Невероятные факты

В недавно вышедшем космическом триллере "Гравитация", зрители имеют возможность наблюдать за устрашающей ситуацией, когда астронавтов, которых играют Сандра Буллок и Джордж Клуни , уносит далеко в космос .

Катастрофа, происходит из-за того, что космический мусор выводит из строя космический челнок.

Хотя такая ситуация является вымышленной, вероятность гибели и разрушения является вполне реальной. Вот крупнейшие катастрофы, произошедшие в истории космических полетов.


1. Союз-1 и гибель космонавта Владимира Комарова 1967 года

Первая катастрофа со смертельным исходом в истории космических полетов произошла в 1967 году с советским космонавтом Владимиром Комаровым , находившимся на борту "Союза-1", который погиб при приземлении, когда спускаемый аппарат космического корабля врезался в землю.

По различным данным причиной трагедии стал отказ парашютной системы . О том, что произошло во время последних минут остается только догадываться.

При ударе на землю бортовой магнитофон расплавился, а от невероятных перегрузок космонавт, скорее всего, погиб мгновенно. От тела осталось лишь несколько обуглившихся останков.


2. Союз-11: смерть в космосе

Еще одна трагическая концовка в советской космической программе произошла 30 июня 1971 года, когда космонавты Георгий Добровольский , Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли, возвращаясь на Землю с космической станции "Салют-1".

Расследование показало, что во время спуска "Союза-11", клапан дыхательной вентиляции, который обычно открывается перед посадкой, сработал раньше, вызвав асфиксию космонавтов.

Падение давления в спускаемом аппарате подвергло экипаж воздействию открытого космического пространства . Космонавты были без скафандров, так как спускаемый аппарат не был рассчитан на троих человек.

Уже через 22 секунды после разгерметизации на высоте примерно 150 км они стали терять сознание, а через 42 секунды их сердце остановилось. Их нашли сидящих в кресле, у них произошло кровоизлияние, были повреждены барабанные перепонки, а азот в крови закупорил сосуды.


3. Катастрофа шаттла "Челленджер"

28 января 1986 года космический шаттл НАСА "Челленджер" взорвался в прямом эфире вскоре после старта.

Запуск привлек к себе всеобщее внимание, так как на орбиту впервые отправилась учительница Криста МакОлифф , которая надеялась давать уроки из космоса, привлекая аудиторию из миллионов школьников.

Катастрофа нанесла серьезный удар по репутации США, и все могли наблюдать за этим.

Расследование показало, что из-за холодной температуры в день запуска возникли неполадки с кольцевым уплотнителем, который разрушил крепление.

В результате катастрофы скончались все семь членов экипажа, а программа шаттла закрылась до 1988 года.


4. Катастрофа шаттла "Колумбия"

Через 17 лет после трагедии с "Челленджером", программа шаттла понесла еще одну потерю, когда космический корабль "Колумбия" разрушился при входе в плотные слои атмосферы 1 февраля 2003 года к концу миссии STS-107.

Расследование показало, что причиной гибели стали обломки пены, повредившие термоизоляционное покрытие шаттла, образовав дыру диаметром около 20 см.

Найденные обломки корабля

Все семь членов экипажа могли спастись, но быстро потеряли сознание и погибли , в то время как шаттл продолжал разваливаться на куски.


5. Миссия Аполлон: пожар на Аполлон-1

Хотя во время полетов по программе "Аполлон" не погибло ни одного космонавта, два смертельных несчастных случая все же произошло в ходе связанных с ней деятельности. Трое космонавтов: Гус Гриссом , Эдвард Уайт и Роджер Чаффи погибли во время наземного испытания командного модуля , произошедшего 27 января 1967 года. Во время подготовки в кабине возник пожар, что вызвало удушье астронавтов, и их тела сгорели.

Расследование выявило несколько ошибок , включая использование чистого кислорода в кабине, легко воспламеняемых застежек-липучек и открывающийся внутрь люк, который не дал экипажу быстро выбраться.

До испытания трое астронавтов были обеспокоены предстоящей подготовкой и сфотографировались перед моделью корабля.

Несчастный случай привел к множеству изменений и усовершенствованию будущих миссий, благодаря которым позже осуществили первую высадку на Луну.

6. Аполлон-13: "Хьюстон, у нас проблема"

Миссия "Аполлон-13" ярко продемонстрировала опасности, которые подстерегают человека в космосе.

Старт космического корабля состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут. Во время полета произошел взрыв кислородного бака , повредившего служебный модуль, что сорвало планы по высадке на Луне.

Поврежденный служебный модуль "Аполлона-13"

Чтобы вернуться на Землю, космонавтам нужно было облететь Луну, воспользовавшись ее гравитацией. Во время взрыва космонавт Джек Суайгерт по радиосвязи произнес фразу: "Хьюстон у нас была проблема". Впоследствии в известном голливудском фильме "Аполлон-13" ее изменили на ставшую известной цитату: "Хьюстон, у нас проблема ".

7. Удары молнии и тайга: Аполлон-12 и Восход-2

И в советской космической программе и в НАСА происходили довольно интересные, хотя и не катастрофические случаи. В 1969 году, во время запуска "Аполлон-12", молния дважды ударила по космическому кораблю на 36-й и 52-й секунде после старта. Несмотря на это, миссия прошла успешно.

"Восход-2" стал известен благодаря тому, что в 1965 году во время полета было совершен первый в мире выход космонавта в открытый космос.

Но при посадке произошел небольшой инцидент из-за задержки, вызванной дополнительным витком вокруг Земли. При этом место возращения в атмосферу было сдвинуто.

Алексей Леонов и Павел Беляев на борту корабля приземлились в глухой тайге примерно в 30 км от города Березняки Пермской области. Космонавты провели в тайге двое суток, после чего их обнаружили спасатели.

Вконтакте

Одноклассники

Космос не прощает ошибок. И все же человечество неустанно пытается . Оно отправляет своих лучших представителей штурмовать небеса уже более 50 лет. И за это время случилось много связанных с космическими полетами трагедий.

За прошедшие полвека около 30 космонавтов и астронавтов погибли во время подготовки или выполнения опасных космических миссий. Но подавляющее большинство этих смертей произошло либо на земле, либо в атмосфере Земли. То есть ниже общепринятой границы космического пространства, называемой . Эта воображаемая граница проходит на высоте около 100 километров.

Всего за время космической эры в космосе побывало примерно 550 человек. И если говорить юридическим языком, непосредственно в космическом пространстве погибло трое из них.

Роковая граница

В начале космической гонки и США, и СССР пережили несколько смертоносных авиакатастроф, в результате которых погибли несколько пилотов, испытавших усовершенствованные реактивные самолеты. Затем случился трагический случай с «Аполлон-1». В результате пожара, который произошел в январе 1967 года, погибли астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи. Как это произошло? Во время симуляции запуска возникла случайная искра в кабине космического корабля. Которая была заполнена чистым кислородом. Это привело к неконтролируемому пожару, который быстро охватил обреченную команду. И привело к трагической гибели людей. Несмотря на то, что они изо всех сил пытались открыть дверь люка, который находился под давлением. Последующие тренировки проводились уже без атмосферы из чистого кислорода.

В течение следующих трех лет астронавты проекта Аполлон совершили семь миссий на Луну. « » впервые доставил людей на ее поверхность. А злополучная миссия «Аполлон-13» закончилась неудачей. Из-за неполадок на борту космическому кораблю пришлось вернуться на Землю. Высадка на Луну была отменена. Но все обошлось без жертв.

Но 30 июня 1971 года человечество стало свидетелем первых (и на данных момент единственных) смертей в космосе.

Катастрофа «Союза-11»

Первой космической орбитальной станцией была советская «Салют-1». Она была запущена в космос без экипажа 19 апреля 1971 года. Всего несколько дней спустя к станции отправился космический корабль «Союз-10». В ее экипаж входили трое советских космонавтов. Целью их экспедиции была стыковка со станцией, переход космонавтов на нее и работа там в течение месяца.

Корабль «Союз-10» благополучно состыковался с «Салютом-1». Но проблемы со входным люком не позволили космонавтам перейти на космическую станцию. Поэтому было принято решения о досрочном возвращении экспедиции на Землю. Однако во время спуска токсичные химические вещества просочились в систему подачи воздуха корабля «Союз-10». И один из космонавтов потерял сознание. Тем не менее все три члена экипажа благополучно вернулись домой.

Всего несколько месяцев спустя, 6 июня, на орбиту отправилась экспедиция «Союз-11». Ее целью была попытка все-таки получить доступ к космической станции. В отличие от предыдущего экипажа, три космонавта «Союза-11» — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев – успешно перешли на «Салют-1». На ее борту они провели три недели. При этом был установлен новый рекорд времени, проведенного . А также проведено множество экспериментов, направленных на изучение последствий длительного пребывания человека в невесомости.

29 июня космонавты перешли обратно в космический корабль «Союз-11». И начали спуск на Землю. И после этого случилась трагедия….

Неисправный клапан

Тем, кто находился на земле, казалось, что возвращение корабля «Союз-11» прошло без каких-либо проблем. Космический корабль , как казалось, прошел через атмосферу в штатном режиме. И в конечном итоге приземлился в Казахстане. Как и планировалось. Только когда спасательная команда открыла люк, она обнаружила, что все три члена экипажа были мертвы.

«Внешних повреждений на спускаемом аппарате не было никаких», — вспоминает Керим Керимов, председатель Государственной комиссии по пилотируемым полетам. «Спасательная команда постучала в борт спасательного аппарата, но ответа не было. Открыв люк, спасатели обнаружили, что все трое космонавтов лежали на кушетках. Они были неподвижны, с темно-синими пятнами на лицах и следами крови возле носа и ушей. Мы вытащили тела наружу. Добровольский был еще теплым. Врачи делали космонавтам искусственное дыхание. Судя по всему, причиной смерти людей стало удушье».

В ходе расследования было установлено, что несчастный случай со смертельным исходом произошел в результате неисправного уплотнения клапана на спускаемом аппарате. Он лопнул во время отделения от сервисного модуля. На высоте 168 км смертоносная комбинация протекающего клапана и космического вакуума быстро удалила весь воздух из кабины экипажа. Этот клапан находился в труднодоступном месте под сидениями космонавтов. И у них не было практически никаких шансов решить возникшую проблему.

Трое советских героев на сегодняшний день (и путь это всегда будет так) являются единственными людьми, которые закончили свой путь непосредственно в космическом пространстве…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вконтакте

К каждому юбилею исторического полёта Юрия Гагарина в газетах и интернете вновь и вновь появляются «разоблачительные» статьи, что будто бы Гагарин не был первым космонавтом. Обычно они сводятся к перечислению слухов о пилотах, которые якобы летали в космос до Гагарина, но погибли там, поэтому-де их имена засекречены. Откуда же возник миф о жертвах советской космонавтики?

Венерианский фантом

Впервые Советский Союз обвинили в умалчивании гибели космонавтов ещё до полёта Гагарина. В дневнике тогдашнего руководителя отряда космонавтов Николая Каманина есть запись, датированная 12 февраля 1961 года:

После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы «слышали» стоны и прерывистую русскую речь. Всё это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полёта в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи…

Старт 4 февраля 1961 года действительно оказался неудачным, но на борту не было никакого человека. Это была первая попытка отправить исследовательский аппарат к Венере. Ракета-носитель «Молния» вывела его в космос, однако из-за неисправности аппарат остался на околоземной орбите. Советское правительство по заведённой традиции не стало официально признавать неудачу, и в сообщении ТАСС на весь мир было объявлено об успешном запуске тяжёлого спутника и выполнении поставленных при этом научно-технических задач.

Вообще, именно неоправданная во многих случаях завеса секретности, окружавшая отечественную космическую программу, порождала массу слухов и домыслов - и не только в среде западных журналистов, но и у советских граждан.

Рождение мифа

Впрочем, вернёмся к западным журналистам. Первое сообщение, посвящённое «жертвам красного космоса», опубликовано итальянцами: в декабре 1959 года агентство «Континенталь» распространило заявление некоего высокопоставленного чешского коммуниста о том, что СССР начиная с 1957 года запускает пилотируемые баллистические ракеты. Один из пилотов по имени Алексей Ледовский якобы погиб 1 ноября 1957 года в ходе такого суборбитального запуска. Развивая тему, журналисты упоминали ещё троих «погибших космонавтов»: Сергея Шиборина (якобы погиб 1 февраля 1958 года), Андрея Миткова (якобы погиб 1 января 1959 года) и Марии Громовой (якобы погибла 1 июня 1959 года). При этом женщина-пилот якобы разбилась не в ракете, а испытывая прототип орбитального самолёта с ракетным двигателем.

В тот же период пионер ракетостроения Герман Оберт рассказывал, что слышал о пилотируемом суборбитальном запуске, который якобы состоялся на полигоне Капустин Яр в начале 1958 года и закончился гибелью пилота. Однако Оберт подчёркивал, что знает о «космической катастрофе» с чужих слов и не может ручаться за правдивость сведений.

А агентство «Континенталь» выдавало сенсацию за сенсацией. Итальянские корреспонденты рассказывали то о «лунном корабле», взорвавшемся на стартовом столе мифического сибирского космодрома «Спутникград», то о готовящемся секретном полёте двух советских пилотов… Поскольку ни одна из сенсаций не была подтверждена, сообщениям «Континенталя» перестали доверять. Но у «фабрики слухов» вскоре появились последователи.

В октябре 1959 года в журнале «Огонёк» была опубликована статья об испытателях авиационной техники. Среди них упоминались Алексей Белоконев, Иван Качур, Алексей Грачёв. Газета «Вечерняя Москва» в заметке на аналогичную тему рассказала о Геннадии Михайлове и Геннадии Заводовском. Журналист Associated Press, перепечатавшей материалы, почему-то решил, что на фотографиях в этих статьях изображены будущие советские космонавты. Поскольку впоследствии их фамилии так и не появились в «космических» сообщениях ТАСС, был сделан «логичный» вывод: эти пятеро погибли во время ранних неудачных запусков.



Настоящие Белоконов, Грачёв и Качур на фотографиях из «Огонька» (Фото: Дмитрий Бальтерманц)

Больше того, буйная фантазия журналистов так разыгралась, что для каждого из пилотов придумали отдельную подробную версию гибели. Так, после запуска 15 мая 1960 года первого корабля-спутника 1КП, прототипа «Востока», западные СМИ утверждали, что на его борту находился пилот Заводовский. Он якобы погиб из-за сбоя в системе ориентации, которая вывела корабль на более высокую орбиту.

Мифический космонавт Качур нашёл свою смерть 27 сентября 1960 года во время неудачного запуска очередного корабля-спутника, орбитальный полёт которого должен был состояться во время визита Никиты Хрущёва в Нью-Йорк. По слухам, советский лидер имел при себе модель пилотируемого космического корабля, которую должен был с триумфом показать западным журналистам, если бы полёт прошёл успешно.

Надо признать, советские дипломатические службы сами создали нездоровую атмосферу ожидания какого-то громкого события, намекнув американским журналистам, что 27 сентября произойдёт «нечто потрясающее». Разведка сообщала, что корабли слежения за космическими аппаратами заняли позиции в Атлантическом и Тихом океанах. Советский моряк, сбежавший в тот же период, подтвердил, что готовится космический запуск. Но, постучав кулаком на Генеральной Ассамблее ООН, 13 октября 1960 года Никита Хрущёв покинул Америку. Официальных заявлений от ТАСС не поступало. Разумеется, журналисты тотчас раструбили на весь мир о новой катастрофе, постигшей советскую космическую программу.

Спустя много лет стало известно, что на те дни действительно планировался запуск. Но лететь в космос должен был не человек, а 1М - первый аппарат для изучения Марса. Однако попытки отправить два идентичных аппарата хотя бы на околоземную орбиту, предпринятые 10 и 14 октября, закончились бесславно: в обоих случаях запуск сорвался из-за аварии ракеты-носителя «Молния».

Следующая «жертва космической гонки», пилот Грачёв, погиб, по утверждению западных СМИ, 15 сентября 1961 года. О его ужасной смерти поведала всё та же фабрика слухов «Континенталь». В феврале 1962 года агентство рассказало, что в сентябре 1961-го на космическом корабле «Восток-3» были запущены два советских космонавта: якобы этот старт был приурочен к XXII съезду КПСС и в ходе полёта корабль должен был облететь Луну, но вместо этого «затерялся в глубинах Вселенной».

Космонавт Ильюшин?

Владимир Сергеевич Ильюшин, сын известного авиаконструктора, - ещё одна жертва охотников за сенсациями. В 1960 году он попал в аварию, и его объявили ещё одним «догагаринским космонавтом». Сторонники теории заговора считают, что Ильюшину до конца жизни запрещали рассказывать про свой полёт в космос, потому что он якобы… приземлился на территории Китая. Более нелепого повода отказаться от космического первенства и придумать нельзя. Тем более что Ильюшин не просто не погиб - он дожил до 2010 года и дослужился до генерал-майора.

Голоса в космосе

Могила испытателя Заводовского. Как видно по датам, «погибший космонавт» умер в XXI веке на пенсии

Неудавшийся запуск венерианской станции 4 февраля 1961 года породил новую волну слухов. Тогда впервые заявили о себе братья-радиолюбители Ачилле и Джованни Юдика-Кордилья, построившие под Турином собственную радиостанцию. Они утверждали, что им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения человеческого сердца и прерывистое дыхание умирающего советского космонавта. Этот «инцидент» связывают с именем мифического космонавта Михайлова, якобы погибшего на орбите.

Но и это ещё не всё! В 1965 году братья-радиолюбители поведали итальянской газете сразу о трёх странных трансляциях из космоса. Первый перехват якобы состоялся 28 ноября 1960 года: радиолюбители услышали звуки морзянки и просьбу о помощи на английском языке. 16 мая 1961 года им удалось выловить в эфире сбивчивую речь русской женщины-космонавта. При третьем радиоперехвате 15 мая 1962 года были записаны переговоры троих русских пилотов (двух мужчин и женщины), погибающих в космосе. В записи сквозь треск помех можно было различить следующие фразы: «Условия ухудшаются… почему вы не отвечаете?.. скорость падает… мир никогда не узнает о нас…»

Впечатляет, не правда ли? Чтобы окончательно уверить читателя в подлинности излагаемых «фактов», итальянская газета называет имена погибших. Первой «жертвой» в этом списке был пилот Алексей Грачёв. Женщину-космонавта звали Людмила. Среди троицы, погибшей в 1962 году, почему-то называют только одного - Алексея Белоконева, о котором писал «Огонёк».

В том же году «сенсационную» информацию итальянской газеты перепечатал американский журнал Reader’s Digest. Через четыре года вышла книга «Аутопсия космонавта», написанная патологоанатомом Сэмом Стонебрейкером. В ней автор утверждал, что летал в космос на Gemini 12, чтобы получить образцы тканей мёртвых советских пилотов, покоящихся в корабле на орбите с мая 1962 года.

Вот кто действительно летал в космос до Гагарина - манекен Иван Иваныч. Чтобы его не приняли за труп космонавта, в шлем вставлялась табличка «Макет»

Что касается статьи в «Огоньке», породившую даже не миф, а целую мифологию, то известный журналист Ярослав Голованов, который расследовал истории «догагаринских космонавтов», взял интервью у самого Алексея Тимофеевича Белоконова (именно так, а не Белоконева, как принято у мифотворцев). Вот что рассказал испытатель, которого давным-давно похоронили западные фабрики слухов.

В 50-х годах, задолго до гагаринского полёта, я и мои товарищи, тогда совсем молодые ребята, - Лёша Грачёв, Геннадий Заводовский, Геннадий Михайлов, Ваня Качур, занимались наземными испытаниями авиационной аппаратуры и противоперегрузочных лётных костюмов. Кстати, тогда же были созданы и в соседней лаборатории испытывались скафандры для собачек, которые летали на высотных ракетах. Работа была трудная, но очень интересная.

Однажды к нам приехал корреспондент из журнала «Огонёк», ходил по лабораториям, беседовал с нами, а потом опубликовал репортаж «На пороге больших высот» с фотографиями (см. «Огонёк» № 42, 1959 г. - Я. Г.). Главным героем этого репортажа был Лёша Грачёв, но обо мне тоже рассказывалось, как я испытывал действие взрывной декомпрессии. Упоминался и Иван Качур. Говорилось и о высотном рекорде Владимира Ильюшина, поднявшегося тогда на 28 852 метра. Журналист немного исказил мою фамилию, назвал меня не Белоконовым, а Белоконевым.

Ну, вот с этого все и началось. Журнал New York Journal-American напечатал фальшивку, что я и мои товарищи летали до Гагарина в космос и погибли. Главный редактор “Известий” Алексей Иванович Аджубей пригласил нас с Михайловым в редакцию. Мы приехали, беседовали с журналистами, нас фотографировали. Этот снимок был опубликован в «Известиях» (27 мая 1963 г. - Я. Г.) рядом с открытым письмом Аджубея мистеру Хёрсту-младшему, хозяину того журнала, который нас отправил в космос и похоронил.

Мы и сами опубликовали ответ американцам на их статью в газете “Красная звезда” (29 мая 1963 г. - Я. Г.), в которой честно написали: «Нам не довелось подниматься в заатмосферное пространство. Мы занимаемся испытанием различной аппаратуры для высотных полётов». Во время этих испытаний никто не погиб. Геннадий Заводовский жил в Москве, работал шофёром, в «Известия» тогда не попал - был в рейсе, Лёша Грачёв работал в Рязани на заводе счётно-аналитических машин, Иван Качур жил в городке Печенежин в Ивано-Франковской области, работал воспитателем в детском доме. Позднее я участвовал в испытаниях, связанных с системами жизнеобеспечения космонавтов, и даже после полёта Гагарина был удостоен за эту работу медали «За трудовую доблесть»…

Забытые герои

Итак, в списке мифических космонавтов всё-таки попадались люди, работавшие на космическую программу, однако их подлинная жизнь заметно отличалась от журналистских фантазий.

Помимо четвёрки друзей-испытателей, вполне реальной фигурой был, например, Пётр Долгов. Западные СМИ объявили его космонавтом, погибшим во время катастрофы орбитального корабля-спутника 10 октября 1960 года (в действительности в тот день пытались запустить аппарат 1М № 1). Полковник Пётр Долгов погиб значительно позже: 1 ноября 1962 года во время прыжка с парашютом из стратостата, поднятого на высоту 25,5 километров. Когда Долгов покидал стратостат, треснул лицевой щиток гермошлема - смерть наступила мгновенно.

Парашютист-рекордсмен Пётр Долгов действительно погиб, но космос тут ни при чём

Лётчик Анохин летал на ракетоплане, а не на космическом корабле

Я привожу здесь все эти подробности не для того, чтобы поразить читателя или заставить его усомниться в известной нам истории космонавтики. Обзор слухов и мифических эпизодов нужен, чтобы показать, сколь пагубной была для репутации отечественной космической программы политика замалчивания и дезинформации. Нежелание и неумение признавать ошибки сыграли с нами злую шутку: даже когда ТАСС выступал с совершено правдивым заявлением, ему отказывались верить, выискивая противоречия или пытаясь читать «между строк».

Иногда вклад в распространение слухов вносят и сами лётчики-испытатели. Незадолго до своей смерти в 1986 году выдающийся советский лётчик Сергей Анохин обронил в интервью: «Я летал на ракете». Журналисты сразу задались вопросом: когда и на какой ракете он мог летать? Вспомнили, что Анохин с середины 1960-х возглавлял в бюро Сергея Королёва отдел, готовивший к полётам «гражданских» космонавтов. Да и сам входил в состав отряда. Не потому ли, что уже имел опыт «полётов на ракете» в начале 1950-х?.. Но на самом деле задолго до работы на бюро Анохин участвовал в испытаниях ракетоплана и крылатой ракеты и, скорее всего, имел в виду именно это.

Джеймс Оберг, один из разоблачителей этой «теории заговора»

Все слухи о советской космонавтике, мелькавшие в западной прессе начиная с середины 1960-х годов, взялся систематизировать американский эксперт по вопросам космической техники Джеймс Оберг. На основании собранного материала он написал статью «Фантомы космоса», впервые опубликованную в 1975 году. Ныне эта работа дополнена новыми материалами и выдержала множество переизданий. Имея славу убеждённого антисоветчика, Оберг тем не менее весьма скрупулёзен в отборе сведений, касающихся секретов советской космической программы, и очень осторожен в выводах. Не отрицая, что в истории советской космонавтики много «белых пятен», он делает заключение, что байки о космонавтах, погибших во время старта или на орбите, неправдоподобны. Всё это плоды фантазии, разгорячённой режимом секретности.

Реальность против мифа

Советские космонавты действительно погибали - и до полёта Гагарина, и после него. Вспомним их и склоним головы перед Валентином Бондаренко (погиб на Земле, так и не слетав в космос, 23 марта 1961 года из-за пожара на испытаниях), Владимиром Комаровым (погиб 24 апреля 1967 года из-за катастрофы при посадке корабля «Союз-1»), Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым (погибли 30 июня 1971 года из-за разгерметизации спускаемого аппарата корабля «Союз-11»). Однако в истории советской космонавтики не было и нет тайных трупов.

Для циников, которые не верят документам, мемуарам и дневникам, а опираются на «логику» и «здравомыслие», приведу циничный, но абсолютно логичный довод. В условиях космической гонки не имело значения, вернётся первый космонавт на Землю или нет, - главным было объявить о своём приоритете. Поэтому, если бы на корабле-спутнике 1КП находился пилот Заводовский, как нас пытаются уверить безответственные авторы, именно Заводовский был бы объявлен первым космонавтом планеты. Разумеется, его оплакивал бы весь мир, но советский человек всё равно первым побывал бы в космосе, и это главное.

Готовность правительства СССР к любому исходу полёта подтверждают и рассекреченные документы. Я приведу здесь фрагмент записки, направленной в ЦК КПСС 30 марта 1961 года от имени лиц, занятых в космической программе:

Считаем целесообразным публикацию первого сообщения ТАСС сразу после выхода корабля-спутника на орбиту по следующим соображениям:

а) в случае необходимости это облегчит быструю организацию спасения;
б) это исключит объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях…

А вот другой документ на ту же тему. 3 апреля ЦК КПСС принял постановление «О запуске космического корабля-спутника»:

1. Одобрить предложение <…> о запуске космического корабля-спутника “Восток-3” с космонавтом на борту.
2. Одобрить проект сообщения ТАСС о запуске космического корабля с космонавтом на борту спутника Земли и предоставить право Комиссии по запуску в случае необходимости вносить уточнения по результатам запуска, а Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам опубликовать его.

Как решили, так и сделали. Сообщение ТАСС, посвящённое первому полёту человека в космос, прозвучало ещё до того, как Гагарин вернулся на Землю. Он мог погибнуть при спуске - и 12 апреля всё равно стало бы Днём космонавтики.

"Памяти астронавта Лорел Кларк".
Малый лист из 4 марок. Гамбия, 2003 г.

Рассматривая марки, посвященные советским и российским космонавтам, я взглянул на этих людей с другой, несколько непривычной, стороны. Казалось бы, что нового можно сказать о космонавтах, их полетах и биографиях, кажется, о них написано все.

С 12 апреля 1961 г. по настоящее время в космос летали 99 советских и российских космонавтов. Обо всех стартах, даже не совсем удачных, широко оповещали нас средства массовой информации. Сообщалось, но уже не всегда, и о гибели или смерти космонавтов. В последние годы об этой деликатной теме можно узнать только из специализированных источников. А ведь на сегодня нет в живых уже 22 советских космонавтов – людей отменного здоровья, прошедших жесткий медицинский отбор, специальную психологическую и физическую подготовку.

Первая, причем трагическая, потеря произошла 24 апреля 1967 г. В.Комаров погиб при возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы спускаемого аппарата «Союз-1». Это был его второй полет, в котором испытывался новый космический корабль. Первый полет в качестве командира корабля «Восход» он совершил 12–13 октября 1964 г.

Вторая, не менее трагическая и даже более эмоциональная, потеря произошла 27 марта 1968 г. Первый космонавт планеты Ю.Гагарин погиб во время тренировочного полета на учебном истребителе с полковником В.Серегиным недалеко от г. Киржача Владимирской области примерно в 10 час. 31 мин. по московскому времени. До сих пор нет однозначного вывода о причинах этой аварии, существует несколько версий.

30 июня 1971 г. произошла самая крупная в истории советской космонавтики катастрофа. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата «Союза-11» при возвращении на Землю погиб весь экипаж: В.Волков, Г.Добровольский и В.Пацаев. Для Волкова это был второй космический полет.

Время идет, психологические и физические перегрузки, стрессы, да и просто годы берут свое. Семнадцать космонавтов скончались от присущих и обычным людям болезней. Трое от послеоперационных осложнений, пятеро от онкологических заболеваний и семеро от болезней сердца. Несчастным случаем можно считать смерть В.Лазарева, который отравился некачественным спиртным.

Самым молодым ушел из жизни первый космонавт планеты Гагарин. Ему было всего 34 года. Всего же в возрасте от 30 до 40 лет погибли три космонавта. Двое других, не доживших до 40-летнего возраста, Волков (35 лет) и Пацаев (38 лет), погибли во второй в истории советской космонавтики катастрофе.

В возрасте от 40 до 50 лет погибли или умерли четверо: Комаров, Беляев, Добровольский и А.Левченко; от 50 до 60 лет – трое: Б.Егоров, Ю.Малышев и В.Васютин; от 60 до 70 лет – семеро: В.Лазарев, Г.Шонин, Ю.Артюхин, Е.Хрунов, Г.Титов, Г.Стрекалов и Г.Сарафанов; от 70 до 75 лет – пятеро: Г.Береговой, Л.Демин, Н.Рукавишников, О.Макаров и А.Николаев.

Самым пожилым скончался космонавт «номер три» Николаев, не доживший двух месяцев до семидесятипятилетия. Всего на полгода меньше прожил Береговой, до 1991 г. (старта Т.Аубакирова) – единственный космонавт, впервые стартовавший 26 октября 1968 г. уже будучи Героем Советского Союза. Первую «Золотую Звезду» Береговой получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовку войск противника.

Космонавты, будучи известными и публичными людьми, похоронены на разных кладбищах – от Новодевичьего в Москве до небольших сельских погостов. Все погибшие во время полетов космонавты похоронены в Москве на Красной площади в Кремлевской стене.

На Новодевичьем кладбище похоронены Беляев, Егоров, Береговой и Титов. На Останкинском в Москве покоятся Хрунов, Макаров, Стрекалов и Рукавишников. На кладбище деревни Леониха Щелковского района Московской области похоронены Лазарев, Шонин, Артюхин, Демин, Малышев и Сарафанов. Левченко похоронили на Быковском кладбище г. Жуковского, а Васютина – на кладбище поселка Монино. Николаев – единственный космонавт, который похоронен не в Москве или Подмосковье, а на родине, в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Для сравнения приведу статистику по другим странам. В США с 5 мая 1961 г. по настоящее время стартовали 274 астронавта, на сегодня нет в живых 30 летавших астронавтов, в том числе четырех женщин.

Более половины из них погибли в трех страшных катастрофах. 27 января 1967 г. при предполетной тренировке экипажа возник пожар в кабине корабля «Аполлон», погибли три астронавта (один из них, Р.Чаффи, в космос слетать не успел). 28 января 1986 г. через 73 секунды после старта взорвался космический корабль «Челленджер», погибли сразу семь астронавтов. 1 февраля 2003 г. за 16 минут до посадки произошло разрушение космического корабля «Колумбия», эта катастрофа унесла жизни еще семерых астронавтов. В авиа- и автокатастрофах погибли четыре астронавта, пятеро скончались от онкологических заболеваний, четверо от болезней сердца.

В возрасте от 30 до 40 лет погибли пять астронавтов, от 40 до 50 лет погибли или умерли двенадцать астронавтов, от 50 до 60 лет – шестеро, от 60 до 70 лет – пятеро, от 70 до 80 лет – двое.

Кроме астронавтов США погибли: 9 мая 1995 г. в авиакатастрофе – астронавт Германии Р.Фуррер, 1 февраля 2003 г. при катастрофе «Колумбии» – первый астронавт Израиля И.Рамон.

Все страны чтят память покорителей космоса, в том числе и с помощью средств филателии. Особенно много марок посвящено погибшим во время полетов космонавтам и астронавтам. Например, катастрофам «Союза-11», «Челленджера» и «Колумбии» посвятили выпуски практически все страны мира. Регулярно в разных странах выходят марки, посвященные погибшим и умершим космонавтам и астронавтам.

К сожалению, нет пока марок, конвертов или карточек с портретами Левченко и Васютина. Надеюсь, что издательско-торговый центр «Марка» восполнит этот пробел и выпустит марки, посвященные памяти космонавтов, которых уже нет с нами.

Об удачах, знают все. О неудачах практически никто. Герои, имена которых мало кому известны.

Самой первой жертвой советских космических полетов, по-видимому, нужно считать члена первого отряда космонавтов Валентина Бондаренко. Он погиб 23 марта 1961 года во время тренировок в сурдокамере научного института. Будущему космонавту было всего 24 года. Когда он отцеплял от себя медицинские датчики, то обтер тело ваткой, смоченной спиртом, и выбросил ее. Ватка случайно попала на электронагреватель, и камера, насыщенная кислородом, вспыхнула. Загорелась одежда. Дверь камеры не удавалось открыть в течение нескольких минут. От шока и ожогов Бондаренко скончался. После этого случая было принято решение отказаться от проектирования космических аппаратов с обогащенной кислородом атмосферой. Но сам инцидент был скрыт советским правительством. Если бы не эта секретность, то, возможно, удалось бы избежать гибели троих американских астронавтов при аналогичных обстоятельствах.

23 апреля 1967 года при возвращении на Землю произошел отказ парашютной системы корабля "Союз-1", в результате чего погиб космонавт Владимир Комаров. Это был испытательный полет "Союза". Корабль, по всеобщему признанию, был еще очень "сырым", запуски в беспилотном режиме заканчивались неудачами. 28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да еще и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было). Несмотря на все это, советское политическое руководство настояло на срочной организации нового космического достижения к 1 мая. Ракету спешно готовили к старту, первые проверки выявили более сотни неполадок. У космонавта, который должен был отправиться на "Союзе", после сообщений о таком количестве неисправностей поднялось кровяное давление, и врачи запретили отправлять его в полет. Вместо него уговорили лететь Комарова, как более подготовленного (по другой версии, решение, что "Союз-1" будет пилотировать Владимир Комаров, было принято еще 5 августа 1966 года, его дублером назначили Юрия Гагарина).
Корабль вышел на орбиту, но неполадок оказалось так много, что его пришлось срочно сажать (в энциклопедиях советского времени написано, что программа полета была выполнена успешно). По одной из версий причиной катастрофы явилась технологическая небрежность некоего монтажника. Чтобы добраться до одного из агрегатов, рабочий просверлил отверстие в теплозащитном экране, а затем забил в него стальную болванку. При входе спускаемого аппарата в плотные слои атмосферы болванка расплавилась, струя воздуха проникла в парашютный отсек и сдавила контейнер с парашютом, который не смог выйти полностью. Комаров выпустил запасной парашют. Тот вышел нормально, но капсула начала кувыркаться, первый парашют захлестнул стропы второго и погасил его. Комаров потерял какие-либо шансы на спасение. Он понял, что обречен, и на всю Вселенную материл наших правителей. Американцы записали его душераздирающие разговоры с женой и друзьями, жалобы на нарастание температуры, предсмертные стоны и крики. Владимир Комаров погиб при ударе спускаемого аппарата о землю.
Минавиапром, ответственный за парашютную систему, предложил свою версию ее отказа. При спуске на нерасчетной высоте в разреженной атмосфере произошел отстрел крышки стакана, в котором были уложены парашюты. Возник перепад давлений в стакане, вмонтированном в сферу спускаемого аппарата, вследствие этого - деформация этого стакана, защемившего основной парашют (вытяжной меньшего размера раскрылся), что привело к баллистическому спуску аппарата и большой скорости при встрече с землей.

Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции "Салют-1", тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля "Союз-11". На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollo, требовалось, чтобы и у нас летело не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах.
12 октября 1964 года Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров тоже отправились в полет на "Восходе" в тесной кабине, изначально рассчитанной на одного человека (точно в такой летал Гагарин). Из нее в целях экономии пространства убрали единственное кресло для катапультирования, а сами космонавты полетели не в защитных скафандрах, а налегке - в спортивных костюмах. Провожая их, Королев обнимал каждого и говорил: "Уж ты прости меня в случае чего. Я человек подневольный". Тогда пронесло.

Спуск "Союза-11" проходил нормально до высоты 150 км и момента обязательного перед входом в атмосферу разделения корабля на три части (при этом от спускаемого аппарата кабины отходят бытовой и приборный отсеки). В момент разделения, когда корабль находился в космосе, неожиданно открылся клапан дыхательной вентиляции, соединяющий кабину с наружной средой, который должен был сработать гораздо позже, у самой земли. Почему открылся? По признанию специалистов, это точно не установлено до сих пор. Скорее всего - из-за ударных нагрузок во время разрыва пироболтов при разделении отсеков корабля (два пироболта находились недалеко от клапана дыхательной вентиляции, микровзрыв мог привести в движение запирающий шток, из-за чего и открылась "форточка"). Давление в спускаемом аппарате падало столь стремительно, что космонавты потеряли сознание, прежде чем смогли отстегнуть ремни и вручную закрыть дырку размером с пятикопеечную монету (впрочем, есть свидетельства, что Добровольский успел-таки освободиться из "сбруи", но не более того). У погибших были обнаружены следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждение барабанных перепонок, выделение азота из крови. Трагедия поставила под сомнение надежность советской космической техники и на два года прервала программу пилотируемых полетов. После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать только в специальных костюмах. Были срочно предприняты кардинальные меры, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

5 апреля 1975 года произошла авария третьей ступени ракеты-носителя корабля "Союз-18/1". К счастью, система спасения сработала безупречно. С перегрузкой в 22 g она оторвала космический корабль от ракеты и отбросила его по баллистической траектории. Спускаемый аппарат с космонавтами совершил суборбитальный космический полет. Посадка произошла в труднодоступных районах Алтая на краю обрыва и лишь благодаря случаю закончилась благополучно. Космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров остались живы.

26 сентября 1983 года при старте космического корабля Союз-Т10 загорелась ракета-носитель. Автоматическая система спасения не сработала. Через двенадцать секунд после появления пламени стартовый персонал нажал кнопку катапультирования (запустить этот процесс можно только при условии, что два человека нажмут каждый свою кнопку: первый - ответственный за ракету, второй - за корабль. Эти двое и спасли экипаж, одновременно нажав кнопки пуска системы спасения). Капсула с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым была отстрелена от ракеты с перегрузкой в 15-18 g и благополучно опустилась в стороне от стартового комплекса, на расстоянии 4 км от ракеты, которая взорвалась через 2 секунды (точнее, 1,8 с) после отделения капсулы. Система аварийного спасения космонавтов (САСК), разработанная под руководством академика Жукова, спасла жизнь космонавтам. За тот сентябрьский старт летчики–космонавты не получили ни наград, ни очередных званий. Официальная советская пресса этот эпизод проигнорировала.

27 января 1967 г. Во время наземной подготовки к предстоящему старту к Луне на американском корабле Apollo от случайной электрической искры вспыхнул пожар. Ни астронавты В.Гриссом, Э.Уайт и Р.Чаффи, ни наземные службы ничего не успели предпринять. Это первая официально объявленная потеря.

28 января 1986 г. Самая крупная трагедия: корабль Challenger взорвался после 75 секунд полета. Миллионы людей, наблюдавшие этот старт по телевизору, увидели, как на высоте около 16 км над Землей вспыхнул огненный шар. Погибли семь астронавтов, в том числе учительница Криста Маколифф.

23 июля 1999 г. Через пять секунд после старта американского корабля Columbia из-за короткого замыкания вышли из строя электронные блоки управления сразу двух из трех основных двигателей корабля. От аварии экипаж спасли хладнокровие первой женщины-командира шаттлов Айлен Коллинз и многократное резервирование всех основных систем космического аппарата.

Перед Владимиром Комаровым стояла практически невыполнимая задача - вручную посадить неуправляемый корабль на Землю. Все переговоры с товарищем на орбите вел Юрий Гагарин - он был последним, кто общался с Комаровым. Мы воспроизводим подлинную запись их переговоров: «Рубин, я Заря, как слышите меня, прием». Комаров: «Я Рубин, слышу вас отлично. Не могу открыть левую половину батареи,открылась только правая батарея, прием». Это первый доклад космонавта. И разговор перед посадкой: Гагарин: «Все нормально, я Заря». Комаров: «Понял вас». Гагарин: «Готовьтесь к заключительным операциям, повнимательнее, поспокойнее, сейчас будет автоматический спуск с лунной ориентацией, нормальный, настоящий». Комаров: «Понял вас». Гагарин: «Я Заря, как самочувствие, как дела, прием». Комаров: «Все в порядке, я Рубин, прием». Гагарин: «Понял вас». Комаров: «Нахожусь в среднем кресле, привязался ремнями» Гагарин: «Вот тут товарищи рекомендуют дышать глубже. Ждем на приземлении». Комаров: «Спасибо передайте всем...».
На этом связь оборвалась - корабль вошел в атмосферу Земли. Спускаемый аппарат шел на посадку. Корабль засекли из поисковых самолетов, и летчики доложили: «Видим аппарат, идет на посадку, открылся вытяжной парашют». Потом тягостное молчание перед роковым: «Горит на Земле». Какими были последние минуты жизни Владимира Комарова, никто не узнает никогда - бортовой магнитофон расплавился, бортжурнал сгорел. Самая распространенная легенда, что пилоты поисковых самолетов слышали матерную брань космонавта, не выдерживает никакой критики: связь возможна была только через антенны на стропах основного парашюта, который так и не раскрылся...

Когда в ночь на 25 апреля останки Комарова привезли в госпиталь им. Бурденко, туда же приехал маршал авиации К. Вершинин, чтобы лично убедиться: возможно или нет торжественное прощание с погибшим. Увидев, что осталось от космонавта, маршал дал команду останки немедленно кремировать...
Причины катастрофы «Союза» расследовала комиссия во главе с Д. Устиновым, курировавшим в то время вопросы освоения космоса. Официальная версия была: «Стечение ряда факторов, носящих случайный характер». Космонавтам первого отряда о причинах гибели их товарища рассказали на специальном собрании с показом документальных кадров трагедии. Они должны были быть готовыми к любой ситуации... А причина трагедии была чисто технической: вытяжной парашют не в состоянии был (попросту не хватило мощности) вытащить основной, который заело, т. к. давлением были сжаты стенки контейнера, бывшие недостаточно жесткими. Виновными были признаны конструкторы, разрабатывавшие парашютный отсек корабля, и создатели самой парашютной системы. Главного конструктора и начальника Института парашютных систем Ф. Ткачева сняли с занимаемых должностей, был наказан один из заместителей В. Мишина.
Через полтора года после гибели Владимира Комарова «Союз» снова полетел в космос с Георгием Береговым на борту. А еще через полгода, в январе 1969 года, на орбите удалось-таки состыковаться двум кораблям, и два космонавта, Е. Хрунов и А. Елисеев, перешли через открытый космос из одного «Союза» в другой. Они выполнили то, что должны были сделать в том трагическом полете. С 1971 года «Союзы» не подводили ни разу, американцы признали этот корабль самым старым, но самым надежным космическим аппаратом, в отличие от их «Шатла».
По планам, «Союз» должен еще летать, как минимум, до 2014 года. В истории мировой космонавтики не было, нет и вряд ли когда-нибудь появится космический корабль, который имел бы полувековую жизнь, которую дал ему Владимир Комаров в обмен на свою...