У самого побережья Черного моря. Ежегодно в «Артек» приезжают десятки тысяч ребятишек из самых разных городов не только нашей страны, но и всего мира.

Местоположение

Детский лагерь находится в южной части Крыма, возле поселка Гурзуф. Природа в этом месте - поистине замечательная и удивительная. Практически 50% всей территории центра занимают многочисленные зеленые насаждения. В «Артеке» функционируют очень красивые скверы и парки. Береговая линия простирается на восемь километров от центра к поселку Гурзуф.

Располагается детский лагерь в отличном месте. От сильных морских штормов его защищают мысы скал, которые образуют красивейшие бухты, а от пронизывающего ветра - горные массивы. В течение теплого сезона года весь воздух наполнен дивным ароматом цветущих растений и благоухающих роз. Чудесный климат делает отдых в «Артеке» удивительным и запоминается на долгое время!

История

Идея обустройства пионерского лагеря «Артек» появилась еще в 1924 году. Инициатором создания противотуберкулезной здравницы на территории Крымского полуострова выступил Зиновий Соловьев - председатель российского отделения «Красного Креста».

Уже в июне 1925 года появились первые отряды пионерского лагеря. Юных отдыхающих разместили в четырех палатках, которые изготовили из простого брезента. Только через несколько лет на побережье были поставлены первые домики, сделанные из фанерных досок.

В трудные годы Великой Отечественной войны детский центр был перемещен в Сталинград, а затем - под Москву. В послевоенное время началась его постепенная реконструкция и восстановление. К шестидесятым годам инфраструктура «Артека» включала уже многочисленные спортивные площадки, бассейны для плавания, а также настоящий кинотеатр. Медицинская служба состояла из трех огромных корпусов, в которых советские врачи оказывали детям квалифицированное лечение.

Путевка в «Артек» в советское время была бесплатной, и ее получение считалось в те времена настоящей удачей. Они выдавались только детям партийных работников, а также ребятам, которые очень хорошо учились или показывали высокие достижения в спортивных мероприятиях.

Ребята более, чем из 20 различных стран, приезжали в работающий круглогодично лагерь, чтобы отлично отдохнуть и поправить свое здоровье во время летних каникул.

В годы принадлежности Крыма Украине недостаточного выделялось денег на развитие детского лагеря. Только после известных событий, в 2014 году, по приказу Министерства образования и науки Российской Федерации, была разработана целая программа по восстановлению и развитию детского лагеря. В ходе проведения различных конференций и собраний было решено добавить в деятельность «Артека» еще и образовательные стандарты.

С 2015 года были возобновлены бесплатные путевки. Их, как и в советское время, принято выдавать только детям, которые показывают высокие достижения в учебе и спорте. Разработана также целая стратегия центра до 2020 года. Согласно этому документу планируется увеличить финансирование «Артека», а также улучшить инфраструктуру центра и привлекать малышей из других стран.

Структура

«Артек» состоит из нескольких отдельных лагерей. Такая структура сохранилась еще с 1930 года без сильных изменений. В составе комплекса несколько лагерей: «Горный», «Морской», «Прибрежный», «Лазурный», «Кипарисный».

В каждый отдельный лагерь входят по 2-3 отряда или дружины. Например, в составе «Прибрежного»: 4 дружины. Это «Лесная», «Речная», «Полевая» и «Озерная». Такая структура позволяет размещать всех малышей упорядоченно и с соблюдением возрастных критериев.

Каждый год организация отрядов в «Артеке» может меняться, однако базовый принцип сохраняется неизменным. Это позволяет ежегодно отдохнуть более 30 000 детишек. Малыши размещаются в комнатах, рассчитанных на размещение 3-6 человек. Все номера оснащены санузлами и хорошо оборудованы всей необходимой мебелью.

Достопримечательности

Из жилых корпусов детского центра видна гора Аю-даг или «Медвежья гора». Она является настоящим памятником природы не только для отдыхающих лагеря, но и всех жителей Крыма. Гора Аю-даг надежно защищает отдыхающих лагеря от возможных сильных ветров. Она непосредственно связана с жизнью «Артека»: ребята посещают эту гору во время походов и экскурсий, здесь устраиваются ночные посиделки у костра на горных склонах.

Детей, которые приезжают отдыхать в лагерь, посвящают в «артековцы» именно на горе Аю-даг. Это прекрасная традиция сохранилась еще с советских времен.

Еще одним настоящим памятником природы, который расположен вблизи «Артека», являются скалы Адалары. Иногда их даже считают символами Крымского полуострова. В детском центре существуют несколько традиций. Обычно дети вместе с воспитателями совершают настоящие морские путешествия к Адаларам. В конце смены традиционно делается совместное фото.

«Шаляпинская» гора - еще одна из достопримечательностей центра. Ее мыс сильно выступает в море, а склоны живописно выделяются на фоне волн. Этот природный объект много лет назад назвали в честь известного оперного певца Федора Шаляпина.

На территории, где расположен детский лагерь, протекает много подземных источников. Еще много лет назад там были проложены многочисленные коммунальные коллекторы, которые помогают собирать воду и отводить ее в море.

Также очень важно сказать о том, сколько на территории «Артека» красивейших парков. Ежегодно над их созданием трудятся профессиональные флористы и мастера своего дела. Для создания ансамбля используются различные цветущие растения: различные магнолии, розы, кедры, лиственницы и многие другие, есть настоящая маслиновая роща.

Наверное каждый ребёнок хочет хоть раз в жизни побывать там, где детство царит всю жизнь. Вы наверное догадались, что это Артек. Этот лагерь оставляет отпечаток в жизни навсегда. А теперь я раскажу немного подробнее про Артек атериал подготовил Кречман Артем , 7-А).

"Артек"- международный детский центр в Крыму. Расположен на южном берегу Крыма вблизи посёлка Гурзуф. В прошлом - самый знаменитый пионерский лагерь СССР и визитная карточка пионеров всей страны. Долгое время служил местом приёма делегаций из социалистических стран, а также глав государств ближнего и дальнего зарубежья.

Происхождение названия

Лагерь получил своё название по месту расположения - в урочище Артек на берегу одноимённой реки (первоначально он назывался просто - «Лагерь в Артеке»).

Происхождение самого слова, как и многих других крымских топонимов не имеет однозначного толкования. Наиболее обоснованные версии связывают его с греческими словами «медведь» - по расположению у «Медведь-горы», «перепёлка», «хлеб» или татарским «артык» (лишний, особенный). В трудах академика Грекова упоминается населяемая русами «Артания», располагавшаяся по мнению учёного в Причерноморской Руси. В самом лагере сейчас наиболее популярной является версия, связанная с перепёлками. Существует устойчивое выражение «Артек - перепелиный островок» и песня с таким названием.

История

«Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулёзной интоксикацией, по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьёва. Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Деятельное участие в подготовке к открытию лагеря приняли Российское Общество Красного Креста (РОКК), Российский коммунистический союз молодёжи (будущий ВЛКСМ) и Центральное Бюро юных пионеров. Руководил подготовкой лично З. П. Соловьёв. Видимо, поэтому в некоторых источниках он указывается, как первый директор «Артека», хотя непосредственное руководство лагерем сразу же после его открытия было поручено Ф. Ф. Шишмарёву. Пионеры «Артека» на фоне корпуса лагеря «Верхний» Лагерь был открыт 16 июня 1925 года.. На первую смену приехало 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. Уже в следующем году в лагере побывала первая зарубежная делегация - пионеры из Германии. Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. А в 30-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведён на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании. В годы Великой Отечественной войны «Артек» был эвакуирован через Москву в Сталинград, а затем в Алтайский посёлок Белокуриха. Там, вместе с ребятами, оказавшимися в начале войны в Крыму, отдыхали и сибирские школьники. Сразу же после освобождения Крыма от оккупантов в апреле 1944 года началось восстановление «Артека». В августе открылась первая послевоенная смена. Через год территория лагеря была увеличена до нынешних размеров. С начала 60х годов в лагере производилась реконструкция по проекту А. Т. Полянского. К 1969 году в «Артеке» насчитывалось уже 150 зданий, 3 медицинских центра, школа, киностудия «Артекфильм», 3 плавательных бассейна, стадион на 7000 мест и детские площадки для различных нужд. В советские времена путёвка в «Артек» считалась престижной наградой как для советских детей, так и за рубежом. В пределах одной школы, путёвки удостаивались самые лучшие из пионеров по многочисленным показателям (участие в делах пионерской дружины, поведение, успеваемость и т. п.). В дни расцвета ежегодное количество путёвок в «Артек» составляло 27 000. В период между 1925-1969 гг. «Артек» принял 300 000 детей, включая более 13 000 детей из семнадцати зарубежных стран. Почетными гостями «Артека» в разные годы были Леонид Брежнев, Юрий Гагарин, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Никита Хрущёв, Джавахарлал Неру, Отто Шмидт, Лидия Скобликова, Пальмиро Тольятти, Хо Ши Мин, Бенджамин Спок, Михаил Таль, Валентина Терешкова, Лев Яшин. В июле 1983 года «Артек» посетила Саманта Смит. Похожие, хотя и менее знаменитые пионерские лагеря были и в других республиках СССР. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок» (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубрёнок» (Минская область, БССР). В 1952 году в ГДР пионерская организация имени Эрнста Тельмана построила пионерский лагерь, похожий на «Артек», получивший название Пионерская республика имени Вильгельма Пика.


Лагеря и дружины

Структурное деление «Артека» менялось вместе с его развитием. Первоначально палаточный городок на берегу моря именовался просто «Детский лагерь в Артеке». Название урочища Артек закрепилось в качестве собственного имени лагеря несколько позже, к 1930 году, когда в верхнем парке был построен первый корпус для круглогодичного приёма детей. Он получил наименование «Верхний лагерь», а палаточный у моря - «Нижний». Третьим артековским лагерем стал в 1937 году «Суук-Су», созданный на базе переданного «Артеку» одноименного дома отдыха. После Великой Отечественной войны в 1944 году «Артеку» был передан дом отдыха «Колхозная молодёжь», он стал ещё одним лагерем.. В пятидесятые годы «Артек» официально считался комплексом нескольких лагерей. Его дирекция именовалась «Управление всесоюзных пионерских лагерей», а сами лагеря было принято называть по номерам «Лагерь № 1» - «Лагерь № 4». В 1959 году начались работы по воплощению в жизнь проекта т. н. «Большого Артека». В 1961 на карте «Артека» появилось первое знакомое сегодняшним артековцам название лагеря - «Морской». Он был построен на месте «Нижнего». А вскоре и весь «Артек» принял в общих чертах нынешний вид. Лагерь, построенный на месте «Верхнего», получил название «Горный». По замыслу авторов он должен был состоять из трёх пионерских дружин, каждая из которых размещалась в отдельном большом корпусе. На пустовавшей до этого территории в центре «Артека» был построен новый лагерь «Прибрежный». Он стал самым большим лагерем и объединил 4 дружины. Лагеря «Суук-Су» и «Колхозная молодёжь» серьёзных внешних изменений не претерпели, но получили новые названия: «Лазурный» и «Кипарисный» соответственно. В каждом из них, как и в «Морском», размещалась одна пионерская дружина. Основные работы были завершены к 1964 году. Авторы проекта - группа архитекторов, возглавляемая Анатолием Полянским, в 1967 году были награждены Государственной премией СССР в области архитектуры. Таким образом, на момент распада СССР «Артек» состоял из 5 лагерей, объединявших 10 дружин: «Морской» (дружина «Морская»), «Горный» (дружины «Алмазная», «Хрустальная», «Янтарная»), «Прибрежный» (дружины «Лесная», «Озёрная», «Полевая», «Речная»), «Лазурный» (дружина «Лазурная») и «Кипарисный» (дружина «Кипарисная») Эта артековская структура сохранилась до сегодняшнего дня, но к концу 90-х годов сложилась новая традиция - все артековские дружины теперь называются «Детскими лагерями», а «Горный» и «Прибрежный» - комплексами лагерей. Хотя артековцы старшего поколения продолжают называть лагерями «Морской», «Кипарисный» и «Лазурный», а остальные - дружинами. Несколько лет назад в связи с аварийным состоянием корпуса приём детей в дружину «Алмазная» был прекращён. В 60-е годы предполагалось, что строительство «Артека» будет продолжено. Группой Полянского были спроектированы лагеря «Скальный» и «Воздушный», ряд объектов культурного и образовательного назначения, однако этим планам не суждено было сбыться.. Кроме вышеназванных лагерей в структуру «Артека» входят две горные турбазы «Дубрава», «Криничка», в которые совершаются поездки некоторых артековских отрядов. Сегодня, после проведённого несколько лет назад капитального ремонта «Морского» и «Горного» (радикально изменившего внешний и внутренний вид корпусов) бытовые условия и расходы на поддержание материальной базы разных артековских лагерей различаются. Соответственно, заметно различается стоимость путёвок и, как следствие, социальный состав отдыхающих детей.

Достопримечательности

Музеи

Старейший музей лагеря, краеведческий, был создан уже в 1936 году. Первые экспонаты для его коллекции собирали сами артековцы на территории лагеря и в его окрестностях. Сегодня его экспозиция знакомит с историей и природой Крыма, животным и растительным миром Артека и Чёрного моря. Неизменный интерес не только у детей, но и у взрослых гостей «Артека» вызывает Аэрокосмическая выставка, открытая по предложению и при непосредственном участии Ю. А. Гагарина в 1967 году. Основу экспозиции составили подарки космонавтов, приезжавших в лагерь. В частности: тренировочный скафандр Юрия Гагарина и скафандр Алексея Леонова, в котором был совершён выход в открытый космос, парашют спускаемого аппарата космического корабля «Восток» и действующее тренировочное оборудование первых космонавтов. «Музей истории Артека» - основной музей лагеря. Он был открыт в 1975 году. Разделы его экспозиции посвящены истории артековской местности до основания лагеря и основным этапам истории «Артека» - основание лагеря и его первые годы, военный период и эвакуация на Алтай, работа «Артека» в качестве международного лагеря. Здесь же собрана большая коллекция подарков преподнесённых лагерю делегациями и гостями. При музее существует архив, в котором хранятся редкие документы, связанные с историей СССР и «Артека».. Самый молодой артековский музей - «Морская выставка» знакомит ребят с историей русского флота от первых морских походов славян. В пяти залах представлены образцы гражданской и военной морской техники, документы, художественные произведения, посвящённые флоту. В 1970 году в «Морском», в домике Соловьёва был открыт музей основателя лагеря. Но сейчас никто уже не может вспомнть, когда он был доступен для посещения. Домик закрыт уже много лет, что находится внутри - неизвестно.

Исторические объекты

В «Артеке» сохранилось несколько построек дореволюционного времени, входивших в дворянские имения, которые находились на нынешней территории лагеря. Пожалуй, самая известная среди них - дворец Суук-Су, построенный в 1903 году, как центральное здание одноимённого популярного курорта, основанного в своём имении Ольгой Соловьёвой, вдовой инженера Владимира Березина. После революции национализированный курорт был передан под дом отдыха «Общества старых большевиков», а в 1937 году присоединён к «Артеку». В послевоенные годы именовался Дворцом пионеров и использовался, как учреждение досуга. Со временем здесь же были открыты Музей истории лагеря и авиационно-космическая выставка. Сегодня дворец продолжает выполнять культурно-досуговые функции. В актовом зале проводятся праздничные и концертные мероприятия, в фойе организуются выставки и встречи артековцев с гостями лагеря. Здесь же находится одна из артековских библиотек. Недалеко от Дворца, также на территории «Лазурного» лагеря, в стороне от центральных аллей находится фамильный склеп семьи владельцев имения (иногда именуемый часовней). Склеп выполнен в виде грота в отвесном склоне холма. В советское время он использовался для свалки мусора. Сегодня вход в пещеру, обрамлённый каменным порталом, закрывает решётка, через которую видна неплохо сохранившаяся фреска, изображающая святых равноапостольных Владимира и Ольгу, небесных покровителей Владимира Березина и Ольги Соловьёвой.. Менее известны другие исторические памятные объекты рубежа XIX - начала XX веков, которых немало на территории «Лазурного»: Бювет, Оранжерея, Узел связи, Гостиница «Орлиное гнездо» и другие. Исторические здания в восточной части «Артека» (территория «Морского» и «Горного») построены несколько ранее вышеназванных. Связаны они с именами владельцев здешних земель: Олизара, Потёмкиных, Гартвиса, Винера, Метальниковых. В настоящее время они продолжают использоваться, как помещения для занятий кружков и хозяйственных нужд. В этой части лагеря находятся два объекта, непосредственным образом связанных с историей самого «Артека». В «Морском» сохранился крошечный домик, в котором жил основатель «Артека» З. П. Соловьёв во время своих приездов в лагерь. Предание связывает дореволюционную историю этого здания с именем французской графини Де ла Мот, ставшей прототипом Миледи, героини романов Александра Дюма. Домик этот закрыт для доступа уже несколько десятилетий. Многие нынешние артековцы даже не подозревают о его существовании. А в парке рядом с «Горным» лагерем находится корпус лагеря «Верхний», построенный в 30-е годы и сделавший «Артек» круглогодичным лагерем. В нём в 1958 году снимались некоторые сцены фильма «Военная тайна». Сегодня он используется, как жилой дом. На западной границе «Артека», в «Кипарисном» лагере находится исторический объект ещё более древний. Здесь сохранились развалины генуэзской крепости XI-XV веков, построенной на месте ещё более древней, византийской (VI века). В Средние века в скале Дженевез-Кая, на которой построена крепость, был пробит тоннель для наблюдения за морем. Он также сохранился до наших дней.

Природные достопримечательности

Аю-Даг (Медведь-гора) является популярным туристическим объектом и символом не только «Артека», но и всего Южного берега Крыма. Гора является естественной границей лагеря и оказывает существенное влияние на климат в «Артеке», защищая лагерь от восточных ветров. С первых лет существования лагеря Аю-Даг прочно вошёл в быт и культуру артековцев. Первые пионеры совершали походы с ночёвкой на вершине горы и в дупле дуба в лесу Аю-Дага оставляли послания артековцам следующей смены. Это дерево стало известно под именем «Дуб-почтальон», позднее он сгорел от туристического костра. Аю-Дагу посвящено множество артековских стихов и песен. Приключения артековцев во время походов к его вершине описаны в книгах Елены Ильиной «Четвёртая высота» и «Медведь-гора». Символическое изображение Аю-Дага - медвежонок является одним из артековских талисманов и традиционным подарком почётным гостям. Сегодня практически во время каждой смены артековцы совершают непродолжительные походы на гору с шуточным обрядом «Посвящения в артековцы». Практикуются также походы на вёсельных лодках к мысу Аю-Дага. У подножья горы расположены старейшие артековские лагеря - «Морской» и «Горный». Адалары - две морские скалы, расположенные в непосредственной близости от побережья лагеря «Лазурный», также известны далеко за пределами Крыма, как один из символов полуострова. .В 30-е годы артековцы совершали лодочные походы к Адаларам. Подобное плавание показано в фильме «Новый Гулливер». В конце смены каждый артековский отряд по традиции фотографируется на фоне Адалар. В августе 2008 года, в день Государственного флага Украины на Адаларах, в рамках артековской программы национального воспитания был поднят украинский флаг. На территории «Лазурного» находятся ещё два примечательных объекта: выдающаяся в море «Шаляпинская скала», подаренная владелицей имения Суук-Су Фёдору Шаляпину для строительства «Замка искусств» и «Пушкинский грот» (пещера, частично заполненная водой) в основании этой скалы. По территории Артека протекает несколько мелководных горных рек, впадающих в море: Артек (Камака-Дере) в «Морском», Путанис (Путамиш) в «Прибрежном», Суук-Су в «Лазурном». Частично они убраны в трубы и подземные коллекторы.

Артек в художественной литературе

Артек является (полностью или частично) местом действия многих художественных произведений, среди которых можно назвать следующие: «Военная тайна» (А. Гайдар), «Девочка и олень» (Э. Пашнев), «Маленькие испанцы» (Е. Кононенко), «Медведь-гора» (Е. Ильина), «Месяц в Артеке» (В. Киселёв), «Невинные тайны» (А. Лиханов), «Письмо на панцире» (М. Ефетов), «Почти невероятные приключения в Артеке» (П. Аматуни), «Саманта» (Ю. Яковлев), «Улица младшего сына» (Л. Кассиль, М. Поляновский), «Четвёртая высота» (Е. Ильина), «Дневной дозор» (C. Лукьяненко). Артек упоминается или является частью сюжета также во многих поэтических циклах и отдельных стихотворениях А. Барто, В. Викторова, А. Зацаринной, Л. Кондрашенко, С. Маршака, А. Милявского, Б. Миротворцева, С. Михалкова, В. Орлова. В отдельных случаях авторы литературных произведений упоминают, что в прошлом герои их книг были артековцами, расширяя тем самым характеристику персонажа или объясняя мотивацию его поступков. Так, артековцами по воле авторов стали советский разведчик Александр Белов («Щит и меч», В. Кожевников), педагог Олег Московкин («Мальчик со шпагой», В. Крапивин) и другие.

Артек в кинематографе

Буквально с первых лет своего существования «Артек» стал использоваться для творческих нужд отечественного кинематографа. Этому способствовало совпадение нескольких факторов. Большое количество солнечных дней в году, близость Ялтинского филиала киностудии имени Горького, разнообразная экзотическая флора, горный рельеф местности и морской берег в сочетании с необычной, футуристической архитектурой. А при необходимости - и бесплатная детская массовка. Всё это делало лагерь идеальной площадкой для воплощения творческих замыслов кинематографистов. Соответственно, фильмы, снимавшиеся в лагере, можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это фильмы, действие которых происходит в Артеке: «Новый Гулливер» (1935), «Счастливая смена» (1936), «Военная тайна» (1958), «Пущик едет в Прагу» (1966) и фильмы о «неком», обычно - международном, пионерском лагере: «Трое» (1927), «Пассажир с «Экватора»» (1968), «Здравствуйте, дети!» (1962). Вторая группа - приключенческие фильмы о морских путешествиях, дальних экзотических странах: «В поисках капитана Гранта» (1985), «Одиссея капитана Блада» (1991), «Сердца трёх» (1992), «Империя пиратов» (1995). И, наконец, фантастические фильмы о жизни в далёком будущем: «Мечте навстречу» (1963), «Туманность Андромеды» (1967), «Через тернии к звёздам» (1981). Также в «Артеке» снимались эпизоды и сцены кинокартин: «Белый пудель» (1956), «Ура, у нас каникулы!» (1972), «Новые приключения капитана Врунгеля» (1978), «Десять негритят» (1987), «Дунечка» (2004) и других художественных, публицистических и документальных фильмов.

Светлана Сынча-Форсова
Моё детство прошло в советское время. Тогда, Международный пионерский лагерь "Артек" был мечтой многих и многих ребят. Мне повезло,моя мечта сбылась и даже дважды. Первый раз,когда я приехала сюда ребенком, а второй раз в этом году, когда
я снова вернулась в "Артек" - "курносую страну" своего детства:).


Во времена моего пионерского детства "Артек" состоял из пяти лагерей: "Морской","Горный","Прибрежный", "Лазурный" и "Кипарисный". В каждом лагере были свои дружины. Сейчас здесь многое изменилось. "Артек" разросся и дружины стали лагерями: "Морской", Хрустальный", "Янтарный", "Полевой", "Лесной", "Озерный", "Речной", "Кипарисный", "Лазурный".
Для каждого артековца, его лагерь самый лучший. Для меня родной, самый лучший и самый красивый - "Морской".
Я думаю,что так и есть на самом деле, потому, что он расположен у самого синего моря.


Ни один лагерь не притягивает к себе так, как "Артек". Забыть его невозможно. Здесь не только всё самое лучшее и современное, но и незабываемая атмосфера
дружелюбия, радости, взаимопонимания между старшими и младшими.
Это нельзя передать словами,артековцы поймут о чем я.
Вот и возвращаются сюда через десятилетия. "Артековец сегодня-артековец всегда" - есть такой девиз в " Артеке".


Когда мы расставались,у каждого из нас была книга "Артек", архитектора А.Т. Полянского проектировавшего детскую здравницу,там мы писали свои адреса и пожелания друг другу. На этом месте, у входа все плакали расставаясь и собирались встретиться здесь через 10 лет. Тогда казалось, что 10 лет, это очень, очень долго.


Но.., вернулась только я одна. Почти как у Дюма - сорок лет спустя и даже больше:).
В этот раз, я побывала в нескольких лагерях "Артека",но, начну, конечно же, с " Морского".


Для справки;"Артек"- самый большой международный детский центр (так он теперь называется) в мире. Его территория занимает 218 га,102 из которых занимают парки. Территория детских пляжей тянется на 7 километров от горы АЮ-Даг(Медведь-гора),до поселка Гурзуф. В 2016 году,здесь отдохнула 31 000 тысяча детей, в 2020 планируется принять 45 000 тысяч детей.


Общий вид прибрежной территории "Артека" со смотровой площадки лагеря "Морской".


Это фото из книги А.Т. Полянского выпущенной в 1963 году. У нас форма была уже другая,но общий вид лагеря был такой же.


.В каждом лагере есть свои достопримечательности.
"Артек" был основан в 1925 году и на территории лагеря "Морского" состоялась первая артековская пионерская линейка.
Это мемориальный камень установленный в память об этом событии.


У того же камня в 1969 году.
Пионерские отряды делились на звенья. Наше звено с отрядным флажком у памятного камня.
Я стою между вожатыми Ларисой Павловной и Владимиром Юрьевичем.


Мозаичное панно на тему интернациональной дружбы молодежи.Тоже историческая достопримечательность.


У того же панно много лет назад.


Все корпуса в лагерях имеют свое название. Рядом с панно расположен корпус "Оранжевый". Раньше названия корпусов соответствовали их цвету. Сейчас открытые лоджии застеклили, корпуса стали одного цвета, а прежние названия сохранились.
Это тоже уже перестроенный корпус.


В лагерях,стоят такие стенды,знакомящие с историческим прошлым лагеря. Думаю,что мой пост тоже будет кстати


Таких бассейнов в лагере несколько. Это не просто бассейны. Это следы медведицы,которая шла пить воду.
Кто не знает, гора Аю-Даг (Медведь гора) похожа на медведицу пьющую воду из моря. Вы не раз увидите гору на снимках в следующих постах.


Костровая площадь - центр каждого лагеря. Здесь проводятся все общелагерные мероприятия.


Место для костра. По сей день, здесь отдают дань истории артековцы разных смен.


Здесь на снимке видна Медведь гора. .


В этом здании располагалась библиотека лагеря "Морской".Сейчас здесь гончарная мастерская.К сожалению, мастерская была закрыта,но через стекло было видно много интересных гончарных изделий,которые были там изготовлены.


Так это здание выглядело раньше.


Новая столовая.


А такой столовая была раньше. До сих пор помню молочный напиток "Снежок", хрустящий и тающий во рту. Сколько я потом покупала всяких "снежков" но не один их них не повторил вкуса артековского. Это был необыкновенный напиток!

Колонна - Памятный знак в честь З.П.Соловьева,основателя "Артека".


Эта аллея почти заброшена, В мое время здесь был пост, мы тут дежурили, проверяли пропуска у въезжавших в лагерь машин. По этой аллее ходили гулять в лес.Здесь невероятный воздух насыщенный хвоей.


Весь "Артек" похож на гигантский морской корабль с трапами, переходами, палубами. А "Морской" как капитанский мостик на огромном корабле.


Постою и я у морского штурвала глядя в прошлое...или в будущее?

О том, что сделали с Артеком за год.

Привожу статью как есть.

Много фото.

Можно много говорить про то, как в России бюджеты «пилят», но лучшее доказательство того, как действительно в России превращают сказку в реальность предлагаю посмотреть на примере «Артека». При просмотре помните, что реконструкция началась в конце прошлого лета.

На предыдущей фотографии - 3D проект, а вот уже и реализованный проект (к юбилею «Артека» 16 июня строительные леса уже уберут):

Этот гигантский экран имеет площадью 120 квадратных метров.Конструкция состоит из 200 тысяч светодиодных элементов, соединенных единым управлением, которое позволяет воспроизводить любое изображение. Медиа-фасад может работать как полноценный экран и на него можно выводить любое изображение, ролик или полноценный фильм, в том числе, в прямой трансляции. Смонтированный в «Артеке» экран пока не имеет аналогов в России, поскольку будет передавать картинку повышенной яркости и ночью, и днем. При этом в систему входит антивандальное покрытие и датчик освещенности - ночью яркость свечения надписи будет уменьшена, чтобы не слепить водителей.

Перед нами спортивный комплекс, над входом огромный экран

Это столовая, в неё мы пойдём по позже

Дети идут обедать

У каждого лагеря есть своя эмблема

Технология или вернее сказать нанотехнологии в «Артеке» переменены повсюду

Идём в бассейн

Это переодевалка, сделано всё на 5

А вот и бассейн, он просто мега крутой

Для маленьких детей есть надувные принадлежности для купания

А вот дети постарше плавают на время в соседнем бассейне

Это душевые

Сами видите, что сделано всё из очень качественных материалов, только ещё золота не хватает, а так всё есть

А вот спортзал, паркет настолько блестит, что фотографии засвечивает. Спортзал просто олимпийского уровня.

Во всём спортивном комплексе стоит система кондиционирования, в одном только спортзале 16 огромных кондиционеров.

Это корпус лагеря «Янтарный», мы позже туда сходим, а сейчас идём в столовую, честно говоря язык не поворачивается её обзывать столовой.

А вот и столовая ресторан для детей. Я помню, это здание совсем другим, мы тоже ходили кушать в эту столовую и выглядела она мягко говоря не очень красиво (советские стеклопакеты помните)

Вот отряд из братской нам Белоруссии, также были ребята из Казахстана, всё правильно лагерь же международный.

Тут кушают дети из лагеря «Хрустальный», у каждого лагеря своя отдельная столовая

А вот столовая лагеря «Янтарный», у всех разный интерьер

Питание детей в столовых детских лагерей ФГБУ «МДЦ «Артек» осуществляется по типу «шведского стола». Детское меню состоит из трех комплексов на выбор. Предлагаемые комплексы разрабатываются с учетом требований СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей», СанПин

2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и иных санитарно-гигиенических норм и правил, установленных действующим законодательством. Питание в «Артеке» комплексное, пятиразовое (завтрак, обед, полдник, ужин, 2-ой ужин) при строгом соблюдении времени между приемом пищи (не более 4-х часов). В школьные дни полдник доставляется в школу.

Форма в «Артеке» от Bosco

Меню выводится на ЖК экраны над раздаточной линией

По поводу качества ремонта думаю, что вы сами всё видите, ну например вот этот раздаточный стол полностью сделан из искусственного камня

Дети все на позитиве. Кстати, поспрашивали у детей за какие заслуги сюда попали и действительно «блатных» нет, все за достижения или в спорте или ещё в каких дисциплинах. Вообщем в «Артеке» отдыхает будущие России

Мебель супер, сами опробовали

Рукомойники, как видите всё на высшем уровне

Сушилки, честно первый раз такие увидел

Вот такие столовые у лагерей «Хрустальный» и «Янтарный»

Отправляемся в лагерь «Морской»

На каждом корпусе стоит вот такие системы кондиционирования.

Пришли в лагерь «Морской»

Идём в первый попавшийся жилой корпус

В комнате живут по 6 человек, у каждого ребёнка есть индивидуальный шкафчик

Также в комнате есть туалет

И душевая

Это спальня

А это вид из окна спальни

В лагере «Морской» находится маслиновая роща

Дети идут на обед

Туалет в столовой "Морского"

В «Артеке» не забыли и про людей с ограниченными возможностями, это очень порадовало

Детям разливают свежевыжатые соки

Лица у всех довольные, это не скроешь

Чистота и порядок, приятно смотреть

Кто скажет, что это столовая пусть бросит в меня камень. Реально у нас таких то ресторанов мало. Конечно классно, столовая с таким видом.

А вот так столовая выглядит снаружи

У каждого лагеря есть служебные электромобили на которых можно передвигаться внутри «Артека»

А вот и амфитеатр

На этой площадке проходят всяческие мероприятия, а также она служит для физических упражнений

Теперь мы идем в лагерь «Янтарный»

Что меня приятно удивило, так это то, что в комнатах живёт 6 человек, а не как раньше весь отряд

Мебель и сам интерьер просто на высшем уровне, а по лицам ребят всё и так понятно, что им всё нравится

У девчонок такая же комната

А вот и мой «Хрустальный». Его просто не узнать, он сейчас как 5 звёздный отель

Внутрь не пойдём уже тихий час, там также классно как и в «Янтарном»

А вот и знаменитая школа «Артека». Дети её в шутку называют «Хогвартс»

Вертолётная площадка

Центральный стадион «Артека», это наверное единственное, что Украина в лице Януковича отремонтировала и до сих пор стадион очень неплох. Его делали, как резервный для проведения матчей в рамках Евро-2012

«Лазурный» держится скажем особняком от всех остальных, у него интересная история. Скалы Адалары - памятник природы и визитная карточка Крыма - находятся в море напротив лагеря «Лазурный». На известной картине Айвазовского «Пушкин в Крыму у гурзуфских скал» (1899 год) поэт изображен на скале (ныне Пушкинская) в «Лазурном». Картина хранится в Одесском художественном музее. Пушкинский грот «Лазурного» изображен на рисунке итальянского художника Карло Боссоли, вошедшем в уникальный альбом литографий о Крыме, изданный в Лондоне в 1856 году. До 1954 года в лагере «Лазурный» отдыхали только девочки. Одно из таинственных мест «Артека» - в «Лазурном». Это склеп бывших хозяев курорта «Суук-Су» Березиных, построенный по проекту Н. Краснова.

Поляна сказок - известный экскурсионный объект Ялты - до 60-х годов находился в «Лазурном». В 1985 году в «Лазурном» студенты Уфимского института начали строительство сказочного городка «Пушкинская тропа» и завершили его в 1988 году.

Первый корпус «Красная дача»

В «Лазурном» построили новую спортивную площадку с современными тренажёрами

Площадка покрыта специальным покрытием

Идём в столовую дворец лагеря «Лазурный»

На первом этаже столовой реставрируют "Палехскую роспись". Выполнена в 1984 году по мотивам сказок А.С. Пушкина, к 185-летию со дня рождения поэта.Авторы проекта и живописцы студенты-выпускники Палехского училища.Палехская роспись – это вид русской народной миниатюрной живописи, выполненная темперными красками.

Как в дорогом ресторане

Опять раздаточный стол из искусственного камня

Честно, я под шокирующими впечатлениями от всего увиденного, такое ощущение, что попал в другой мир. Я в Крыму нигде не видел такого уровня, а когда осознаёшь, что это всё делает государство, то понимаешь в какой мощной стране мы живём.

Мечта попасть в Артек снова, как и в союзе возвращается и в такой "Артек" будут мечтать попасть все дети. Надеюсь моему сыну выпадет шанс стать артековцем.

Ещё хочется отметить то, что сотрудники искренне хвалят генерального директора МДЦ «Артек» Алексея Анатольевича Каспржак и всё, что лучшее сейчас творится в "Артеке" по мнению сотрудников, это прямая заслуга генерального директора, это не пиар, это то, что говорят о нём обычные работники "Артека".

Это тоже столовая

Также в лагере "Лазурный" установлен креативный «памятник сосиске»

Вот и закончилось путешествие по детскому лагерю "Артек". Я вам показал лишь "верхушку айсберга" так как за день невозможно обойти всю территорию "Артека" и уделить каждому объекту время. Я Вам показал лишь то, что Россия сделал меньше чем за год, это казалось невозможным, но как сами увидели всё возможно. И ещё, программа реконструкции "Артека" заложена до 2020 года, а, что будет к 2020 я себе не представляю.

Выражаю огромную благодарность сотрудникам "Артека", которые помогали мне в моём путешествии по лагерю. Выражаю отдельную благодарность нашему гиду по "Артеку" Александрову Игорю Владимировичу. Техническую и историческую информация я использовал с официального сайта МДЦ «Артек». Спасибо за не потерянное ваше время, надеюсь Вам понравилось путешествие по "Артеку".

P.S. Для сравнения

За время Украины некоторые корпуса были доведены до такого плачевного состояния:

Многое приходилось строить буквально заново:

«Артания», располагавшаяся, по мнению, Грекова , в Причерноморской Руси .

В самом лагере сейчас наиболее популярной является версия, связанная с перепёлками . Существует устойчивое выражение «Артек - перепелиный островок» и песня с таким названием.

В первой половине XIX века в урочище Артек находилось имение Потёмкиных (Татьяны Борисовны Потёмкиной, урождённой княжны Голицыной). В октябре 1836 года Пушкин отправил письмо в Артек её брату, музыканту и переводчику Н. Б. Голицыну .

История

«Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулёзной интоксикацией , по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьёва .

Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Деятельное участие в подготовке к открытию лагеря приняли Российское Общество Красного Креста (РОКК), Российский коммунистический союз молодёжи (будущий ВЛКСМ) и Центральное Бюро юных пионеров. Руководил подготовкой лично З. П. Соловьёв. Видимо, поэтому в некоторых источниках он указывается, как первый директор «Артека», хотя непосредственное руководство лагерем сразу же после его открытия было поручено Ф. Ф. Шишмарёву.

В 1926 году начальником Артека был Марго С.В. В этом году в лагере побывала первая зарубежная делегация - пионеры из Германии .

Первые артековцы жили в брезентовых палатках. Через два года на берегу были поставлены лёгкие фанерные домики. А в 30-е годы, благодаря построенному в верхнем парке зимнему корпусу, «Артек» постепенно был переведён на круглогодичную работу. В 1936 году в «Артеке» прошла смена пионеров-орденоносцев, награждённых правительственными наградами, а в 1937 году лагерь принял детей из охваченной Гражданской войной Испании.

Похожие, хотя и менее знаменитые, пионерские лагеря были и в других республиках СССР. Второе место по престижности занимал Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок » (Краснодарский край, РСФСР). Далее следовали республиканские лагеря отдыха «Океан» (Приморский край, РСФСР), «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубрёнок » (Минская область, БССР).

«Артек» сегодня

В настоящий момент «Артек» принадлежит Украине и называется «Международный детский центр „Артек“». 60% украинских детей отдыхают на субсидированной основе или бесплатно: дети из семей с низким уровнем доходов, многодетных семей, сироты, инвалиды и одарённые дети. В июле 2008 года полная стоимость трёхнедельной путёвки составляла 1050-2150 долларов. Уже несколько лет «Артек» не является круглогодичным лагерем, но и в летний сезон заполняемость «Артека» составляет не более 75 %. За время, прошедшее после распада СССР , «Артек» лишился одного из своих лагерей. По официальной версии, лагерь «Алмазный» закрыт на реконструкцию, однако, по объективным данным, восстановлению он не подлежит, и его открытие не планируется. На сегодняшний день «Артек» состоит из 9 лагерей, в течение последних лет в интернет-СМИ неоднократно появлялись проекты перепрофилирования некоторых из них в молодёжные центры или семейные пансионаты.

Текущее десятилетие ознаменовалось целым рядом громких коррупционно-финансовых скандалов в самом «Артеке» и ряде государственных структур, связанных с лагерем. Поводами к ним были пропажа и нецелевое использование выделенных лагерю средств, задолженность перед коммунальными предприятиями, неэффективное распространение путёвок. Было сделано несколько попыток возбуждения дел в уголовных и арбитражных судах, сотрудники предприятий, имеющих материальные претензии к «Артеку», проводили пикеты у здания администрации лагеря. Последняя проверка счётной палаты подтвердила, что ситуация ухудшается .

15 февраля 2009 года в Москве, на площади Краснопресненской заставы при поддержке Московской городской организации Союза коммунистической молодёжи прошёл митинг в защиту «Артека», организованный по инициативе московских школьников - артековцев, побывавших в лагере и поддерживающих свою крепкую артековскую дружбу .

Скандал с растлением детей

В октябре 2009 года разгорелся скандал, связанный со случаями педофилии в «Артеке». Согласно заявлению народного депутата Григория Омельченко , в истории замешаны в том числе 3 депутата Верховной Рады; якобы детей насиловали и снимали на видео .

В СМИ указывается причастность к этим случаям нескольких сотрудников «Артека», в том числе Генерального директора Международного детского центра «Артек» Бориса Новожилова Один из подозреваемых арестован, при этом в Генпрокуратуре уточнили, что речь идет не об изнасиловании, а о растлении детей . В то же время руководство МДЦ «Артек» в своём официальном пресс-релизе отметило, что всякие заявления о случаях изнасилования детей в лагере не имеют к «Артеку» никакого отношения и невозможны на территории центра. Более того, директор МДЦ «Артек» Борис Новожилов заявил, что данная клеветническая кампания является следствием того, что нынешняя администрация центра дала отпор стратегическим планам коррумпированных политиков разрушить уникальный социокультурный центр «Артек» .

В мае 2010 года деятельность следственной комиссии была прекращена, но Новожилов ушёл в отставку . Однако, в июле 2010 года генпрокуратура Украины заявила, что расследование продолжается .

Бывший начальник крымской милиции Геннадий Москаль заявил о закрытии «дела педофилов» . Однако менее чем через полдня МВД Украины опровергло ошибочную информацию о якобы закрытии громкого «дела педофилов» . Дело закрыто.

Структура

Структурное деление «Артека» менялось вместе с его развитием.

Первоначально палаточный городок на берегу моря именовался просто «Детский лагерь в Артеке». Название урочища Артек закрепилось в качестве собственного имени лагеря несколько позже, к 1930 году , когда в верхнем парке был построен первый корпус для круглогодичного приёма детей. Он получил наименование «Верхний лагерь», а палаточный у моря - «Нижний». Третьим артековским лагерем стал в 1937 году «Суук-Су», созданный на базе переданного «Артеку» одноимённого дома отдыха. После Великой Отечественной войны в 1944 году «Артеку» был передан дом отдыха «Колхозная молодёжь», он стал ещё одним лагерем.

В пятидесятые годы «Артек» официально считался комплексом нескольких лагерей. Его дирекция именовалась «Управление всесоюзных пионерских лагерей», а сами лагеря было принято называть по номерам «Лагерь № 1» - «Лагерь № 4».

Таким образом, на момент распада СССР «Артек» состоял из 5 лагерей, объединявших 10 дружин: «Морской» (дружина «Морская»), «Горный» (дружины «Алмазная», «Хрустальная», «Янтарная»), «Прибрежный» (дружины «Лесная», «Озёрная», «Полевая», «Речная»), «Лазурный» (дружина «Лазурная») и «Кипарисный» (дружина «Кипарисная»)

Эта артековская структура сохранилась до сегодняшнего дня, но к концу 90-х годов сложилась новая традиция - все артековские дружины теперь называются «Детскими лагерями», а «Горный» и «Прибрежный» - комплексами лагерей. Хотя артековцы старшего поколения продолжают называть лагерями «Морской», «Кипарисный» и «Лазурный», а остальные - дружинами. Несколько лет назад в связи с аварийным состоянием корпуса приём детей в дружину «Алмазная» был прекращён.

В 60-е годы предполагалось, что строительство «Артека» будет продолжено. Группой Полянского были спроектированы лагеря «Скальный» и «Воздушный», ряд объектов культурного и образовательного назначения, однако этим планам не суждено было сбыться.

Кроме вышеназванных лагерей в структуру «Артека» входят две горные турбазы «Дубрава», «Криничка», в которые совершаются поездки некоторых артековских отрядов.

Сегодня, после проведённого несколько лет назад капитального ремонта «Морского» и «Горного» (радикально изменившего внешний и внутренний вид корпусов) бытовые условия и расходы на поддержание материальной базы разных артековских лагерей различаются. Соответственно, заметно различается стоимость путёвок и, как следствие, социальный состав отдыхающих детей.

Деятельность

Основные направления и составляющие работы лагеря:

  • Медицинско-оздоровительная. Первоначально это было главное, а по задумке З. П. Соловьёва, возможно, и единственное назначение «Артека». Об этом говорит тот факт, что с момента открытия главным должностным лицом лагеря был врач. В лагерь направлялись исключительно дети с диагнозом «туберкулёзная интоксикация», или находящиеся в группе риска по этому заболеванию. Режим включал в себя медицинские и гигиенические процедуры, соответствующим образом составлялось меню. Позднее к каждому отряду наряду с вожатым был прикреплён медицинский работник. Созданный, как одно из учреждений Российского Красного Креста, Артек через некоторое время был передан в ведение Министерства Здравоохранения.

Актуальной эта функция «Артека» была и в послевоенные годы, однако постепенно её место заняла функция «организации детского отдыха», включавшая в себя общую физкультуру , климатотерапию, режим дня, но специальных медицинских программ более не предполагавшая. Наоборот, появился целый список ограничений для направления в «Артек» по состоянию здоровья, сохранившийся поныне. Хотя в официальных документах и публикациях СМИ пребывание детей в лагере сегодня называется «оздоровлением».

  • Воспитательная. Первые сотрудники «Артека» отмечали в своих воспоминаниях его отличие от других существовавших в то время лагерей с их строевой подготовкой, ночными побудками и политическим воспитанием. «Артек» был «лагерем нового типа», «лагерем-санаторием». Главный пионерский девиз З. П. Соловьёв переписал: «Будь здоров! Всегда здоров!» Разумеется, необходимость воспитательной работы с детьми под сомнение не ставилась. Но уже с первых лет работы лагеря в руководстве страны задумались о превращении его в «кузницу кадров» для будущего комсомольского актива.

Постепенно функция патриотического, политического и идеологического воспитания вышла на первый план. Путёвка в «Артек» стала поощрением, наградой для пионера. Всё чаще решения о работе лагеря принимались на высшем партийном уровне, и в 1958 году «Артек» был окончательно передан из подчинения медицинским ведомствам в ведение ЦК ВЛКСМ. С этого времени вплоть до 90-х годов «Артек» считался «лагерем пионерского актива», здесь проводились Всесоюзные пионерские слёты и тематические смены для активистов разных направлений пионерской работы. Однако по общему мнению артековцев тех лет эта работа велась очень аккуратно, без перегибов. На фоне всеобщего охвата пионерской работой школьников страны «Артек» иногда выглядел даже немного по-диссидентски. Вожатые и педагоги лагеря старались воспитать в детях подлинную дружбу, а не отвлечённый коллективизм, и даже служить идеалам социализма учили без показного рапортования.

  • Методическая деятельность Артека не ставилась его основателями во главу угла, однако уже в первые годы существования лагеря многочисленные гости (в частности Клара Цеткин) говорили о необходимости использовать его опыт в работе детских учреждений в России и за рубежом. Летом 1928 года в лагере прошёл первый международный семинар пионерских вожатых . Впоследствии подобные мероприятия разного уровня и направленности проводились регулярно. Не прерывалась эта работа и во время войны - в эвакуации артековские вожатые делились опытом с пионерскими работниками Алтая . Впоследствии тщательный отбор специалистов, круглогодичная работа, преемственность традиций и широкие профессиональные связи с коллегами в СССР и за рубежом позволили Артеку стать своеобразной лабораторией педагогического опыта.

В годы структурного подчинения лагеря ведомствам здравоохранения Общество Красного Креста выпускало методическую литературу и агитационно-просветительские плакаты, отражающие опыт Артека в оздоровлении детей и санитарно -гигиеническом просвещении. А педагогическая сторона деятельности лагеря нашла отражение в серии книг «Для тех, кто работает с пионерами» (в частности - сборники «Так живут в Артеке», «Песня серебряных горнов») и специальных выпусках журналов «Вожатый» и «Затейник».

Артековский опыт распространялся и вместе с сотрудниками лагеря, продолжавшими трудовую деятельность в учреждениях образования и культуры страны. Артековский трудовой стаж считался лучшей рекомендацией при приёме на работу в детские лагеря, школы, дома пионеров. При открытии Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок » в 1960 году, большая группа артековских вожатых была направлена для организации его работы и составила основу будущего педагогического коллектива. В книге Крапивина «Мальчик со шпагой » рассказывается, как артековский вожатый использует полученный в лагере опыт при организации нового пионерского клуба.

С распадом СССР и падением авторитета лагеря целенаправленное и систематическое распространение артековского опыта постепенно прекратилось. В начале текущего десятилетия в Артеке проводились «летние педагогические школы», отдельные семинары на коммерческой основе и была предпринята попытка издавать международный педагогический журнал, но продолжения эта практика пока не получила.

В настоящее время несколько детских лагерей на территории СНГ официально указывают на использование в своей работе педагогических программ Артека. Всегда ли это соответствует реальности, или является всего лишь маркетинговым ходом, сказать сложно. Перед началом летнего сезона 2009 года Отдел по делам молодёжи города Красный луч организовал встречу детей, отдыхавших в Артеке с целью изучения опыта организации досуга и использования его в пришкольных и загородных лагерях .

  • Образовательная.
  • Социально-культурная.

Достопримечательности

Музеи

Склеп (часовня) Владимира Березина

Недалеко от Дворца, также на территории «Лазурного» лагеря, в стороне от центральных аллей находится фамильный склеп семьи владельцев имения (иногда именуемый часовней). Склеп выполнен в виде грота в отвесном склоне холма. В советское время он использовался для свалки мусора. Сегодня вход в пещеру, обрамлённый каменным порталом, закрывает решётка, через которую видна неплохо сохранившаяся фреска, изображающая святых равноапостольных Владимира и Ольгу , небесных покровителей Владимира Березина и Ольги Соловьёвой.

Менее известны другие исторические памятные объекты рубежа XIX - начала XX веков, которых немало на территории «Лазурного»: Бювет , Оранжерея , Узел связи, Гостиница «Орлиное гнездо» и другие.

Исторические здания в восточной части «Артека» (территория «Морского» и «Горного») построены несколько ранее вышеназванных. Связаны они с именами владельцев здешних земель: Олизара, Потёмкиных, Гартвиса, Винера, Метальниковых . В настоящее время они продолжают использоваться, как помещения для занятий кружков и хозяйственных нужд. В этой части лагеря находятся два объекта, непосредственным образом связанных с историей самого «Артека». В «Морском» сохранился крошечный домик, в котором жил основатель «Артека» З. П. Соловьёв во время своих приездов в лагерь. Предание связывает дореволюционную историю этого здания с именем французской графини Де ла Мот, ставшей прототипом Миледи , героини романов Александра Дюма . Домик этот закрыт для доступа уже несколько десятилетий. Многие нынешние артековцы даже не подозревают о его существовании. А в парке рядом с «Горным» лагерем находится корпус лагеря «Верхний», построенный в 30-е годы и сделавший «Артек» круглогодичным лагерем. В нём в 1958 году снимались некоторые сцены фильма «Военная тайна». Сегодня он используется, как жилой дом.

На западной границе «Артека», в «Кипарисном» лагере находится исторический объект ещё более древний. Здесь сохранились развалины генуэзской крепости XI-XV веков, построенной на месте ещё более древней, византийской (VI века). В Средние века в скале Дженевез-Кая, на которой построена крепость, был пробит тоннель для наблюдения за морем. Он также сохранился до наших дней.

Природные достопримечательности

Парки

Парки являются бесспорным украшением «Артека». Основатель лагеря З. П. Соловьёв особо подчёркивал их значение для детской здравницы. Начало парковому строительству на территории «Артека» было положено ещё в XIX веке Г.Олизаром, имение которого находилось возле горы Аю-Даг . Сегодня парковый ансамбль «Морского» и «Горного», спускающийся к самому морю, насчитывает до тысячи видов деревьев и кустарников, в частности - пять видов кедра , три вида кипариса , несколько видов сосен и секвой , магнолии , сирень , олеандр . Есть здесь и маслиновая роща . Причудливый узор дорожек и аллей дополнен каменными лестницами. В парке производится художественная стрижка растений, здесь можно увидеть кусты в виде забавных животных и поискать выход из настоящего зелёного лабиринта .

Рядом расположен небольшой, но уникальный по своей коллекции парк Гартвиса-Виннера (в советское время - «Комсомольский»). Заложен он был в двадцатые годы XIX века директором Императорского Никитского ботанического сада Н. А. Гартвисом . Здесь можно встретить редкие виды растений: железное дерево и пробковый дуб , камфорное дерево , болеарский и вечнозелёный самшит , магнолию Суланжа.

Парк «Лазурного» был известен ещё в дореволюционное время, когда здесь находился курорт «Суук-Су». Именно тогда парку был придан вид итальянского террасного сада: подпорные стены, балюстрады и мостики с кованными перилами, каменные лестницы гармонично включены в буйную парковую растительность.

Не менее красивы и примечательны по составу и планировке парки «Кипарисного » и «Прибрежного».

Несколько аллей и скверов на территории лагеря было заложено самими артековцами. Один из них - «Сквер Дружбы» в «Лазурном» - 48 кедров , посаженных детьми из 48 стран, отдыхавших в «Артеке» во время проведения X Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Берлине .

Парки «Артека» имеют статус памятников садово-паркового искусства местного значения.

Памятники

Памятники «Артека» можно разделить на несколько тематических групп. Все они созданы в послевоенный период. Более ранние памятники, в том числе, созданные руками детей, были разрушены во время оккупации Крыма расквартированными на территории «Артека» фашистскими солдатами.

Самый большой артековский памятник - В. И. Ленину находится в центральной части «Артека», рядом с «Прибрежным». Архитектурный комплекс, включающий сам памятник и прилегающую территорию именуется «Ленинским мемориалом». Он был сооружён по проекту архитектора М. Ф. Синёва и народных художников СССР А. Т. Полянского и Н. А. Щербакова. Памятник, открытый в 1985 году, вместе с постаментом имеет высоту 19 метров, а пилоны за его спиной, изображающие древки знамён, достигают высоты сорока двух метров. Благодаря своим размерам памятник был внесён в морскую лоцию в качестве навигационного знака. Мемориал также включал в себя лекционный зал и площадки для выставок союзных республик, связанные лестницами и галереями. Однако вскоре после постройки обнаружилось, что комплекс мемориала медленно сползает по склону вниз, вследствие чего облицовка из мраморных плит и лестницы, обрамляющие памятник, начали разрушаться; внутренние помещения комплекса пришли в непригодное для использования состояние. Символическое изображение пионерского костра, выполненное из разноцветного стекла, разбито и растащено на сувениры; отстающие плиты красного гранита начали расхищаться. На площадках мемориала много бытового мусора. В настоящее время артековские отряды водят в обход мемориала.

Несмотря на внушительные размеры, центральное расположение и идеологическое содержание, основным памятником лагеря, по замыслам авторов проекта «Большого Артека», должен был быть не «Ленинский мемориал», а «Монумент Дружбы детей мира» в «Морском» лагере. Заложен он был в 1962 году детьми из 83 стран, которые привезли в «Артек» кусочки горных пород. Основа монумента - большое панно из ракушечника с рельефными изображениями детских лиц и надписью: «Сердцем пламенем, солнцем сиянием, костром заревом, дети шара земного, дорогу дружбы, труда, счастья, мира, свободы, равенства, братства навсегда озарим». Панно размещено на отвесной стене крутого берега, обрамляя круглую площадку. В её центре расположен павильон, крыша которого изображает земной шар с очертаниями континентов и макетами артековских корпусов. В настоящее время она поржавела и имеет непривлекательный вид, стеклянные стены павильона разбиты. Во время крупных мероприятий и посещений лагеря официальными делегациями монумент частично драпируют тканью. Автор монумента - Эрнст Неизвестный .

На аллеях «Прибрежного» можно встретить ещё несколько работ, выполненных Эрнстом Иосифовичем. Это, во-первых, небольшие металлические скульптуры, очевидно призванные, по задумке автора, символизировать крымскую природу: изображения рыб и птиц на абстрактных конструкциях; во-вторых, уникальное панно из нержавеющей стали возле дворца "Суук-су". Благодаря им имя скульптора было увековечено в одной из артековских песен («Здесь когда-то Неизвестный ряд шедевров создавал…»)

Несколько памятников в лагере связаны с историей Великой Отечественной войны. В парке между «Морским» и «Горным» находится памятник Неизвестному матросу, погибшему в бою с оккупантами Крыма в 1943 году. Памятник, выполненный А. А. Емельянцевым в 1962-м году из белого камня, представляет собой скульптурное изображение советского воина в момент боя на морском берегу. В советское время это был один из главных памятников лагеря. Здесь проводились торжественные мероприятия, линейки, возложения цветов. Сегодня памятник, расположенный в стороне от центральных артековских аллей, производит впечатление заброшенности. На площадке перед ним - следы туристических пикников, в чаше огня памяти - бытовой мусор.

Следует заметит, что это уже второй памятник "Неизвестному матросу" Первый стоял на самом берегу моря, где сейчас гостевые корпуса возле "Морского". Это был традиционный памятник в стиле "соцреализма". Матрос в полон рост в бескозырке и с автоматом ППШ в руках.

Здесь следует сделать отступление. По официальной версии матрос погиб во время боя советского эсминца с немцами. Его смыло за борт и вынесло на артековский берег. В 10-80 годы (а в лагере "Лесной" и и в 90-2000-е) детям рассказывали, что его нашли местные пионеры и втайне от оккупантов похоронили на берегу. Позже рассказывали, что матроса похоронили румынские солдаты (Крым входил в румынскую зону оккупации). Обе версии безосновательны. Как позже вспоминал Вдадимир Свистов, сотрудник Артека с конца 30-х и автор нескольких книг об истории лагеря, при перезахоронении оказалось, что в могиле вовсе не матрос. На останках были пехотинские обмотки (матросы обмоток никогда не носили) и гимнастерка времен Гражданской войны. Сами же кости были перемешаны, будто погибший перед захоронением был разорван на части. Скорее всего море просто размыло старую прибрежную могилу и вымыло останки. Румыны их перезахоронили, а сам случай оброс слухами. Мол, в захоронении - матрос. Тогда, в начале 60-х, всех участников настоятельно попросили помалкивать об обмотках - "Неизвестный Матрос" к тому времени стал идеологически правильным символом и легендой Артека. Да и новый памятник был памятником именно Матросу. В любом случае, монумент работы Емельянцева является символическим памятником всем погибшим за Родину, и не важно, что там погребен пехотинец времен Гражданской - он тоже сражался и погиб за Родину.

В культуре и искусстве

Художественная литература

Артек является (полностью или частично) местом действия многих художественных произведений, среди которых можно назвать следующие: «Военная тайна» (А. Гайдар), «Девочка и олень» (Э. Пашнев), «Маленькие испанцы» (Е. Кононенко), «Медведь-гора» (Е. Ильина), «Месяц в Артеке» (В. Киселёв), «Невинные тайны» (А. Лиханов), «Письмо на панцире» (М. Ефетов), «Почти невероятные приключения в Артеке» (П. Аматуни), «Саманта» (Ю. Яковлев), «Улица младшего сына» (Л. Кассиль , М. Поляновский), «Четвёртая высота» (Е. Ильина), «Дневной дозор» (C. Лукьяненко).

Артек упоминается или является частью сюжета также во многих поэтических циклах и отдельных стихотворениях А. Барто , В. Викторова, А. Зацаринной, Л. Кондрашенко, С. Маршака , А. Милявского, Б. Миротворцева, С. Михалкова , В. Орлова .

В отдельных случаях авторы литературных произведений упоминают, что в прошлом герои их книг были артековцами, расширяя тем самым характеристику персонажа или объясняя мотивацию его поступков. Так, артековцами по воле авторов стали советский разведчик Александр Белов («Щит и меч», В. Кожевников), педагог Олег Московкин («Мальчик со шпагой », В. Крапивин), диссидент Толик Парамонов («Свобода или смерть», Л. Филатов) и другие.

Кинематограф

Буквально с первых лет своего существования «Артек» стал использоваться для творческих нужд отечественного кинематографа . Этому способствовало совпадение нескольких факторов. Большое количество солнечных дней в году, близость Ялтинского филиала киностудии имени Горького , разнообразная экзотическая флора , горный рельеф местности и морской берег в сочетании с необычной, футуристической архитектурой . А при необходимости - и бесплатная детская массовка. Всё это делало лагерь идеальной площадкой для воплощения творческих замыслов кинематографистов.

Соответственно, фильмы, снимавшиеся в лагере, можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это фильмы, действие которых происходит в Артеке: «Новый Гулливер » (1935), «Счастливая смена» (1936), «Военная тайна» (1958), «Пущик едет в Прагу» (1966) и фильмы о «неком», обычно - международном, пионерском лагере: «Трое» (1927), «Пассажир с «Экватора» » (1968), «Здравствуйте, дети!» (1962) " Сваты 4" (2010).

Вторая группа - приключенческие фильмы о морских путешествиях, дальних экзотических странах: «В поисках капитана Гранта » (1985), «Битва трёх королей (Огненные барабаны)» (1990), «Одиссея капитана Блада » (1991), «Сердца трёх » (1992), «Империя пиратов» (1995).

И, наконец, фантастические фильмы о жизни в далёком будущем: «