Социализация личности






Цели урока:

  • определить степень усвоения основных знаний (деятельность, игра, труд);
  • продолжить работу над формированием умения находить нужный материал по заданной теме а, показать практическую направленность предмета;
  • развитие у учащихся интереса к творческой деятельности, умения работы в группе, продолжить формирование коммуникативных навыков.

Цели урока:

  • вспомнить основные понятия, связанные с деятельностью человека(деятельность, игра, труд);
  • Работая самостоятельно с материалом, разработать схему социализации личности в обществе, используя понятия «социализация, адаптация, этапы социализации, жизненный цикл, его этапы, агенты и институты социализации (первичные и вторичные); ресоциализация и десоциализация;»


Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.


обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире),

взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диа­пазоне от 10 до 20 лет).


Процесс социализации проходит через несколько стадий , которые социологи называют жизненными циклами :

детство,

юность,

зрелость

старость .


  • Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей , приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни.

По степени достижения результата различают

начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности,

продолженную, или зрелую , социализацию, охватывающую зрелость и старость.


  • Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Агенты социализации

агенты первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

агенты вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.)


  • Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние .

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Институты социализации

институты

первичной социализации

(семья, школа)

институты

вторичной социализации



Агенты и институты социализации выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем,

насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.


  • Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации .

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации .

Институты вторичной социализации (средства массовой информации, армия, церковь.)





Задание по теме


1.Процесс воздействия на индивидов общества, осуществляющийся на протяжении всей их жизни, в результате которого люди накапливают социальный опыт и становятся личностями, называется __________________________ .


2.Ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования - это ________


3.Процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире - это ________

4.Социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет - это ________


5 . Назовите жизненные циклы социализации и ее виды.


6. Конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей - это ________





Назовите их.

11. Они выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

  • 13.Утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни – это ______

14.Процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни – это ______

Ответы:

  • Социализация
  • Адаптация
  • Обучение
  • Взросление
  • Детство, юность, зрелость, старость
  • Агенты
  • Агент первичной социализации
  • Агент вторичной социализации
  • Институты социализации
  • Родители, братья, сестры, близкие; армия, школа, церковь
  • Агенты и институты социализации
  • Поощрения и наказания
  • Десоциализация
  • Ресоциализация

АО «Академия Гражданской Авиации» Презентация на тему: Выполнил: студент группы АТ(АВ)-13,2 Оралхан Самат

Слайд 2: Содержание

Введение 1) Теория социализации личности 2) Этапы социализации 3) Стадии социализации 4) Процесс социализации 4.1) Агенты социализации 4.2) Побочные эффекты социализации 5) Основные институты социализации 6) Контроль социализации 7) Заключение 8) Список литературы

Слайд 3: Социализация личности

это процесс усвоения индивидом социального опыта общества, к которому он принадлежит. Социальный опыт включает в себя: Нормы Правила Ценности Социальные отношения Культура труда

Слайд 4: Теории социализации

Слайд 5

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Слайд 6: Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Слайд 7: Процесс социализации и жизненный сценарий личности

Слайд 8: Схемы жизненных подъемов и спадов:

Возраст 16 -18 лет. Избавление от доминирования. Возраст 18 - 22 года. Уход из родной семьи. Возраст 22 - 28 лет. Построение реальной жизни. Возраст 29 - 34 года. Кризис вопросов. Возраст 35 – 43 года. Кризис безотлагательности. Возраст 43 – 50 лет. Достигнутая стабильность. Возраст 50 лет и старше. Умудренность опытом.

Слайд 9: Стадии социализации

Адаптация (детская социализация) Механизмами социализации в детском возрасте выступают психологические механизмы: имитация, идентификация, стыд и вина.

10

Слайд 10: Стадии социализации

2. Индивидуализация Формирование идентичности является важнейшей задачей подросткового периода. Также важную роль в этот период играет развитие моральных норм. Наступление половой зрелости – это биологическое событие, юношество – это социальный статус.

11

Слайд 11: Стадии социализации

3. Интеграция Критериями статуса взрослого человека являются: Принятие ответственности за себя; Самостоятельное принятие решений; Обретение финансовой независимости.

12

Слайд 12: Стадии социализации

4. Трудовая стадия Благополучие взрослого человека складывается из шести элементов: Самоодобрение Позитивные отношения с другими людьми Автономия (личная свобода) Умение владеть обстановкой Цель жизни Непрекращающийся личный рост

13

Слайд 13: Стадии социализации

5. Послетрудовая стадия Были предложены две теории для объяснения благополучного протекания старения: Теория устранения Теория активности

14

Слайд 14

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей. Процесс социализации

15

Слайд 15

Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.

16

Слайд 16

Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

17

Слайд 17

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются: язык; ценности и нормы поведения; навыки и умения; статусы и роли; поощрения и санкции.

18

Слайд 18

Социальный статус – это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д. Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.

19

Слайд 19

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

20

Слайд 20

21

Слайд 21: Агенты социализации

Первичные агенты социализации: родители, друзья, родственники, соседи, воспитатели, тренеры, учителя и пр. Вторичные агенты социализации: социальные институты (армия, политические организации, СМИ, профессиональные круги и пр.)

22

Слайд 22: Побочные эффекты социализации

Десоциализация – отказ от ранее усвоенных норм и правил поведения в обществе Ресоциализация – усвоение новых культурных норм и ценностей


23

Слайд 23: Основные институты социализации

Семья – один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше. Группа ровесников – выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.). Школа – действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.

24

Слайд 24: Основные институты социализации

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально. Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему. Другое дело – призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений. Для этого служит специальная подготовка (допризывные сборы, курс молодого бойца), на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Старослужащие, прошедшие вторичную социализацию, не столько протестуют, сколько «примеряют» на себе новые роли «гражданской» жизни.

25

Слайд 25: Социальный контроль – это …

… совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок.

26

Слайд 26: Социальный контроль может быть …

Формальный (безличный) Осуществляется правоохранительными органами Неформальный Предполагает неофициальность и применяется в небольших группах: насмешки, критика и т.д.

27

Слайд 27: Элементами социального контроля являются …

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания, ожидания и шаблоны поведения в конкретных ситуациях. (например, обычаи, традиции, табу, законы и т.д.) Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. (награды, премии, стипендии, арест, увольнение, бойкот)

28

Слайд 28: Стратегии социального контроля

Наказание Замещение Легализация преступлений без жертв Внутренний контроль Создание служб социальной помощи

29

Последний слайд презентации: Социализация личности

Заключение Таким образом, социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

социализация Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

стадии социализации

ВКЛАД ЭРИКСОНА Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, где показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека.

« Как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. » (Эриксон) «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала». (житейская мудрость)

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты, что связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. В эти периоды следует учитывать, что дети: - трудновоспитуемы; - проявляют упрямство; - непослушание; - строптивость; - негативизм и др.

Механизмы социализации

большие малые протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка. обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением. КРИЗИСЫ

Теории социализации Теории социального научения (бихевиористские) Психоаналитические теории (идентификации) Когнитивистские теории (социального сравнения)

Нарушение социализации Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) - противоправное, (влечет административную или уголовную ответственность), или аморальное (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, а иногда включается поведение суицидное).

Аморальное асоциальное поведение В зависимости от способов взаимодействия индивида с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов (по В.Д. Менделевичу): Делинквентный тип девиантного поведения (преступления, проступок). Аддиктивный (сексуальные взаимодействия, трудоголизм, фанатизм). Патохарактерологический (психопатии и акцентуации характера) Психопатологический (психические расстройства и заболевания). Основанный на гиперспособностях (математических, музыкальных, художественных и иных).

Непротивоправное девиантное поведение

Антисоциальное девиантное поведение

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. 2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции). 3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно. 4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). 5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности. 6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы. 7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации. 8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие. ПРИЗНАКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Агрессия. - Суицид. - Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизм, наркотизация, табакокурение и др.). - Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание). - Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии, отклонения психосоциального развития). - Сверхценные психологические увлечения (« трудоголизм », « гемблинг », фанатизм, коллекционирование). Выделяются клинические формы девиантного поведения:

Сверхценные патопсихологические увлечения (разновидность маний, сутяжничество и др.). - Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирование и др.). - Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, фобическое, нарцисстическое поведение). - Безнравственное, аморальное поведение (алчность, зависть, прелюбодеяние, тщеславие и др.). - Неэстетическое поведение (девиация стиля речи - заикание, дислалия, афазия), девиация стиля взгляда, движений и др.

Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте. !!!


Тема урока:

Социализация. Агенты социализации.


1.Профессиональные интересы, склонности и способности

2.Социализация.

3.Агенты социализации.


Интересы – это побуждения познавательного

характера. Интересы связаны с потребностью

человека.

Интересы различают:

  • по содержанию (например, музыкальные, технические);
  • по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Профессиональный интерес – это эмоционально

окрашенное отношение человека к определённому виду

деятельности.


Склонность

Склонность – это нечто большее чем просто

познавательное побуждение, это активное, сознательное преобразующее отношение к чему- либо.

  • Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение разных знаний или на создание каких-либо вещей, предметов.
  • Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Интересы

Склонности

Хочу знать

Хочу сделать


Способности

Способности - это индивидуальные

особенности личности, обеспечивающие ему

успех в деятельности.

Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность .

  • Талант выдающиеся способности личности в определённой деятельности.
  • Гениальность наивысшая степень творческих проявлений личности.

Виды способностей

СПОСОБНОСТИ

Общие

Специальные

Педагогические,

спортивные,

технические,

математические,

художественные,

организаторские,

литературно-лингвистические

Интеллект,

работоспособность,

целеустремлённость и др .


Понятие и сущность социализации

В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где первоначально означал «обобществление». Американский социолог Гиддингс в 1887 году в книге «Теория социализации» впервые употребил его в значении применительно к человеку – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную область исследований.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.


Социализация- это

  • начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм.

Стадии социализации:

  • Детство Юность Зрелость Старость
  • Начальная Продолженная

(ранняя) (зрелая)


  • Вторичная (продолженная)

Овладение индивидом специальными знаниями и навыками - профессиональная социализация;

Включение индивида в систему общественного разделения труда;

Изменение образа жизни человека в связи с исключением из среды производства

(зрелость, старость).

  • Первичная (ранняя или начальная)

Приобретение индивидом общекультурных знаний, освоение первоначальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей

(детство, юность)

Стадии социализации


Факторы и средства социализации

Факторы

социализации

Мегафакторы

(мега – очень

всеобщий)

Макрофакторы

(макро – большой)

Мезофакторы

(мезо – средний,

промежуточный)

Микрофакторы

общество,

государство

типу поселения, в которых они

живут (регион, село, город, поселок);

по принадлежности к аудитории тех

или иных СМК (радио, телевидение);

по принадлежности к тем или иным

субкультурам

семья, домашний очаг, сосед-

ство, группы сверстников,

воспитательные, общественные,

государственные, религиозные

и частные организации,

миросоциум


  • Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное . Это процесс формирования личности , который осуществляется в результате взаимодействия с себе подобными.

  • Социализация – это поиск человеком своего социального места, обретение политической (права голосовать и быть избранным), экономической (устройство на работу), социальной (создание собственной семьи, отделение от родителей) самостоятельности.

  • Агенты- конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
  • Институты - официальные учреждения, формальные организации, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Агенты социализации-

конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей

Родители, братья, сестры, родственники, учителя (первичная социализация)

Сотрудники телевидения, предприятия, полицейские (вторичная социализация)

Институты социализации- это социальные

учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его

Семья, школа (первичная социализация)

Средства массовой информации, армия, церковь

(вторичная социализация)


Виды социализации

Первичная социализация

сущность

Вторичная социализация

Сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека

Агенты и институты

Родители, братья, сестры, родственники, друзья, тренеры

Сфера социальных, формальных отношений

Их функции

Государство, производство, СМИ, армия, суд, церковь, школа.

Каждый- множество функций, взаимозаменяемы

Узкоспециализированы: каждый- 1-2 функции


  • Покажите на 3 примерах воздействие различных социальных институтов на социализацию личности ( C6 . стр. 53 ТЗ).
  • Назовите любые 3 фактора социализации личности.
  • Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Составьте 2 предложения, содержащие информацию о социализации личности. (С5.стр. 34 ТЗ)

А4 стр. 46 ТЗ

А)В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.

Б)В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта.

1)Верно А; 3)верны оба;

2) Верно Б; 4) оба неверны.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Презентацию на тему "Социализация личности" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Социализация личности

Выполнила: Разоренова Ольга Группа 123г

Слайд 2

Слайд 3

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения - десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.

Слайд 4

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий:

Стадия адаптации (рождение - подростковый период). Стадия идентификации. Стадия интеграции. Трудовая стадия. Послетрудовая стадия (пожилой возраст).

Слайд 5

Стадии процесса социализации личности по Эриксону:

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Стадия детства (от 4 до 6 лет).. Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). Стадия юности (от 21 до 25 лет). Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). Стадия старости (старше 55/60 лет). На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

Слайд 6

Первичная и вторичная социализация. Агенты социализации.

Это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.

Слайд 7

Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: Семья Родители Друзья Ровесники Школа(учителя) Спорт(тренеры) И т.д. В современное время мощность набирают такие агенты первичной социализации, как СМИ и Интернет

Слайд 8

Слайд 9

Параметры влияющие на взаимоотношения между членами семьи, на их совместную жизнь, на детское развитие:

1. Параметр демографический. 2. Параметр социально-культурный. 3. Параметр социально-экономический. 4. Параметр технико-гигиенический.

Слайд 10

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга. Первая структура - микросистема. Вторая структура - мезосистема. Третья структура - экзосистема. Четвертая структура - макросистем. Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.

Слайд 11

Социальный контроль

Является важнейшим результатом социализации и заключается в регулировании его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Такое подчинение выражается в осмысленном или спонтанном следовании нормам, предписанным группой. Социальный контроль может быть: формальным неформальным

Слайд 12

Девиантное поведение

Когда идеалы общества несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своей цели. Этот выбор связан с девиантным поведением, т.е. таким, которое не соответствует социальной норме. Т Так, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, за богатством и властью выбирают социально запрещённые или противозаконные средства и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом нарушения норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых обществом ценностей. Таким образом, девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации в данном конкретном случае.

Слайд 13

Слайд 14

Социальный престиж

Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа. Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в социальной структуре. Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например: престижными считают образование, полученное в хорошем учебном заведении высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Е Если же говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.

Слайд 15

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.

Слайд 16

Заключение

Социализация - сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности развитие творческого мышления развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях;

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.