Экспозиция музея-усадьбы рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, философа и критика Дмитрия Веневитинова и о других представителях этого дворянского рода.

Стоимость билетов:

Для лиц, старше 14 лет – 115 руб.
Для пенсионеров – 60 руб. (50% скидка от стоимости билета)
Для детей – 50 руб.

Экскурсии:

в составе группы свыше пяти человек:

  • для лиц, старше 14 лет – до 175 руб. ,
  • для детей – 70 руб.

в составе группы менее пяти человек:

  • для лиц, старше 14 лет – до 230 руб .
  • для детей – не проводятся

Бесплатно (при предъявлении удостоверяющих документов):

  • ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
  • неработающие инвалиды I и II групп;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие срочной службы;
  • курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
  • престарелые граждане, находящиеся в домах - интернатах;
  • дети в возрасте до 7 лет;
  • сотрудники музеев РФ;
  • Первая среда каждого месяца – в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок лицами, обучающимися по основным профессиональным образовательным программам, при предъявлении ими студенческого билета.
  • Последняя среда каждого месяца – для лиц, не достигших восемнадцати лет, при предъявлении паспорта или свидетельства о рождении
  • Первый четверг каждого месяца – для многодетных семей, включая бесплатное экскурсионное обслуживание.

Как нас найти:

396034, Воронежская область, Рамонский район, с. Новоживотинное, ул. Школьная, 18

Часы работы

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 10:00-18:00
Четверг – 12:00-20:00
Понедельник, вторник – выходной

Касса закрывается за 30 мин. до окончания работы

Описание объекта:

Музей-усадьба – это комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек ХVІІ – начала ХХ веков. В настоящее время общая площадь музея-усадьбы около трёх гектаров и включает в себя двухэтажный особняк, флигель и парковую зону.

Усадьба принадлежала старинному дворянскому роду Веневитиновых. Здесь провел свои юные годы русский поэт начала XIX в. Д.В. Веневитинов.

С усадьбой тесно связаны и другие известные имена – историка, археолога, поэта, писателя и общественного деятеля Михаила Веневитинова, племянника Дмитрия Веневитинова, а также английской писательницы и композитора Этель Лилиан Войнич, автора знаменитого романа "Овод", которая с 1887 года в семье Веневитиновых два года проработала гувернанткой и учителем музыки и английского языка.

В залах музея экспонируются редкие материалы из его фондов: подлинные указы петровской эпохи, редкие карты XVIII в., труды М.А. Веневитинова, сочинения Д.В. Веневитинова, старинная мебель, раритетные книги, семейные портреты и многое другое.

Усадьба представляет собой прекрасное место для отдыха и созерцания, где тишина и романтика мира дворянской усадьбы помогают на время забыть о суете, перелистать уникальные страницы "воронежской старины"

Дмитрий Веневитинов был четвероюродным братом Александра Пушкина и стал прототипом Владимира Ленского в "Евгении Онегине".

Усадьба Веневитиновых является единственной в Воронежской области русской дворянской усадьбой, сохранившейся в наиболее полном состоянии, годы основания которой уходят своими корнями в допетровское время середины XVII века.

Музей-усадьба является памятником истории и архитектуры федерального значения.

Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова является памятником архитектуры XVIII в. федерального значения. Усадебный комплекс состоит из двухэтажного особняка, парка с прудом, ротондой и смотровой площадкой на реке Дон. Музей-усадьба названа в честь наиболее известного представителя рода Веневитиновых — поэта, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова.Усадьба была заложена в конце XVII века Антоном Веневитиновым. Первые строения были деревянными. В середине XVIII века сыном Антона Фаддеем был построен одноэтажный кирпичный дом и разбит парк. В конце XVIII в. дом расширили и надстроили второй этаж. На сегодняшний день из всех строений того времени сохранился дом, кухонный флигель и въездные ворота. В начале XIX века на территории парка появились беседка, смотровая площадка, художественная изгородь из камня. Рядом с парком был посажен большой сад.

В середине XIX в. при Михаиле Веневитинове усадьба опять была перестроена и приобрела современный вид. Тогда же было высажено 100 дубов, только один из них сохранился до сих пор. После 1917 года усадьбу национализировали, а мебель и предметы быта вывезли. В XX веке назначение усадьбы несколько раз менялось. В 1924 году здесь размещалось садовое товарищество, организованное героями Гражданской войны. Они восстановили усадьбу, пострадавшую во время боев с бандами Мамонтова и Шкуро. В 1931 году здесь был открыт филиал Политехнического института имени Н.К. Крупской, который размещался до лета 1942 года. В 1942-1943 годах на территории усадьбы и села Новоживотинное были расквартированы части 232 стрелковой дивизии. В эти годы большинство усадебных построек было разрушены бомбежками, серьезно пострадала кровля особняка. Летом 1943 года в особняке начала свою работу общеобразовательная школа. В кухонном флигеле в эти годы был создан школьный музей. Школа здесь размещалась до 1979 года.В 1979 году усадьба была зарегистрирована в Инспекции охраны памятников как памятник архитектуры XVIII в.

С 1979 по 1988 годы здания усадьбы не использовались. В 1988 году начались восстановительные и реставрационные работы. На основе чертежей, рисунков, дневников, писем и других архивных материалов XIX века, восстановили усадьбу в том виде, в котором она была при Михаиле Веневитинове.В 1994 году в отреставрированном особняке был открыт Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова. В 2005 году перед домом установлен памятник поэту и философу. Автор монумента – воронежский скульптор Максим Дикунов.
В 2010-2013 годах в усадьбе проведена новая масштабная реконструкция. Сейчас Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова — это современный музей европейского уровня, включенный в международный туристический проект «Русская усадьба».

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДВОРЯНСКОГО РОДА ВЕНЕВИТИНОВЫХ

Дворянский род Веневитиновых сыграл исторически значимую роль в общественной, культурной и политической жизни России. Родоначальником по одной версии считается Терентий (Терех) Веневитинов, по другой — Никифор Веневитинов. В начале XVII века они переселились из крепости Венев, из-под Тулы. Веневитиновы были атаманами боярских детей и жили в Беломестной (Троицкой) слободе у северной границы частокола крепости Воронеж. Воевода крепости за службу платил им денежное жалование и давал земельные участки вблизи Воронежа, а также разрешал заниматься беспошлинной торговлей.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ДМИТРИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ВЕНЕВИТИНОВА

Поэт, философ и переводчик Димитрий Владимирович Веневитинов, родился 26 сентября 1805 года в Москве. Его отец, гвардии прапорщик Преображенского полка в отставке Владимир Петрович Веневитинов, происходил из старинной дворянской семьи Воронежской губернии. Мать Анна Николаевна, столбовая дворянка, в девичестве княжна Оболенская – Белая. У четы Веневитиновых родилось пятеро детей, Дмитрий был третьим ребёнком.

ОБЗОРНАЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Обзорная экскурсия включает в себя осмотр одиннадцати экспозиционных залов особняка усадьбы. Во время нее идет рассказ о наиболее известных представителях семьи Веневитиновых, их жизненном пути и деятельности. Экскурсия начинается в вестибюле, где знакомят с историей усадебного комплекса. В залах XVII-XVIII веков рассказывается о службе Веневитиновых в крепости Воронеж и об их участии в строительстве первого военного флота России на воронежских верфях. Далее идет речь об истории рода Веневитиновых: от родоначальника до современных потомков.

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Литературно — музыкальные гостиные по своей сути уникальны и делает их таковыми не только исполнение не встречающихся произведений в репертуарах других исполнителей, но и само звучание рояля фабрики Шрёдер, возраст которого более 130 лет. Музей-усадьба одно из немногих мест в России, где до сих пор проводится музыкальный салон в традициях XIX века.

ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ИГРЫ

В музее-усадьбе ежегодно проводятся праздничные и семейные мероприятия. Они популярны и имеют большой успех у гостей музея.

Веневитинов, Дмитрий Владимирович

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Дмитрий Владимирович Веневитинов (14 (26) сентября 1805, Москва - 15 (27) марта 1827, Санкт-Петербург) - русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ.

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве, в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи. Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых. Через неё Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным.
Веневитинов вырос в сохранившемся доме в Кривоколенном переулке, где получил классическое домашнее образование, которым руководила мать (княжна Анна Николаевна Оболенская), . Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернёр Дорер - отставной французский офицер, греческому - грек Бейля (Байло), живописи - художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков, а музыку, вероятнее всего, И. И. Геништа.

В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил в Московский университет, где увлёкся немецкой философией и романтической поэзией. В университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера. Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина. В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 году поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел («архивные юноши» - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»). В августе - сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем посетил свои воронежские имения, что ярко отразилось в его письмах.

Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Фихте, Окена, Ф. Шлегеля и других. Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 г. Веневитинов, по протекции княгини Зинаиды Волконской, перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт, вместе с Ф. С. Хомяковым и библиотекарем графа Лаваля О. Воше, провожавшим в Сибирь жену декабриста кн. С. П. Трубецкого, Екатерину Ивановну (урождённую Лаваль был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом на одной из гауптвахт Петербурга. Допрашивал Веневитинова дежурный генерал Потапов. По словам биографов, арест и допрос сильно подействовали на Веневитинова. Он провёл три дня под арестом, что обострило его болезнь легких. После этого, в марте, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.

Поселились Веневитинов и Хомяков в доме Ланских. Пребывание вдали от родных и друзей, вдали от родной Москвы угнетало поэта, хотя круг общения в Петербурге и был довольно широк: здесь уже жили В. Ф. Одоевский и А. И. Кошелев. Частым гостем Веневитинова был А. Дельвиг.

Поэт умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневетинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич. Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище...

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Другой поэт Пушкинской поры.

Маленькой жемчужиной Подворонежья называют усадьбу Веневитиновых . Она раскинулась на крутом левом берегу Дона и просматривается на многие версты. Здесь провели свою жизнь многие поколения знаменитой дворянской семьи Веневитиновых. В документальной летописи рода отразились многие ключевые события из истории края. Фамилия Веневитиновых была одной из старейших воронежских фамилий . Она восходит к служилым людям (военнослужащим), охранявшим российские рубежи в средневековой крепости Воронеж.

Антон Лаврентьевич (ок. 1655 – ок. 1715) – знаковая фигура в веневитиновском роду: именно благодаря Антону семья вошла в большое к доверие самому царю Петру I. Антон стал правой рукой царя среди местного дворянства, руководил первыми кораблестроительными кумпанствами, получая личные распоряжения от Петра I (сохранились подлинные указы). Отталкиваясь от отцовского капитала, сын Фаддей Антонович (ок. 1674 – 1747) занимался предпринимательством, стоял у истоков суконного дела в Воронеже.

Правнук петровского деятеля Петр Анкиндинович (1738 – 1799) был предводителем губернского дворянства, добился в 1780-е годы внесения Веневитиновых в родословную дворянскую книгу Воронежской губернии, для чего собрал необходимые документальные сведения о землевладениях предков. Выйдя в отставку, поселился в имении.

Есть все основания полагать, что еще в петровское время в Новоживотинном была основана господская усадьба с деревянным домом. Осталось предание, опубликованное в 1869 году историком М.А. Веневитиновым: «На берегу Дона (…) лет 40 тому назад сохранялся еще старый, полуразвалившийся деревянный дом весьма старинной постройки, в котором, по преданию, Петр I был принимаем и угощаем Фаддеем Веневитиновым, новоживотинским помещиком…»

Сохранившийся доныне каменный двухэтажный особняк – один из старейших, самых удивительных и неповторимых усадебных домов Воронежской области. Его архитектурная неповторимость в причудливом наслоении переделок, внесенных на протяжении нескольких архитектурных эпох. За переделками же стоит лабиринт человеческих судеб .

Первоначально дом имел вид очень высокой одноэтажной палаты. Во второй половине 18 века Петр Анкиндинович провел существенное расширение дома , изменил уровни этажей. Двухэтажный дом стал отвечать веяниям екатерининской усадебной архитектуры как по внешнему облику, так и по внутренней функциональной организации. Здание стало богаче по меркам конца XVIII столетия. Неизвестный архитектор грамотно и экономично удовлетворил запросы хозяев.

На рубеже 18 и 19 веков Петр Акиндинович и его сын – отец поэта Владимир Петрович (1777–1814) – начинают перелицовывать всю жилую часть усадьбы в соответствии с веяниями классицизма. При В.П.Веневитинове усадьба приобретает статус загородной , а дом становится летним, так как все семейство зимой проживало в Москве С Новоживотиновской усадьбой Веневитиновых связано детство замечательного русского поэта-романтика и зачинателя российской философской поэзии Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805–1827). Родители привозили его сюда ребенком. Дмитрий очень спешил менял лошадей на станциях Московского тракта, наконец, достиг цели своего путешествия, когда уже смеркалось, и приближалась гроза. Он вместе с грозой и ливнем влетел в Новоживотинное, и пред ним лежало его имение.

Мысли поэта то и дело спешили к Дону. Он любил гулять вдоль его берегов и утром, и поздно ночью при полной луне любоваться его течением. Дмитрий Веневитинов дает емкое, глубоко философское сравнение: «Дон – как само человеческое счастье». «Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, также мирно, как само счастье…»

Новоживотинное стало душевной пристанью и для выдающегося племянника поэта – Михаила Алексеевича Веневитинова (1844–1901) – ученого-историка и мецената, автора известных книг, исследователя воронежской старины и директора Московского Румянцевского музея (послужил основой для создания Библиотеки имени В.И. Ленина). Он и на свет, видимо, появился Новоживотинном, и скончался там. Именно М.А. Веневитинов всю жизнь оставался главным и добрым хранителем родового очага . Его стараниями усадебный дом стал удобным для жилья и внешне импозантным, сочетающим как старые черты барокко и классицизма, так и элементы необарокко и неоклассицизма. М.А. Веневитинова избирали губернским предводителем дворянства, на его средства строились училища и больницы.

Воспоминания о бытовании усадьбы оставил граф П.C. Шереметьев , владелец подмосковного Остафьева. Он посетил Новоживотинное в 1911г. и оставил подробные заметки: «От реки Воронеж до реки Дон верст 11. Обе реки текут рядом, образуя длинную полосу междуречья, воронежскую Месопотамию. Между обеими реками залегла дорога, старый Московский тракт. Эта самая северная часть Воронежской губернии, ранее других населенная русскими, входившая в состав Рязанского княжества. Говор здесь великорусский.… Через поля виднеется с. Новоживотинное на самом берегу Дона со старинной усадьбой. Церковь села довольно интересна. Это позднее барокко, скорее Елизаветинское. Внутренность явно середины 18 века, с итальянской потемневшей живописью. Усадьба здесь старинная. Белые каменные ворота ведут в широкий двор, обнесенной оградой с зеленым кругом посередине. Дом белый, каменный, двухэтажный…особенно интересен нижний этаж, старинный, по словам третьего владельца, относящийся ко времени царя Михаила Федоровича. Стены весьма толстые и у окон идут наискось. Спереди крытая веранда, уставленная плетеной мебелью. По обе стороны дома тенистый обширный сад, куда проникают через двое ворот с белыми каменными колоннами. Старые клены, дубы, вязы дают много тени. Особенно красива та часть сада, что выходит к реке. По довольно высокому берегу вдоль воды идет каменная низкая стена, по концам которой были две высокие башни, сложенные из плитняка… Длинная дорожка идет вдоль стены. Вид здесь чудесный вниз и вверх по реке. Широкая полоса воды и простор полей».

В 2005 году, к 200-летию со дня рождения Дмитрия Веневитинова, в партере усадьбы установлен памятник поэту работы скульптора Максима Дикунова.

Уже появился прекрасный новый объект экскурсионного показа – старинный веневитиновский парк , который, несомненно, принес усадьбе особенное очарование. Парк быстро преображается: он обрел лестничный спуск к Дону, смотровую площадку, аллеи, восстановленный пруд.

Традиционными стали визиты англичан Веневитиновых-Венвортов на праздничные мероприятия. В 1996 году сын Майкла Джеймс впервые побывал в Новоживотинном, был потрясен тем, что здесь хранят память о всем его роде, обещал привезти своего отца. И два года спустя уже сам 78-летний Майкл Венворт с супругой Бетти и детьми – сыном Джеймсом с женой Кэрол и дочерью Джейн с мужем Николасом – посетили музей-усадьбу. С тех пор потомки , как и их далекие предки, навсегда привязались к донской земле . Когда в 2001 году умер Майкл, ему в могилу положили баночку с грунтом, набранным в Новоживотинном возле старой разрушенной церкви.

Возрождаются православные традиции , которым всегда неукоснительно следовали Веневитиновы. По инициативе Музея-усадьбы в 2003 году установлен памятный знак на месте разрушенной церкви, а в 2004 году начато строительство нового сельского храма Михаила Архангела . Церковь вырастает при помощи потомков Веневитиновых: Венворты пожертвовали 60 тыс. рублей на кирпич.

См. также подразделения Литературного музея:

  • Музей-квартира М.Н. Мордасовой

Очередной расширяющий "географию присутствия" пост, на этот раз, посвященный музею-усадьбе Дмитрия Веневитинова, приходящегося ни много ни мало - четвероюродным братом Александру Сергеевичу Пушкину.


Село Новоживотинное расположено на левом берегу реки Дона в 25-ти верстах к северу от губернского города Воронежа.


Выходцы из тульских земель Веневетиновы обосновались в этих краях в первой половине XVII века, когда в 1622 году Венёвскому атаману Терентию были пожалованы земли к северу от Воронежа, в состав которых входило село Животинное.


Во второй половине ХVІІ века внук атамана Лаврентий Герасимович Веневитинов и его сын Антон приобрели на левом берегу Дона тысячу десятин земли, переселив туда крестьян из села Животинное. Новое поселение, соответственно, стало называться Новоживотинным, а первое упоминание о нем относится к 1678 году.


В 1703 году из Староживотинного была перенесена и переосвящена деревянная Архангельская церковь - новая вотчина Веневетиновых стала селом.


Облик усадьбы начал формироваться с середины ХVІІІ века, когда на территории были разбиты парк и пруд. В 1760-1770 годах был выстроен каменный, с мезонином, господский дом, впоследствии неоднократно перестроенный. Первой перестройке дом подвергся в начале XIX века, второй - в 1870-х годах.


К началу XIX века хозяева имения перебрались в Москву, где в 1805 году и родился будущий поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов. В Новоживотинном Веневетиновы появлялись лишь летом, чтобы отдохнуть на Дону, но детские романтические впечатления от жизни на селе крепко отложились в памяти поэта.


Возвращение Дмитрия Веневетинова в имение случилось в 1824 году, когда после смерти отца далекая от хозяйственных дел мать поэта - Анна Ивановна послала сына разобраться с жалобами крестьян. Считается, что эта поездка повлияла на мировоззрение девятнадцатилетнего юноши и его отношение к жизни - в 1825 году он пишет философские новеллы о природе.


Судьба поэта оказалась трагичной - в марте 1827 года не дожив и до 22-х лет он скончался от пневмонии, которую подхватил, перебегая легко одетым с бала в доме Ланских в свой флигель.


После революции усадьба была национализирована. Перед войной в ней последовательно располагались музыкальная школа и детский дом, а в годы войны - воинская часть. Затем усадьба ветшала и разрушалась, пока в 1988 году не начались работы по ее восстановлению.


В 1994 году главный дом в качестве филиала Воронежского областного литературного музея им. Никитина распахнул двери перед посетителями. Сравнительно недавно - в 2012 году завершилась начатая двумя годами ранее реконструкция музея, результаты которой мы сейчас и можем наблюдать.


На "сохранение духа усадьбы начала XIX века" было потрачено без малого 60 миллионов рублей, однако никакой стариной здесь, что называется, и не пахнет.


В процессе осмотра экспозиции не покидает ощущение, что все эти одинаково невыразительные интерьеры...


...многочисленные репродукции на белых стенах и кажущаяся чужой антикварная мебель существуют как бы сами по себе.

Единственное, что приглянулось - занимающий один из залов первого этажа макет усадьбы.


Быстренько закончив с интерьерами, направимся обратно на свежий воздух - в парк...


...где вымощенные собянинской плиточкой дорожки ведут нас на берег Дона.


На берегу воссоздана беседка-ротонда, популярная, надо предполагать, у местных молодоженов.