Боевые корабли входят в историю своего государства не только победами в морских сражениях. Иногда им приходится выполнять ответственные дипломатические миссии. Автору этих строк довелось быть свидетелем такой миссии моряков Балтийского флота.

Курс – на Портсмут

55 лет назад, 15 апреля 1956 года, отряд кораблей Краснознамённого Балтийского флота в составе крейсера "Орджоникидзе" и эскадренных миноносцев "Смотрящий" и "Совершенный" покинул Балтийск и взял курс к берегам Англии.

На борту крейсера находились Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв, председатель Совета Министров СССР Н.А. Булганин, члены правительственной делегации, известный авиаконструктор А.Н. Туполев и мало кому известный в то время академик-атомщик И.В. Курчатов. Этот поход знаменателен тем, что тогда впервые в истории советского Военно-морского флота на боевом корабле доставлялась правительственная делегация такого высокого уровня в иностранное государство.

На корабле во время похода члены делегации вели себя раскованно и доступно. К каждому из них можно было обратиться с любым вопросом. Мне также довелось пообщаться с Хрущёвым. Во время нашей беседы я сказал, что на партийном активе слышал о решении Советского правительства начать большие стройки в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом предполагалось пригласить рабочих из Китая. Хрущёв ответил: "Раньше, когда мы были с Булганиным и Микояном в Китае, разговор об этом действительно был. Но сейчас решили, что у нас хватит своей рабочей силы. Мы намерены обратиться с призывом в первую очередь к нашей молодёжи, а часть рабочей силы дадут нам промышленные города..."

Помощник командира корабля капитан-лейтенант Варик спросил Булганина: "Правда ли, что Курчатов - трижды Герой Социалистического Труда?" Николай Александрович ответил: "Да, трижды Герой. Это наша большая голова. Он изобрёл атомную и водородную бомбы, как бы в Англии его у нас не украли".

17 апреля крейсер находился в Северном море - это был день рождения Хрущёва (ему исполнилось 62 года). На юте корабля проходила церемония поздравления юбиляра. Хрущёв в своём выступлении поблагодарил собравшихся за добрые пожелания. Затем кратко рассказал о той ответственной миссии, которую предстоит выполнить в Англии, подчеркнул стремление советского народа к мирному сосуществованию со всеми странами. После официальных мероприятий мы все вместе сфотографировались, а потом посмотрели концерт ансамбля песни и пляски Балтийского флота.

На следующий день нас ждал Портсмут - главная база военно-морского флота Великобритании.

Пребывание в Англии

Утром 18 апреля на подходе к Портсмуту нас встретил английский эсминец "Виго", с которым мы обменялись салютом и в сопровождении которого прошли морской канал к стенке, где и отшвартовались. Члены советской правительственной делегации сошли на берег, их встретили официальные представители английского правительства и советского посольства.

В первый же день пребывания большая группа наших офицеров была приглашена на дружественный обед английскими моряками плавбазы "Тайн". Сюда же прибыли офицеры с авианосца "Бульварк" и многих других кораблей. Весь приём по западному этикету проходил стоя. Это нас немало удивило. Было много напитков, а в качестве закуски подавались на палочке кусочек колбаски или маленькая сосиска. Что это для русского человека?

А когда состоялся ответный визит английских офицеров к нам на крейсер, то мы их встретили по русскому обычаю. Усадили за столы, ломившиеся от обилия пищи и напитков. Не все англичане выдержали подобное гостеприимство...

Во время нашей стоянки в Портсмуте произошёл инцидент, который потом стал широко известен как "дело Кребба". Ранним утром 19 апреля вахтенный на баке одного из советских эсминцев увидел, как у борта нашего крейсера всплыл человек в водолазном костюме и, пробыв на поверхности короткое время, вновь погрузился. Об этом немедленно было доложено командованию отряда. Возникло подозрение, что англичане пытаются провести тайный осмотр днища корабля. Не исключалась и диверсия - подрыв крейсера после выхода в открытое море. Поэтому срочно организовали осмотр подводной части.

Вскоре нашему командованию стало известно, что исчез известный в британских ВМС подводный диверсант Лайонел Кребб. Предполагалось, что он погиб. Уже после распада СССР появилось много версий и самых невероятных предположений. Так, в одной из московских газет было опубликовано небольшое сообщение о том, что Кребб был... нашим разведчиком и на крейсере вернулся в Советский Союз. А в книге "Сто великих загадок XX века" утверждалось, что советские аквалангисты пленили англичанина, на борту крейсера его тайно вывезли в СССР, где он стал тренером советских подводников.

В ноябре 2007 года по телевидению был показан фильм "Откровения морского дьявола". В фильме давалась новая трактовка событий, об этом рассказывал их участник Эдуард Кольцов. По его словам, после того как акустик крейсера обнаружил подозрительный объект под днищем корабля, Кольцову было поручено совершить погружение и действовать по обстоятельствам. Когда он спустился в воду, то вскоре заметил силуэт человека в легководолазном костюме, который устанавливал мину на правом борту - там, где находятся зарядные погреба. Соблюдая осторожность, он приблизился к водолазу и перерезал ему дыхательное устройство, затем ударил в горло. Труп пловца унесло течением, а мину наш аквалангист перенёс в угол пирса. За этот подвиг Эдуард Кольцов, как утверждал, получил орден Красной Звезды...

Возвращение на Родину

27 апреля члены советской правительственной делегации возвратились из Лондона в Портсмут, и в этот же день крейсер "Орджоникидзе" вместе с эсминцами отдал швартовы и отошёл от пристани.

Руководители и члены правительственной делегации редко появлялись на верхней палубе. Этому, видимо, не способствовала в открытом море мрачная, пасмурная погода.

Знаменательным событием для нашего экипажа было присутствие на корабле таких крупных учёных, как авиаконструктор А.Н. Туполев и академик-атомщик И.В. Курчатов. Моё знакомство с Игорем Васильевичем Курчатовым состоялось ещё в Балтийске. Тогда мне было поручено встретить его на трапе и проводить в отведённую для него каюту, что я и сделал.

Правда, в то время произошёл небольшой казус. Когда Курчатов поднялся на палубу, я подошёл к нему, представился и хотел взять у него портфель, чтобы помочь донести до каюты. Он вежливо остановил меня. Полагая, что всё это делается из-за скромности, я проявил настойчивость, и портфель был у меня в руках. Только позже я понял, что допустил бестактность. Ведь в портфеле у него были, очевидно, секретные документы, и он опасался доверить их незнакомому человеку. Но как бы там ни было, мы прошли по шкафуту в его каюту, я поставил его портфель на стол и пожелал ему счастливого плавания.

На обратном пути в Балтийск нам выпала возможность организовать встречи академика Курчатова с личным составом корабля. Мне, как секретарю партийной организации крейсера, было поручено обратиться к Курчатову и, если он даст согласие, договориться о времени выступления.

Игорь Васильевич приветливо принял меня в своей каюте и сразу же согласился, когда я передал просьбу экипажа. На вопрос о времени выступления он ответил: "Несмотря на то что у меня и здесь много работы, я всё-таки не хотел бы нарушать ваш распорядок дня, поэтому давайте организуем встречу, когда это удобнее для моряков".

Договорились провести мероприятие после смены очередной вахты - в 16 часов. В назначенное время Игорь Васильевич пришёл в корабельный кубрик, сел на матросский рундук и около двух часов рассказывал собравшимся о мирном использовании атомной энергии. Рассказал он и о создании атомного оружия. Особенно подробно он говорил о том, как создавалась водородная бомба. Я хорошо запомнил его слова: "Всё, что случилось во время её испытаний, превзошло все наши ожидания, мощность бомбы оказалась поистине потрясающей". Потом нам стало известно, что испытание термоядерной бомбы было произведено 12 августа 1953 года.

Ранним утром 30 апреля на горизонте показались берега родной земли. Балтийск встретил нас салютом боевых кораблей.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВИЗИТ

Тогда, в разгар "холодной войны", взаимная фобия и неоправданная подозрительность даже на уровне правительственного визита привели к трагедии. По неясной до конца причине под корпусом крейсера погиб шеф-водолаз Королевского военно-морского флота Великобритании лейтенант-коммандер Лайонел Крэбб.

Слухи о предстоящем визите в Англию ходили в Балтийске — главной базе флота — примерно с конца зимы 1956 года. В те времена разного рода недоговоры и тайны были общепринятой нормой жизни. До тех пор, пока в начале апреля на крейсер не прибыл командовавший тогда Балтфлотом адмирал Арсений Головко и лично не поставил задачу на поход. Крейсер перешел в режим готовности к выходу в море, корабль довели до зеркального блеска, а службу — до полного совершенства. Приняв на борт боекомплект и топливо, моряки ожидали высоких гостей.

15 апреля на крейсер прибыли Хрущев и Булганин с солидным сопровождением. Корабль немедленно выбрал якоря, отдал швартовы и, набирая ход, пошел на вест к датским проливам и далее в Северное море. В боевом охранении крейсер сопровождали эсминцы "Совершенный" и "Смотрящий". "Орджоникидзе", отличный мореход, легко давал 33 узла в час, скорость, сопоставимую с ходом современных атомных авианосцев. За неполные трое суток перехода вожди были вполне доступны в общении. В целом присутствие на борту высших партийно-правительственных должностных лиц команду не тяготило. Офицеры с удовольствием наблюдали за свитой. Надо признать, что она того стоила. Хрущева с Булганиным сопровождали советский физик-ядерщик Игорь Курчатов и авиаконструктор Андрей Туполев, а также сын Первого секретаря ЦК Сергей Хрущев, в то время студент одного из вузов Москвы.

Офицеров несколько смущало постоянное присутствие возле Хрущева его начальника охраны — полковника Никифора Литовченко. Суровый чекист всегда держал правую руку в брючном кармане. Моряки терялись в догадках — не боится ли полковник, что в объект его охраны метнут кортик из-за переборки?

Менее контактен был военно-морской атташе Британского посольства в Москве коммодор флота Э. Норт. Едва поднявшись на борт, он уединился в отведенной каюте с советским коллегой из Лондона и до швартовки в Англии на палубе не появлялся. События в каюте остались военно-дипломатической тайной. Известно лишь, что по прибытии в Портсмут британский коммодор с багрово-красным лицом и стеклянным блеском в глазах вполне твердо стоял на палубе.

18 апреля отряд советских кораблей вышел в точку рандеву с английским эсминцем "Виго" у кромки британских тервод, который и провел их в военно-морскую гавань Портсмута. Англичане — коренная нация моряков — по достоинству оценили изящную швартовку в лучших традициях российской крейсерской службы. Отработав машинами, большой корабль в считанные минуты точно встал лагом к отведенной стенке. Сановные пассажиры отбыли на переговоры в Лондон, а моряки перевели службу в обычный режим базовой стоянки, разве что вахтенный у трапа стал в известной степени "пограничником".

ЗАГАДКА МИССИИ КРЭББА

Внешне атмосфера стоянки в Портсмуте выглядела вполне доброжелательно. В отведенные часы корабли посетило в общей сложности 20 тысяч местных жителей. Почти вся команда осмотрела Лондон. Экскурсионные автобусы незамедлительно подавались под трап, а в день 30-летия молодой тогда королевы Елизаветы Второй сигнальные пушки крейсера дали 21 залп под восторженную овацию британских подданных. На англичан произвели должное впечатление золото офицерских погон, кортики на черных ремнях и строевая выправка статных матросов.

Вместе с тем старшие офицеры как бы подспудно ощущали скрытую возню вокруг советских кораблей. Опасения подтвердились. Уже 19 апреля верхняя вахта стоявшего рядом эсминца "Смотрящий" заметила: по левому борту крейсера чуть ниже ватерлинии мелькнула голова водолаза в легком снаряжении. Пузырьков воздуха на поверхности не было. Более водолаза не замечали. Командир крейсера капитан 1 ранга Степанов немедленно отдал приказ водолазной группе на погружение с целью осмотра подводной части корабля. Тогда, в апреле 1956-го, не прошло еще года после трагической гибели от таинственного взрыва на рейде Севастополя линкора "Новороссийск". С тех пор в штаты команд крупных боевых кораблей был введен расчет легких водолазов, а проще говоря, аквалангистов — боевых пловцов. Опытного каперанга наверняка обеспокоило отсутствие следов воздуха на поверхности воды. С неизвестной целью под крейсером прошел явно не ныряльщик-любитель, а боевой пловец, экипированный дыхательной системой замкнутого цикла. Такого рода акваланги только в наши дни можно без проблем приобрести по каталогу за хорошие деньги, а в те времена такие системы дыхания под водой имели исключительно разведдиверсионные формирования военно-морских флотов.

Оперативно обследовав днище от пятки руля до среза форштевня и осмотревшись под килем, моряки не обнаружили ничего и никого, кроме образцов флоры, типичной для Северного и Балтийского морей, о чем, поднявшись на борт, и доложили вахтенному офицеру. Многократно отрепетированный лаконичный доклад: "Винто-рулевая группа и корпус — чист" ушел на мостик командиру корабля и старшему в походе контр-адмиралу Котову.

Факт обнаружения водолаза на корабле в открытую не оглашался, а команда в основной своей массе за тысячу человек узнала об этом лишь по возвращении в Балтийск, когда крейсер вне всяких планов поставили в док, а днище исследовали по сантиметрам те, кого сейчас называют представителями спецслужб.

Вместе с тем в Англии дело получило огласку еще до того, как крейсер "Орджоникидзе" вышел из Портсмута. Дело в том, что водолаз, прошедший под килем, не вернулся с задания. Его тело было вынесено на один из безлюдных островков, a точнее — просто скал, в море близ Портсмута. Гидрокостюм и акваланг внешних признаков физического воздействия не имели.

Из местных и центральных газет стало ясно, что погибший — шеф-водолаз британского флота лейтенант-коммандер Лайонел Крэбб. Именно печать создала тогда так называемое "Дело Крэбба", обросшее со временем беспочвенными домыслами и спекуляциями вплоть до того, что погибший офицер был "советским шпионом". На деле же военно-морская разведка, скорее всего, намеревалась скрытно осмотреть подводную часть советского крейсера нового по тем временам проекта. А водолаз просто задохнулся на каком-то этапе миссии ввиду поломки или несовершенства системы дыхания. Со всей ответственностью можно утверждать лишь то, что никакие механизмы крейсера с приводом на гребные винты в момент обнаружения пловца не проворачивались.

Как бы то ни было, а "Дело Крэбба" имело тогда столь широкий резонанс, что премьер-министр Великобритании сэр Антони Иден был вынужден специально выступить в нижней палате парламента с заявлением в том духе, что "правительство Ее Величества к данной акции отношения не имеет". Вопреки тексту заявления, Иден фактически принял ответственность за неуклюжую акцию, повлекшую гибель моряка, на себя. Дело в том, что, по британской традиции, спецслужбы находятся в непосредственном подчинении главы кабинета, который и отвечает за всю их деятельность, Имя и должность "умного разведчика" в британском Адмиралтействе, который отправил лейтенанта-коммандера под корпус советского корабля, не удосужившись заглянуть в разведсводки и уяснить себе реальные параметры и боевые возможности легкого крейсера ВМФ СССР проекта 68бис, осталось в тайне, а хранить тайны в Англии умеют.




Добавить коментарий
Последние публикации

Киев отказался подписывать «формулу Штайнмайера», тем самым не выполнив ранее достигнутые договоренности и поставив под угрозу проведен

В ТАСС состоялся «круглый стол», посвященный подведению итогов общественного наблюдения за выборами в Единый день голосования 8 сентября

Укус «Барракуды»: почему лучший водолаз Англии с задания не вернулся

В Англии были рассекречены документы, которые многие тут же поспешили назвать сенсационными. Речь идет об инциденте, который в середине 50-х фактически сорвал «мирный процесс» между Великобританией и Советским Союзом. Во время «морского» визита Никиты Хрущева под днищем крейсера «Орджоникидзе» пропал Лайонелл Крэбб, легендарный руководитель разведывательно-диверсионного подразделения английских подводников. Тайна его гибели – раскрыта. Републикуем материал газеты «Аргументы неделi», в котором авторы возвращаются к этой истории с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

Тройка, потопившая «Новороссийск»

Ведущего эксперта по организации подводноподрывных работ Лайонелла Крэбба неоднократно награждали за отвагу. Его боевые пловцы провели несколько диверсий против вражеских кораблей с помощью торпедтранспортировщиков.

3 января 1943 года в порту Палермо на Сицилии английские подводные диверсанты потопили итальянский легкий крейсер «Ульпио Трайяно» водоизмещением 5420 тонн и транспортное судно. 18 января того же года им удалось повредить транспорт в ливийском порту Триполи. А 21 июня 1944 года в порту Специя они пустили ко дну тяжелый крейсер «Больцано» водоизмещением 14 тысяч тонн, оказавшийся после капитуляции Италии в руках немцев.

После того как британские войска вошли в Италию, туда прибыл и командор Крэбб. Он фактически спас от уничтожения отряд боевых пловцов Муссолини. Узнав, что знаменитый Крэбб в Италии, командир 10-й флотилии водолазного спецназа Италии Александр Волков – потомок белоэмигрантов – лично пришел сдаваться к знаменитому коллеге. Рыбак рыбака видит издалека. Расчет Волкова оправдался. С ним Крэбб полностью восстановил отряд итальянских боевых пловцов, которые затем не только консультировали специалистов из британской 12-й флотилии, но и вместе участвовали в боевых операциях. Позже Волков уехал в Аргентину, где стал «отцом аргентинских боевых пловцов».

Третьим в этой «банде» был американский моряк-ныряльщик Энтони Марслоу, с которым Крэбб дружил, посещал его в США. Правда, за Марслоу выдавал себя Антонио Мардзулло, один из донов итало-американской мафии.

Эта тройка 29 октября 1955 года подорвала советский линкор «Новороссийск», представлявший для Англии особую опасность. Дело в том, что советское командование хотело оснастить «Новороссийск» ядерным оружием. Бывший итальянский линкор «Джулио Чезаре» для этой цели подходил идеально. Великобритания как остров в этом случае оказывалась наиболее уязвимой мишенью для советских ВМС.

Новейшие советские крейсера проекта 68 бис многократно повергали в шок британское Адмиралтейство. В первой декаде октября 1955 г. крейсер «Свердлов» в составе отряда советских кораблей начал движение в британскую военно-морскую базу Портсмут с дружеским визитом. Следуя проливом Бельт в сопровождении 2 эсминцев, в густом тумане он совершил невозможное. Корабль кратковременно вышел из общего строя, отклонился от глубоководного фарватера и на полном ходу пересек песчаную отмель с глубиной всего около 4 м! Грубую ошибку в действиях расчета ходового мостика «Свердлова» при выполнении поворота специалисты НАТО приняли за секретные испытания головного крейсера проекта 68 бис, максимально приближенные к условиям боевого прорыва советских крейсеров-рейдеров в Атлантику из Балтийского моря. Адмиралтейство решило при первой возможности осмотреть днище крейсера.

Когда «Свердлов» вошел в гавань Портсмута, англичане уже были готовы осуществить свой замысел. Правда, было одно «но». «Свердлов» пришел в Портсмут по приглашению правительства, а посему британская разведка была обязана оставить его в покое. В Адмиралтействе придумали вариант: если США пригласят вольнонаемного водолаза для «тайного осмотра» судна, британские власти всегда смогут заявить, что они здесь ни при чем. Таким водолазом должен был стать Крэбб.

Тайное погружение командора Крэбба состоялось в октябре 1955 г. Никем не замеченный, он проплыл под корпусом корабля. На носу располагалось большое круглое отверстие. Внутри находился пропеллер, который можно было опускать на различные уровни, чтобы добиться лучшей маневренности судна. Крэббу удалось узнать, что требовалось. Он выбрался на берег и отправился в Лондон с докладом.

«Орджоникидзе» следил за англичанами

Но англичанам хотелось получить более детальное описание. И такая возможность им представилась…

18 апреля 1956 г. с официальным визитом в Англию прибыл отряд советских кораблей. На борту флагманского крейсера «Орджоникидзе» (брате-близнеце «Свердлова») находились Хрущев, Булганин, Курчатов и председатель КГБ генерал Серов. Корабль пришвартовался в Портсмуте, после чего на крейсере заглушили паротурбинные энергетические установки. Вечером в день прибытия советский лидер дал прием на корабле. Были приглашены политики, банкиры и другие представители деловых кругов страны. Позванивали бокалы со льдом. Играл камерный квартет.

Тем временем Крэбб вновь приступил к работе. Задание Адмиралтейства было сформулировано следующим образом. Крэбб должен обследовать винты и руль крейсера, а также обнаружить сверхсовременную систему гидролокации «Орджоникидзе», установить на корпусе крейсера датчики технической разведки и попытаться похитить сверхчувствительную аппаратуру, установленную на днище крейсера.

Если верить рассекреченным недавно в Британии документам, то получается примерно следующее. По линии флотского командования из Форинофиса, которому формально подчинена разведка Великобритании, дали приказ – погружение отменить. Но Крэбб был патриотом и приказ командования не выполнил. То есть разведывательную операцию он осуществил «в частном порядке». В принципе его мотивы можно понять: это был самый разгар холодной войны, и такую возможность упускать было нельзя…

Но не все на крейсере расслабились. За наглухо задраенными бронированными люками сидели специалисты высочайшего класса, прослушивавшие морские просторы на много миль вокруг. Когда веселье на палубе достигло апогея, один из дозорных, не спускавший глаз с дисплея новейшего гидроакустического прибора, зафиксировал всплеск воды неподалеку от крейсера – признак глубоководного погружения. По условленному сигналу группа немедленного реагирования принялась за дело. Секретные мониторы высветили на экранах фигуру аквалангиста в термокостюме, приближавшегося к днищу корабля. Аквалангист нырнул под киль. Запеленгованную цель не теряли из вида. Советские водолазы буквально окружили корабль…

Что произошло с аквалангистом, до сих пор покрыто мраком неизвестности. Но уже на следующий день лондонские газеты сообщили о некоем любителе-аквалангисте Лайонелле Крэббе, который «…по собственной инициативе предпринял авантюрную затею – обследовать днище советского крейсера «Орджоникидзе». Дилетантизм дорого ему обошелся. Система подачи кислорода не выдержала чрезмерных нагрузок и разгерметизировалась. Любитель-аквалангист погиб».

Одновременно в оппозиционной правительству прессе появились и другие сообщения. Аквалангист Лайонелл Крэбб назывался командором королевских военно-морских сил, а не любителем.

И наконец, 29 апреля 1956 года британское Адмиралтейство вынуждено было объявить об исчезновении водолаза Лайонелла Крэбба, совершившего погружение в Портсмутской гавани рядом с советским крейсером, на котором в Великобританию прибыли руководители СССР.

Английская тайна холодной войны раскрыта!

Редакционная почта, состоящая из откликов читателей «АН», была на сей раз особенно богатой. Наиболее интересным оказалось письмо из Ростова-на-Дону. Это был отзыв на статью «Лучший водолаз Англии с задания не вернулся», опубликованную нами в ноябре, в № 26 и 27. Автор письма Э.П. Кольцов, по специальности боевой водолаз группы специального назначения «Барракуда», был участником дружеского визита в Англию трех кораблей Балтийского флота: крейсера «Орджоникидзе», эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный». Сегодня он делится своими воспоминаниями, наблюдениями и подробностями о том, как все это происходило.

Учитывая сенсационность этого материала, ниже приводится дословный авторский текст участника этого похода.

«….Подготовка похода проводилась на Балтике, в Минной гавани Таллина. Старались, чтобы в это время в Купеческой гавани, расположенной рядом, было меньше иностранных судов. Личный состав на кораблях был подобран с особой тщательностью. С учетом того, что на модернизированном крейсере имелись секретные установки, в том числе применяющиеся при швартовке корабля. Швартовка такого гиганта, как крейсер, требует ювелирного искусства.

Оперативное сопровождение похода осуществлялось начальником разведки, контр-адмиралом Тишковым. Было решено на случай возникновения в недружественной нам Англии какой-либо нештатной ситуации задействовать в полной мере не только аналитическую разведку, но и силовую. Были задействованы подводные пловцы из элитного подразделения разведки «Барракуда». Посвященные в мероприятия разведки должны были знать, как отличить разведчиков. Было принято решение одеть их в форму старших матросов, т.к. все остальные были старшины и малое количество матросов. Личный состав, конечно, об этом не знал.

В Портсмуте тысячи британцев встречали наш крейсер водоизмещением в 16 000 тонн. Он шел на швартовку кормой к причальной стенке со скоростью 30 узлов. Корма крейсера все ближе к пирсу, двигатели работают «полный назад», кажется, крейсер врежется в пирс. Команда «стоп машины», реверс, команда «полный вперед», бурун волны, крейсер замер на месте и нежно прислонился к пирсу. Такой мастерской швартовки морская держава еще не знала. Это был триумф ВМФ СССР. Что творилось на берегу, невозможно передать. Какой был восторг, некоторые даже плакали.

Когда высокие гости покинули корабль, он стал к стенке. Жителям и морякам Англии было разрешено его посещение. На палубе крейсера были накрыты фуршетные столы: икра, балыки, разносолы и, конечно, «Столичная». На следующий день в газетах появилась карикатура: коренастый русский моряк тащит двух худых и пьяных англичан, а из карманов у них торчат бутылки водки.

В то время на флоте слово «украсть» не знали».

«….В 02 часа ночи акустики, несущие круглосуточную вахту, доложили о непонятных шумах по правому борту. Для установки причин шумов немедленно с левого борта в воду нырнул боевой пловец. В таких случаях он в целях конспирации не имеет двусторонней связи, и все решения вынужден принимать самостоятельно. От этого зависит и его жизнь.

Спустившись с левого борта, пловец зашел со стороны кормы, чтобы находиться в тени пирса. Он увидел, что человек в легководолазном костюме крепит мину напротив пороховых погребов крейсера. Не зная вооружения диверсанта и его прикрытия, наш пловец принимает решение зайти к диверсанту снизу. Уйдя на глубину, задержав дыхание, чтобы его не выдали пузырьки воздуха, наш пловец резко дернул диверсанта за ноги. Когда его голова поравнялась с пловцом, он резким боковым ударом ножа перерезал вместе с дыхательными трубками горло диверсанта. Крэбб был очень маленького роста, щуплого телосложения. Наш пловец сначала даже испугался, подумав, что убил ребенка, но, рассмотрев его лицо, понял, что это взрослый мужчина.

Затянув у горла водолазный костюм, чтобы создать плавучесть, и по крови определив направление подводного течения, наш пловец отправил труп по течению. Так окончилась дуэль двух боевых пловцов. О происшествии было доложено по команде. Случай этот было решено засекретить. Победитель за образцовое выполнение задания, связанного с риском для жизни, и обеспечение спасения тысячи людей без всякой помпы был награжден орденом «Красной звезды». Акустик был также награжден».

Что касается мины, она была благополучно снята и отбуксирована в дальний конец пирса, где, возможно, находится и сейчас. Спустя какое-то время труп Крэбба был найден без головы. Рыбы, течение и колебания воды довершили дело, предотвратившее смерть безвинных и международный скандал.

Станислав Лекарев, «Аргументы неделi»

Эскапады Хрущева, «переводимые» Трояновским, встречают явное одобрение зала. Некоторые фразы даже встречают аплодисментами. А Хрущев, вошедший в раж, не может соотнести свои разоблачительные пассажи с их восторженной реакцией…

Визит в Англию в апреле 1956 года тогдашних руководителей советского государства Хрущева и Булганина был первым в своем роде и исключительным по своему значению.

То, что этот визит совершили двое, отражало существовавшую тогда в Кремле расстановку сил — Хрущев еще не занял положения полновластного и единоличного лидера, это произошло несколько позднее.

В Великобританию они прибыли на борту самого современного по тем временам корабля советского Военно-Морского Флота — крейсера «Орджоникидзе». Мне довелось вместе с небольшой группой сопровождавших лиц находиться на борту этого корабля. И все дальнейшее наблюдать собственными глазами.

Подробности этого первого в своем роде государственного визита неоднократно описаны, исследованы и оценены историками. Поэтому, не беря на себя задачу повторять известное, поделюсь с читателями некоторыми подробностями, долгие годы мертвым грузом лежавшие в моих записных книжках.

18 апреля 1956 г. в портсмутскую гавань на полном ходу прямо-таки ворвался — чудо техники того времени — крейсер «Орджоникидзе» и, к восхищению знающих толк в морском искусстве англичан, лихо пришвартовался к причальной стенке.

Высоких гостей встречал премьер-министр Англии, правая рука лидера военных лет Уинстона Черчилля Антони Иден, произнесший приличествующие случаю официальные слова. Сам Черчилль тогда уже находился в отставке.

За 10 лет до того, в марте 1946 года он произнес печально известную фултоновскую речь, где впервые пустил в оборот термин «железный занавес». Наступив на горло собственной песне, Черчилль пожелал в печати успеха визиту, который, как он написал, «должен способствовать более плодотворным отношениям между нашими странами».

Государственный визит советских руководителей шел своим чередом: приемы, речи, возложения венков, переговоры, — одним словом, все, что полагается в подобных случаях.

Обо всем этом сообщалось в печати, рассказывалось по радио. Обо всем, да не обо всем.

Вошедшая в силу к тому времени «холодная война» диктовала свои порядки. Случай, о котором хочу рассказать, был тогда, дабы не портить общей атмосферы, обойден полным молчанием как в английской, так и в советской печати. Нам строго-настрого было велено о нем не упоминать.

На второй день стоянки крейсера «Орджоникидзе» в портсмутском порту советские моряки обнаружили подозрительные шумы под днищем корабля.

Выяснилось, что там шустрит таинственный водолаз. Последовало негласное, но решительное представление английским властям. В ответ было заявлено, что русские ошибаются и никаких водолазов в районе корабля нет.

Однако на следующий день случай повторился, и снова последовало категорическое отрицание. Нет — так нет. И советские моряки приняли свои меры.

Через несколько дней, когда советская делегация находилась еще в Англии, к берегу прибило обезглавленный труп неизвестного водолаза. Вскоре вездесущие газетчики прознали истину и даже имя этого водолаза — английского военнослужащего Крэбба.

По их словам, военно-морские начальники проявили повышенный интерес к конструкции подводной части нового советского крейсера, результатом чего и стала отрезанная подводным автогеном голова шпиона. На сей раз никаких протестов не последовало, и концы происшедшего в буквальном смысле оказались погруженными в воду.

А государственный визит шел своим ходом. И Хрущеву, и Булганину приходилось сталкиваться с неудобствами и трудностями для них непривычными. На официальные приемы в Букингемский дворец иностранным гостям полагалось являться во фраках, с чем советские гости решили не соглашаться. На прием к королеве они пришли в строгих черных костюмах.

Выхоленный Булганин, от которого за версту разило духами, выглядел еще более или менее пристойно. Никита Сергеевич в столь непривычном для него одеянии чувствовал себя неуютно. Без помощи вышколенной прислуги не мог разобраться в предназначении многочисленных бокалов, ножей и вилок, расставленных перед ним.

Высокомерным завсегдатаям королевских приемов хваленая английская выдержка помогала сдерживать улыбки. Впрочем, Никита Сергеевич нимало не смущался этим обстоятельством. Вел оживленный разговор, искусно и нарочито играя роль простого русского мужика, попавшего в компанию не слишком им почитаемых аристократов.

Но самый запомнившийся в ходе этого визита случай, который добавляет штрихи к портрету Хрущева, произошел в дни его поездки в столицу Шотландии — древний Эдинбург.

В старинной резиденции шотландских королей — замке Холидрухауз, дворце со средневековой крепостной стеной, для встречи с советским руководителем собрался весь тогдашний цвет английского делового мира.

Планировалось, что в ходе этой встречи состоится серьезный разговор на тему об экономическом сотрудничестве наших стран. На сей раз не аристократы из королевского окружения, а элита английского делового мира хотела послушать посланца Москвы.

В Эдинбург вместе с Хрущевым направилась маленькая группа сопровождающих. Несколько дипломатов, охранники, врач, переводчик и единственный из журналистов — автор этих строк.

Во время этого обеда Никита Сергеевич, не чуравшийся тогда чарки, что называется, несколько перебрал. Когда подали кофе, ему надлежало выступить с важной речью, заранее заготовленный и выверенный текст которой лежал у него в кармане.

Нынешнему читателю трудно понять весь драматизм происшедшего дальше. Напомню, что было начало 1956 года. Черная тень сталинских репрессий, нависавшая десятилетиями над страной, еще не развеялась.

По существовавшим многие годы порядкам выступление вождя было «священным текстом». Приводя цитату такого выступления, редактор должен был на полях начертать «сверено с текстом» и расписаться. Любое отступление грозило неприятностями самыми серьезными.

И вот Хрущев встал со своего стула и начал выступление. Однако, находясь под винными парами, он запамятовал о лежавшем у него в кармане тексте и принялся импровизировать. Говорил он, забыв, видимо, кто перед ним находится, в ставшем для него привычным и впоследствии выраженном словами в стиле «мы вас закопаем», разоблачая мировой империализм и его прихвостней.

Произнесен первый пассаж импровизации. Воцаряется мучительная пауза. Его переводчик — Трояновский Олег Александрович должен переводить, но он молчит. Я вижу, как он побледнел, по лбу его покатились капли пота. Пауза затягивается, Хрущев толкает переводчика в бок: «Переводи».

И Олег Александрович начинает переводить. Но говорит он не то, что только что произнес Хрущев, а фразу из официального текста. Хрущев говорит дальше. Трояновский продолжает в том же духе. Эскапады Хрущева, «переводимые» Трояновским, встречают явное одобрение зала, который вполне удовлетворен призывами к налаживанию сотрудничества, произносимыми официальным переводчиком. Некоторые фразы даже встречают аплодисменты зала, а Хрущев, вошедший в раж, не может соотнести свои разоблачительные по отношению к присутствующим пассажи с их доброжелательной, почти восторженной реакцией.

Я сижу ни жив ни мертв, и меня сверлит только одна мысль: а что, если здесь окажется хотя бы один человек, знающий русский язык, и последует реплика, что переводится совсем не то, что говорит Хрущев.

На счастье, такого человека не нашлось. Закончив свой темпераментный спич, довольный собой Никита Сергеевич под бурные аплодисменты присутствующих покидает зал.

За кулисами помощники, подхватив под руки, отвели его в комнату отдыха. А мы с Олегом Александровичем остались в мучительном ожидании того, что произойдет дальше.

Поспав, Хрущев вошел в комнату, где мы сидели, и несколько смущенно спросил:

— Кажется, я наговорил что-то не то?

— Да, Никита Сергеевич, — сказал Трояновский, — вы отошли от заготовленного текста.

— Не виляйте, расскажите мне в точности, что я им говорил.

Пришлось рассказать.

— И ты все это им переводил? — обратился он к Трояновскому.

— Никита Сергеевич, я шел по заранее утвержденному тексту, — сказал Трояновский упавшим голосом.

— Какая же ты умница! — вскричал Никита Сергеевич, обнял и крепко расцеловал Олега.

В газетах речь Н.С. Хрущева была воспроизведена точно по официальному тексту, а с этого момента началось восхождение Олега Трояновского по дипломатической карьерной лестнице. И заслуженно! Он проявил не только ответственность и заботу не о карьере, а об интересах страны, но и незаурядное политическое мужество. По тем временам это был Поступок.

И еще об одном случае тех дней, не получившем широкой известности или, точнее, получившем ее не сразу и в узко научных кругах, мне хотелось бы рассказать. Неожиданным для многих оказалось включение в советскую делегацию, направлявшуюся в Англию, академика Игоря Васильевича Курчатова.

Не было, пожалуй, в те времена в Советском Союзе фигуры более засекреченной, чем один из отцов советской атомной бомбы. Имя этого замечательного ученого не упоминалось в печати, и даже его передвижения по Москве сопровождались мерами предосторожности более строгими, чем в отношении членов Политбюро.

И вдруг — публичное явление Курчатова народу и не просто явление, а предъявление этого высокого, импозантного, украшенного окладистой бородой человека внешнему миру. Оценивая происшедшее задним числом, можно сказать, что создателю первой советской атомной бомбы была отведена в тот раз роль бомбы политической. И то, что он сделал, превышало эффект всех политических речей, светских раутов, протокольных мероприятий и даже переговоров того визита вместе взятых.

Во время визита Игорь Васильевич держался в тени, публично почти не появлялся, а миссия, которую он на четвертый день пребывания осуществил, поначалу замалчивалась.

22 апреля несколько машин, в одной из которых находился академик, направились в небольшой городок Харуэлл в шестидесяти милях к западу от Лондона, где расположился строго засекреченный комплекс лабораторий с шестью атомными реакторами. Это был главный английский научно-исследовательский центр, в котором велись работы по атомной энергии.

Внешне все происходило более чем буднично. Небольшой конференц-зал с рядами кресел, расположенными амфитеатром, заполнили ученые с мировыми именами. Курчатов вышел к большой грифельной доске, довольно коротко рассказал о работе своей и своих коллег над проблемами управляемой термоядерной реакции, затем принялся выводить мелом на доске формулы, сопровождая краткими пояснениями.

Через несколько минут зал напоминал трибуну стадиона в острый момент футбольного матча. Присутствовавшие вскакивали на сиденья, размахивали руками, оглашая помещение криками удивления и восхищения.

Разумеется, я ничего не понимал в происходившем. Формулы, которые выводил Курчатов, мне, непосвященному, ни о чем не говорили, и я никак не мог разделить эмоции присутствовавших. Когда Курчатов закончил, стряхивая с рук мел, в зале гремела овация.

Лекция в Харуэлле была тонко рассчитанными политическим и научным ходом. Как он сам мне потом объяснил, никаких сведений, важных для безопасности страны, он в той лекции не выдал и выдать не мог:

— Я рассказал коллегам об одном из направлений наших научных работ в области термоядерного синтеза, которое оказалось неудачным и вело в тупик. Они тогда шли по тому же пути, но находились в его начальной стадии. Я показал им результаты, к которым они в конце концов придут, сэкономив таким образом западным коллегам время, силы и деньги. О новом же направлении, в котором мы в тот момент вели исследования, я, разумеется, не рассказывал. Так что интересы национальной безопасности нарушены не были.

Так были наглядно продемонстрированы и уровень нашей науки и готовность к творческому сотрудничеству.

Из книги: Зорин Валентин. Неизвестное об известном, М.: Изд-во «Вагриус», 2000.