О «людях с Урала» принято говорить, что они отличаются какой-то особой суровостью. Мы решили посмотреть, так ли это, а также понять, в чем специфика регионального самосознания уральских жителей.

«Дикое счастье»

Представление о суровости жителей Урала появилось не сегодня. Ещё Чехов, побывав в Екатеринбурге, в 1890 году написал:

«Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет. Я сторонюсь».

Интересно также об уральском менталитете писал Мамин-Сибиряк. Особый путь «людей с Урала» он назвал «диким счастьем». В понимании писателя этот термин обозначал ситуацию, при которой человек ради достижения своей цели готов приложить нечеловеческие, титанические условия, но в тот момент, когда удача на его стороне, и можно либо расслабиться, либо «наращивать капитал», он совершает какие-то поистине фантастические чудачества.

Мысль Мамина-Сибиряка убедительно подтверждает один случай. Когда в середине XIX века двое екатеринбургских золотопромышленников поженили своих детей. Свадьба шла... целый год.

Деловые люди

В силу исторических и географических особенностей на Урале ещё с XVIII века начало складываться совершенно специфическое отношение к труду и капиталу. Ко времени правления Петра I Урал оставалась фронтиром «старой» России, границей, отделяющей «цивилизацию» от «дикого Востока», где «до царя далеко, до Бога высоко».

В 1702 году Петр I передал права на владение уральскими казенными заводами тульскому оружейнику Никите Антюфееву (будущему Демидову), поставщику оружия для русской армии во время войны со шведами.
Демидовы быстро смекнули, в чем прелесть Урала. Здесь они могли не считаться ни с дирекцией казенных заводов, ни с местной администрацией, ни с частниками. Получив заводы в пользование практически бесплатно, Демидовы быстро наладили производство, вышли на сверхприбыли и стали одними из богатейших людей не только Урала, но и России.

Для установления государственного контроля за заводами, в 1720 году туда был отправлен Василий Татищев (будущий историограф), который основал здесь Горную канцелярию. Она должна была навести порядок на производствах. Стоит ли говорить, что Демидовы были не очень рады приезду на свою землю контролера из центра? Между Татищевым и «местным капиталом» пошла настоящая рейдерская война, сопровождавшаяся многочисленными письмами «наверх». Татищев обвинял Демидовых в демпинговых ценах, в самоуправстве на заводах, Демидовы обвиняли Татищева в том, что он нарочно задерживает поставки хлеба на заводы, чтобы рабочие от голода не могли работать.

Разобраться с этой проблемой было поручено известному горному инженеру Вильгельму де Генину, который после долгих тяжб все-таки встал на сторону Василия Татищева. В письме Петру I он писал: «Демидову не очень мило, что вашего величества заводы станут здесь цвесть, для того, что он мог больше своего железа запродавать, а цену положить, как хотел, и работники все к нему на заводы шли, но не на ваши».

На уральских заводах формировалось трудовое общество особого рода, так называемая горнозаводская цивилизация. Гражданские власти здесь не имели практически никакого веса, поскольку весь Урал бы военизирован и управлялся по Горному уставу.

Даже законы, действовашие на все территории России, здесь не имели веса. Беглого крестьянина, пойманного в любой части страны, надлежало вернуть хозяину, но на Урале было совсем не так. Заводы, нуждающиеся в рабочих руках, открывали свои двери всем - и беглым каторжникам, и рекрутам-дезертирам, и преследуемым раскольникам. Условия жизни и работы на заводах, конечно, оставляли желать лучшего, но любые жалобы пресекались на корню. Да и как жаловаться людям-невидимкам, которые сами сбежали от государственной десницы? Поэтому - терпели и работали.

Человеческий котел

Урал стал «границей русского мира» раньше, чем Сибирь и Дальний Восток, сюда ссылали каторжан, сюда бежал беглый люд. Здесь всегда была работа и были отличные от остальной России условия, в которых последние, если и не могли стать первыми, то без дела не сидели точно.

В ХХ веке на Урал по-прежнему продолжили ссылать репрессированных и спецпереселенцев, сюда съезжались эвакуированные с юга и из центра страны в годы войны, затем последовали ударные стройки пятилеток, с развалом СССР на Урал начали стекаться беженцы с национальных окраин.

Именно Урал, в котором ещё в 30-е годы XX века шли большие социалистические стройки мирового масштаба (Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Туркестано-Сибирская магистраль и др.) стал лидером в процессе создания новой городской цивилизации. Мощные процессы урбанизации сделали Урал «всесоюзной лабораторией», где осваивались новые формы общежития и коллективной ответственности.

Интересным феноменом стали и уральские «секретные города», часть из которых остаются закрытыми и сегодня. Их появлению способствовала некоторая, присущая жителям Урала, настороженность и скрытность. Урал стал «атомным щитом» страны, оправдывая свое поэтическое определение «опорного края державы».

Психотип «людей с Урала»

Социологические исследования. проводимые и в советское время, и сегодня могут дать понимание «уральского характера». По их итогам можно сказать, что для уральцев характерно ощущение причастности к общему делу, самоотверженность и склонность к рискованным действиям, психологическая установка на решение задач любой ценой, чувство гордости за оказанное доверие.

В советское время социологи также отмечали за уральцами наличие таких таких черт, как оборонное сознание и милитаристские настроения. Привыкшие к жесткой дисциплине, режиму, «суровые уральские мужики» всегда готовы к трудовым подвигам. Также чертами, свойственными уральцам можно считать «чувство локтя» и коллективизм, выносливость, особую приверженность традициям и старине, свободолюбие, сметливость и решительность, патриотизм и сдержанность, которую так часто принимают за суровость.

Исследования екатеринбургских социологов 1995 года показали, что на Урале формируется так называемое «региональное самосознание». Большинство жителей Урала чувствуют спайку со своей землей, ощущают себя в контексте своей «малой Родины» и не рвутся в центр, веря в то, что возрождение России может начаться здесь - на Урале.


Федеральное агентство по образованию РФ

«Уральский государственный гор ный университет»

Кафедра художественного проектирования

и теории творчества

ЗНАМЕНИТЫЕ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ УРАЛА

Реферат по культурологии

Доктор культурологии,

профессор: Кардапольцева В.Н.

Студент: Григорьева А.И.

Группа: УП-12-4

Екатеринбург

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………………………3

ГЛАВА 1. Знаменитые мастера Урала………………………………………......4

1.1.Каслинское литьё. Скульпторы…………………………………… 4

1.2.Крепостные художники Худояровы………………………………6

ГЛАВА 2. Знаменитые писатели Урала……………………………………….7

ГЛАВА 3. Современные деятели культуры Урала…………………………..13

3.1. Николай Коляда………………………………………………….13

3.2. Рок- музыканты …………………………………………………14

3.3. Цирк………………………………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………...18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… ...19

ВВЕДЕНИЕ.

Становление профессионального искусства на Урале происходит довольно поздно, в основном в XIX - начале XX в., когда появляются первые уральские литераторы, живописцы, театральные коллективы. Это было время роста регионального самосознания, зарождения устойчивого интереса к истории края, его самобытности, возникновения краеведческих обществ, создания музеев.

Модернизационные процессы, разрушение традиционного уклада жизни начала XX в. и особенно революционные потрясения по-своему отразились на развитии уральской культуры, круто изменив её судьбу. Попытки создания социалистической культуры базировались на отрицании культурного наследия прошлого. Была предпринята попытка искусственного создания новой традиции профессионального художественного творчества на уральской почве.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение уральских деятелей культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить каслинское литьё и мастеров этого дела;

Рассмотреть крепостных художников;

Выявить уральских писателей

Раскрыть современных деятелей культуры Урала.

Глава 1. Знаменитые мастера Урала.

Каслинское литьё. Скульпторы.

В 1830 - 1840 гг. фигурное чугунное литьё появляется на Каслинском заводе. В Каслях отливались и решётки, и садовая мебель, и камины, и камерная скульптура. Они были различны по форме, но всегда поражали мастерством исполнения.

Большой вклад в наследие искусства Уральского литья внесли такие скульпторы, как М.Д. Канаев, Н.Р.Бах, П.К. Клодт, Е.А.Лансере.

Канаев Михаил Денисович (1830–1880) родился в Екатеринбурге. Учился в Академии художеств, в 1855 году ему присвоено звание художника по скульптуре. Получив предложение занять место заводского скульптора, он соглашается на эту работу и едет на Урал. К тому времени Канаев был уже немолодым человеком. Приехав в Касли, Канаев оживляет работу по выпуску фигурного литья, мечтая поднять его на более высокий художественный уровень. Скульптор организует при заводе школу, в которой обучает мастеровых лепке и формовке. С целью поднять качество чеканки он добивается приглашения из Златоуста, знаменитого своей гравюрой на стали, двух мастеров, которые стали обучать каслинских чеканщиков.

Основные работы Канаева: «Геркулес, разламывающий пещеру ветров», «Мороз-демон», «Избушка на курьих ножках», « Вакханка у дерева», «Мальчик, играющий в снежки».

Академик Бах Николай Романович (1853–1885) стремился укрепить связи каслинского литья с русской скульптурой. До приезда в Касли Н.Р. Бах окончил в Петербурге академию художеств, получил звание художника I степени. Продолжая дело, начатое Канаевым, Бах также руководит заводской художественной школой, передавая каслинским мастерам свое знание скульптуры, обучая их формовке и лепке. В Каслях Бах проработал недолго, всего несколько месяцев, но в истории каслинского искусства он занимает важнейшее место. В это время Бах создает большую работу – «Драка филина с ястребом».

Баху был 31 год, когда он приехал в Касли. Работая здесь, он настаивал на повторении в чугуне работ русских скульпторов, привлекал художников Москвы, Петербурга для выполнения скульптур именно для каслинского литья. Художник передал характерные приметы старого уральского завода, виды поселка, запечатлел живописную природу края. Бах прожил в Каслях недолго. Но его работы отливаются каслинскими мастерами до сих пор.

В скульптурах Баха нет ничего общего с натурализмом. Художник, работая над своими образами природы, на первое место всегда ставил композиционные и стилистические приемы.

Евгений Александрович Лансере родился в 1848 году. Происходил из французской семьи, поселившейся в России. Образование получил в Петербургском университете, на юридическом факультете

Евгений Александрович Лансере достиг высокого мастерства в своей малоформатной скульптуре для которой характерны этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, а также выразительная проработка деталей.

Он работал в основном по заказам частных лиц, отливавших его произведения в бронзе (Шопен, Соколов, Дипнер, Богун) и в серебре (Сазиков, Овчинников, Грачев). Некоторые работы, в том числе произведения декоративно-прикладного искусства (чернильница "Конек-Горбунок", часы "Дед и внучка" и многие другие) были отлиты на Каслинском чугунолитейном заводе на Урале.

Пётр Карлович Клодт (1805-1867) родился 24 мая 1805 года в Санкт-Петербурге. Пётр принадлежал к небогатой, но очень старинной и родовитой титулованной семье.

Каслинский завод делал большое количество отливок с моделей известнейшего столичного скульптора П. Клодта. Он являлся основателем анималистического жанра в России. Центральное место в его творчестве занимает образ лошади. Это подтверждают и его многочисленные работы в пластике: «Кобыла с жеребёнком», «Лошадка», «Кони на воле» и другие. В малых скульптурных формах художник передавал изящные, точеные силуэты животных, в трактовке образа старался показать спокойную и удивительную ясность. В композициях работ отсутствовала бурная динамика классицизма. Художника интересовала внутренняя красота образа а не внещний сюжет. Это выражалось тонкой моделировкой, фактурой, игрой света и тени. Отделка, которой не придавалось большого значения в начале 20 века, становится значительным творческим видом, наряду с сюжетными и композиционными принципами.

Крепостные художники Худояровы.

Семья Худояровых занимает особое место в развитии живописного искусства в Нижнем Тагиле. Одному из братьев Худояровых народная молва приписывала изобретение «хрустального лака». Худояровы ведут свою родословную от старообрядцев. Как свидетельствует семейное предание, предки их бежали с Волги на Урал, чтобы сохранить «старую веру». Худояровы слыли иконописцами. Это ремесло по влиянием местных условий получило новое направление, становясь по преимуществу светским.

Значительную часть работы Худояровы выполняли по заказам Н. А. Демидова для его московских и петербургских дворцов. В московском слободском доме Демидова была комната с зеркальным плафоном, убранная по стенам «лакированными, покрытыми живописью дощечками», на которых с большим искусством изображены самые разнообразные и красочные птицы и бабочки. За эту удивительную по тонкости и мастерству работу Демидов «пожаловал» своим крепостным живописцам по кушаку, шапке и «на кафтаны», а отца, Андрея Худоярова, «уволил от заводских работ».

ГЛАВА 2. Знаменитые писатели Урала.

Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов.

В этой теме я хочу познакомить вас с уральскими писателями, моими соотечественниками, земляками. Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, но для каждого писателя Урал стал вдохновением для рассказов, романов, сказов. Вот они, уральские самоцветы.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (1881-1882), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман "Три конца. Уральская летопись" (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе "Золото" (1892), голод в уральской деревне 1891-1892 в романе "Хлеб" (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов "Около господ" (1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894-1896), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др.Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Бажов Павел Петрович (27 января 1879 - 31 августа 1967) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.
Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791- 1859) - русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеро лог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов:

Константина, Ивана и Веры Акса ковых. Член-корреспондент Импе раторской Санкт-Петербургской Академии наук.

Описывая известных уроженцев Уфы в частности и всего Южного Урала в целом, конечно же нельзя не обойти вниманием великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, как одну из самых ярких фигур в российской культуре первой половины 19-го века. Человека, воспевшего природу милой его сердцу, да и нашему с вами, Оренбургской губернии. То, что мы нынче и называем Южным Уралом. Мало известных выходцев из Уфы, которые были бы так тесно связаны с этим городом.

У входа в бывший парк имени Крупской, а ныне имени Салавата Юлаева, на перекрестке улиц опять же Салавата и Расулева, углом стоит деревянный дом, известный как дом Аксакова. В этом доме 1 октября 1791 года родился будущий великий писатель. Говорят, что в доме, в котором нынче находится музей Аксакова, до сих пор в бывшем кабинете появляется призрак старого хозяина, Николая Зубова. Детские годы Аксакова прошли в том числе и здесь, в этом доме. О чем уже потом написал писатель Аксаков "Детские годы Багрова внука" - биографическую книгу.

Аксаков в Уфе долго не жил и в возрасте 8-ми лет был увезен в Казань, где поступил в гимназию. С Казани же он спустя годы учебы уехал в Москву. Именно там он стал всем тем, кем мы его знаем и за что к нему пришла слава. В том числе и за сказку «Аленький цветочек». Но детские годы, проведенные в Уфе и имении в Оренбургской губернии скорее всего на всю жизнь остались с Аксаковым. И они были увековечены в семейной трилогии. В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» и об ужении рыбы. Именно благодаря Аксакову многие в мире узнали о существовании Башкирии, кумыса и южно-уральских степей. И несмотря на то, что слог аксаковский был во многом тяжеловесен, писал он о природе с нескрываемой любовью. И это чувствуется во всем. Творчество Аксакова, рассказы Аксакова, это впервую очередь рассказ о прекрасной природе Южного Урала. Наверное нужно быть бесконечно влюбленным в эти края, чтобы писать о них так, как это делал Аксаков. Хотя большинству современников известна прежде всего сказка Аксакова "Аленький цветочек".

ГЛАВА 3. Современные деятели культуры Урала.

Николай Коляда.

Николай Владимирович Коляда - советский и российский актёр, писатель, драматург, сценарист, театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат международной премии им. К. С. Станиславского.

О его начинаниях рассказывает биография самого Николая Владимировича:

1973-1977 - учился в Свердловском театральном училище на курсе В. М. Николаева;

1977-1983 - в труппе Свердловского академического театра драмы;

1982 - первая публикация: рассказ «Склизко!» в газете «Уральский рабочий». Печатался в газетах «Вечерний Свердловск» и «Уральский рабочий», в журнале «Урал», в сборниках молодых уральских писателей Средне-Уральского книжного издательства «Начало лета» и «Ожидание» ;

1982 - написана первая пьеса «Дом в центре города»;

1983-1989 - учился заочно на отделении прозы в московском Литературном институте им. А. М. Горького (семинар В. М. Шугаева), работал руководителем агитбригады во Дворце культуры им. Горького Домостроительного комбината, был литсотрудником газеты «Калининец» на заводе им. Калинина;

1992-1993 - Коляда жил в Германии, куда был приглашён на стипендию в Академию Шлёсс Солитюде (Штутгарт), работал актёром в немецком театре «Дойче Шаушпиль Хаус» (Гамбург);

С 1994 года преподаёт в Екатеринбургском государственном театральном институте на курсе «Драматургия».

Весной 2010 года под руководством Н. В. Коляды прошли гастроли «Коляда-театра» во Франции.

Николай Коляда - автор 93 пьес. 38 пьес поставлено в разное время в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья. В собственном театре как режиссёр поставил 20 спектаклей, из которых два получили премию губернатора Свердловской области.

Пьесы Коляды переведены на немецкий (15 пьес), английский, французский, итальянский, испанский, шведский, финский, болгарский, латышский, греческий, словенский, сербский, турецкий, украинский, белорусский, венгерский, литовский языки и многие другие языки. Поставлены на сценах театров Англии, Швеции, Германии, США, Италии, Франции, Финляндии, Канады, Австралии, Югославии, Словении, Македонии, Латвии, Литвы и во многих других странах.

Николай Коляда живёт и работает в Екатеринбурге.

Рок-музыканты.

В конце 1970-х гг. в г. Екатеринбурге существовало несколько рок-групп, среди которых были «Трек», «Урфин Джюс» и др. В 1981 г. под эгидой Свердловского архитектурного института прошел первый свердловский рок-фестиваль. В середине 1980-х гг. на Среднем Урале родился такой феномен современной молодежной культуры как свердловский рок-клуб, объединивший большое количество музыкальных коллективов различных стилей и направлений. Президентом его стал Н. Грахов. Вся страна узнала группы «Кабинет», «Наутилиус Помпилус», «Чайф», «Апрельский марш», «Агата Кристи» и др. Многие из этих групп зародились в недрах высших учебных заведений Екатеринбурга.

В период перестройки Урал стал центром молодежной культуры протеста, выраженного, в частности, в творчестве Свердловского рок-клуба, в состав которого входили получившие широкую популярность рок-группы «Наутилус Помпилус», «Чайф», «Агата Кристи». Однако к началу 1990-х гг. стало очевидным отсутствие дальнейшего пространства для развития тем протеста. Вместе со всей Россией культурная жизнь региона вступила в период радикальных реформ.

Свердловский рок-клуб стал организатором рок-фестивалей. В июне 1986 г. состоялся первый его фестиваль, на котором сенсационного успеха добилась группа «Наутилус Помпилус», исполнившая песню «Гудбай, Америка». В апреле 1987 г. представители свердловской рок-делегации «Чайф», Группа Егора Белкина, «Наутилус Помпилус») выступили в Ленинградском Доме молодежи перед жюри Союза композиторов. Выступление «Наутилуса» получило всесоюзный резонанс после разгромной статьи в газете «Советская культура».

Самыми яркими именами свердловского рок-клуба стали В. Бутусов, Е. Белкин, Н. Полева, В. Шахрин, братья В. и Г. Самойловы. Автором текстов многих групп был И. Кормильцев, музыки и аранжировки – А. Пантыкин.

Свердловские группы активно концертировали на Урале и в стране, стали участниками многих фестивалей и движений. В 1987 г. на московской «Рок-панораме» группа «Наутилус Помпилус» получила «лучшую прессу». В сентябре 1989 г. «Апрельский марш», Настя Полева, «Чайф» были участниками московского десанта экологического движения «Рок чистой воды». «Агата Кристи» в этом же году представляла советский рок на семинаре по проблемам рока в Глазго (Великобритания). В 1990-е гг. многие свердловские музыканты продолжили свою деятельность в Москве и Санкт-Петербурге.

Цирк.
Екатеринбургский Государственный цирк расположен в живописном месте города Екатеринбурга – на берегу реки Исеть, на пересечении улиц Куйбышева – 8 Марта. Открыт 1 февраля 1980 года. По своей конструкции здания считается одним из лучших в Европе и приспособлен для самых сложных постановок, а его интерьер отделан уральским камнем. В цирке 2 558 мест, два манежа (основной и репетиционный). Более 20 млн. зрителей посетили цирк за время его существования. Цирк носит имя нашего земляка, Народного артиста СССР, талантливого дрессировщика Валентина Филатова.

С января 1994 года директором цирка назначен Народный артист России Анатолий Павлович Марчевский. С этого времени цирк получил второе дыхание. В Екатеринбургском цирке стали гастролировать лучшие номера и аттракционы Российского цирка. На манеже работали мастера международного класса, такие как Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ Мстислав Запашный, народные артисты, лауреаты Государственной премии Николай Павленко, Тамерлан Нугзаров, Народная артистка России Тереза Дурова, народные артисты России Владимир Доровейко, Алексей и Таисия Корниловы, Сарват Бегбуди и многие другие, чьи имена составили славу школы циркового искусства России. С 2008 года на манеже Екатеринбургского цирка появились и звезды мирового цирка – известный итальянский клоун и режиссер Дэвид Ларибль, великобританский клоун и режиссер Дэвид Шайнер, клоунский дуэт «Братья Таквин» из Бельгии и клоунское трио «Монти» из Франции.

Цирк регулярно проводит благотворительную работу: показывает цирковые представления для детей-сирот, детей из школ-интернатов, детских домов, пенсионеров, инвалидов, членов малообеспеченных семей. Ежегодно до 50 тыс. зрителей посещают благотворительные спектакли цирка.
С приходом Анатолия Павловича Марчевского значительно преобразился и внешний облик цирка: ведутся реконструкция и техническое переоснащение, благоустройство прилегающей территории, идет большая творческая работа. В последние годы были поставлены спектакли, которые произвели значительный резонанс в общественной, цирковой и театральной жизни города, Свердловской области и всей России, одержали победу на всероссийских конкурсах спектаклей.

С каждый годом все лучше становится цирк, с каждым годом растет его творческая копилка уникальных цирковых представлений, спектаклей и фестивалей. Ежегодная афиша цирка включает постановки, рассчитанные на разную зрительскую аудиторию, но предпочтение отдается детям: именно они являются основными зрителями, особенно в дни школьных каникул.

Важным культурным событием 2006 года стал спектакль «Берегите клоунов!», посвященный памяти Юрия Никулина. Спектакль, не имеющий аналогов в России, сразу получил общественное признание и приглашение для показа в Москве.
В 2008 году Екатеринбургский цирк стал организатором Первого Всемирного фестиваля клоунов. Этот Фестиваль вызвал огромный интерес у всей мировой цирковой общественности, а также привлек внимание российского зрителя и стал грандиозным событием в культурной жизни нашего города и России. В течение пяти дней звезды клоунады со всего мира радовали екатеринбургского зрителя своими репризами. По итогам проведения первого Фестиваля А.П. Марчевский принял решение сделать Всемирный фестиваль клоунов ежегодным!
На манеже Екатеринбургского цирка сегодня также успешно проходят концерты с участием «звезд» российской и зарубежной эстрады, музыкальные фестивали.
Множество учреждений, предприятий и организаций города и области проводят свои юбилеи вместе с цирком.
По творческим и многим другим показателям Екатеринбургский цирк по праву считается одним из лучших среди всех Российских цирков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы.

Художники по скульптуре Канаев Михаил Денисович и Бах Николай Романович организовывают школы, в которой обучает мастеровых лепке и формовке.

В скульптурах Баха нет ничего общего с натурализмом. Художник, работая над своими образами природы, на первое место всегда ставил композиционные и стилистические приёмы.


и т.д.................

«Сила места» вспоминает о 8 выдающихся деятелях науки, искусства, спорта, родившихся на Урале

1. Единственная 6-кратная олимпийская чемпионка в истории конькобежного спорта Лидия Скобликова родилась в городе Златоусте. Скобликова установила уникальное достижение в истории скоростного бега на коньках в 1964 году, собрав 8 золотых медалей из 8 на Олимпийских играх и на чемпионате мира. После этого триумфа она была принята в партию самим Н. С. Хрущёвым по телефону. Ее спортивное прозвище стало названием ледового дворца спорта в Челябинске — «Уральская молния».

2. В 1765 году естествоиспытатель Э.Г. Лаксман одним из первых оценил изобретение Ивана Ползунова. По словам ученого, Ползунов – «муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской».
Иван Ползунов (14 марта 1728 - 27 мая 1766) - русский изобретатель , создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

3. Эрнст Неизвестный (9 апреля 1925- 9 августа 2016), российский скульптор так говорил про Свердловск-Екатеринбург:

«Это город моего детства, моей юности. Он связан с какими-то эмоциональными воспоминаниями. Вот почтамт, где я встречался со своей будущей женой, вот памятник, который был должен делать я, а мне не дали. Поэтому Свердловск для меня не город, как архитектура. Он похож на город Бредбери — город духов, духов моей жизни.»


4. Сергей Аксаков — автор едва ли не самой популярной детской сказки «Аленький цветочек» — тоже родился на Урале, в Уфе, в 1791 году.

5. Первый псевдоним этого знаменитого уральского писателя – Томский. Некоторые свои работы он подписывал как Баш-Курт или Оник. А под псевдонимами скрывался один из самых популярных уральских писателей - Дмитрий Мамин-Сибиряк (25 октября 1852 - 2 ноября 1912).

6. Чемпион мира по боксу Костя Цзю родился 19 сентября 1969 года в Серове. А спортивная карьера началась в секции ДЮСШ в 9-летнем возрасте.

7. В 1956 году в Челябинске родился автор и первый исполнитель песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Известный уральский бард — Олег Митяев.

8. Лауреат Нобелевской премии Константин Новосёлов родился в 1974 году в Нижнем Тагиле. Учился в лицее №39. В 1991 году Новоселов был принят в Московский физико-технический институт (МФТИ) на факультет физической и квантовой электроники. Любопытно, что незадолго до этого он получил «тройку» на вступительном экзамене по математике в Нижнетагильском политехническом институте.

Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов.

В этой теме я хочу познакомить вас с уральскими писателями, моими соотечественниками, земляками. Кто-то родился на Урале, кто-то приехал, но для каждого писателя Урал стал вдохновением для рассказов, романов, сказов. Вот они, уральские самоцветы.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (1881-1882), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.

Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста. Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман "Три конца. Уральская летопись" (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе "Золото" (1892), голод в уральской деревне 1891-1892 в романе "Хлеб" (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов "Около господ" (1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.

Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894-1896), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др. Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Бажов Павел Петрович (27 января 1879-31 августа 1967) - знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» - то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов - Колдунков.

Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.

Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения - сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» - устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.

Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» -- устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.

Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.

Сказы «Малахитовой шкатулки» - своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).

Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию - «просто не было времени для литературной работы такого рода.

Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) -- русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов:

Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Описывая известных уроженцев Уфы в частности и всего Южного Урала в целом, конечно же нельзя не обойти вниманием великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, как одну из самых ярких фигур в российской культуре первой половины 19-го века. Человека, воспевшего природу милой его сердцу, да и нашему с вами, Оренбургской губернии. То, что мы нынче и называем Южным Уралом. Мало известных выходцев из Уфы, которые были бы так тесно связаны с этим городом.

У входа в бывший парк имени Крупской, а ныне имени Салавата Юлаева, на перекрестке улиц опять же Салавата и Расулева, углом стоит деревянный дом, известный как дом Аксакова. В этом доме 1 октября 1791 года родился будущий великий писатель. Говорят, что в доме, в котором нынче находится музей Аксакова, до сих пор в бывшем кабинете появляется призрак старого хозяина, Николая Зубова. Детские годы Аксакова прошли в том числе и здесь, в этом доме. О чем уже потом написал писатель Аксаков "Детские годы Багрова внука" - биографическую книгу.

Аксаков в Уфе долго не жил и в возрасте 8-ми лет был увезен в Казань, где поступил в гимназию. С Казани же он спустя годы учебы уехал в Москву. Именно там он стал всем тем, кем мы его знаем и за что к нему пришла слава. В том числе и за сказку «Аленький цветочек». Но детские годы, проведенные в Уфе и имении в Оренбургской губернии, скорее всего, на всю жизнь остались с Аксаковым. И они были увековечены в семейной трилогии. В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» и об ужении рыбы. Именно благодаря Аксакову многие в мире узнали о существовании Башкирии, кумыса и южно-уральских степей. И несмотря на то, что слог аксаковский был во многом тяжеловесен, писал он о природе с нескрываемой любовью. И это чувствуется во всем. Творчество Аксакова, рассказы Аксакова, это в первую очередь рассказ о прекрасной природе Южного Урала. Наверное, нужно быть бесконечно влюбленным в эти края, чтобы писать о них так, как это делал Аксаков. Хотя большинству современников известна прежде всего сказка Аксакова "Аленький цветочек".

Антон ЧЕХОВ: «Здешние люди внушают нечто вроде ужаса»

Когда был в Екатеринбурге: В 1890 году во время своего знаменитого путешествия на Сахалин Чехов заехал и в Екатеринбург. Здесь он хотел встретиться с писателем Маминым-Сибиряком. Но встреча не получилась: Мамин-Сибиряк в это время сам путешествовал по Уралу . В итоге Антон Павлович погостил в Екатеринбурге три дня и поспешил отправиться дальше в Тюмень . У нас ему уж очень не понравилось.

Впечатление: Вот какие записи о Екатеринбурге оставил Чехов: «Приехал в Екатеринбург - тут дождь, снег и крупа. Извозчики - это нечто невообразимое по своей убогости. Грязные, мокрые, без рессор; передние ноги у лошади расставлены, копыта громадные, спина тощая... Здешние дрожки - это аляповатая пародия на наши брички. К бричке приделан оборванный верх, вот и все. Ездят не по мостовой, на которой тряско, а около канав, где грязно и, стало быть, мягко. Колокола звонят великолепно, бархатно. Остановился я в Американской гостинице (очень недурной). (Сейчас в этом здании – памятнике архитектуры по адресу Малышева, 68, - художественное училище им. Шадра. - Ред.) Здешние люди внушают приезжему нечто вроде ужаса: Скуластые, лобастые, широкоплечие, с маленькими глазами, с громадными кулачищами. Родятся они на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствует не акушер, а механик» .

Борис ПАСТЕРНАК: «Это такое нечеловеческое горе»

Когда был в Екатеринбурге: В 1932 году из Москвы на Урал собиралась десантироваться целая литературная бригада. Самые знаменитые писатели того времени: Борис Пастернак, Алексей Толстой , Юрий Олеша , Демьян Бедный и Михаил Зощенко . Они должны были поднимать уровень нашей провинциальной литературы. Но в итоге к нам приехал один только Пастернак. Поселили его сначала в гостинице «Урал». Долго жить в центре промышленного города он не смог, и поэтому скоро его переселили в обкомовский дачный поселок на берегу Шарташа. Условия там были шикарные: чистый воздух, красивая природа, четырехкомнатный дом, а также каждый день горячие пирожные и черная икра в столовой. Но и тут Пастернаку не понравилось. Прогуливаясь по соседним деревням, он увидел нищету раскулаченных семей. Чтобы помочь несчастным, Пастернак вместе с семьей даже по ночам тайком выносил хлеб из обкомовской столовой. Но в итоге Борис Леонидович заработал нервный срыв и, не выдержав, вернулся в Москву.

Впечатление: О месяце жизни в Свердловске Пастернак написал в письме своей первой жене Евгении Владимировне: «Тут отвратительный континентальный климат с резкими переходами от сильного холода к страшной жаре и дикая гомерическая пыль среднеазиатского города, все время перемащиваемого и исковыренного многочисленными стройками. В теченье этого месяца я ничего решительно не видел специфически заводского или такого, зачем бы стоило ездить на Урал». А вот что он писал о поселке на Шарташе: «Это такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно становилось уже как бы абстрактным, не укладывалось в границы сознания. Я заболел».


Владимир ВЫСОЦКИЙ: «Тут организм дряхлеет»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые бард приехал в Свердловск в 1962 году. Он тогда работал в Московском театре миниатюр, который гастролировал по Уралу и Сибири со спектаклем «Путешествие вокруг смеха». Город Высоцкому не понравился настолько, что чуть ли не каждый день актер был в плохом настроении. В марте, когда гастроли закончились, его уволили с формулировкой «за полное отсутствие чувства юмора».

Впечатление: О том, как ему плохо в Свердловске Высоцкий рассказал в нескольких письмах своей будущей жене Людмиле Абрамовой : «Уже на подъезде ощутил я влияние стронция-90, потому что запахло гарью, и настроение резко ухудшилось, в самом же городе, как говорят, махровым цветом расцвела радиация, и люди мрут как мухи. За окном - мерзкая мелкая дрянь падает с неба, и все «миниатюрные» артисты бегают по магазинам и ищут противорадиационные шмотки. Поселили в гостинице «Большой Урал» в маленький номер с мизерными удобствами…» , «А вообще - гнусно. И город, и народ, и все. За все это время ни разу не посмеялся, ничего не произошло, даже песни не пою и не пишу» «Город такой тусклый, время - на два часа быстрее. Организм дряхлеет. И по теории относительности я постарею лет на 19» .


Александр РАДИЩЕВ: «Достоин своего положения»

Когда был в Екатеринбурге: Впервые у нас Радищев побывал в 1790 году. После его «Путешествия из Петербурга в Москву» писателя сослали из Петербурга в Сибирь. В Екатеринбург он приехал под конвоем как государственный преступник и прожил здесь неделю. За это время Радищев, несмотря на свое положение, даже успел немного осмотреть город.

Впечатление: По дороге в Илимский Острог в Сибирь Радищев писал путевые заметки. Есть там несколько строк и про Екатеринбург: «8 декабря. До Екатеринбурга 23 версты. Горы становятся от часу менее. В 1 1/2 версты или меньше находится Верх-Исетский железный завод. Пруд, он длиною на 20, шириною на 10 верст, на нем острова. Летом вид прекрасный. Село большое. Если плотина сего завода прорвется, как та опасность настояла года четыре назад, то большая часть города будет потоплена и дворы снесет. Приехали в Екатеринбург 7 декабря ввечеру. Город построен по обе стороны реки Исети, которая течет в крепком каменном грунте. Примечания достоин в рассуждении своего положения, монетного двора, приисков каменьев, шлифовальни, гранильного искусства и мраморного дела. Медные и железные поделки дороги. Меди всей на всех заводах в отменные годы выплавляется от 170 до 180 тысяч пудов» .


Федор ДОСТОЕВСКИЙ: «Привел, наконец, Господь увидеть обетованную землю»

Когда был в Екатеринбурге: У нас в городе Достоевский был дважды. Первый раз в 1850 году, когда его отправили на каторгу. Второй раз в 1859 году, когда возвращался из ссылки вместе с сыном Павлом и женой Марией Дмитриевной, с которой он познакомился и обвенчался на поселении.

Впечатление: О повторном посещении Екатеринбурга можно прочитать в одном из писем, которое Достоевский отправил своему другу Артемию Гейбовичу: «В Екатеринбурге мы простояли сутки, и нас соблазнили: накупили мы разных изделий рублей на 40 - четок и 38 разных горных пород, запонок, пуговиц и проч. Купили для подарков и, нечего грешить, заплатили ужасно дешево. В один прекрасный вечер, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Превосходный поставлен столб с надписями, и при нем в избе инвалид. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привел, наконец, господь увидать обетованную землю. Затем вынулась Ваша плетеная фляжка, наполненная горькой померанцевой (завода Штритера), и мы выпили с инвалидом на прощание с Азией, выпил и ямщик (и уж как же вез потом)» .


Василий ЖУКОВСКИЙ: «Виды прекрасные»

Когда был в Екатеринбурге: Поэт Жуковский был в нашем городе в 1837 году, когда сопровождал 19-летнего наследника престола Александра II во время его путешествия по стране. 27 мая вместе с царской свитой поэт приехал в Екатеринбург и сразу отправился осматривать местные достопримечательности. Город тогда жил на особом положении. У Екатеринбурга было свое войско, законы и суд. К тому же золото в городе добывали буквально не выходя за его границы.

Впечатление: Во время путешествия Жуковский вел дневник, в котором очень сухо и строго описывал все, что ему удалось посмотреть. Каких-то комментариев в нем он, к сожалению, не оставил. Одна из страниц посвящена приезду в Екатеринбург: «26 мая. Переезд из Бисерска в Екатеринбург. Обед. Осмотр завода, золотопромывальни, гранильной фабрики, монетного двора. Меншенин. Ввечеру поездка по городу. Иллюминация. Квартира у Харитонова. Четверг. Пребывание в Екатеринбурге и переезд в Нижнетагильск. Осмотр завода Верхнеисетского. Больница. Дом Китаева. Удивительное устройство. Чугунное производство. Тюремный замок. Похититель изумрудов в остроге с убийцами... Суд Шемякин. Больница. Обедня. Разговор миссионера. Поездка в Тагил на тарантасах. Я вместе с Меншениным. О Зотове. О Харитонове. Дело горноблагодатского полицмейстера, убившего унтер-офицера. Дело лекаря, похитившего золото. Дорога сначала неживописная и дикая. Потом виды прекрасные; вид на Урал и рощи частые. Невьяновский завод. Старинный дом Демидова. Колокольня около древней церкви и двор. Здесь пили чай» .

Редакция газеты "Комсомольская правда Екатеринбург" благодарит сотрудников Объединенного музея писателей Урала за помощь в подготовке публикации.