Нью-Йорке, унеся жизни около тысячи людей в результате пожара, который по одной из версий начался из-за непотушенной сигареты. Жертвы катастрофы, среди которых были в основном женщины и дети, которые не умели плавать, направлялись в тот день на церковное мероприятие. Дальнейшая судьба судна – неизвестна, считается, что позже то, что от него осталось, было превращено в баржу, которая потонула через несколько лет, другие говорили, что корабль был взорван динамитом.

5) Мэри Роуз


История корабля Мэри Роуз началась ни много ни мало, а 500 лет назад, когда его построили как "самый чистый цветок из всех кораблей, которые когда-либо плавали" , по словам короля Генриха VIII. Через год, а точнее в 1545 году, когда корабль пережил уже 3 войны, был увеличен и улучшен, он должен был встретиться лицом к лицу с французской армией у острова Уайт. Однако корабль, перегруженный артиллерией, стал тонуть, когда из-за порыва ветра его наклонило в одну сторону, а его нижняя палуба оказалась затопленной. Корабль опустился на дно на глубину всего около 12 метров, причем первое время его было прекрасно видно с поверхности воды. По некоторым оценкам в результате катастрофы погибло около 700 человек. Примерное расположение корабля было известно, но только в 1970-м году удалось точно определить, где он. В 1982 году из воды были подняты обломки судна, которые сегодня в восстановленном виде можно увидеть в музее Портсмута, Великобритания.

6) Лузитания


Получивший красивое прозвище "морская борзая" , морской лайнер Лузитания ушел на дно в 1915 году в результате одной из самых страшных катастроф, имевших место на море. 7 мая корабль был атакован торпедой немецкой субмарины. Корабль затонул с небывалой скоростью – менее чем за полчаса, унеся жизни 1198 человек, включая женщин и детей. Обломки судна обнаружили в 1935 году, и с тех пор было проведено множество исследований, чтобы понять, откуда у корабля взялась вторая дыра и почему он так быстро затонул.

7) Бисмарк


Бисмарк был потрясающим военным судном, который даже враги описывали, как "шедевр военного кораблестроения" . Однако жизнь этого корабля оказалась весьма короткой, потому как он затонул через 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года Бисмарк был атакован британскими военными силами. Вместе с кораблем утонуло около 2 тысяч человек. В 1989 году было определено местоположение корабля на глубине 4700 метров. Нацистская свастика до сих пор красуется на палубе корабля. Через 70 лет после гибели корабль все еще направляет свои пушки на давно ушедшего врага.

8) Эдмунд Фицжеральд


В 1975 году корабль Эдмунд Фицжеральд плыл по озеру Верхнему, направляясь к острову Цуг недалеко от Детроида, США. Мощное грузовое судно славилось своими внушительными размерами и большим весом. Однако размеры и вес не имели никакого значения, когда кораблю понадобилось продолжить путешествие против воли самой природы. После того, как он попытался выдержать сильный шторм и справиться с 10-метровыми волнами, он, в конечном счете, проиграл войну и потонул. Не имея возможности даже позвать на помощь, все члены экипажа – 27 человек – отправились вслед за кораблем и были обнаружены на дне озера.

9) Победа


Корабль Победа таинственным образом исчез во время шторма 1744 года и считался утерянным, пока американская компания по поиску затонувших судов Odyssey Marine Exploration не нашла его. На борту гордости британского флота, Победы , находились около тысячи человек, среди которых были 100 гардемарин, детей из аристократических семей Англии, которые оказались на борту судна впервые. Очевидно, на корабле везли золото и серебро, его исчезновение было покрыто мраком, пока в 2008 году судно не было обнаружено. Со дна подняли всего 2 пушки и 2 блока, большая часть сокровищ корабля все еще ждет своего часа.

10) Республика


Республика - колесный пароход, который был участником Гражданской войны в США и потонул в 1865 году. Он вез золотые и серебряные монеты. Корабль затонул из-за сильнейшего урагана, силе которого не смог противостоять. К счастью, пассажирам корабля удалось спастись, но обломки судна считались потерянными около 140 лет. В 2003 году упомянутая выше компания Odyssey Marine Exploration отыскала корабль на глубине 518 метров. На самом деле корабль действительно вез сокровища – 51 тысячу американских золотых и серебряных монет общей стоимостью 180 миллионов долларов, а также большое количество бесценных артефактов, которые были обнаружены вместе с обломками.

По оценкам ООН, за всю историю на дно океана вместе с судами отправилось 3 миллиона человек. Это впечатляющая цифра, которая свидетельствует о внушительном масштабе кораблекрушений. Поэтому стоит рассмотреть наиболее значительные затопления судов и плавающих объектов.

Giannis D

Peshtigo и St. Andrews

Суда покоятся на дне озера Мичиган на глубине 60 метров. Их обнаружил 10 лет назад дайвер и любитель морской истории Берни Хеллстрем. Эти шхуны столкнулись и погрузились в глубины Мичигана более 140 лет назад. Обнаружить суда удалось благодаря эхолоту.

Позже Хеллстрем вернулся на это место с изготовленной на заказ камерой и обнаружил еще два корабля – Пештиго и Сент-Эндрюс – на расстоянии нескольких метров друг от друга. Корабли столкнулись еще в 1878 году, но считалось, что они затонули в озере Гурон.

USNS General Hoyt S. Vandenberg

Военно-морские силы США первоначально использовали судно USNS General Hoyt S. Vandenberg для транспортировки и слежения за ракетами во времена Второй мировой войны. В 1983 году был официально списан и затоплен в мае 2009 года для создания основы искусственного кораллового рифа. Судно опустилось на 43 метра, оставив около 12 метров свободного пространства между мачтами и поверхностью воды. Корабль весил 17 120 тонн и был длиной 168 метров.

MS World Discoverer

Называть этот случай кораблекрушением было бы ошибкой, так как судно затонуло только наполовину. В 2000 году MS World Discoverer столкнулся с неизвестным коралловым рифом в районе Соломоновых островов и остался на нем.

Несколько спасательных компаний заинтересовались этим судном. Но по прибытии на место выяснилось, что оно было разграблено во время гражданской войны на Соломоновых островах, которая продолжалась с 1998 по 2003 год.

Iron Scow

Этот плавучий объект называют Ниагарским, так как он практически неподвижно лежит уже более 100 лет в районе величественного водопада. Им управляли 2 моряка, которых удалось спасти после крушения. В 2019 году шторм подвинул судно на 50 метров вниз по течению. Исполнительный директор Ниагара Паркс Дэвид Адам сказал, что это стало еще одной исторической вехой для заповедника.

Fujikawa Maru

Лайнер лежит на дне Лагуны Чуук Федеративных Штатов Микронезии. Корабль построила компания Mitsubishi для судовладельцев Toyo Kaiun в 1938 году. Его длина составила 137 метров. Изначально судно было лайнером, а потом использовалось для перевозки сырого шелка, хлопка, джута и льна.

Всего за год до Перл-Харбора, в 1940 году, Императорский флот Японии захватил Фудзикаву и превратил корабль в подобие авианосца. Его оснастили орудиями, снятыми со старых военных кораблей. В сентябре 1943 года американская подводная лодка Permit торпедировала Фудзикаву. Но уже в следующем году корабль снова вернулся в строй и вскоре снова был торпедирован. На этот раз торпеду запустил ударный бомбардировщик, прикрепленный к группе авианосцев, в которую входили USS Monterey и Bunker Hill. В итоге авианосец затонул в Чуук Лагун.

Лагуна Чуук сама считалась мощным оборонительным узлом японцев в Тихом океане во время Второй мировой войны, поэтому в атолле есть множество других затонувших кораблей. В 1971 году океанолог Жак Ив Кусто выпустил телевизионный документальный фильм об этом районе и останках кораблей, который быстро стал популярным у дайверов.

Eduard Bohlen

Чтобы увидеть последствия этого кораблекрушения, не нужно погружаться на дно океана. Судно закопано в песках на побережье Намибии. Но посмотреть на него – это проблема, так как нужно получить специальное разрешение и взять в аренду транспорт. Еще один вариант – съемка с воздуха. Судно село на мель, заблудившись в тумане в 1909 году. Сегодня оно находится почти в двух километрах от линии прибоя.

Немецкий океанический флот

В июне 1919 года, по итогам Первой мировой войны, немецкий флот был уничтожен Королевским ВМС недалеко от Оркнейских островов. Корабли были сданы и разоружены. Это стало платой немцев за развязывание мирового конфликта.

Большинство экипажей были сняты с кораблей – на них остался минимальный персонал, необходимый для управления. Не зная, что перемирие продлено, и полагая, что Германия и союзные державы собираются вернуться к войне, командующий немецким флотом контр-адмирал Людвиг фон Рейтер приказал затопить все корабли.

HMS Vixen

Построенный в Англии в 1864 году, корабль был спущен на воду 3 года спустя. HMS Vixen – это гигантская канонерская лодка, корпус которой был полностью покрыт тиковым деревом. Этот материал популярен и сегодня. Корабль стал самым медленным железным судном в Королевском флоте, что показали испытания.

У Виксена был «близнец» под названием Вайпер. Обе канонерки отбуксировали на Бермудские острова в 1888 году – они использовались в качестве оборонительных кораблей. К 1896 году все оборудование и двигатели сняли, и Vixen заблокировал узкий канал у залива Даниэля – он предотвращал торпедные атаки и мешал союзному флоту.

Сегодня нос HMS Vixen наполовину погружен. Он охраняется, а это значит, что нужно получить разрешение на погружение с аквалангом (хотя само подводное плавание разрешено) или на выполнение других действий. Тут часто проходят лодки со стеклянным дном.

Peter Iredale

На побережье Орегона покоится скелет корабля Peter Iredale. Это жуткое зрелище, особенно на закате. На линии прибоя догнивает 4-мачтовое стальное барочное парусное судно, принадлежавшее британской компании Iredale & Porter. В 1906 году корабль покинул порт Санта-Крус (Мексика) и направился в Портленд, штат Орегон, чтобы забрать пшеницу и переправить ее в Великобританию. Но разразившийся шторм выкинул корабль на берег, превратив в туристическую достопримечательность.

Iro Maru

Лагуна Чуук на Палау известна как корабельное кладбище времен Второй мировой войны. Тут затоплено около 60 судов. Это отличное место для дайвинга, так как корабли лежат на грунте недалеко от поверхности.

Иро Мару длиной 143 метра затонул в 1944 году во время военной операции ВМС США. Корабль опустился на дно в вертикальном положении. Чтобы увидеть его, необходимо погрузиться почти на 40 метров. По палубам Иро Мару все еще разбросаны боевые снаряды, поэтому дайверам нужно быть осторожными.

USS Kittiwake

Подводное спасательное судно было намеренно затоплено как искусственный риф на Британских Каймановых островах. Его спустили на воду 10 июля 1945 года и вывели из эксплуатации 30 сентября 1994 года. В течение 49-летнего срока службы 76-метровое судно сопровождало подводные лодки во время морских испытаний и миссий. Во время этих походов экипаж отрабатывал проведение спасательных операций.

Многие события истории спасательного судна до сих пор держатся в секрете. Одно из самых известных случилось сразу после катастрофы космического челнока «Челленджер» в 1986 году. Министерство обороны и Береговая охрана США активно разыскивали черный ящик космического корабля. В операции принял участие и Киттивэйк. Именно его команда нашла такой нужный военным и ученым объект на дне Атлантического океана.

James McBride

Джеймс Макбрайд был спущен на воду 1 апреля 1848 года в «День смеха». Девять лет спустя судно отправилось в рейд на острова Маниту с грузом древесины. Во время обратного рейса в Чикаго корабль попал в шторм. После этого его отбуксировали на берег возле Дюны Спящего Медведя и бросили на произвол судьбы. Владелец судна Джон Стаффорд почти не беспокоился, поскольку корабль принес больше прибыли, чем было потрачено на его строительство (4000 долларов).

Melckmeyt

Название судна переводится как «Молочница». Корабль после кораблекрушения был найден недалеко от побережья крошечного острова Флати. Предположительно, судно принадлежало контрабандистам, сбилось с курса и затонуло. Обломки обнаружили только в 1992 году. Корабль длиной 32 метра лежит на глубине более 12 метров. С момента обнаружения археологи тщательно изучили корабль. Даже создали виртуальную имитацию затопления, чтобы отпраздновать 360-летие «Молочницы».

Vasa

Судно затонуло в 1628 году на глазах у множества людей, отправляясь в первое путешествие из гавани Стокгольма. Предполагалось, что это будет самый современный корабль, когда-либо построенный в Швеции, но он пошел ко дну. Оружейная палуба судна оказалась слишком тяжелой, так как была построена инженером без практического опыта кораблестроения.

Холодная вода гавани Стокгольма не дала паруснику сгнить. Когда его подняли на поверхность в 1961 году, оказалось, что тлен почти не тронул конструкции военного корабля. Vasa был размещен в музее Стокгольма.

SS Maheno

Изначально роскошный круизный лайнер переоборудовали в плавучий госпиталь, который спасал жизни солдат во времена Первой мировой войны. SS Maheno спустили на воду в 1915 году. Корабль перевозил раненых между Сиднеем и Мельбурном. В конце концов, корабль переправили в Великобританию, где он перевозил пациентов из Франции в Англию.

В июле 1935 года Maheno был куплен бизнесменом из Осаки, но так и не поступил в распоряжение владельца. Буксирная линия была разорвана пополам во время циклона в 80 километрах от побережья, и судно вынесло на берег. Сегодня оно ржавеет на пляже, но посетители не могут посетить корабль, так как это чрезвычайно опасно.

YOGN-42

Топливный танкер времен Второй мировой войны – главная достопримечательность на «Пляже кораблекрушений», так как он не полностью покрыт водой. Издалека кажется, что это обычная лодка, пришвартованная у берега. Так как стали в то время было мало, корабль построен частично из железобетона. На рамы из металлической сетки или арматуры из стального сплава бетонная смесь наносилась слоями.

«Пляж кораблекрушений» – это опасное место для судов. Здесь часто проносятся штормы. Не способствуют безопасности и узкие каналы. Поэтому на Ланае более десятка кораблей намеренно и непреднамеренно остались на вечной стоянке.

SS Ayrfield

SS Ayrfield – грузовой корабль, построенный еще в 1911 году. Это один из четырех заброшенных кораблей бухты Хоумбуш в Австралии. Будучи когда-то промышленным районом, залив Хоумбуш был загрязнен, а затем преобразован в пригород. Лодки стали напоминанием о промышленном прошлом Залива, но только Эрфилд SS зарос деревьями.

Panagiotis

Выброшенный на берег Греции корабль контрабандистов выглядит как художественная инсталляция. Отдыхающие загорают возле судна и фотографирую его. До того как стать пляжным памятником, Panagiotis владели контрабандисты, которые перевозили сигареты и спиртное. Пытаясь скрыться от властей, корабль врезался в берег бухты в 1983 году.

USS Saratoga CV-3

Авианосец длиной 270 метров потоплен в атолле Бикини и лежит на коралловом рифе. Отправил корабль на дно ядерный взрыв в 1946 году. Чтобы добраться до гиганта из близлежащего аэропорта, понадобится примерно 30 часов.

Hermes

Это самый известный у дайверов корабль. Он относительно небольшой, длина – всего 50 метров, и лежит на глубине 24 метра. Это делает «Гермес» удобным объектом для изучения. Судно, некогда входившее в состав ВМС США, практически не покрыто растительностью, но в нем живут рыбы.

Zenobia

Этот паром предназначался для буксировки кораблей в море. Судно встретило свою судьбу под прозрачными водами в заливе Ларнаки. В 1980 году во время своего первого путешествия корабль шел из Мальмё в Сирию, но так и не добрался до места назначения. Когда паром приблизился к Греции, обнаружилось, что корпус разгерметизирован. Помимо этого, начались технические проблемы. Но с ними и поступающей водой удалось справиться, и плавание продолжилось.

Вскоре вода снова начала просачиваться внутрь, и капитану было приказано вывести судно из гавани Ларнаки, чтобы не нанести ущерб другим судам. Той ночью паром затонул. На его борту находился груз, который и сегодня лежит на дне вместе с Zenobia. Судно хорошо видно под водой, так как оно находится всего в 15 метрах от поверхности.

Sea Tiger

«Морской тигр» перевозил 93 нелегальных иммигранта из Китая. В 1999 году судно затопили недалеко от пляжа Вайкики, превратив его в искусственный риф. Морские обитатели быстро освоили «Морского тигра». Сегодня на нем можно увидеть мурен, морских черепах. Импровизированный дом для рыб залегает на глубине 38 метров.

SS Dominator

«Доминатор» был грузовым судном, которое в 1961 году попало на полуостров Палос-Вердес, проплыв через густой туман. Его обломки находятся на поверхности, что делает этот корабль привлекательным для дайверов. Чтобы их найти, необходимо идти на север до мыса Палос-Вердес в заливе Луанда.

Все описанные имеют в своем активе интересную историю и, за небольшим исключением, доступны для изучения. Это своеобразные памятники морской стихии, воли случая и человеческой безалаберности.


С самой зари человеческой истории, мореплавание заняло большую нишу в жизни людей. Однако, море может быть беспощадным и очень жестоким. Все это время из-за глупости и беспощадности людей, рока стихии и просто неудачным стечениям обстоятельств тонуло огромное количество самых разных судов. Вот самые большие из тех, что сегодня лежат на дне.

1. «Титаник»


До первой мировой войны «Титаник» был самым большим пассажирским лайнером. Корабль, как печально известно, не смог даже завершить свой первый рейс. Затонул корабль в 370 милях от Ньюфаундленда. Хваленая система «непотопляемости» корабля ничем ему не помогла. Случилось это в 1912 году.

2. «Мэри Роуз»


Этот корабль затонул еще 500 лет тому назад. Не пробыл на службе британской короны он и одного года. Корабль должен был дать бой французам, но англичане перестарались с установкой пушек. Судно вышло слишком тяжелым и в результате одного из кренов, опрокинулось, зачерпнуло воды и пошло ко дну.

3. «Принц Альберт»


Корабль, который был затоплен у берегов Гондураса в 1987 году намеренно. Долгое время судно использовалось в качестве транспорта, однако с годами проржавело и начало тонуть. В результате было решено отправить его на дно, а не ремонтировать.

4. «Донья Пас»


Этот ничем не примечательный паром стал героем одного из самых чудовищных пассажирских кораблекрушений в истории. Вместе с ним ко дну в 1987 году пошло более 4.3 тысяч человек. Примечательно, что рассчитано судно было только на перевозку 608 пассажиров.

5. «Аризона»


Американский военный корабль построенный еще в начале XX века был отправлен ко дну во время атаки японской авиации на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. «Аризону» атаковало сразу 10 бомбардировщиков. Шансов на выживание у линкора не было. Бомбы налетчиков попали в отсек с боекомплектом. Сегодня поверх судна был построен памятный мемориал и музей.

6. «Республика»


Старинный американский колесный пароход. Он принимал участие еще в гражданской войне США. Затонуло судно в 1965 году. Обломки корабля были потеряны на 140 лет. Обнаружили «Республику» (которая, кстати, была гружена золотом) только в 2003.

7. «Лузитания»


Этот пассажирский лайнер называли «морской борзой». Корабль был потоплен в результате нападения немецкой подводной лодки в 1915 году. В результате атаки погибло 1198 пассажиров. Есть мнение, что именно атака на «Лухитанию» стала поводом для присоединения Соединенных Штатов к Антанте.

8. «Бисмарк»


Военный корабль «Бисмарк» стал шедевром военного кораблестроения Германии во времена Второй мировой войны. На воде судно пробыло всего 3 месяца, после чего было затоплено британским флотом. Найти место последнего приюта корабля удалось только в 1989 году.

9. «Андреа Дориа»


Невероятно красивый лайнер, построенный в 1951 году, затонул уже в 1956. Крушение случилось из-за столкновения с грузовым кораблем «Стокгольм». Оба судна оказались в густом тумане и не смогли вовремя разойтись, хотя и шли на небольшой скорости.

10. «Рона»


Огромный почтово-пассажирский корабль, который покоится сегодня на дне Карибского моря. Затонула «Рона» в 1867 году. Причиной катастрофы стал налетевший ураган.

В продолжение темы и жить счастливо.