Элемента 2 или-не

К 155 ЛЕ 1

4 U un =5,25 B

Контрольные вопросы:

1. Определение обозначения « корпус.

2. Привести входную схему ТТЛ – логики и показать входные токи логической единицы и нуля.

3.Подключить любую нагрузку к выходу ИМС К155ЛЕ1 и показать токи на выходной схеме, нагрузке.

4.Разработать таблицу истинности для любой сложной логической схемы.

План:

1. Особенности высших познавательных процессов

2. Представление как психический процесс

3. Воображение как психичесский процесс

Понятие высших познавательных процессов

К высшим познавательным процессам относятся: представление, воображение, мышление и речь . Почему они называются «высшими»? Во-первых, потому что они базируются на более простых познавательных процессах – ощущении и восприятии, которые более непосредственно отражают реальность. Любой образ, предстающий перед нашим внутренним взором, происходит из непосредственного контакта с реальностью, пусть даже наше воображение изменит его каким-то причудливым способом. Но мы не можем представить себе то, в отношении чего не имеем хоть какого-то, самого небольшого опыта. Например, выражение «платье голубое, как небо» у каждого вызовет образ, потому что каждый видел небо. А вот фраза «платье цвета маренго» вызовет образ лишь у того, кому когда-то показали этот цвет. «Придумать», «вообразить» его невозможно – в самом слове не содержится намека на цвет. Итак, высшие познавательные процессы основываются на ощущении и восприятии, которые доносят до нас информацию из внешнего мира, заботливо сохраняемую в памяти. А в чем же состоит задача высших познавательных процессов?

Благодаря им наша психика способна создавать упорядоченную картину мира, систематизированное отражение накопленного опыта – предметов, событий, процессов, переживаний, отношений, знаний. Эту систему в повседневной речи называют «внутренним миром» человека. Другими словами, это уникальный способ и результат отражения внешнего, объективного мира.

Более того, высшие познавательные процессы позволяют самому человеку управлять формированием своего внутреннего мира, контролировать его состояние. Животные не способны на это, они являются как бы «заложниками» происходящих с ними процессов. Их поведение всегда носит реактивный характер, то есть является откликом на возникшую потребность. Животное не может «заставить» себя, «успокоить» себя, «изменить свое отношение» к чему-то. Мы же можем это сделать благодаря знакам .



Знак – это символ, метка, заменитель реального объекта (или процесса). Знаком может быть не только слово или изображение, но любой объект, вызывающий ассоциации с тем, что он обозначает. Например, слово «чай» – это лишь сочетание звуков, но для русскоязычного человека оно является знаком повседневного напитка и вызывает соответствующие реакции. Знак «крутой поворот» заставляет водителя снизить скорость, как будто бы он уже увидел впереди крутой поворот. Аромат духов, которыми постоянно пользуется жена, для мужа будет знаком того, что она где-то здесь или только что была здесь; и т.д. Знаки побуждают нас реагировать на них, как на реальный объект. Представьте себе лимон: ярко-желтый, почти круглый, какая у него неровная плотная кожица… Представьте себе во всех подробностях, как вы откусываете от него большой кусок, так что сок течет по подбородку – и ваш организм запустит рефлекс выделения слюны. А ведь лимона нет, есть лишь представление о нем, которое активизировалось, когда вы прочитали соответствующие слова.

Представление как психический процесс, его свойства и функции

Представления – это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Это хранящиеся в нашей памяти отражения объектов, с которыми мы когда-либо встречались. Представления приходят нам на помощь, когда нам надо взаимодействовать с объектом, а объект находится за пределами восприятия.

Например, человек, который впервые у вас в гостях, спрашивает, как ему добраться до метро. Вы можете вывести его из дома и дойти с ним до остановки, а можете воспользоваться своей и его способностью представления. Тогда вы скажете что-то вроде: «Выходишь из подъезда, поворачиваешь налево, доходишь до конца дома, пересекаешь детскую площадку» и так далее. Чтобы сказать это, вы вызываете в памяти воспоминание о знакомом вам пути и описываете его. Ваш знакомый, в свою очередь, с помощью услышанных слов (то есть знаков) формирует некую модель местности в своей голове, которая поможет ему сориентироваться в реальности. Конечно, эти «картинки» будут отличаться – ваша будет более полной, а его – более схематичной, но главное, чтобы она помогла ему найти дорогу.

Другими словами, представление – это образ объекта, который отражает важные для нас свойства объекта. Чем лучше нам знаком объект, чем он нам важнее, чем больше мы с ним взаимодействует, тем более полным будет наше представление. Задача представления – сориентировать нас, помочь нам взаимодействовать с объектом. Отсюда вытекают свойства представления:

1) наглядность . Представление – это чувственно-наглядные образы действительности. Даже абстрактные понятия – такие, как «любовь» или «геометрия» – все же сопровождаются в нашем сознании некими образами.

2) фрагментарность . Мы хорошо представляем себе те свойства объекта, которые для нас важны, с которыми мы взаимодействует постоянно. Те свойства, которые нам неважны, в нашем внутреннем мире представлены размыто или отсутствуют. Например, мы не обращаем внимания на цвет глаз случайного знакомого; если мы не разбираемся в машинах, то можем запомнить цвет машины, которая стоит в нашем дворе, но вряд ли обратим внимание на марку.

3) неустойчивость и непостоянство . Представления исчезают из поля сознания и их приходится вновь вызывать усилием воли. На передний план выступают то одни, то другие детали представленного образа. Лучше знакомясь с объектом, мы можем «достраивать» свои представления, развивать их. В этом заключается сущность процесса обучения. Если человек не способен (в силу разных причин – например, слабоумия или травмы) развивать и углублять свои представления – это значит, что он не способен к обучению.

Основные функции представления:

1) регулирующая . Активизируется та сторона представления, которая нужна для выполнения актуальной задачи. Например, если у человека рука в гипсе, то его представления о повседневных действиях и объектах (помыться или снять кастрюлю с плиты) изменятся.

2) сигнальная. В представлении отражается не только образ предмета, но и вся имеющаяся информация о нём. Так, человек, который размышляет на вечеринке, пить ему или не пить, представляет не только вкус напитка, но и последствия: придется оставить машину, может случиться драка, как он завтра будет себя чувствовать, и т.д.

3) настроечная. Представления ориентируют деятельность человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Виды представлений

Представления разнообразны, как видно из нижеследующей таблицы:

Таблица 1. Классификация основных видов представлений

1. По виду анализатора. Мы можем представить себе, вызывать в памяти не только визуальный образ, но и звук, запах, вкус, осязательные ощущения (например, представьте, как вы проводите пальцем по льду). Разнообразие опыта порождает богатство представлений, благодаря чему рассказы других людей и прочитанные книги как бы «оживают», наполняются нашими переживаниями. И напротив, чем беднее мир представлений человека, тем труднее ему увлечься чем-либо, тем меньше интереса вызывает у него окружающий мир. Пережитый опыт и хранящиеся в памяти представления являются мостиком между внутренним миром человека и внешним миром.

2. По степени обобщенности. Единичные представления – это представления об уникальных явлениях и событиях (например, образ матери или воспоминание о первом поцелуе). Общие представления – это образ-схема какого-то класса объектов, система их наиболее значимых свойств. В результате этот образ утрачивает уникальный характер и становится ориентиром, символом целой категории объектов или событий (например, самолет, цветок, парад). в некоторых языках это различие подчеркивается артиклями. Например, в английском языке общее понятие описывается с помощью артикля «a», а единичное – с помощью артикля «the» (a flower – цветок вообще, the flower – именно этот цветок).

3. По степени волевых усилий. Непроизвольные представления, то есть возникающие помимо нашей воли, вызываются ассоциациями , потребностями , эмоциями . Например, если ребенок не появляется дома к назначенному времени, некоторым родителям приходят в голову ужасные картины возможных несчастий, особенно если они часто смотрят соответствующие фильмы и передачи. Напомним, представления не возникают ниоткуда, их питательной средой являются впечатления из внешнего мира. Напротив, произвольные представления формируются по нашему активному желанию, с усилием воли. Например: как будет выглядеть моя комната, оклеенная другими обоями? Стоит ли мне сделать другую прическу?

Образы представления могут быть отражениями реальных предметов – тогда они называются представления памяти. Но они могут быть и новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов – это представления воображения .

Воображение как психический процесс

Воображение называют «самым психическим из психических процессов». Если под термином «психическое» мы подразумеваем отражение, моделирование реальности, то плоды воображения действительно в меньшей степени зависят от окружающего мира, чем образы восприятия или результаты мышления. Воображение – это исключительно человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Можно сказать, что воображение – это конструктор, возможность из разрозненных деталей создать нечто целостное. Рассмотрим фантастических персонажей и объекты: кентавр – это голова и торс человека на теле лошади; эльф – это красивый, стройный, тонкокостный человек с длинными волосами, ушами необычной формы, способный прожить значительно дольше человека; ковер-самолет – это предмет, который имеет внешний вид и размер ковра, который способен летать как лист или птица и подчиняться приказам, как собака; и т.д. С помощью воображения мы создаем образы объектов, которые не существуют в реальном мире, но являются комбинациями свойств реально существующих объектов. Более того, люди способны воплощать представления своего воображения в реальность в виде предметов, конструкций, произведений искусства. Почти вся человеческая культура – это результат работы воображения. И именно отсутствие культуры у животных позволяет сказать, что люди – единственные существа, наделенные воображением. Как мы его используем, каковы его функции?

Функции воображения

С помощью воображения мы можем:

1) представлять действительность в образах и иметь возможность манипулировать ими, решая логические задачи. Вот, например, старинная загадка: шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, а в каждом мешке было по кошке. Сколько всего существ шло в Москву?

2) произвольно регулировать познавательные процессы. Например, знаменитые персонажи детективов мисс Марпл и отец Браун говорили, что «вычислить» преступника им помогало воображение: они представляли себе, почему человек мог совершить такое преступление и в каком состоянии он находился.

3) планировать и программировать деятельность, оценивать правильность программы и способы ее реализации. Среди приемов НЛП есть и такой: представьте, что вы достигли желаемого, ваша мечта осуществилась. Как вы себя чувствуете в этих условиях? Довольны ли вы? Если ответ отрицательный, значит, желание было сиюминутным или неистинным. Хорошо, что с помощью воображения это можно выяснить до получения желаемого.

4) формировать внутренний план действий, выполняя их в уме, манипулируя образами. Этим мы занимаемся регулярно – например, высчитывая время в пути или продумывая последовательность выполнения домашних дел.

5) регулировать эмоциональные состояния путем удовлетворения потребностей в воображении. Кому не знакомы непроизвольно возникающие перед внутренним взором картины несчастий, которые обрушиваются на голову нашего обидчика или конкурента! Явления того же порядка – навязчивые мысли о еде среди голодающих; сновидения, в которых сбываются наши заветные желания; грезы влюбленных. Формы воображения многообразны.

Виды, формы и приемы воображения

Так же как и представления памяти, представления воображения могут носить активный или пассивный характер. Активное (произвольное) воображение – это сознательная психическая деятельность, подчиненная какой-либо цели. Так художник продумывает композицию картины, дизайнер – интерьер помещения, ученик пытается представить фигуру в разрезе. Пассивное (непроизвольное) воображение служит бессознательному – желаниям, страхам, верованиям. В этом случае образы возникают как бы сами собой и являются отражением неосознанных мыслей и потребностей. Например, необходимость перейти овраг по неустойчивому мостику вызывает у человека представление, как он срывается и падает. Представления воображения побуждают к действию, поэтому так важно уметь управлять воображением.

Виды воображения различаются также по степени самостоятельности.

Воссоздающим называется вид воображения, который включается, когда мы читаем книгу или слушаем рассказ. Перед нашим внутренним взором предстают иллюстрации к услышанному (прочитанному). Чем богаче личный опыт человека и чем больше мастерство рассказчика, тем больше впечатлений и эмоций получает человек. Воссоздающее воображение тренируется именно в ходе получения вербальной (то есть словесной) информации. Поэтому чтение книг и общение больше способствует развитию воображения, чем просмотр фильмов и компьютерные игры, где образы уже созданы, их достаточно пассивно воспринимать.

В отличие от воссоздающего, творческое вообра­жение – это самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Образ Шерлока Холмса или Годзиллы, «Джоконда» и Масяня, компьютер и наперсток – все объекты, созданные человеком (произведения искусства, технические конструкции, предметы быта) возникли как материальное воплощение воображаемого образа.

Воображение существует в следующих формах:

Фантазия (греза) образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью . Фантазии скорее успокаивают человека, чем побуждают к деятельности. Так, девушка из бедной семьи, где постоянно слышна ругань и упреки, мечтает о богатом и ласковом муже. Физически слабый и нерешительный мальчик представляет себя могущественным волшебником или всесильным воином.

Мечта – это образ желаемого будущего. Она связана не только с потребностями человека, но и с его реальными возможностями, и поэтому побуждает к действию. Возникая непроизвольно, развиваясь и захватывая внимание человека, мечта отражает его потребности и склонности. Это первый шаг планирования своих действий, построения собственной жизни. Поэтому в подростковом возрасте, когда человек уже достаточно много знает о жизни, чтобы представить варианты своего жизненного пути, когда у человека много энергии, желаний и времени мечтать просто необходимо. Если у человека нет мечты, его жизнь будет подчинена внешним условиям, он воплотит сценарии, которые предлагает ему окружение. В этом случае все важные выборы его жизни будут объясняться примерно так: «у нас так принято», «а чем здесь еще заниматься?», «так делали мои родители» и т.д.

Сновидения – это пассивная форма воображения, отражающая неосознанные влечения, страхи, представления человека. Известны так называемые «кошмары беременных», когда женщине снится нечто ужасное, происходящее с ее ребенком или мужем. Кошмары показывают, как важны эти люди для женщины и как страшно было бы их потерять. Поскольку думать об этом неприятно, такие страхи могут вытесняться в подсознание.

Внешние воздействия на спящего тоже могут отражаться в сновидении. Тяжелое одеяло вызывает сон о том, как человек задыхается в пещере или лавине, запах пищи формирует картины застолья и т.д. в этом случае воображение как бы пытается объяснить ощущения, создать связанную картину происходящего. Анализу сновидений посвящена книга психоаналитика и философа Э. Фромма «Забытый язык».

Галлюцинации – это продукты неуправляемого воображения. Они являются признаком нарушения психической деятельности, вызванного переутомлением, психическим заболеванием, психической травмой или отравлением. В такой ситуации человек считает продукты своего воображения реально существующими объектами и действует по отношению к ним соответственно (разговаривает с воображаемыми голосами, спасается от воображаемых чудовищ и т.д.). Такие действия могут быть опасными для самого человека или окружающих его людей.

Даже самые причудливые образы воображения созданы из хранящихся в памяти свойств реальных объектов. Их фантастичность достигается с помощью следующих приёмоввоображения :

1) Агглютинация – это комбинирование свойств разных объектов в одном. Например: русалка, сфинкс, Минотавр, люди Икс.

2) Акцентуирование – подчеркивание черт отображаемого явления, изменение пропорций. Например: мальчик-с-пальчик, гигантская акула из фильма «Челюсти».

3) Типизация – обобщение свойств, характеризующих целый класс объектов, в результате чего в единичном образе концентрируется и выражается свойство этого класса объектов «в чистом виде». Так возникают образы «прекрасная принцесса», «чокнутый профессор», «идеальный солдат» и т.д.

Влияние воображения на организм

Воображение опосредованно управляет нашим поведением. Как это происходит? Вспомним механизм опредмечивания потребности. До тех пор, пока потребность не была удовлетворена каким-то предметом, она воспринималась лишь как смутное напряжение. С тех пор как потребность однажды встретилась со своим «предметом», всякое ее переживание обрело конкретные очертания – память услужливо предлагает образ желанного предмета, а воображение конструирует ситуацию, в которой возможно удовлетворение потребности. Так, курильщик немедленно «расшифровывает» сигнал организма, начиная искать сигареты, хотя скорее всего затруднится объяснить, как именно он чувствует желание закурить. Если бы некурящему человеку втайне от него создали никотиновую зависимость (например, инъекциями), ощущаемый дискомфорт не вызвал бы у него стремления купить сигарет – потребность не была бы «опредмечена». Итак, образы воображения определяют вектор нашей активности.

Далее, сама суть высших познавательных процессов состоит в формировании системы знаков, которые символизируют реальные объекты и процессы. Например, человек представляет себя идущим по канату на большой высоте, и у него учащается сердцебиение; у кого-то сжимаются кулаки при мысли о возможном оскорблении; знакомая песня вызывает воспоминания и соответствующее настроение. Воображаемые образы могут воздействовать на организм так же, как реальные ситуации :

ü Известен феномен «стигмы» – кровотечений у впечатлительных и фанатичных христиан из кистей и ступней – то есть там, где гвозди пронзили тело Христа на кресте.

ü Феномен «плацебо» заключается в том, что у человека исчезает болезнь после приема «нового, невероятно эффективного лекарства», которое оказывается физиологическим раствором или порошком мела.

ü Известно явление «ложной беременности», когда у страстно мечтающей о материнстве женщины наблюдаются все изменения работы организма, характерные для беременной – кроме наличия плода.

ü Феномен идеомоторного акта состоит в том, что если человек сосредоточенно представляет, как он совершает некие движения, действительно происходят микродвижения соответствующих мышц и закрепление двигательных навыков. Это явление используют спортсмены и музыканты, когда для упражнений нет возможности.

Итак, воображение является мощным инструментом воздействия на организм. Образы, предстающие перед нашим внутренним взором, меняют психическое и физическое состояние человека (подробнее о взаимосвязи эмоционального состояния и физиологии написано в следующих главах). О чем думаете, переживаете, мечтаете вы? Каков психологический фон среднего человека, какие эмоции и настроения у него преобладают? Каждая эмоция вызывает соответствующие изменения в работе организма. Это напряжение или расслабление мышц, свободное или затрудненное дыхание, замедление или ускорение обмена веществ, и т.д. Указанные процессы во многом определяют здоровье и самочувствие человека. Следовательно, воображением необходимо уметь управлять, в противном случае оно будет управлять нами - формировать желания, подсказывать пути их достижения, конструируя пугающие или притягивающие образы. Те, кому доводилось бороться с зависимостью, знают, как сложно противостоять постоянно всплывающим образам желанного предмета, каким сильным, почти неуправляемым становится желание совершить соответствующие действия. Наши предки считали, что это происки дьявола; и сейчас многие верят в порчу, излучение, заклятия. Но научные теории и основанные на них практические системы показывают, что в силах каждого человека управлять своими влечения и формировать желаемые состояния души и тела. Об этом, например, книги российских ученых Л.П. Гримака «Резервы человеческой психики» и Ю.М. Орлова «Восхождение к индивидуальности».

Контрольные вопросы:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ : Представление это психический процесс внутреннего воспроизведения в памяти прошлых образов.

Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами — и и второсигнальными и . Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов», и тем самым обеспечивается возможность понятийно логического отображения структуры этого класса.

Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Воображение это психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.

В отличие от представлений, образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой .

Виды воображения
Функции воображения:
  1. Образное представление действительности.
  2. Регулирование эмоциональных состояний.
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  4. Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Образ может быть продуктом восприятия, тогда он формируется при непосредственном воздействии на органы чувств.

Однако есть образы, которые возникают без непосредственного участия органов чувств. А именно, образ может браться из памяти, например, образ реально существующего человека, который уехал жить в другой город. Его образ тоже возник при воздействии на органы чувств, но только в прошлом.

И ещё примеры. Русалка, которую никто и никогда не видел. Или любая цель - это образ желаемого будущего, которое пока ещё не наступило и, может быть, никогда не наступит.

Все эти образы возникли без непосредственного воздействия на органы чувств, благодаря воображению.

Воображение - это психический процесс формирования образа предмета, ситуации или другого аспекта действительности, при отсутствии непосредственного сенсомоторного контакта, на основе имеющихся впечатлений и представлений.

Здесь мы впервые применили термин "представление", которое имеет следующее значение:

Представление - образ ранее воспринятого предмета, явления, ситуации или другого аспекта действительности (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный воображением.

Итак, в результате работы воображения рождаются представления, однако, не любое представление является продуктом воображения, - некоторые представления просто берутся из памяти.

Представления бывают единичные и общие.

Например, конкретная берёза, о которой мы вспоминаем, - единичное представление. Берёза вообще - общее представление. Но всё равно, какое бы ни было представление о берёзе, мы буквально физически ощущаем шероховатую и прохладную белую кору, шум листьев и т.п.

Т.е. представления любой общности всё ещё имеют чувственно-наглядную форму , они всё ещё находятся на образном уровне, так же как ощущения и восприятия. Порядок усложнения этих объектов таков:

ощущение → восприятие → представление единичное → представление общее.

Общие представления граничат с понятиями, которые относятся к словесно-логическому уровню, т.к. уже не обладают чувственно-наглядной формой. Например, берёза, как понятие, относится к царству растений, это род деревьев и кустарников семейства березовых, встречается в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков.

В свете деятельностного подхода, доминирующего в отечественной пси­хологии, важнейшее значение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет субъекту представить результат деятель­ности до начала ее осуществления . Моделирование в воображении желае­мого результата с необходимостью предшествует его предметному воплоще­нию посредством конкретных действий и операций.

Длительное время считалось, что воображение оперирует лишь образными представле­ниями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. В последние годы обозначился иной подход - воображение все чаще рассматривается как комбинация не только образных, но и абст­рактных элементов.

Следует подчеркнуть огромную роль, которую воображение играет в рациональном познании мира. Этот когнитивный процесс имеет значение не только для искусства, но и для научной деятельности. Подтверждением мо­жет служить мысленный эксперимент, методологическое обоснование ко­торому дал уже Галилео Галилей 400 лет тому назад. Благодаря продуктивной работе воображения Га­лилей смог смоделировать ситуацию, невозможную с точки зрения аристоте­левской физики: если будут устранены все причины, мешающие свободно­му перемещению тела в пространстве, тело будет сохранять движение бес­конечно долго. Эта ситуация, возможность которой обнаруживается лишь в плане воображаемого, стала классической иллюстрацией учения о движении по инерции.

Итак, научное мышление формирует знание о мире, опираясь на воображаемый результат мысленного эксперимента, а продуктивная сила воображения проявляет себя не в приумножении иллю­зий, но в обеспечении рационального постижения действительности. Не слу­чайно выдающийся физик Эрнест Резерфорд усматривал предпосылки прогрес­са научного знания в соединении фантазии и эксперимента.

Представления относятся к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образ­ным мышлением.

Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением- психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полу­ченных в предшествующем опыте.

Продуктом (конечным результатом) представления явля­ется образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.

Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами.

С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возник­нуть на пустом месте. Представление как раз и является резуль­татом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.

Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоя­тельство сближает их с процессами опознания. Опознание предпо­лагает наличие по крайней мере двух объектов - реального, вос­принимаемого и эталонного. В представлениях такая раздвоен­ность отсутствует.

Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении от­сутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе при­поминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представ­лении же помимо прошлого может отражаться настоящее и бу­дущее.

Очень близки к представлениям образы воображения. Вообра­жение, как и представление, пользуется материалом, прежде по­лученным восприятием и сохраненным памятью. К- Д. Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов-представлений. Но все же воображение - более творче­ский процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную линию. В представливании же объект более статичен: он либо неподвижен, либо с ним совершается ограниченное число операций манипулятивного характера. Представливание выступает механизмом воссоздающего воображения. Но помимо него есть еще и различные формы творческого вооб­ражения, которые несводимы к представливанию.



Степень контроля со стороны человека за образами своего воображения сильно изменяется. Поэтому различают, воображе­ние произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Сте­пень произвольности образов плавно меняется от одних форм воображения к другим. Так, наименьшая степень произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, а наибольшая - у творчества. По способам создания образов различают также воссоздающее и творческое воображение.

Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания подобная задача не ставится.

«Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представ­лениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особен­ность и позволяет говорить о представливании как о самостоя­тельном психическом процессе.

В зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за ко­торыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за ко­торыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных"видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

Наиболее распространенной является классификация визуаль­ных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления. Последние - суть пред­ставления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классифика­ции берется вид анализатора.



В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представ­ления о пространстве и представления о времени. Обычно и те н другие являются полимодальными, но можно выделить отраже­ние пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь, каждый из них может быть: а) статическим (представление о неподвижном объекте); б) кинетическим (представление о раз­ных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов - от отражения конечного ре­зультата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния в конечное).

IV.1.1. Характеристика процесса представливания. Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов-представлений и как оперирование ими. В том и другом случае представления приобретают динамический характер.

Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. По прошествии времени представление может на­сыщаться деталями, обобщаться или, наоборот, становиться более схематичным; может становиться более ярким и отчетливым или, наоборот, смутным, недифференцированным. В пространстве с об разами-представлениями можно совершать следующие основные операции: мысленное вращение, масштабные преобразования, различного рода перемещения объектов, комбинирование состав­ных частей представляемого объекта, изменения пространствен­ной ориентации, приращение, группировку, разбиение и др.

Особую группу составляют операции перекодирования инфор­мации, связанные с изменением мерности объекта. Например, при чтении географической карты составить представление о рельефе местности, а на уроке черчения представить и изобра­зить объемный предмет в виде проекций на плоскости.

Понимание представливания как процесса оперирования обра­зами-представлениями предполагает в этом процессе наличие от­дельных мыслительных операций. Все мыслительные операции можно разбить на три группы (И. С. Якиманская): 1) изменение в процессе представливания положения объекта (объектов) или его частей (мысленное вращение, группировка, изменение пространственной ориентации, мысленного перемещения объектов и т. п.); 2) изменение в процессе представливания структуры объекта (масштабные преобразования, изменения в представлива­нии мерности объектов, группировка объектов и т. д.); 3) одно­временные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование и т. п.).

Оперирование и синтез образов в процессах воображения осу­ществляется благодаря операциям агглютинации - соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов; гиперболизации - преувеличения или преуменьшения предметов, их частей и качеств; заострения - подчеркивания каких-либо при­знаков; схематизации - сглаживания различий и выявления сход­ства; типизации - выделения существенного в однородных явле­ниях и воплощения его в каком-либо конкретном образе.

Представление - это психологический процесс отражения объекта, воспроизводимого в сознании в чувственных образах и в отсутствие самого объекта, по памяти. Отличие представления от ощущений и восприятий:

  • 1. представление, будучи чувственным образом, не отражается сознанием непосредственно, а воспроизводится по сенсорной памяти;
  • 2. оно более подвижно, изменчиво и теснее связано с мышлением, отличаясь от него;
  • 3. представление является промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием, т.е. между восприятием и мышлением.

Еще ближе к мышлению стоит воображение, без которого существование самого мышления представляется проблематичным. Представление - это образ памяти. Воображение - это образ памяти + фантазия + свойства отвлечения и элементы обобщения (влияние мышления). Иными словами, воображение - это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей.

Воображение, более чем какая-либо иная форма чувственного познания, способно в фантазии отвлечься от любых признаков объекта или же наделить его чуждыми ему свойствами. Эта способность и роднит воображение с мышлением. То, что психологи не всегда уверенно относят его к чувственному познанию, связано с его промежуточным положением между чувственным и рациональным познанием.

В учебной литературе чаще всего выделяют следующие типы воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение - намеренное волевое усилие при формировании образа, который может стать источником творческой материализации идеи (например, создание новых архитектурных проектов). Активное воображение, как видим, связано с продуктивным и творческим воображением.

Пассивное воображение лишь непреднамеренно воссоздает ранее воспринятый образ, либо основывается на беспочвенных фантазиях, мечтаниях, грезах (например, сны Обломова).

Репродуктивное воображение ставит задачу (намеренно) воспроизвести образ таким, каким он был воспринят в прошлом, или воссоздать образ по описанию, чертежу, схемам (например, не выезжая за границу, человек может по литературным источникам представить сложный целостный образ Франции с той или иной долей погрешности).

В типологии воображения отчасти основаниями выступают функции. Выделим некоторые из них:

  • 1) функция творческого формирования чувственно-наглядных образов;
  • 2) намеренное регулирование эмоциональных состояний с целью уменьшения психического напряжения;
  • 3) намеренное регулирование процессов познания. Созданные воображением образы могут помочь в выборе нужного направления познания;
  • 4) формирование внутреннего плана действий в воображении - основа реальных действий (например, сделать эскиз).

Приемы воображения:

агглютинация - «склеивание» различных образов, не соединяемых в жизни (например, русалка = женщина + рыба; аккордеон = фортепьяно + баян);

гиперболизации (минитюаризация) - преувеличение или преуменьшение предмета (например, стройки-гиганты, микрокалькулятор);

заострение - подчеркива-ние каких-либо черт (например, дружеские шаржи);

схематизация - конструирование образа, при котором его черты объединяются в группы, схемы (например, создание орнамента);

типизация - воплощение в образе существенного, повторяющегося (например, портрет героя нашего времени).