ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

"Благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение - "дитя правителя". Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" - ци2) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие "цзюнь цзы" соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"); впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже "совершенномудрого" (шэн1), но так же своей "благодатью/добродетелью" (дэ1) способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер - на траву. Его важнейшее качество - "неорудийность" (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци2). Наделенный "знанием предопределения (мин1)", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии дао.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЗЮНЬ ЦЗЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛАО-ЦЗЫ
    легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем …
  • ЛАО-ЦЗЫ
    (Ли Эр) , легендарный автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (древнее название - «Дао дэ цзин», 4-3 вв. до н. э.), канонического …
  • ЛАО-ЦЗЫ в Высказываниях великих людей:
    Смотри на дело, как на трудное, и оно в итоге не будет трудным. Лао-Цзы - Верные слова не изящны, изящные …
  • ВЭЙ ШАН-ЦЗЮНЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    в китайской мифологии один из богов - покровителей медицины. Реальный даос В. Ш.-ц. жил в кон. 7 - нач. 8 …
  • СЕ ЦЗЮНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Си Цзюнь) (р. 1970) китайская шахматистка; международный гроссмейстер (1990), международный гроссмейстер среди мужчин (1994). Чемпионка мира (с …
  • ДУН-ЦЗЮНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (кит. повелитель востока) в китайской мифологии божество утреннего солнца. Его представляли как юношу на …
  • ДИ-ЦЗЮНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    в китайской мифологии периода Инь государь-первопредок. Его представляли с головой птицы и телом …
  • ВЭЙ ШАН-ЦЗЮНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    в китайской мифологии даос-исцелитель. Являлся к больным с черной …
  • КОНФУЦИАНСТВО
    этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая …
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЯН-ЦЗЫ-ЦЗЯН
    (Янг-тсе-кианг по буквальной передаче с условной английской транскрипции Yang-tze-kiang) — самая значительная река Китая и одна из величайших рек земного …
  • ЯН-ЦЗЫ-ЦЗЯН
    (Янг-тсе-кианг по буквальной передаче с условной английской транскрипции Yang-tze-kiang) ? самая значительная река Китая и одна из величайших рек земного …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЛЕГИЗМ в Словаре Кольера:
    "Школа закона", представляет собой сформировавшееся в 4-3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в …
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в Словаре Кольера.
  • в Словаре Кольера:
    "Должная справедливость", "долг", "чувство долга", "справедливость", "добропорядочность", "честность", "правильность", "принцип", "значение", "смысл" - одна из основополагающих категорий китайской философии, в …
  • ГУЙГУ-ЦЗЫ в Словаре Кольера:
    "Учитель из Ущелья навей". Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя (буквально: "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных "), традиционно датируемый …
  • ГУАНЬ-ЦЗЫ в Словаре Кольера:
    один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4-3 вв. до н.э., …
  • ВАН ЧУАНЬШАНЬ в Словаре Кольера:
    Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай, выдающийся китайский философ-неоконфуцианец и ученый энциклопедист. Родился в интеллигентной семье 7 октября 1619 в …
  • СЕ ЦЗЮНЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Си Цзюнь) (р. 1970), китайская шахматистка; международный гроссмейстер (1990), международный гроссмейстер среди мужчин (1994). Чемпионка мира (с …
  • КОНФУЦИЙ
    (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, …
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в Новейшем философском словаре:
    одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы …
  • ФАРФОР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от персидского фегфур) изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, …
  • ШАН ЯН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ян (390-338 до нашей эры), государственный деятель, реформатор в Древнем Китае, один из основоположников легистской школы (см. Фацзя). Происходил …
  • ЦЗОУ ЖУН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Жун (1885, уезд Басянь, провинция Сычуань, - 3.4.1905, Шанхай), китайский буржуазный революционер. Из семьи крупного торговца. Учился в Японии, где …
  • ФАЦЗЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [кит. v школа законников (легистов)], философская школа в Древнем Китае. Её основные положения сформулировал Шан Ян (390v338 до н. э.) …
  • ФАРФОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в …
  • МЭН-ЦЗЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мэн Кэ (около 372 - 289 до н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция. Родился в …
  • МА ЧЖИ-ЮАНЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Чжи-юань , китайский драматург и поэт периода правления монгольской династии Юань (1280-1368). Сохранилось 7 из …
  • КОНФУЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода …
  • ДАОСИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. название - "Дао дэ цзин") и …
  • ВТОРАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    революция", принятое в исторической литературе наименование восстания воинских частей в Центральном и Южном Китае в июле - августе 1913 против …
  • ХУ-БЭЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (англ. Hupe) — китайская провинция, лежащая по среднему течению Ян-цзы-цзяна, к В. от провинций Шэнь-си и Сы-чуань; занимает площадь почти …
  • ПЕКИНСКИЙ ДОГОВОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    дополнительный трактат, подписанный 2 ноября 1860 г. в Пекине представителем России, генерал-майором Н. П. Игнатьевым (впоследствии граф) и китайским князем …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КВАНТУНСКАЯ ОБЛАСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называлась арендованная Россией у Китая на основании конвенции 5 (17) марта 1898 г. территория на южной оконечности Ляодунского п-ова, …
  • СЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЗЮНЬ, Си Цзюнь (р. 1970), кит. шахматистка; междунар. гроссмейстер (1990), междунар. гроссмейстер среди мужчин (1994). Чемпионка мира в …
  • ХУ-БЭЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (англ. Hupe) ? китайская провинция, лежащая по среднему течению Ян-цзы-цзяна, к В от провинций Шэнь-си и Сы-чуань; занимает площадь почти …
  • ПЕКИНСКИЙ ДОГОВОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? дополнительный трактат, подписанный 2 ноября 1860 г. в Пекине представителем России, генерал-майором Н. П. Игнатьевым (впоследствии граф) и китайским …
  • КВАНТУНСКАЯ ОБЛАСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? так называлась арендованная Россией у Китая на основании конвенции 5 (17) марта 1898 г. территория на южной оконечности Ляодунского …
Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Цзюнь-цзы: благородный муж

Цзюнь-цзы: благородный муж

«Лунь юй» начинается (1, 1) и кончается (20, 3) высказываниями, в которых говорится о необходимости учиться и о благородном муже. Эти две взаимосвязанные мысли пронизывают все произведение, свидетельствуя о том, что учение Конфуция есть одновременно программа личностного самосовершенствования. Если говорить о форме общественной практики, которая адекватна моральной философии Конфуция и санкционируется ею в качестве наиболее достойной, то ее можно выразить одним словом: «учится». При этом, разумеется, речь идет об учебе как особом этапе и способе социализации индивида, включения детей, подростков и юношей во взрослую жизнь. Учиться - значит жить в режиме облагораживающего роста.

Важнейшие категории философии и этики Конфуция («жэнь», «ли», «вэнь» и др.) являются одновременно чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем. В известном смысле Конфуция интересуют только вопросы о том, кто такой благородный муж и как можно им стать. Это - идейная доминанта учения, ставшая в то же время композиционной основой сочинения.

Понятие благородного мужа («цзюнь-цзы») упоминается в «Лунь юе» почти столь же часто, как и понятие человеколюбия («жэнь»), - 107 раз. Благородный муж есть идеальная личность не в смысле ирреальности совершенной личности, а в смысле воплощенности идеала. Это - личностный образец, являющийся работающим критерием оценки; он вполне соотносим с определенными живыми индивидами. Об идеале можно говорить, как минимум, в двух смыслах: а) как о внутреннем образе вещи (типичный пример: идеальная точка) и б) как о некоем отдаленном во времени или вынесенном вовне состоянии (таковым является, например, представление о рае). Образ благородного мужа идеален в первом смысле: он не существует вне эмпирических благородных мужей и в то же время ни в одном из них не воплощается исчерпывающим образом.

У Конфуция понятие благородного мужа имеет два смысла: принадлежность к аристократическим сословиям и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократическому сословию не гарантирует человеческого совершенства, ибо оно достигается в процессе упорной духовной работы. В то же время на человеческое совершенство могут претендовать не только привилегированные индивиды. Выше уже приводилось суждение Конфуция о том, что в обучении не должно быть различий по происхождению (XV, 38). Однако человеческое совершенство, которое, с точки зрения природных потенций, возможно, и открыто всем людям, является конкретной обязанностью определенных сословий. Понятие совершенного человека, или благородного мужа, заключает в себе противоречие. Вопрос в том, является ли тот или иной человек совершенным, по определению может быть удостоверен только им самим. Но если он сам удостоверяет свое совершенство, то это как раз свидетельствует о том, что он несовершенен. Предлагаемый Конфуцием выход из этого парадокса состоит в следующем: есть определенные сословия, которые являются благородными, совершенными в том смысле, что человеческое совершенство является для них социальным предназначением и обязанностью. Следовательно, благородный муж эмпирически реален как постоянное усилие определенных индивидов стать благородными, соответствовать своему назначению.

У Конфуция «благородный муж», с одной стороны, описательное понятие, обозначающее определенный класс людей. «Если благородный муж не солиден, он не будет пользоваться авторитетом… не дружи с тем, кто тебе не ровня» (I, 8) - читаем мы у Конфуция; очевидно, что здесь речь идет о сословной принадлежности. С другой стороны, понятие благородного мужа является аксиологичесим, оно обозначает эмпирически труднодостижимый или вовсе недостижимый идеал человека. Цзы-лу спросил о благородном муже. Учитель ответил: «Совершенствуй себя, чтобы быть почтительным». [Цзы-лу] спросил; «И это всё?» [Учитель] сказал: «Совершенствуй себя, чтобы принести спокойствие другим людям». [Цзы-лу] спросил: «И это всё?» [Учитель] ответил: «Совершенствуя себя, принести спокойствие народу. Разве не это заботило Яо и Шуня!» (XIV, 42). Из этого фрагмента ясно, что под благородным мужем подразумевается такое совершенство человека, которое переливается в совершенное общество, что было чрезмерно даже для Яо и Шуня - идеальных, по конфуцианским представлениям, правителей древности. Себя Конфуций также не считал благородным мужем; такая самооценка многозначительна, особенно на фоне того, что составившими «Лунь юй» учениками образ Учителя подается так, как если бы он был самым благородным из благородных мужей.

Благородный муж является средоточием всех совершенств, персонификацией конфуцианских представлений об идеальном человеке. Он стремится познать дао, правильный путь, думает о том, чтобы быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках, не стыдится своих поступков: «Не зная воли Неба, не станешь благородным мужем» (20, 3); «Благородный муж заботится лишь о соблюдении морали» (IV, 11). Он человеколюбив, обладает «жэнь», человеколюбие имеет для него нравственную значимость, оно важнее, чем вода и огонь: «Благородного мужа даже на время трапезы не покидает человеколюбие - оно постоянно с ним: когда он спешит и когда у него трудные времена» (IV, 5). Он справедлив, ограничивает себя правилами ритуала, все делает должным образом, ясно сознавая, что только ритуал преобразует естественные стремления в человеческие поступки: «Благородный муж всегда исходит из чувства справедливости. Это проявляется в том, что в делах он следует Правилам, в речах скромен, завершая дела, правдив. Именно таков благородный муж» (XV, 17). Он постоянно учится, ибо только «тот, кто, повторяя старое, способен найти новое, может стать наставником» (II, 11). Он не стремится подлаживаться под других и не пытается других подчинить своей воле, гармония для него не сводится к единомыслию: «Благородный муж стремится к единству через разномыслие, но не стремится к единству через послушание» (XIII, 23).

Человек не рождается благородным мужем, даже если он принадлежит к благородному сословию. Он становится или, точнее, всю жизнь трудится над тем, чтобы стать им. Для процесса становления благородного мужа существенное значение имеют: а) как он относится к себе и к другим людям; б) как в его жизнедеятельности соотносятся между собой практическое поведение и книжное знание.

Место благородного мужа в системе человеческих отношений можно определить тремя предложениями: благородный муж ко всем относится одинаково; заимствует у людей хорошее и сближается с лучшими; судит только самого себя. Он относится ко всем ровно, не проявляя пристрастия, ибо уважает в каждом человеческое достоинство и ясно сознает, что без этого в человеческом сообществе не будет согласия, его отношение к людям характеризуется тем, что он соединяет, а не отсекает. У людей всегда можно чему-нибудь научиться. Учитель сказал: «Когда [нас] трое в пути, то каждый из двоих [спутников] может стать моим наставником. Я выбираю хорошее и следую ему, плохое же служит предостережением и помогает исправиться» (VII, 23). Человек учится у других людей. Благородный муж умеет правильно этим воспользоваться. Учитель сказал: «Не разговаривая с тем, с кем надо бы говорить, вы теряете людей. Разговаривая с тем, с кем лучше бы не говорить, вы теряете слова. Мудрый не теряет людей и не теряет слова» (XV, 8). Человек не только учится у других. Он также учит их. И в этом деле благородный муж является мастером. Он исходит из убеждения, что у него есть единственное средство благотворного воздействия на окружающих, на дела в государстве - это безупречность собственного поведения: «Если же не способен сам исправить себя, то как он сможет исправлять других?» (XIII, 13). Поэтому он не винит других, не дает им оценки (XIV, 29), «благородный муж требователен к себе» (XV, 20). Конфуций считал, что людям с красивыми словами и притворными манерами не достает человеколюбия (I, 3); поэтому соответствие между словами и делами - предмет особой заботы благородного мужа. Дела благородного мужа должны предшествовать словам. В воспитании и обучении решающую роль играет практический выбор - отношение человека к родителям, друзьям, государю, соблюдение ритуала. Что касается речи, то она должна быть сдержанной; благородный муж «прежде претворяет слова в дела, а затем следует им» (II, 13). (Тот же фрагмент в переводе Кривцова: «Он осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом».)

Основной практической формой, в которой благородный муж может наиболее полно развернуть свои качества, является сановная деятельность (показательно, что графика понятия благородного мужа исходно означает «дитя правителя»). Для Конфуция большая политика - всего лишь продолжение и завершение задаваемой ритуалом упорядоченности общественной жизни, до государственного управления и наряду с ним существует управление, состоящее в том, чтобы проявлять сыновнюю почтительность и быть дружным с братьями (2, 21). В истории китайской государственности конфуцианская традиция является превалирующей, но не единственной. Ей противостоит возникшая одновременно с ней легистская традиция, согласно которой несущей конструкцией государства является закон, а не ритуал. Шень чжи («правление посредством людей») или фа чжи («правление посредством закона») - так впоследствии в китайской культуре терминологически и понятийно закрепилось это дошедшее до наших дней противостояние. Выражаясь предельно заостренно, речь идет о двух различных философиях и практиках государства, о том, понимать ли его как большую семью, которая потому только и является семьёй, что в ней культивируются качественные различия между родителями и детьми, старшими и младшими, или как большой оруэловский сарай, в котором «все свиньи равны». Конфуций выступал против легистов потому, что их учение игнорировало различие между благородными и простолюдинами, а также лишало политику её живой этической основы. Учитель сказал: «Если наставлять народ путем [введения] правления, основанного на законе, и поддерживать порядок [угрозой] наказания, то народ станет избегать наказаний и лишится [чувства] стыда. Если наставлять народ путем [введения] правления, основанного на добродетели, и поддерживать порядок путем [использования] Правил, то [в народе] появится [чувство] стыда и он исправится» (II, 3).

Как для закона нужен репрессивный аппарат, так для Правил нужен благородный муж. Сановная деятельность благородного мужа призвана гарантировать соответствие государственного управления ритуалу; через благородного мужа осуществляется синтез политики и этики. Насколько политике необходим благородный муж, настолько же благородному мужу нужна политика, ибо она предельно расширяет его возможности воздействия на состояние дел в обществе.

Но как быть, если государство управляется неправильно и охвачено беспорядками? В этом случае Конфуций предлагает отойти от активной государственной деятельности: «Если в Поднебесной есть Дао-Путь, то прояви себя; если [в Поднебесной] нет Дао-Пути, скройся. В государстве, где царит Дао-Путь, стыдно быть бедным и незнатным. В государстве, лишенном Дао-Пути, стыдно быть богатым и знатным» (VIII, 13). Между бедностью и незнатностью при хорошем управлении и богатством и знатностью при плохом управлении есть то общее, что они являются следствием порочности поведения, хотя, правда, речь каждый раз идет о разных пороках. Конфуций дает еще один совет, который касается не только отношения к государственно-чиновничьей деятельности, а вообще способа поведения благородного мужа в спокойные и неспокойные времена: «Учитель сказал: «В государстве, где царит Дао-Путь, говорить надо прямо и действовать прямо, в государстве, лишенном Дао-Пути, действовать надо прямо, а говорить сдержанно» (XIV, 3). С точки зрения Конфуция, во взаимоотношении этики и политики приоритет принадлежит этике, хотя, разумеется, он не отрицал ни роль законности, ни роль наказания. Этим определяется политическая активность благородного мужа, она оправдана в той мере, в какой политика покоится на прочном этическом фундаменте.

Благородному мужу в учении Конфуция противостоит низкий человек (сяо жэнь). Понятие сяо жэня многозначно: это человек низкий по своим нравственным помыслам, темный по умственному развитию, возможно также простолюдин по происхождению и социальному положению, хотя последнее не является приговором и не всякий простолюдин обречен остаться сяо жэнь. Словом, он во всем является антиподом благородного мужа. Это - своего рода антиидеал; то, от чего человек должен уходить. Термин «сяо жэнь» употребляется в «Лунь юе» 24 раза, из них 20 раз в значении человека, лишенного добродетели.

Если взять основные признаки низкого человека, то они состоят в том, что он смотрит вниз, думает о том, как бы получше устроиться, извлечь выгоду, не умеет переносить трудности, нужду, не имеет в себе человеческого терпения и «требователен к другим» (XV, 20), склонен к раздорам, даже «может стать разбойником» (XVII, 23). Словом, в поведении низкого человека природная детерминация довлеет над этической. Это человек грубый, неотесанный, своевольный не просто по внешнему виду и манерам, но еще и в том глубоком смысле, что для него ритуал, представления о человеческом приличии и достоинстве не стали определяющими мотивами поведения.

Важно еще раз подчеркнуть: в отношении человеческой судьбы нет космического или антропологического предопределения. Подобно тому как благородный муж выделывает сам себя в упорных трудах, так и низкий человек является результатом нерадения индивидов о самих себе. Правда, статус простолюдина способствует такому нерадению, но только способствует. Конфуцию приписывают такое суждение: «Человек скрывает свое сердце - его ни измерить, ни взвесить. Прекрасное и безобразное - все таится в человеческом сердце, но цвета его не увидишь». Человек по своим изначальным возможностям открыт как добру, так и злу. Сяо жэнь есть актуализация возможности зла. Выражение и причина этого, согласно Конфуцию, заключается в том, что низкий человек тянет на себя, к своей выгоде; он не умеет правильно построить свои отношения с другими людьми, ему чужда идея взаимности. «Маленький человек, как говорит Конфуций, стремится к единству через послушание, но не стремится к единству через разномыслие» (XIII, 23).

Чтобы правильно понять представления Конфуция о нравственных возможностях человека, следует иметь в виду, что в его учении нравственный идеал имеет две разновидности - сыновней почтительности и благородного мужа. Между ними существует совершенно очевидное противоречие. Образ сыновнего почтения покоится на добродетели послушания. Благородный муж, напротив, - самостоятельная и самодостаточная личность; он сам себе судья. Может существовать, как минимум, два не исключающих друг друга объяснения данного противоречия. Согласно первому, речь идет о разных уровнях социально-нравственной жизни. Сыновняя почтительность - нравственный идеал в его массовидном выражении, доступном для всех, в том числе для простолюдинов, Благородный муж - редко доступная вершина нравственного развития личности, связанная с деятельностью государя и его советников. В человеческой повседневности жэнь (человеколюбие) приобретает форму сыновней почтительности, а в государственно-управленческой деятельности - благородного мужа. Согласно второму объяснению, речь идет о разных стадиях нравственного развития личности. Сыновняя почтительность - первая стадия, а благородный муж - вторая. Человек может стать благородным мужем не раньше, чем сам станет отцом. Оба этих объяснения вполне совмещаются, если учесть, что сановная деятельность была уделом отцов - людей в возрасте, опытных, зрелых. При этом второй уровень (или стадия) не отменяет первого, а прочно базируется на нем. Нормы сыновней почтительности для благородного мужа еще более обязательны, чем для обычного человека.

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Цзюнь-цзы: благородный муж Понятие благородного мужа имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе не гарантирует человеческого совершенства, ибо для этого необходима

Из книги Большая книга восточной мудрости автора Евтихов Олег Владимирович

Благородный муж (цзюньцзы) как символ конфуцианской традиции Учитель сказал:– Если благородный муж (цзюньцзы) не солиден видом, то он не будет пользоваться авторитетом и знание его не будет прочно. Поэтому поставь себе за главное преданность и искренность; не дружись с

(кит.): «достойный», «настоящий», «совершенный», «благородный муж», своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире. Он должен обладать пятью качествами, пятью постоянствами, которые делают его «совершенным мужем»: жэиь, и, ли, сяо, чжи. – норматив конфуцианской личности, противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяожэнь) – воплощению эгоистического прагмптизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция данное понятие соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов; впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). Важнейшее качество цзюнь-цзы – «неорудийность», что означает, с одной стороны, духовно-нравственную и поведенческую автономию, а с другой – приверженность Дао.


Смотреть значение Цзюнь-цзы в других словарях

Вэй Шан-цзюнь — в китайской мифологии даос-исцелитель. Являлся к больным счерной собакой.

Го Цзы-и — в китайской мифологии бог счастья и почитания родителей,образец конфуцианской добродетели.
Большой энциклопедический словарь

Гуань-цзы — (7 в. до н. э.) - китайский философ, создавший этическое учение.
Большой энциклопедический словарь

Гуйгу-цзы — (кит. учитель из долины оборотней) - в китайской мифологиибессмертный мудрец, покровитель прорицателей, спутник Лао-цзы.
Большой энциклопедический словарь

Ди-цзюнь — в китайской мифологии периода Инь государь-первопредок. Егопредставляли с головой птицы и телом человека.
Большой энциклопедический словарь

Дун-цзюнь — (кит. повелитель востока) - в китайской мифологии божествоутреннего солнца. Его представляли как юношу на колеснице.
Большой энциклопедический словарь

Кун-цзы — см. Конфуций.
Большой энциклопедический словарь

Лао-цзы — легендарный древнекитайский мыслитель, основоположникрелигиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многихотношениях. Под этим именем, которое,........
Большой энциклопедический словарь

Мо-цзы — (Мо Ди) (479-400 до н. э.) - древнекитайский философ. Противникконфуцианства. Взгляды и его учеников собраны в книге ".Основной тезис учения о "всеобщей любви и взаимной выгоде"........
Большой энциклопедический словарь

Мэн-цзы — (ок. 372-289 до н. э.) - древнекитайский философ, последовательКонфуция. Взгляды изложены в книге ". Сформулировал тезисо незыблемости деления людей на правящих и управляемых.
Большой энциклопедический словарь

Се Цзюнь — (Си Цзюнь) (р. 1970) - китайская шахматистка; международныйгроссмейстер (1990), международный гроссмейстер среди мужчин (1994).Чемпионка мира (с 1991).
Большой энциклопедический словарь

Сунь-цзы — древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н.э. Автор трактата о военном искусстве (связь войны и политики, факторыпобеды, стратегия и тактика).
Большой энциклопедический словарь

Сюнь-цзы — (ок. 313 - ок. 238 до н. э.) - древнекитайский философ,последователь Конфуция. Написал трактат ".
Большой энциклопедический словарь

У Цзы-сюй — в китайской мифологии бог приливов, обожествленный сановник (5в. до н. э.), покончивший с собой по приказу государя и брошенный в воду.
Большой энциклопедический словарь

Чжуан-цзы — (ок. 369-286 до н. э.) - древнекитайский философ, один изоснователей даосизма. Трактат " написан в форме притч, новелл идиалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы.........
Большой энциклопедический словарь

Лао-тзе Или Лао-цзы — (род. в 604 г. до нашей эры) - основатель даосизма или таосизма - одной из трех господствующих в Китае и официально признанных религиозно-философских систем. Основное понятие........
Исторический словарь

Лао-цзы (ли Эр) — - автор древнекитайского трактата Лао-цзы (древнее название - Дао дэ цзин, 4- 3 вв. до н.э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие - дао, которое метафорически........
Исторический словарь

Го Бао-цзюнь — (р. 1893) - кит. археолог, проф., науч. сотрудник Ин-та археологии АН КНР. В течение мн. лет изучает памятники 6-й столицы гос-ва Инь (14-11 вв. до н. э.), расположенной ок. г. Аньян........

Го Цзы-син — (ум. 1355) - руководитель одной из групп повстанч. отрядов "Красных повязок", участвовавших в антимонг. движении 1351-68 в Китае. Род. в пров. Аньхой. В февр. 1352 Г. Ц.-с. собрал в........
Советская историческая энциклопедия

гуань-цзы — др.-кит. трактат, посвященный вопросам гос. управления, законодательства и экономики. Составлен в форме диалога между правителем царства Ци Хуань-гуном (685-643 до н. э.)........
Советская историческая энциклопедия

Гун Цзы-чжэнь — (псевд. - Дин-ань) (22. VIII. 1792 - 26. IX. 1841) - кит. ученый-просветитель, поэт. В 1830 вместе с Линь Цзэ-сюем и Вэй Юанем создал кружок поэтов-патриотов. Выступал против феод.-иерархич.........
Советская историческая энциклопедия

Лао-цзы — полулегендарный автор осн. произв. философского даосизма - тракгата "Дао дэ цзин" (иногда называемого "). Исходным моментом социально-политич. теории этого трактата является........
Советская историческая энциклопедия

Ли Цзы-чэн — (1606 - окт. 1645) - вождь крест. войны (1628-45) в Китае. Уроженец уезда Мичжи в пров. Шэньси, сын крестьянина. Служил почтовым курьером. Вступив в ряды повстанцев с начала войны,........
Советская историческая энциклопедия

Мэн-цзы — (ок. 372-289 до н. э.) - др.-кит. мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах гос-в Ци и Лян. М.-ц. считал, что путь к образцовому........
Советская историческая энциклопедия

Сунь-цзы — Сунь У (6-5 вв. до н. э.), - др.-кит. полководец и воен. теоретик. Род. в царстве Ци. В 514-496 до н. э. служил военачальником в царстве У. Благодаря воен. искусству С.-ц. армия этого........
Советская историческая энциклопедия

Сюнь-цзы — (ок. 298-238 до н. э.) - древнекит. мыслитель, последователь Конфуция. Написанный им трактат " является первым систематич. изложением конфуцианской философии. С.-ц. выставил........
Советская историческая энциклопедия

хуайнань-цзы — (Книга хуайнаньского вана) - др.-кит. трактат, составленный ок. 140 до н. э. кит. учеными, находившимися на службе у хуайнаньского вана Лю Аня (ум. 122 до н. э.). Состоит из 21 главы.........
Советская историческая энциклопедия

цзы Чжи Тун Цзянь — ("Всеобщее обозрение, управлению помогающее") - сводный труд по истории Китая, охватывающий период с 403 до н. э. до 959 н. э. Гл. составитель - Сыма Гуан (1019-86). Сыма Гуан составил........
Советская историческая энциклопедия

шан Цзюнь Шу — ("Книга правителя области Шан") - др.-кит. политич. трактат легистской школы (см. "Фацзя"). Составлен в 3 в. до н. э. В нем излагается учение Шан Яна (390-338 до н. э.) о системе и методах........
Советская историческая энциклопедия

Вэй Шан-цзюнь — в китайской мифологии один из богов - покровителей медицины. Реальный даос В. Ш.-ц. жил в кон. 7 - нач. 8 вв., он бродил по стране с чёрным псом по имени Чёрный дракон и занимался........
Энциклопедия мифологии

- веха нравственного прогресса

1. Учение Конфуция дошло до нас во фрагментарной форме - в виде записей различных его бесед с учениками. Но это не просто собрание нравоучительных историй и моральных предписаний, никак не систематизированных. Целостность учению придаёт выдвигаемый в нём идеал моральной личности «цзюнь-цзы» - «благородного мужа», (далее ЦЦ), о котором, собственно говоря, и ведутся все беседы. В них Конфуций обрисовывает нравственные нормы ЦЦ, раскрывает моральные принципы, с помощью которых нормы систематизируются, показывает моральные ценности ЦЦ, выделяет среди них главную - демонстрирует ценностную ориентацию, приводит моральные оценки, по которым можно судить об исходной нравственной позиции и мировоззрении ЦЦ. Конфуций подробно нормы и приёмы регуляции поведения ЦЦ, и указывает психологические механизмы поддержки императивов морали. Всё это даёт возможность говорить, что в учении Конфуция с достаточной полнотой отражена исторически определенная структура нравственности.

2. Чтобы квалифицировать её, чрезвычайно важно рассматривать учение Конфуция не просто исторически, но в аспекте истории нравственности . Последняя реализуется в смене 4 крупных типов морали, соответствующих первобытнообщинному, докапиталистическому, капиталистическому и коммунистическому типам социальных отношений. Революционная смена типов общественных отношений сопровождается качественными скачками (революциями) в нравственном развитии человечества. Что касается первой такой революции, то важнейшей её чертой является индивидуализация духовной жизни человека как следствие индивидуализации его материальной жизни. На месте нерасчленённого родоплеменного сознания доклассового общества, в рамках которого индивид никогда не мыслил себя отдельно, появляется самосознание личности, впервые говорящей о себе «Я». Несомненным признаком качественного изменения нравственности, является начало нравственного самопознания человека - возникновение этических учений.

Применительно к истории Китая можно сказать, что появление учения Конфуция (наряду с другими этическими учениями периода Чуньцю - Чжаньго ) знаменует собой период первой нравственной революции, а отражённые в нём черты нравственности характерны для общественных отношений переходного периода. Этого недостаточно, разумеется, для того, чтобы квалифицировать учение Конфуция как прогрессивное. Известно, что этические учения могут как способствовать прогрессу нравственности, так и задерживать его. Для решения вопроса о прогрессивности или реакционности необходимо рассмотреть конкретное содержание этической системы Конфуция.

3. Учение Конфуция классово. Субъекты морали - представители господствующего класса, к которому равно принадлежат и ЦЦ, и его моральный антипод «сяо жэнь» - «мелкий человек» (далее - СЖ). Но господствующий класс заинтересован в бесперебойном функционировании общества, которое обеспечивает его существование и благоденствие. Это отражается в его морали в виде принципа отношения к народу, становящемуся объектом нравственности господствующего класса. ЦЦ как моральная личность относится к народу «по справедливости»: управляет им умно и милосердно (5.15), использует на работах во благовременье (1.5) и т.д. Боле того он не отрицает собственных моральных потенций народа, которые можно реализовать при правильном отношении к нему (2.3; 15.31). СЖ, в противоположность к ЦЦ, проявляя неуёмный эгоизм и жадность, угнетает и обирает народ, жестоко наказывает, гонит на войну без обучения. Такие действия в учении Конфуция осуждаются. Однако основная сфера функционирования морали, по Конфуцию, - взаимоотношения внутри господствующего класса. ЦЦ, центральная фигура, центральная фигура учения, представляет сословие ши , обслуживающее нужды государственного управления. Это объективно обуславливает его исходную нравственную позицию, но отнюдь не исключает субъективной нравственной активности и ответственности за выбор моральной позиции.

4. Моральные ЦЦ организованы в систему нравственными принципами, главные из которых - «жэнь» , «и» , «сяо» , «чжун». Среди них существенно новым для морали, является принцип «жэнь». Словом «жэнь», по мнению автора этих тезисов, Конфуций обозначил, то, что впоследствии в мире стало известно как совесть. Совесть-жэнь в моральной системе Конфуция является основным структурообразующим элементом. Принцип «и» , ранее означавший лишь справедливость, став рядом с «жэнь», преобразовался в понятие долга. «Жэнь» пронизало понятие «сяо» («сыновняя почтительность») и «чжун» («верность»), придав им новое содержание и подняв на большую моральную высоту. В качестве морального принципа, структурирующего систему моральных норм ЦЦ, «жэнь» выступает как требование чистоты совести.

5. Чистая совесть - основное свойство ЦЦ. Можно сказать также - необходимое и достаточное. Водораздел между ЦЦ и СЖ проходит именно здесь. «Бывает ли ЦЦ без чистой совести? - спрашивает Конфуций, как бы задавая своим ученикам тему для размышления, - А бывает или нет, чтобы СЖ был с чистой совестью?» (14.7). На свой первый вопрос Конфуций сам отвечает многократно: «Богатство и знатность - это то, чего люди страстно желают. [Но если они] достаются [тебе] не в соответствии с их дао (не за то, за что положены по совести. - Л.Г.), не принимай [их]. Бедность и низкое положение - это то, что всем людям ненавистно. [Но если они] достаются [тебе] не в соответствии с их дао, не бег [их]. Если ЦЦ бежит совести, за что же даётся ему это имя? ЦЦ не отступает от совести ни в полноте, ни в ущербе. Дела идут успешно - он непременно поступает так, терпит неудачи - [тоже] непременно поступает так» (4.5). ЦЦ нельзя лишить душевной чистоты (8.6). Совесть - его тяжёлая ноша, которую он несёт до самой смерти (8.7). В иных взаимоотношениях с совестью СЖ. Хотя от действия совести он не освобождён и время от времени осознаёт (чжи ) её в себе, он не способен поступать (син) в соответствии с ней. «ЦЦ не может пренебречь [совестью которую] осознал» (15.33). В отличие от ЦЦ, предъявляющего моральные требования к самому себе, СЖ всегда предъявляет их только другим (15.20).

6. В любых случаях жизни ЦЦ направляет свои помыслы и действия на достижение высшей моральной ценности - Дао . Эта ценностная ориентация постоянно ставит его перед моральным выбором. Типичная массовидная ситуация выбора - решение о возможности служить. Государственная служба для ЦЦ - почетный долг и источник существования. Это определяется его социальным положением как ши . Однако она не безусловна. Приглашенный на службу, ЦЦ, с точки зрения обыденного здравого смысла, начинает делать «несуразное»: морально оценивать действия и намерения правителя, соответствуют ли требованиям Дао? Решение о службе в зависимости от ответа на этот вопрос: «Когда в Поднебесной есть Дао, [ЦЦ] на виду. Когда в Поднебесной нет Дао, [ЦЦ] скрывается. Когда в стране есть Дао, стыдно быть бедным и занимать низкое положение. Когда в стране нет Дао, стыдно в ней быть богатым и знатным» (8.13).

ЦЦ стойко переносит последствия отказа от службы - преследования, бедность. Однако Конфуцию, не пожелавшему служить вэйскому князю Лин-гуну, пришлось вместе с учениками бежать и голодать целую неделю. Ученик Цзы-Лу возроптал: «Как сделаешься ЦЦ, так уделом твоим станет бедность?» Учитель сказал: «ЦЦ твёрд в бедности, СЖ в бедности переходит границы» (15.1).

Вступление на службу не прекращает морального выбора, а делает его ещё драматичнее. ЦЦ служит ради исполнения своего морального долга - воплощения Дао (18.7). Он склонен всё называть своими именами («правильными именами»), т. е, продолжать моральную оценку действий правителя. Если они не соответствуют Дао, то для ЦЦ уже нет прежнего простого выхода - отказаться от службы. Он должен или пожертвовать высшей ценностью Дао, или соблюсти принцип верности «чжун» - усовещивать (18.7), увещевать (18.1), обличать (14.23) правителя. Это хождение по острию меча. Недаром Конфуций говорит: «И когда в стране есть Дао, рискованно прямо говорить и прямо поступать»(14.4). За увещевания тирана Чжоу, был казнён Би Гань, которого Конфуций называет «иньцем с чистой совестью» (18.1). Таких примеров немало. Но ЦЦ потому и зовётся так, что отстаивает свою позицию: «Муж, обладающий волей, и муж совести не ищут жизни, если этим совести причиняется ущерб. Некоторые идут на смерть во имя совести» (15.8).

7. Конфуций придаёт большое значение правилам поведения, опираясь на которые, моральная личность в повседневных повторяющихся ситуациях, может поступать положенным образом без специальных раздумий. Он называет их «ли» - «обряды», «ритуал». Обряды были универсальной формой регуляции поведения в родоплеменном обществе, а во времена Конфуция в значительной степени утратили эту роль. Жалуясь на то, что они выхолощены, осталась лишь внешняя форма, философ требовал возвращения к безыскусной простоте и моральной значимости обрядов прошлого. Это не означало, что Конфуций звал назад и пытался снова заковать личность в жёсткие рамки родоплеменной морали. Субъективно он представлял себе, что в древности правила поведения были основаны на жэнь. Это не соответствовало исторической действительности, так как совесть рождается лишь с рождением личности в период первой нравственной революции. В родовом обществе её не было. Конфуций по-новому переосмысливал регулятивную форму обрядов древности. Их «восстановление» должно было, по его мысли, привести к «возвращению» совести. «Надо преодолеть себя и восстановить обряды. Как только восстановишь обряды - совесть вернётся в Поднебесную» (12.1). Несмотря на заявления о том, что он ничего не создаёт, а лишь передаёт (7.1), Конфуций в действительности «творил» (осмысливал и систематизировал впервые) нормы поведения моральной личности, опираясь при этом на нравственный опыт поколений. Этому служили его беседы о 9 вещах, о которых ЦЦ всегда должен помнить (16.10), 3 вещах, к которым нужно проявлять уважение (16.8), и 3 вещах, которых следует избегать (16.7) и т.д. Нормы поведения организовывались принципом «не делай другому того, чего не хочешь, что бы делали тебе» (15.23), - «золотым правилом нравственности», в период первой нравственной революции заменившим отживший принцип родовой морали «жизнь за жизнь, око за око».

8. Конфуций поднимает в своём учении вопрос о самоконтроле сознания. Он показывает психологический механизм самоконтроля - совесть-жэнь . Жэнь - нравственный страж поведения личности, заставляющий её быть морально последовательной «жэнь чжэ бу ю» - человек с чистой совестью не испытывает внутреннего беспокойства» (14.30). Отступление от рационально осознанных требований жэнь сразу развёртывает её императивность, вызывает глубокие эмоциональные переживания, чувство стыда перед самим собой: «[Когда, зная] гармонический образ жизни Дэ, не совершенствуемся, зная долг, не способны его выполнить, недоброе не способны исправить, - вот от этого у нас внутреннее беспокойство» (7.3). Ю - беспокойство специфически морального свойства, возникающего «по поводу Дао, а не по поводу бедности» (15.31), т.е, из-за внутренних, а не внешних причин. Отсутствие беспокойства, вызванного моральными причинами, неоднократно характеризуется Конфуцием как счастье (2.18; 6.21; 15.31). Такое состояние обеспечивается чистой совестью: «Если, проверяя сам себя, не чувствуешь угрызений, какие же могут быть внутреннее беспокойство и страх?» (12.4).

9. Рассмотренные позиции этического учения Конфуция позволяют сказать, что оно сформировало гуманистическое представление о назначении человека и смысле его жизни. Наивысшей свободой, которую может достичь человек, провозглашалось нравственное совершенство, высшей наградой за нравственное поведение - спокойствие духа, нравственная удовлетворённость. Эти моральные ценности воплощены в собирательном образе ЦЦ, носящем характер нравственного идеала. Хотя между массовидным поведением людей эпохи Чуньцю и поведением, приписываемым ЦЦ, существовал большой разрыв, образ ЦЦ служил эталоном моральности, нравственно просвещал и воспитывал людей, эмоционально заражая их своим отношением к добру и злу, личному и общественному. Выдвижение идеала ЦЦ, утверждавшего требования самосовершенствования, равенства перед моральным законом, уважения достоинства каждой личности, явилось вехой нравственного прогресса древнекитайского общества.


Опубл.: Головачёва Л.И. Образ цзюнь-цзы - веха нравственного прогресса // XVIII научная конференция "Общество и государство в Китае": тез. докл. /АН СССР. Институт востоковедения. - М., 1987. Ч.1. С.39-45.


кит.): «достойный», «настоящий», «совершенный», «благородный муж», своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире. Он должен обладать пятью качествами, пятью постоянствами, которые делают его «совершенным мужем»: жэиь, и, ли, сяо, чжи. Цзюнь-цзы – норматив конфуцианской личности, противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяожэнь) – воплощению эгоистического прагмптизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция данное понятие соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов; впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). Важнейшее качество цзюнь-цзы – «неорудийность», что означает, с одной стороны, духовно-нравственную и поведенческую автономию, а с другой – приверженность Дао.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

кит. - благородный муж, совершенный муж; исходное значение - «дитя правителя») - понятие китайской философии, норматив конфуцианской личности, впервые представленный в «Лунь юе», носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Синонимы - «великий человек» (да жэнь), «гуманный человек» (жэнь жэнь, см. Жэнь). Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации («орудийности» - ци), преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие «цзюнь цзы» соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов («благородный муж»), впоследствии оно приобретает более общий характер («совершенный муж»). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже «совершенномудрого» (»он), но своей «благодатью/добродетелью» (дэ) он способен воздействовать на «маленьких людей» так же, как ветер - на траву. Его важнейшее качество - «неорудийность» (бу ци), т. е., с одной стороны, духовно-нравственная и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци). Наделенный «знанием предопределения (мин)», цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и «сокрытость», удаление от дел - при отсутствии дао.