Тематический апперцептивный тест (ТАТ) является одной из наиболее популярных и богатых по своим возможностям и одновременно одной из наиболее сложных в проведении и обработке психодиагностических методик, используемых в мировой практике.

Методика ТАТ была введена Генри Мюрреем в качестве проективного метода, дающего возможность посредством анализа свободного рассказа, продуцируемого испытуемым, познакомиться:

С самыми значительными для человека темами, волнующими его так или иначе ситуациями,

Кругом и направлением его интересов,

Возможностями оценки и самооценки,

Выявить его потребности и затруднении,

Понять динамику личности.

История возникновения ТАТ

Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.

ТАТ был впервые описан в статье К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году (Morgan, Murray, 1935).
В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения, позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций, которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии "Исследование личности" Г.Мюррея с сотрудниками (Murray, 1938). Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году (Murray, 1943).

Первоначально ТАТ задумывался как методика для исследования воображения. По мере его применения, однако, выяснилось, что диагностические сведения, получаемые с его помощью, выходят далеко за рамки этой области и позволяют дать развернутую характеристику глубинных тенденций личности, в том числе ее потребностей и мотивов, отношений к миру, черт характера, типичных форм поведения, внутренних и внешних конфликтов, особенностей протекания психических процессов, механизмов психологической защиты и др.

В бывшем СССР ТАТ приобрел известность и популярность с конца 60-х - начала 70-х годов, когда утратил свою силу более чем тридцатилетний запрет на психологическое тестирование.

Что представляет собой методика ТАТ?

Полный комплект ТАТ включает в себя 31 таблицу (картину), одна из которых - чистое белое поле. Все остальные таблицы содержат черно-белые изображения с той или иной степенью неопределенности, причем во многих случаях неопределенность касается не только смысла ситуации, но и того, что, собственно, изображено. ТАТ, выполненный типографским способом, печатается на белом бристольском картоне формата А4.

Набор, предъявляемый для обследования, включает от 12 до 20 таблиц; их выбор определяется полом и возрастом обследуемого.

ТАТ можно применять, начиная с 14 лет, однако при работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц будет несколько отличаться от обычного набора для работы с людьми старше 18 лет - из него исключаются и заменяются другими таблицы, наиболее прямо актуализирующие темы агрессии и секса.

Для индивидуального обследования достаточно ограничиться 10-12 таблицами. Этот объем оптимален и позволяет провести все обследование за одну встречу.

Рассказ по картинам ТАТ может отражать:

1. Актуально переживаемый клиентом конфликт, то, что волнует его сейчас,

2. Внутриличностный конфликт клиента, который он не осознаёт:

В буквально-признательном, автобиографическом выражении,

В проективном выражении, как приписанный персонажам другого, чем обследуемый, пола,

3. Отношение клиента к психологу, которое он не выражает прямо.

Все рассказы ТАТ представляют собой своеобразное сочетание привычных штампов восприятия ситуаций (клише, популярных сюжетов) и индивидуальных продуктов воображения.

Первое, что необходимо сделать при анализе содержания рассказов, - это отделить клише (популярные сюжеты) от истинных продуктов воображения ("идеаторных содержаний", как называет их Рапапорт), иными словами, разделить то, что автоматически приходит на ум клиенту и то, что является результатом его мыслительной деятельности. Популярные сюжеты определяются по специальной таблице.

Когда применять ТАТ?

ТАТ рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время.

Особенно полезен ТАТ в психорапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (депрессии с суицидальным риском, острая тревога).

Считается, что ТАТ весьма полезен для установления контакта терапевта с клиентом и формирования у последнего адекватной психотерапевтической установки. В частности, использование рассказов ТАТ как материала для обсуждения может успешно преодолеть возможные затруднения клиента в коммуникации и обсуждении своих проблем, свободном ассоциировании и др.

Помимо психодиагностических задач, ТАТ используется также в исследовательских целях как инструмент фиксации тех или иных личностных переменных (чаще всего мотивов).

Достоинства и недостатки ТАТ.

Основным недостатком ТАТ является, прежде всего, трудоемкость как процедуры проведения обследования, так и обработки и анализа результатов. Общее время проведения обследования с психически здоровым испытуемым редко бывает меньше двух часов. Почти столько же времени занимает полная обработка полученных результатов. При этом, предъявляются высокие требования к квалификации психодиагноста, от которой решающим образом зависит, удастся ли получить информацию, пригодную для психодиагностической интерпретации.

Главным достоинством ТАТ является богатство, глубина и разнообразие диагностической информации, которую позволяет получить этот метод. В принципе схемы интерпретации, обычно используемые на практике, в том числе и схему, приводимую в данном пособии, можно при желании дополнять новыми показателями, в зависимости от задач, которые ставит себе психодиагност. Возможность совмещать различные интерпретативные схемы или улучшать и дополнять их на основании собственного опыта работы с методикой, возможность обрабатывать одни и те же протоколы многократно по разным схемам, независимость процедуры обработки результатов от процедуры проведения обследования является еще одним существенным достоинством методики.

ТАТ относится к группе прожективных методик. Применяется для выяснения тех особенностей личности, которые проявляются в социальной среде и в социальных отношениях. Это: а) особенности позиции личности (действенная, созерцательная, страдательная); б) особенности интерперсональных связей (симпатии, антипатии, привязанности); в) преобладающие тенденции ; г) способы действия (способы организации действия, особенности практического мышления, способы решения жизненных задач); д) динамическая сторона личности (ритм ее деятельности, эмоциональная лабильность, реактивность).

Полный тест представляет набор из нескольких (от 6 до 30) картин ситуационного типа, которые поочередно предъявляются испытуемому. Для теста подобраны специальные картины, где изображенные ситуации отвечают двум основным требованиям. При достаточно четких и ярких изображениях предметов и действующих лиц сами по себе композиции этих ситуаций являются в то же время объективно неопределенными, не допускающими однозначного толкования. При восприятии таких картин у испытуемого создается своеобразная иллюзия совершенной ясности картины: четкие изображения сразу определяют сферу действий испытуемого, его среду и направления реакции, но в то же время неопределенность композиции (исключающая однозначное и одинаковое решение) заставляет его толковать картины по-своему. Испытуемый в каждое толкование вкладывает свои знания, свой индивидуальный опыт, свой способ действия и свои оценки.

В отношении каждой из предъявляемых картин он должен в свободном рассказе: 1) описать то, что, по его мнению, происходит на картине (т. е. в данный момент); 2) рассказать, что, по его мнению, способствовало возникновению данной ситуации (что ее породило); 3) предсказать, что произойдет в дальнейшем; 4) рассказать о чувствах и переживаниях изображенных лиц; 5) представить мысли людей.

Как и все прожективные тесты, по выражению Омбредано, как бы проецирующие личность на экране, ТАТ также отражает особенности личности в ее ответах. Однако в отличие от других тестов ТАТ передает их подобно кинофильму, т. е. дает развернутую картину особенностей поведения личности динамично и в разных жизненных ситуациях.

В варианте ТАТ, предложенном для практической разработки и в целях ознакомления с методикой, имеется 10 картин. Часть из них достаточно понятна и может напомнить знакомые моменты, другая же часть картин представляется как ситуации, взятые из чуждой для нас жизни, и в связи с этим некоторые картины теста обычно воспринимаются как события знакомых кинофильмов, и действия в них предсказываются по тому, как это было описано в романе, рассказе или детективе. Но принцип действия картин всегда остается неизменным.

От других тестов ТАТ отличается тем, что основывается на проявлениях индивидуальных особенностей динамического строя личности и, имея в качестве основы достаточно определенные Стимулы, дает в то же время неограниченную свободу выбора направления действия. Например, в отличие от теста Г. Роршаха, работающего по схеме «неопределенный раздражитель (пятно) - определенный образ» (где именно сама неопределенность стимула толкает на его организацию) схему ТАТ можно выразить как «определенный стимул--свободный ответ». Ответ по ТАТ именно свободен и не стеснен никакими ограничениями. В тесте же Роршаха ответ всегда ограничен рамками образа, и процесс ответной реакции по существу заканчивается описанием созданного образа. В ТАТ, наоборот, ясный о самого начала образ вызывает ничем не ограниченную цепь ассоциаций и здесь, кроме того, прямо предписывается по инструкции выход из круга образа и картины, действие с этим образом и внутри образа.

Установлено, что такое свободно направленное ассоциирование наилучшим образом выявляет и особенности поведения, и систему поступков, по которым в обычной жизни мы чаще всего судим о характерных (в основном коммуникативных и динамических) чертах личности, о ее свойствах и особенностях.

Материал, полученный в результате интерпретации картин, может быть обработан по разным принципам и допускает постановку различных экспериментальных задач.

Так, Томкинс специально разработал систему, где в баллах вычисляются все возможные соотношения показателей и каждому соотношению заранее дана оценка. Слабым местом такого подхода является то, что критерий той или иной оценки может явиться сам по себе весьма произвольным или, наоборот, если он жесток, то может выполнить роль «прокрустова ложа» для ценного индивидуально-разнообразного материала. Например, когда за норму принимается рассказ в 300 слов и отклонения считаются ненормальностями, то могут пройти незамеченными такие ценные качества личности, как лаконичность и точность суждений.

Другой принцип Мэррей обосновал как принцип «поиска заданного». Например, в экспериментальном материале ищут проявление парных качеств: агрессивности или склонности к обороне, маниакальности или депрессии, оптимизма или пессимизма и т. д.

Тест может также выполнять и такие задачи, как выяснение различных сфер или уровней сознания: осознанное - неосознанное, открытое - скрытое, вытесняемое - замещаемое и т. п. ТАТ допускает постановку таких задач, как установление степени осмысления воспринимаемого, степени эмоциональной устойчивости и т. п. Наконец, перед тестом могут ставиться задачи более узкие, например такие, как установление степени действенности субъекта. В этом случае суждения типа: «мальчик думает», «мальчик мечтает», «мальчик хочет», «мальчик делает» должны быть заранее оценены как различные стадии (и степени) действенности.

Для ознакомления с методикой ТАТ принят наиболее распространённый принцип анализа - нахождение основных пунктов, которые дают ориентирующий материал для определения структурного комплекса личности (впоследствии результаты испытания проверяются другими способами, например путем собирания данных анамнеза).

В целом же такой анализ может дать достаточно объемную схему, пригодную для построения гипотезы о той или иной конкретной структуре личности.

Общие методические указания

Основные категории анализа (признаки и показатели)

Категория «Уходы» . «Уходом» называется поведение испытуемого, направленное на уклонение от требуемых ответов. «Уход» следует отличать от отказа. При «уходе» испытуемый как бы заменяет истинные ответы путем подстановки других ответов. «Уходы» бывают умышленными и неосознанными. Различают 4 основных варианта «ухода».

1. Описательный вариант . В этом случае из всей 5-частной схемы рассказа (момент, изображенный на картине, истоки, исход, мысли, эмоции) испытуемым используется только одна - момент, т. е. дается лишь описание изображенного. Оно может быть либо излишне детализированным, с упоминанием каждой подробности, либо очень кратким. В последнем случае рассказ принимает, примерло, следующий вид: «Здесь сидит мальчик. Вот скрипка. Мальчик сидит и... смотрит на скрипку... Я больше ничего не знаю».

2. Вариант формального построения сюжета (без наполнения его конкретным содержанием). В этом случае испытуемый создает как бы только «каркас» сюжета, не дополняя его ни зримыми образами, ни суждениями, ни характеристиками. Например: «Здесь изображено, что мальчик сидит и смотрит на скрипку. Он играет на скрипке. Что привело к этому моменту? То, что он учится играть. Дальше он будет играть лучше, если будет продолжать учиться. Он думает о том, что он играет на скрипке". Он чувствует, что надо учиться, чтобы играть хорошо...».

3. Подменяющий вариант . Испытуемый вместо создания собственного сюжета подбирает схематически сходный с изображенным готовый материал - литературное произведение, сценарий кинофильма, исторический эпизод, радиопередачу или телевизионную трансляцию и т. д. Например: «Это похоже на кадр из кинофильма «Концерт Бетховена». Там тоже герой фильма - мальчик-музыкант. Когда ему сказали, что он будет участвовать в конкурсе и если займет первое место, то поедет в Москву, то он...» и т. д. В дальнейшем следует изложение содержания упомянутого фильма.

4. Разветвленный вариант . В этом случае сюжет испытуемым создается, однако он старается при каждом его повороте дать максимальное количество самых разнообразных вариантов.

Например: «Это мальчик лет 12 или 13... А может быть старше... Или так выглядит, может, ему только лет 7-8... Перед ним скрипка. Это ему кто-то подарил. Или скрипка не его. Может, его отца. А может брата. Или вообще он не дома. Это чья-то чужая. Он собирается играть на скрипке. Или не хочет играть, ему надоело. Или волнуется перед экзаменом в музыкальной школе. А может, поломал ее и боится, что ему попадет...» и т. д.

«Уход» от правильных ответов может иметь место по отношению ко всем картинам или избирательно к некоторым.

«Уход» на все картины - признак: а) боязни испытания, «боязнь теста», признак установки на сокрытие своих интересов, целей, мотивов; б) затрудненности общения, неконтактности, в) интеллектуальной ограниченности (бедность интеллектуальных ресурсов); г) сниженной способности к интеграции,

«Уход» как реакция на отдельные картины может означать как: а) непринятие ситуации вследствие полного незнания ее (чуждая среда и сфера), так и б) непринятие ситуации вследствие ее значимости. В этом случае указанная реакция свидетельствует о том, что ситуация неприятна и является отражением уже происшедшего «вытеснения».

Категория «Позиция персонажей» . Та или иная жизненная позиция (действенная, страдательная, созерцательная, агрессивная) - это принятие места того или иного персонажа на картинке в личных или общественных отношениях, «отождествление» себя с изображенным лицом. Позиция является отправной точкой для решения жизненных задач и конфликтов. Так, направленность на изменение ситуации, на активный выход из нее, на ее развитие или предупреждение развития наблюдается при действенной позиции и, наоборот, пассивность и бездействие, предоставление действовать другим - при страдательной позиции . «Смотрение со стороны» в качестве «третьего лица», не участвующего в ситуации, но наблюдающего и принимающего в равной степени все исходы - характерно для созерцательной позиции . Направленность на уничтожение, разрушение, вхождение в конфликт- выражение агрессивной позиции.

Все виды позиции являются прямыми показателями соответствующих тенденций личности. Все они дают материал к решению вопросов о способах действия личности. Общими признаками, свидетельствующими о том, что человеком принята какая-то позиция, является рассуждение испытуемого со стороны только одного лица (в картинах с несколькими действующими лицами), а также высокая степень эмоциональности высказываний.

Признаками действенной позиции являются: подборка глаголов преимущественно в настоящем времени, отражающих стремление к изменению существующего положения путем оперирования с собственными возможностями без нарушения зоны действий и интересов другого человека. Характерна также акцентированность на предвидение (хороший прогноз).

Признаками страдательной позиции являются высказывания по поводу влияний и воздействий. Рассуждение ведется обычно от имени лица, на которое воздействуют.

Внимание фиксируется на факте преследования, на несправедливости гонения, давления. Воздействие осуждается. Много внимания обращено на причины, на истоки данной ситуации, на то, что привело к ней (хорошие знания истоков).

Признаками агрессивной позиции (помимо содержательной стороны) является преобладающее количество императивных конструкций. Акцентируется воздействие на другую личность. В отличие от действенной позиции - отсутствие последовательности в намерениях, системы и планов в действиях.

Признаками созерцательной позиции являются рассуждения, включающие моменты эмоционально окрашенного резонерства.

Категория «Солидаризация» . Солидаризация рассматривается как «понимание» какого-либо лица, разделение его взглядов, сочувствие этому лицу и соучастие в его переживаниях. Испытуемый может не принимать позицию лица (т. е. не отождествлять себя с ним), но тем не менее качества и свойства его будут импонировать испытуемому. Обычно эти качества испытуемый прямо называет. «Солидаризация» означает, что с человеком, подобным изображенному, у испытуемого могут быть точки соприкосновения. Таким образом, по особенностям солидаризации мы судим о характере интерперсональных связей, о круге лиц, составляющих среду, в которой действует человек, и (косвенно) об особенностях этой среды.

Различаются отступления справочные и мемориальные. Справочные отступления - показатели склонности к резонерству. Мемориальные - показатели эгоцентричности. Частые отступления расцениваются как «скачка» идей.

Ошибки восприятия - признак доминирования прочных установок, признак нарушенного баланса между внешними и внутренними моментами, определяющими особенности воспринимаемого образа (сдвиг в сторону внутренних тенденций).

Категория «Количество деталей» . Значительное количество деталей, взятых из картины, оценивается как склонность к «полевому поведению». И наоборот, малое количество деталей картины, используемых для построения рассказа, характеризует самостоятельность лица, его независимость, и в то же время сниженное внимание к окружающему.

Категория «Общее время рассказа» . Продолжительные (без пауз) рассказы по всем картинам характеризуют богатую представлениями и ассоциациями сферу сознания, склонность к фантазии. Избирательно длинный рассказ (на одну картину) говорит о том, что ситуация и сюжет, которые увидел испытуемый, захватили его. Паузы более 30 мин (в середине рассказа) -показатели аффективных реакций.

В целом все временные характеристики, их баланс и соотношение представляют сведения о динамической стороне личности.

Примечание. В связи с тем что тест сокращен (введены не все ориентирующие признаки), не адаптирован и не стандартизирован, анализ материалов заключается в основном в выявлении признаков конкретных категорий и установлении (по показателям) их структурных и характерологических значений. Материал, полученный по данному варианту теста, диагностической ценности не имеет
.

Отработка задания

Экспериментальная группа . В эксперименте участвуют два человека - экспериментатор и испытуемый.

Процедура опыта . До начала опыта испытуемый не должен быть осведомлен ни о системе показателей, ни о критериях оценки теста. Карточки теста предъявляются испытуемому в последовательности, отраженной номером отдельной карточки. Испытуемому дается инструкция, состоящая из 5 частей: 1) «что Вы видите на этой картинке?»; «опишите ситуацию»; 2) «что, по Вашему мнению, способствовало возникновению ситуации?»; «что ей предшествовало?»; 3) «что, по Вашему мнению, произойдет дальше?»; 4) «какие мысли у людей, изображенных на картинке?»; 5) «какие чувства испытывают действующие лица?». Все ответы регистрируются в первоначальный протокол (без оценок) и по возможности дословно (запись на чистом листе бумаги).

Порядок обработки экспериментального материала . 1. Все суждения, ответы и описания, записанные в первичном протоколе, анализируются с целью распределения их по соответствующим рубрикам вторичного (стандартного) протокола (см. приложения I, II, III). 2. При обработке конкретные ответы испытуемого соотносятся с пояснениями, данными в тесте. 3. Из общего числа ответов и из их соотношений (совпадение, противоречие) выводится «структура проекции». 4. На основании прямого большинства ответов какой-либо категории устанавливается конкретная психологическая тенденция личности. 5. Составляется общее заключение о личности. Оно должно содержать суждение о среде, в которой в основном ориентируется личность, данные о содержании сознания, позиции, данные о динамическом строе личности, об эмоциональной и волевой сфере,- о способах действия, заключения об отдельных качествах личности и ее направленности. .
Основное внимание экспериментатора при обработке теста должно быть обращено на обоснование окончательного заключения, на его доказательную сторону.

Контрольные вопросы


  1. Что диагностируется при помощи методики ТАТ?
  2. На чем основан метод ТАТ?
  3. В чем основные отличия метода ТАТ от других тестов?
  4. Какие основные показатели должны учитываться при обработке полученных результатов?
  5. Каковы критерии отнесения какого-либо ответа к конкретной рубрике схемы?
Литература

  1. Гильяшева И. Н. О возможностях использования метода ТАТ при изучении личности больного в психоневрологической клинике. Психологические методы исследования в клинике (материалы симпозиума). Ленингр. научно-исслед. психоневрологический ин-т им. В. М. Бехтерева. Л., 1967.
  2. Киященко Н. К. Апробация, варианты, методики ТАТ. В сб.: «Вопросы экспериментальной патопсихологии». Тр. Научно-исслед. ин-та психиатрии, т. 43. М., 1965.
  3. Савенко Ю. С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности. «Проблемы личности» (материалы симпозиума). Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. Ин-т философии АН СССР, 1969.
  4. Цуладзе С. В. О месте и значении проекционных методов в изучении личности. В сб.: «Проблемы личности» (материалы симпозиума). Всесоюзное научное общество невропатологов и психиатров. М., 1969.

ОПИСАНИЕ Тематический апперцептивный тест был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов. Тематический апперцептивный тест (ТАТ) представляет собой набор из 31 таблицы с черно-белыми фотографическими изображениями на тонком белом матовом картоне. Одна из таблиц - чистый белый лист. Обследуемому· предъявляется в определенном порядке 20 таблиц из этого набора (их выбор определяется полом и возрастом обследуемого). Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображенной на каждой таблице ситуации (более подробное описание и инструкции будут приведены ниже). В рядовых ситуациях сравнительно массового психодиагностического обследования ТАТ, как правило, не оправдывает затраченных усилий. Его рекомендуется применять в случаях, вызывающих сомнения, требующих тонкой дифференциальной диагностики, а также в ситуациях максимальной ответственности, как при отборе кандидатов на руководящие посты, космонавтов, пилотов и т.п. Его рекомендуют использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, поскольку он позволяет сразу выявить психодинамику, которая в обычной психотерапевтической работе становится видна лишь спустя изрядное время. Особенно полезен ТАТ в психотерапевтическом контексте в случаях, требующих неотложной и краткосрочной терапии (например, депрессии с суицидальным риском). Сам Генри Мюррей определяет ТАТ следующим образом: «Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ, это метод с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект, или пациент, скрывает или не может показать вследствие их неосознанности.»

Thematic Apperception Test РУКОВОДСТВО Генри А. Мюррей, профессор и сотрудники Гарвардской Клиники Психологии Перевод Кошкина К.А. (Московский Институт Психиатрии МЗ РФ). Copyright 1943 by the President and Fellows of Harvard College. Copyright 1971 by Henry alexander Murray. Printed in the United States of America

Задачи. Thematic Apperception Test, более известный как ТАТ, это метод с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности. Который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект, или пациент, скрывает или не может показать вследствие их неосознанности.

Использование. ТАТ не является исчерпывающим методом исследования ни личности, ни расстройств поведения, ни психосоматических расстройств, ни неврозов, ни психозов. Установлено, что метод не результативен при использовании в работе с детьми младше четырех лет. Так как ТАТ и Rorschach дают комплиментарную информацию, то комбинация этих двух тестов, как это делал Harrison и другие, исключительно эффективна. Методику рекомендуется использовать как подготовку к психотерапии или краткому психоанализу.

Обоснование. Процедура состоит в простом предъявлении серии картинок субъекту и побуждении сочинения рассказа к каждому сюжету. Ход истории, выявляющей значимые личностные компоненты, зависит от выраженности двух психологических тенденций, во-первых, стремление людей объяснять неясные ситуации в человеческих взаимоотношениях в соответствии с их собственным жизненным опытом и настоящими желаниями; и, во-вторых, тенденцией добавлять к имеющемуся свой опыт, свои переживания и нужды сознательно или бессознательно. Если картинки представлены как тест на воображение, (интерес субъекта, вместе с его потребностью в одобрении так вовлекают его, что он забывает об осторожности и необходимости защищаться и противостоять эксперементатору) то неосознавая, он рассказывает о том, какими чертами своего характера он наделил героя и то о чем никогда бы не сказал при прямом вопросе. Как правило субъект заканчивает тест в счастливом неведении того, что его самость просвечена почти так же как рентгеновскими лучами.

Рабочие материалы. Рабочий материал представлен двадцатью картинками отпечатанными на глянцевой стороне белого бристольского картона. Возможно, конечно, обойтись без всяких картинок, давая инструкцию придумать историю, но, как это было выявлено, наша методика имеет преимущества: 1. картинки значительно эффективнее стимулируют воображение. 2. Помогают субъекту интерпретировать классические человеческие ситуации 3. Представление стандартного материала как в других тестах.

Представленная и, мы надеемся, окончательная версия набора картинок, является третьим вариантом оригинального набора выпущенного Гарвардской Клиникой Психологии в 1936. Эффективность картинок мы оценивали после того, как личность субъекта была исследована и изучена другими методами, а результаты применения ТАТ учитывался при формулировании окончательного заключения. Обобщенные, эти результаты послужили критерием для определения эталона понимания каждой картинки. Такой метод оценки эффективности этой неспецифической диагностической процедуры заслуживает наибольшее доверие. В выборе именно этой серии картинок мы опирались на собственный опыт и мнение д-ров Rapaport, Sanford, Shakow и др. Опыт показал, что длинные рассказы способствуют более высокой выявляемости и валидности интерпретаций, усиливающихся если на большинстве картинок герой того же пола, что и субъект. Это не значит, что есть необходимость иметь два различных набора картинок потому что, некоторые картинки, из представленных, вообще не содержат человеческих фигур, на других изображены люди обоих полов, а на третьих пол одного из персонажей неопределенный. Фактически, одиннадцать наших картинок (включая пустую карточку) могут быть использованы для обоих полов. Так же наши результаты ограничены рамками включения в исследования, тестировались лица от 14 лет до 40 и в настоящем наборе картинок это ограничение отражено: большинство из них соответствуют принципу что персонаж картинки не только того же пола что испытуемый, но и, приблизительно, одного возраста с ним или его родителями. Мы были информированы д-ром Nevitt Sanford, тестировавшего детей, что это требование необязательно должно быть соблюдено и что большинство предъявленных картинок, за исключением некоторых им заменных, вполне пригодны для детей от семи до четырнадцати лет. Наши сотрудники добились удовлетворительных результатов с еще более маленькими мальчиками и девочками. Каждый набор разделен на две серии по десять картинок в каждом. Картинки второй серии более необычны, драматичны, эксцентричны чем в первой серии. На одну серию картинок отводится один час, вторая серия должна быть предъявлена не раньше чем через день или позднее.

После второй мировой войны тест стал широко применяться психоаналитиками и клиницистами для работы с нарушениями в эмоциональной сфере пациентов.

Сам Генри Мюррей определяет ТАТ следующим образом:

«Thematic Apperception Test , более известный как ТАТ - это метод, с помощью которого можно выявить доминантные побуждения, эмоции, отношения, комплексы и конфликты личности и который способствует определению уровня скрытых тенденций, которые субъект или пациент скрывает или не может показать вследствие их неосознанности»

- Henry A Murray. Thematic apperception test. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1943.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Measuring Personality: Crash Course Psychology #22

Субтитры

Как бы вы описали свою личность? Дружественная, креативная, странноватая? а что насчет нервная, скромная или общительная? Но называл ли вас кто-либо сангвиником? А что насчет Капхи, или полными металла? Древнегреческий доктор Гиппокрар верил, что личность проявлялась через четыре разных жидкости, и вы являетесь личностью благодаря балансу между флегмой, кровью, желтой и черной желчью. Следуя традиционной китайской медицине, наши личности зависят от баланса пяти элементов: земли, воздуха, воды, металла, и огня. Следующие традиционной Хинду Аювердической медицине видят каждого как уникальную комбинацию трех разных принципов разума-тела, называемые Доша. Сигмунд Фройд считал, что наши личности частично зависят от того, кто выигрывает борьбу импульсов между ид, эго, и суперэго. В то же время, гуманистический психолог Авраам Маслов предположил, что ключ к самореализации лежит в успешном карабкании по иерархии более базовых нужд. А теперь есть BuzzFeed тесты для определения, какой вы тип пирата, шифта, бутерброда, или героя Гарри Поттера, но я бы на эти не обращал особого внимания. Все это к тому, что люди уже долго время пытались охарактеризовать друг друга, и может вы предпочитаете кровь, или желчь, или эго, или ид, или бутерброды, есть много способов описать и измерить личность. Все эти теории, все годы исследований, курения сигар, рассматривания чернильных пятен, и фанатов рассуждающих больше они Люк или Лея, все это сходится к одному важному вопросу. Кто, или что, есть собственная личность? Введение На прошлой неделе мы говорили о том, как психологи часто изучают личность рассматривая разницы между характеристиками, и как эти разнообразные характеристики объединяются чтобы создать полноценного думающего и чувствующего человека. Ранние психоаналитики и гуманистические теоретики имели много идей на счет личности, но некоторые психологи вопрошают их отсутствие четко измеряемых стандартов. например, нет способов действительно перевести в числа ей-то ответ на чернильные пятна, или насколько они орально зафиксированы. Это движение к более научным подходам дало жизнь двум более известным теориям двадцатого века, известным как перспективы характерных черт и социально-когнитивная теория. Вместо внимания к затяжным влияниям подсознания или упущенным возможностям развития, исследователи теории черт пытаются описать личность с помощью стабильных и длящихся узоров поведений и сознательных мотиваторов. По легенде,все началось в 1919, когда молодой американский психолог Гордон Аллпорт навестил самого Фрейда. Аллпорт рассказывал Фрейду о своем путешевствии сюда на поезде, и как там был маленький мальчик, был одержим чистотой и не хотел сидеть рядом с кем-либо или чего-то касаться. Аллпорт было интересно, была ли у матери ребенка фобия грязи, которая на него повлияла. Бла бла бла, он рассказывает свою историю и в конце Фрейд смотрит на него и говорит "Ммм... был ли ты тем маленьким мальчиком?" И Аллпорт ответил "Нет, чувак, это просто был ребенок на поезде. Не надо превращать это все в какой-то подсознательный эпизод из моего подавленного детства." Аллпорт считал, что Фрейд рыл слишком глубоко, и ногда нужно только посмотреть на мотивы настоящено времени, а не прошлого, чтобы объяснить поведение. Так что Аллпорт начал свой собственный клуб, описывая личность в смысле фундаментальных черт, или характерных поведений и сознательных мотивов. Ему было не так интересно объяснять черты, как их описывать. Современные исследователи черт вроде Робера Маккрей и пола Соста с тех пор организовали наши фундаментальные черты в известную Большую Пятерку: открытость опыту, сознательность, экстраверсию, доброжелательность, и нейротизм, которые вы можете запомнить по их инциалам ОСЭДН. Каждая их этих хараткеристик существует на спектре, так что например ваш уровень открытости может простираться от полной открытости новым событиям и разнообразности с одной стороны, или предпочтение строгой и регулярной рутины с другой стороны. Ваш уровень сознательости может отображать импульсивность и беззаботность, или осторожноть и дисциплину. Кто-то с высокой экстраверсией будет общительным, а те кто на другой стороне будут скромными и тихими. Очень доброжелательный человек помогает и доверчивый, а кто-то на противоположном конце недоверчив или недружелюбный. И на спектре нейротизма, эмоционально стабильный человек будет спокоен и уравновешен, а менее стабильный - волнуется, неуравновешен, и жалеет себя. Здесь важна идея того, что эти характеристики считаются способными предугадать поведение и взгляды. например, интроверт может предпочитать общаться по электронной почте больше чем экстраверт, доброжелательный человек чаще может помочь соседу передвинуть диван, чем всех подозревающий и наблюдающий за другими через окно. К зрелости, эти характеристики становятся довольно стабильными, как сказали бы вам ученые, но это не значит что они не могут немного гнуться в разных ситуациях. Один и тот же скромняга може начать петь Эльвиса по караоке в наполненной комнате в определенной ситуации. Так что наши черты личности лучше предугадывают наш среднестатическое поведение, а не поведение в любой ситуации, и исследования показывают, что некоторые черты вроде нейротизма лучше предугадывают поведение, чем другие. Эта гибкость, которой мы все обладаем, приводит к четвертой известной теории личности, социально-когнитивной перспективе. Вначале предложенная нашим избивающим Бобо другом Альфредом Бандурой школа социально-когнитивной теории подчеркивает взаимодействия между нашими чертами и их социальным контекстом. Бандура отметил, что мы учимся многим нашим поведениям наблюдая и имитируя других. Это социальная часть уравнения. Но мы также думаем о том, как эти социальные события влияют на наше поведение, что является когнитивной частью. Таким образом, люди и их ситуации работают вместе, чтобы создать поведение. Бандура называл этот вид взаимодейтвия взаимным детерминизмом. Например, вид книг вы читаете, музыка которую вы слушаете, ваши друзья - все это говорит что-то о вашей личности, потому что разные люди выбирают разную окружающую среду, и затем эти окружения продолжают влиять на утвержение наших личностей. Так что если у Бэрнис тревожная-подозрительная личность, и у нее сильнейшая и титаническая влюбленность в Шерлока Холмса, она будет особенно осторожна в потенциально опасных или странных ситуациях. Чем больше она видит мир таким образом, тем более тревожной и подозрительной она становится. таким образом, мы и создатели и результаты ситуаций, которыми мы себя окружаем. Именно поэтому одним из ключевых указателей личности в этой школе мысли является ощущение личного контроля - то есть, насколько вы ощущаете вашу способность контролировать ваше окружение. Те, кто верят в свою способность контролировать свою судьбу или создавать собственную удачу, имеют внутренний локус контроля, а те кто чувствуют, что они ведомы силами вне своего контроля имеют внешний локусю Говорим ли мы о контроле и беспомощности, интроверсии и эктраверсии, спокойстве и тревоге, или что угодно, каждая из этих разнообразных перспектив на личность имеет собственные методы тестирования и измерения личности. Мы уже говорили о том, как психоаналист Герман Роршах использовал тест чернильных блотов, чтоб вывести информацию о личности человека, и мы знаем, что Фрейд использовал анализ снов, и он и Юнг оба были фанатами свободной ассоциации, но более расширенная школа теоретиком, теперь известные как психо-динамическая школа исходящая от Фрейда и друзей, также используют другие проективные психологические тесты, включая известный Тематический апперцептивный тест. В этом виде тестирования, вам покажут вызывающие воспоминания, но неопределенные картинки, и ва попросят их объяснить. Вас так же могут попросить рассказать историю о картинках, учитывая как себя ощущают герои, что происходит, что случилось до этого события, или что случится потом. Например, плачет ли женщина из-за смерти брата или от жала пчелы? Или это служанка, смеющаяся потому что какой-то багач пьяный отключился на своей кровати, или может объект её пламенной любви только что признался её в любви при жаре, как в стиле Джейн Остин, и у неё паника в коридоре?!Идея в том, что ваши ответы покажут что-то о ваших волнениях и мотивациях в реальной жизни о том как вы видите мир, о ваших подсознательных процессах которые вами двигают Контрастируя с этим подходом, современные исследователи личности верят, что можно измерить личность с помощью набора вопросов. Есть много так называемых инвентарей черт личности. Некоторые преплагают краткое чтение определенной стабильной черты, например тревожности или самооценки, а другие измеряют большое количество черт, например Большую Пятерку. Эти тесты, вроде Майерс Бриггс о которых вы возможно слышали, включают много вопросов типа правда-неправда или согласен-несогласен например, "Нравится ли вам быть центром внимания?" "Легко ли вам понимать боль других?" "Важна ли вам справеливость или прощение?" Но классический Миннесотский многоаспектный личностный опросник наверняка наиболее используемый тест личности. Наиболее недавняя его версия спрашивает набор из 567 правда-неправда вопросов, от "Никто меня не понимает" до "Мне нравятся журналы о технике" до "Я любила своего отца" и часто используется для определения эмоциональных заболеваний. Еще есть методы социально когнитивной школы Бандуры. Потому что эта школа учения сосредатачивается на взаимодействии окружения и поведения, а не только на чертах, они не только спрашивают вопросы. Вместо этого они могут измерять личность в разных контекстах, понимая что поведение в одной ситуации лучше предугадать по тому, как вы вели себя в подобной ситуации. например, если Бэрнис испугалась и пыталась спрятаться под столом во время последних пяти гроз, можно предугадать что она сннова это сделает. И если мы провели контролированны лабораторный эксперимент, где мы изучали эффекты звуков грозы на поведение людей, мы могли бы получить лучшее представление об основных психологических факторах, которые могут предугадать испуг от грозы. и, наконец, есть гуманистические теористы вроде Маслова. Они часто полностью отрицают стандартные тестирования. Вместо этого, они измеряют ваше понимание себя благодаря терапии, интервью и опросниках, спрашивающих людей описать, какими бы они хотели быть, и кем они на самом деле являются. Идея в том, что чем ближе настоящее и идеал, тем более позитивным изображение себя Что возвращает нас к главнейшему из всех вопросов: что или кто этот я? Все те книги о самооценке, самопомощи, самопонимании, самоконтроле и подобному, построенны на идее, что личность управляет мыслями и чувствами и поведением: и вообще является центром человека. Но конечно же, это ловкая проблема. О себе можно думать как о понятии из нескольки личностей - идеальное я, возможно убийственно красивое и интеллигентное, успешное и любимое, и может пугающее я - которое может остаться без работы и в одиночестве и разрухе. Этот баланс потенциальных лучшего и худшего я мотивирует нас по жизни. В конце, когда вы учитываете влияние среды и детских опытов, культуре и всего того, не упоминая биологию, о которой мы сегодня даже не говорили, можем ли мы действительно описать себя? или даже ответить с уверенностью, что у нас есть личность? это, мой друг одно из сложнейших вопросов жизни, до сих пор без универсального ответа Но вы все равно многому сегодня научились, да? Мы говорили о характерной и социально когнитивной теориях, и о многих способах эти и другие школы измеряют и тестируют личность мы также говорили о том. что такое я, и как работает наша самооценка. Спасибо за просмотр, особенно всем нашим подписчикам Subbable, которые помогают этому каналу существовать. Если вы захочете узнать, как стать подписчиком - навестите subbable.com/crashcourse. Эта серия была написана Кэтлин Йейл, редактирована Блейком де Пастино, и нашим консультантом был Др. Ранжит Бхагават. Наш директор и редактор - Николас Дженкинс, заведующий текстом - Майкл Аранда, кто также является нашим звукорежиссером и наша заведующая графикой команда - Thought Café.

История создания методики

Тематический апперцептивный тест был впервые описан в К.Морган и Г.Мюррея в 1935 году . В этой публикации ТАТ был представлен как метод исследования воображения , позволяющий охарактеризовать личность обследуемого благодаря тому, что задача истолкования изображенных ситуаций , которая ставилась перед обследуемым, позволяла ему фантазировать без видимых ограничений и способствовала ослаблению механизмов психологической защиты. Теоретическое обоснование и стандартизованную схему обработки и интерпретации ТАТ получил несколько позже, в монографии «Исследование личности» Г.Мюррея с сотрудниками. Окончательная схема интерпретации ТАТ и окончательная (третья) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году .

Процесс тестирования

Тестируемому предлагаются чёрно-белые рисунки, на большинстве которых изображены люди в бытовых ситуациях. На большинстве рисунков ТАТ изображены человеческие фигуры, чувства и действия ко­торых выражены с различной степенью ясности.

ТАТ содержит 30 картин, некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие являлись репродукциями раз­личных картин, иллюстраций или фотографий. Кроме того, испытуемому предъявляется также белый лист, на котором он может вызвать путём воображения любую картину, какую захочет. Из этой серии в 31 рисунок каждому испытуемому обычно предъявляется последовательно 20. Из них 10 предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста испытуемого. Эта дифференциация определя­ется возможностью наибольшей идентифи­кации испытуемым себя с изображенным на рисунке персона­жем, так как такая идентификация легче, если рисунок вклю­чает персонажи, близкие испытуемому по полу и возрасту.

Исследование обычно проводится в два сеанса, разделенные од­ним или несколькими днями, в каждом из которых предъявля­ются последовательно в определенном порядке 10 рисунков. До­пускается, однако, модификация процедуры ТАТ. Некоторые психологи считают, что в клинических условиях более удобно проводить исследование целиком в один раз с 15-минутным пе­рерывом, другие же используют часть рисунков и проводят ис­следование за 1 ч.

Испытуемому предлагается придумать исто­рию по каждой картине, в которой нашла бы отражение изоб­раженная ситуация, было бы рассказано, что думают и чувст­вуют персонажи картины, чего они хотят, что привело к ситуа­ции, изображенной на картине, и чем это закончится. Ответы за­писываются дословно с фиксацией пауз, интонаций, восклица­ний, мимических и других выразительных движений (могут быть привлечены стенография, магнитофон, реже запись пору­чается самому испытуемому). Так как испытуемый не знает о значении своих ответов, касающихся, казалось бы, посторон­них для него объектов, ожидается, что он раскроет определен­ные аспекты своей личности более свободно и с меньшим соз­нательным контролем, чем при прямом расспросе.

Интерпретация протоколов ТАТ не должна проводиться «в вакууме», этот материал следует рас­смотреть по отношению к известным фактам жизни личности, которую исследуют. Большое значение придается подготовке и искусству психолога. Помимо знания психологии личности и клиники, он должен иметь значительный опыт работы с ме­тодом, желательно использование этого метода в условиях, когда возможно сопоставление результатов по ТАТ с подроб­ными данными об этих же испытуемых, полученными другими средствами.

Интерпретация результатов

Г.Линдзи выделяет ряд базовых допущений, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, индивид проявляет в этом свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие 5 допущений связаны с определением наиболее диагностически информативных рассказов или их фрагментов.

  1. Сочиняя историю, рассказчик обычно идентифицируется с одним из действующих лиц, и желания, стремления и конфликты этого персонажа могут отражать желания, стремления и конфликты рассказчика.
  2. Иногда диспозиции, стремления и конфликты рассказчика представлены в неявной или символической форме.
  3. Рассказы обладают неодинаковой значимостью для диагностики импульсов и конфликтов. В одних может содержаться много важного диагностического материала, а в других - очень мало, или он может вообще отсутствовать.
  4. Темы, которые прямо вытекают из стимульного материала, скорее всего, менее значимы, чем темы, прямо не обусловленные стимульным материалом.
  5. Повторяющиеся темы с наибольшей вероятностью отражают импульсы и конфликты рассказчика.

И, наконец, ещё 4 допущения связаны с выводами из проективного содержания рассказов, касающимися других аспектов поведения.

  1. Рассказы могут отражать не только устойчивые диспозиции и конфликты, но и актуальные, связанные с текущей ситуацией.
  2. Рассказы могут отражать события из прошлого опыта субъекта, в которых он не участвовал, но был их свидетелем, читал о них и т. п. Вместе с тем сам выбор этих событий для рассказа связан с его импульсами и конфликтами.
  3. В рассказах могут отражаться, наряду с индивидуальными, групповые и социокультурные установки.
  4. Диспозиции и конфликты, которые могут быть выведены из рассказов, не обязательно проявляются в поведении или отражаются в сознании рассказчика.

В подавляющем большинстве схем обработки и интерпретации результатов ТАТ интерпретации предшествует вычленение и систематизация диагностически значимых показателей на основании формализованных критериев. В. Э. Рэнге называет эту стадию обработки симптомологическим анализом. На основе данных симптомологического анализа делается следующий шаг - синдромологический анализ по Рэнге, который заключается в выделении устойчивых сочетаний диагностических показателей и позволяет перейти к формулировке диагностических выводов, которая представляет собой третий этап интерпретации результатов. Синдромологический анализ, в отличие от симптомологического, в очень слабой мере поддается какой-либо формализации. Вместе с тем он неизбежно опирается на формализованные данные симптомологического анализа.

Литература

  1. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 а. С.48-52.
  2. Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. - 254 с.
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. - М., ТЕИС, 2002. - 150 с.
  4. Gruber, N. & Kreuzpointner, L. (2013). Measuring the reliability of picture story exercises like the TAT. Plos ONE, 8(11), e79450. doi:10.1371/journal.pone.0079450 [Грубер, H. & Креузпоинтнер, Л. (2013). Измерение надежности PSE kak TAT. Plos ONE, 8(11), e79450. doi:10.1371/journal.pone.0079450]