Возвратившись в Северное море, крейсер принял участие во втором сражении у Гельголанда 17.11.1917. Единственное, чем отличился "Франкфурт", был торпедный залп по британским крейсерам, который, однако, не принес успеха. Это было последнее боевое столкновение "Франкфурта". После заключения перемирия крейсер интернировали в Скапа-Флоу. 21.6.1919 во время затопления кораблей Флота Открытого моря он все же был спасен англичанами.

В июле 1919 г. его передали США. После перехода через океан и изучения конструкции корабля американцы решили использовать его для проведения опытов по авиационным бомбардировкам. 18.7.1921 во время очередной бомбежки "Франкфурт" затонул у мыса Генри на побережье штата Вирджиния.

Гибель корабля засняли, и сейчас эти кадры пользуются большой популярностью у кинематографистов, которые почему-то выдают их за Ютландский бой или же вообще за любые сражения первой, а иногда и второй мировой войны.

Легкий крейсер “Кенигсберг”

Тип "Кенигсберг"

Программа 1913 года[* Все корабли этой серии названы в честь крейсеров, погибших в войне.].

Водоизмещение: 5440 т (проект), 7125 т (полное).

Размерения: 151,4x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 котлов (10 угольных, 2 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.Запас топлива: уголь – 1340 т, нефть – 500 т.

Дальность плавания: 4850 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: см. тип "Висбаден".

Экипаж: 475 человек (17 офицеров, 458 матросов).

"Кенигсберг" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 18.12.1915, вошел в состав флота 12.8.1916. Был включен во вторую разведывательную группу.

Первой крупной операцией крейсера стало участие в захвате Моонзундских островов. "Кенигсберг" прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт, но в боях с русскими кораблями участия не принимал. 17.11.1917 участвовал во втором сражении у Гельголанда. Получил попадание 380-мм снарядом с новейшего британского линейного крейсера "Рипалз". Снаряд пробил все три дымовые трубы "Кенигсберга" и через верхнюю палубу проник в угольную яму, выдавил ее внутреннюю переборку, взорвался там и произвел пожар. Крейсеру удалось выйти из боя и добраться до базы. После ремонта он вернулся в состав флота, но война вскоре завершилась. 20.7.1920 в Шербуре "Кенигсберг" был передан Франции и до 1933 г. входил в состав ее флота под названием "Метц". В 1936 г. разобран на металл в Бресте.

"Карлсруэ" Построен на военно- морской верфи в Вильгельмсхавене. Заложен в 1915 г., спущен 31.1.1916, вошел в состав флота 23.12.1916.

В составе второй разведывательной группы принимал участие в операции по захвату Моонзундских островов и во втором сражении у Гельголанда. После заключения перемирия "Карлсруэ" был интернирован в Скапа-Флоу и 21.6.1919 затоплен экипажем. Поднят в 1962 г. и разобран на металл.

"Эмден" Построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1914 г., спущен 1.2.1916, вошел в состав флота 16.12.1916. Был флагманом флотилии эсминцев.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кенигсберг” (1918 г.).

Принимал участие в захвате Моонзундских островов. В полдень 11.10.1917 в составе главных сил "Эмден" взял курс на север. Крейсер шел в кильватер флагманскому линейному крейсеру "Мольтке", а вслед за ним двигались линкоры четвертой бригады под командой вице-адмирала Сушона. 12.10.1917 "Эмден" вместе с лучшим линкором Германии "Байерн" сокрушал батарею на мысе Тоффри. Но "Байерн" вскоре подорвался на мине и отошел. В этот же день крейсер оказал помощь своим миноносцам и тральщикам, которые были атакованы русскими миноносцами "Генерал Кондратенко" и "Пограничник".

Позднее "Эмден" вступил в бой с русскими кораблями, которые препятствовали прорыву немецких эсминцев на Кассарский плес. После двухчасовой перестрелки немцы отошли. 13-14 октября "Эмден" вместе с линкором "Кайзер" вел бой с русскими кораблями, в ходе которого был потоплен русский миноносец "Гром". После захвата Моонзундских островов крейсер перевели в Северное море.

11.12.1917 "Эмден" обеспечивал переход второй флотилии эсминцев, направленной для нападения на скандинавские конвои. После удачного рейдерства эсминцы снова были встречены крейсером.

После заключения перемирия корабль интернирован в Скапа-Флоу. Во время "великого затопления" 21.6.1919 его вытащили на мелководье, и он остался цел. 11.3.1920 был передан Франции, но из-за плохого технического состояния в состав ее флота не входил, а использован после изучения конструкции для испытаний. В 1926 г. разобран на металл.

"Нюрнберг" Построен на заводе "Хавальдсверке" (Киль). Заложен в 1915 г., спущен 14.4.1916, вошел в состав флота 15.2.1917.

В составе второй разведывательной группы участвовал в Моондзундской десантной операции. Сопровождал четвертую транспортную группу, прикрывал высадку в бухте Тага-Лахт. Во втором Гельголандском сражении являлся флагманом второй разведывательной группы, активно поддерживал соединение тральщиков.

После заключения перемирия интернирован в Скапа-Флоу. Во время самозатопления Флота Открытого моря был вытащен на отмель. Впоследствии передан Великобритании и использовался для различных опытов и в качестве мишени. 7.7.1922 затонул у острова Уайт.

Легкий крейсер “Кельн"

Тип "Кельн"

[* Крейсера этого типа строились для восполнения военных потерь. Планировалась достаточно большая серия, но в строй вошли только два крейсера. Они стали последними крейсерами кайзеровского флота.].

Водоизмещение: 5620 т (проект), 7486 т (полное).

Размерения: 155,5x14,3x6,0 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 14 котлов (8 угольных, 6 нефтяных).

Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5 узла.

Запас топлива: уголь – 1100 т, нефть – 1050 т.

Дальность плавания: 5400 миль/ 12 узлов.

Бронирование: см. тип “Магдебург”

Вооружение: 8 – 150-мм, 3 – 88-мм (зениты.), 4 ТА – 600-мм (палубн.), 120 мин заграждения.

Наружный вид легких крейсеров типа “Кельн" (1918 г.).

"Кельн" Построен на верфи "Блом унд Фосс" (Гамбург). Заложен в 1915 г., спущен 5.10.1916, вошел в состав флота 17.1.1918. Первым командиром был капитан 2 ранга Эрих Редер – будущий главнокомандующий Кригсмарине. Крейсер активного участия в боевых действиях не принимал. Совершил несколько выходов на патрулирование и для сопровождения подводных лодок. После заключения перемирия интернирован в Скапа- Флоу. 21.9.1919 затоплен экипажем.

"Дрезден" Построен на заводе "Ховальдсверке" (Киль). Заложен в 19*16 г., спущен 25.4.1917, вошел в состав флота 28.3.1918. Активного участия в боевых действиях не принимал. Интернирован в Скапа-Флоу. Затоплен экипажем 21.6.1919.

Недостроенные крейсера типа "Кельн" и их судьба

Название Первичное название Верфь Заложен Спущен Разобран
"Висбаден" "Нюрнберг" "Вулкан" (Штеттин) 1916 3.03.1917 1920
"Магдебург" "Магдебург" "Ховальдсверке" (Киль) 1916 17.11.1917 1922
"Лейпциг" "Лейпциг" "Везер" (Бремен) 1915 28.01.1918 1921
"Росток" "Майнц” "Вулкан" (Штеттин) 1915 6.04.1918 1922
"Фраунлоб" "Кенигсберг" Военно-морская"верфь (Киль) 1915 16.10.1918 1921
- "Кельн" "Везер" (Бремен) 1915 - 1921
- "Эмден" "Везер” (Бремен) 1915 - 1921
- "Карлсруэ" Военно-морская верфь (Киль) 1916 - 1920

Ну так вот. Сегодня мне повезло ещё больше. Я домучил Колорадо и мне дали Огневого.

Впечатления по кораблю не самые радостные. Да, он понравился мне чуть больше, нежели Кёнигсберг. Но не всё так радужно.

Общее впечатление - Кёнигсберг-эсминец. Так же мало с залпа наносится фугасами, манёвренность "так себе", чуть получше баллистика, так же часто убиваются машинка и рули.

Баллистика и точность - к ней претензий нет. Снаряды ложатся кучно, но при этом и не в "одну точку". Баллистика для ЭМ вполне приемлима - на 12 км снаряд летит чуть меньше восьми секунд. Но: я не обнаружил так называемого "коридора инвиза". Если я стреляю - я по любому свечусь.

Орудия и Снаряды.Вот тут наши подкачали. Помню, месяца три назад на Николасе мне удавалось делать 30000 ОФ, 10000 пожарами, ещё 30000 торпедами... И это всё было по линкорам... Эх, были времена. Ну так вот. Этот Огневой Осколочно-Фугасными снарядами почти не наносит урона. То бишь тысяч 5-7 из линкора выбить можно(1000 за залп), а дальше - пустота. По крейсерам также выше определённого значения урон проходить перестаёт. Эсминцы - 1500 за залп явно не то, что я ожидал. С ББ всё гораздо лучше. С одной стороны - оно пробивает Линкоры(не в основной бронепояс, конечно, но всё же), на 10+км через надстройки заходит в цитадель Омахи, активно дамаджит уже потрёпанные тяжёлые крейсера, но... Оно почти не бьёт в цитадель стоящие ровно бортом к тебе корабли на дистанции 7+ км. А ближе подходить - самоубийство. Скорость поворота и живучесть орудий также оставляют желать лучшего. (кстати, у меня в каждом бою убивали единственную установку ПВО крупного калибра) Заднее орудие умирает раз в три боя, переднее, на удивление, ни разу не критовали. Каждое попадание в орудие ГК с вероятностью 60-70% убивает его.

Скорость и манёвренность - даже у Николаса скорость лучше, чем у Огневого.(кстати, с удивлением обнаружил, что ВГ апнуло скорость перекладки рулей эсминцам. Ни в одном описании к патчам я этого не видел.) про манёвренность также лучше не говорить - 680 м циркуляции и 4 секунды перекладки рулей как-то многовато для ЭМ. Но для того, чтобы маневрировать хватает.

Бронирование и живучесть модулей - Очень часто улетают машинка и рули. Орудия ГК и установки ПВО также долго не живут. А с торпедами, на удивление, всё в порядке) Переодически выводит из строя склады боеприпасов, но детонаций пока не было.

ПВО - его почти что нет. Да, у нас урон в секнду на 2 км в районе 60, есть и дальнобойное 76-мм орудие, но на шестом уровне это мало. Сбивать самолёты оно сбивает, но раз в 10-15 секунд.

Торпеды - мы обладем очень быстрыми, но не дальнобойными торпедами. Урон с борта меня радует, Линкоры 6- уровня забирает целых. Реализовать удаётся, но редко. Авианосец забрать, на линкор, не обращающий на тебя внимания, спикировать. К сожалению, чтобы докинуть их до идущей к тебе чётко носом Аобе(один из самых быстрых крейсеров в игре), надо подходить почти на семь километров. Николас в этом плане радовал больше - там торпеды шли медленней и дальше, можно было на ход кидать из инвиза.

В среднем за бой у меня было 10-15 тысяч фугасами, столько же ББ-шками, тысяч пять пожаров. Остальное - торпеды, одна-две за бой. В итоге - не так много урона для пятого уровня, и то, чтобы такое выбить, надо из кожи вон лезть.

Перки - вот тут у меня возник вопрос. Либо действительно, как предложил Vader_Kerensky, ставить маскировку для увеличения "коридора инвиза" и молить Посейдона, чтобы на этом фланге не было ЯпЭМ, но тогда не хватает очков для двух "четвёрок". Либо всё-таки увеличивать коридор стрельбы за счёт УОП в ущерб эффективности. Как по мне - так оба варианта комфортны, так как:

1) по маневрирующему Эсминцу на расстоянии 9+ впринципе мало кто стреляет, о проценте попаданий вообще молчу. А в первом варианте на сдачу можно взять ещё пару перков второго уровня, например АртТревога или Мастер торпедного вооружения.

2) Но с другой стороны во втором варианте мы тоже получаем кучу полезных, но дорогих навыков: Взрывотехник, Из последних сил. И без первого, например, мне трудно представить, как наносить урон Линкорам. Да и коридор стрельбы значительно выше, нежели в первом.

А, и третий перк - всё-таки индентант. На Огневом у меня появилась вредная привычка жить долго. А так как мы АртЭсминцы, то дымы и фосаж(даже неголдовые) лишними не бывает.

Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” Трубицын Сергей Борисович

Крейсер “Кенигсберг”

Крейсер “Кенигсберг”

“Кенигсберг" перед спуском на воду и на достройке в 1928 г.

12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсгафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer “В” (“Ersatz Thetis”), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и спуска. Корабль был назван “Кенигсберг” в честь города -столицы восточной Пруссии. Имя свое он унаследовал от крейсера-рейдера первой мировой войны. Речь во время церемонии произнес губернатор Кенигсберга доктор Ломайер. Крестной матерью стала фрау Лооф, жена командира первого “Кенигсберга”.

После достройки крейсер поднял военно- морской флаг. Это произошло 17 апреля 1929 г. Первым командиром крейсера стал капитан 2 ранга Вольф фон Трота. Экипаж “Кенигсберга” сформировали из моряков крейсера “Нимфе”, исключенного из списков флота. От этого крейсера унаследовали и функции “Нимфе”, “Кенигсберг” стал флагманом Балтийской станции и разведывательных сил флота. После прохождения испытаний корабль 22 августа прибыл на рейд Кенигсберга. Затем начались новые испытания и боевая подготовка.

7 декабря 1929 г. испытания были завершены. Но еще до их окончания, 12 октября 1929 г. на борт корабля поднялся контр-адмирал Гладиш. Крейсер совершил поход в Испанию на всемирную выставку в Барселоне. В Барселоне крейсер находился с 18 по 26 октября. С 1 января 1930 г. крейсер – флагман разведывательных сил и Балтийской станции. В состав этого соединения входили: крейсера “Кенигсберг” и “Амазоне”, 2-я флотилия миноносцев, 1-я тральная полуфлотилия.

В январе 1930 г. из списков соединения вычеркнули устаревший “Амазоне”. Его заменили новым крейсером “Кельн”. На 1930 г. был запланирован большой заграничный поход. 2 апреля 1930 г. эскадра вышла в море. В ее составе был и “Кенигсберг”. Состоялись деловые заходы в Виго, Алиерию, Катанию. В этом итальянском порту командующий линейными силами вице-адмирал Олдекоп и контр-адмирал Гладиш были представлены королю Италии Виктору Эммануилу. Затем корабли посетили Аргостилион, Сплит, Порт Махон и Лиссабон. В столицу Португалии заходили только разведывательные силы. В этом порту командующему разведывательными силами, вместе с германским послом, пришлось расследовать убийство немецкого матроса. 19 июня 1930 г. “Кенигсберг” вернулся в Киль, после чего начались большие маневры флота. После них произошла смена командующего разведывательными силами контр-адмирал Гладиш ушел, его сменил контр-адмирал К. Альбрехт.

На ходовых испытаниях (вверху) и 17 апреля 1929 г. во время подъема Военно-морского флага

Конец 1930 года и первая половина следующего 1931 прошли для крейсера в рутинной службе. 19 мая 1931 г. “Кенигсберг” участвовал в торжествах, посвященных спуску “Броненосца А”. Во время церемонии крещения произошел комичный случай: президент Германии фельдмаршал П. Гинденбург задремал и во сне нажал кнопку, приводящую в действие спусковой механизм. “Броненосец А”, будущий “Дойчланд”, сошел со стапеля раньше времени. После завершения торжеств крейсер принимал участие в показательных маневрах флота. 20 мая устроили большой парад в Кильской бухте. “Кенигсберг” с президентом на борту обошел строй кораблей флота. С 10 по 12 июня крейсер и миноносцы: “Альбатрос”, “Фальк”, “Гриф” и “Меве” находились на рейде в Лиепае, участвуя в параде, посвященном 10-летию латвийского флота. После возвращения в Германию и короткого отдыха, с 15 июня по 3 июля крейсер принимает участие в учениях соединения в проливе Скагерак и в норвежских водах, а в сентябре – в больших осенних учениях флота.

Осень и первый месяц нового 1932 года прошли для корабля в рутинной службе. С 30 января по 20 февраля “Кенигсберг” прошел текущий ремонт. В это время обязанности флагмана разведывательных сил выполняла плавбаза “Хела”. После завершения работ крейсер вернулся в состав флота. Первое полугодие прошло для корабля в боевой подготовке. С 11 по 17 июня “Кенигсберг”, сопровождаемый миноносцами: “Зееадлер”, “Кондор”, “Фальк”, “Меве” и “Альбатрос”, наносит визит в Стокгольм, где его посетили августейшие особы. В августе “Кенигсберг” провел показательную артиллерийскую стрельбу в присутствии военного министра генерала от инфантерии фон Шляйхера, а осенью принимал участие в больших осенних маневрах в Северном море и у южного побережья Норвегии.

1933 год прошел для крейсера в рутинной службе. Из состава разведывательных сил соединения, куда он входил, были исключены миноносцы и тральщики. Единственное примечательное событие того периода – небольшой заграничный поход с 17 июля по 5 августа.

1934 г. посвятили боевой подготовке. Только в июле 1934 г. “Кенигсберг” и “Лейпциг” под флагом адмирала Кольбе нанесли визит в британскую военно-морскую базу Портсмут. Это был первый визит немецких кораблей в Великобританию после 1914 г. Затем состоялся заход в Рейкьявик, а в конце месяца (27-30) – визит в эстонскую столицу Таллин. Затем участие в осенних маневрах флота. После их завершения на “Кенигсберге” поднял свой флаг контр-адмирал Бэм. В декабре крейсер посетил Штеттин, где на его борт поднялась живая легенда немецкой армии, последний кайзеровский генерал-фельдмаршал фон Макензен.

На “Кенигсберге” в дальнем плавании

1935 год прошел для корабля в рутинной службе. В августе состоялся визит в польский порт Гдыня, затем прошли традиционные осенние учения. 22 февраля 1936 г. адмирал Бэм перенес свой флаг на “Лейпциг” – так закончилась служба корабля в качестве флагмана разведывательных сил флота. “Кенигсберг” вывели из кораблей первой линии и передали в артиллерийскую инспекцию в качестве учебного корабля артиллерийской школы.

Летом 1936 г. он участник учений в составе разведывательных сил флота и визита в столицу Финляндии Хельсинки. Начавшаяся гражданская война в Испании вызвала необходимость постоянного немецкого военно-морского присутствия в водах этого государства. 25 ноября 1936 г. учебный крейсер “Кенигсберг” выходит в море из Киля и берет курс на юг. Он заходит в Эль Ферроль, Кадис, Танжер, Мелилу.

15 января 1937 г. “Кенигсберг” вернулся в Киль и продолжил службу в артиллерийской школе. Летом 1937 г. состоялся поход в норвежские воды, а затем обычная служба в качестве учебного артиллерийского корабля.

В мае 1939 г. “Кенигсберг” посетил шведские порты Ваза и Висбе. Вторую мировую войну “Кенигсберг” встретил в Балтийских водах, но в конце сентября его перевели в Северное море. “Кенигсберг” принимал участие в постановке системы минных заграждений “Вествалл”, а в октябре в торпедных стрельбах. С 1 по 3 ноября он принимал участие в маневрах немецкого флота на Балтике.

В ночь с 12 на 13 ноября соединение немецких эсминцев ставило мины у английского побережья. Операцию прикрывали крейсера “Кенигсберг” и “Нюрнберг” и 6-я флотилия миноносцев. Это была последняя операция “Кенигсберга” в 1939 г. – крейсер становится к заводской стенке для прохождения текущего ремонта, который завершили в 1940 г.

20 февраля 1940 г. генерал фон Фалькенхорст был вызван в Берлин, где предстал перед фюрером, который приказал ему к 15 часам подготовить план вторжения в Норвегию. Фон Фалькенхорст составил план вторжения. Основная идея этого плана: захват главных норвежских портов.

Артиллерия главного калибра

Все боеспособные корабли немецкого флота были разбиты на группы, предназначенные для захвата определенного порта. “Кенигсберг” вошел в состав группы 3, целью которой стал Берген. В группу вошли также крейсер “Кельн”, учебно-артиллерийский корабль “Бремзе”, плавбаза торпедных катеров “Карл Петерс”, миноносцы “Леопард” и “Вольф”, 5 торпедных катеров и 2 вспомогательных корабля. Командовал группой контр-адмирал Шмундт. Он был очень недоволен своей группой. Крейсера он считал устаревшими, учебно-артиллерийский корабль “Бремзе” требовал капитального ремонта, а “Карл Петерс” не прошел еще испытаний, не говоря уже о курсе боевой подготовки. Шмундт просил заменить эти два корабля крейсером “Карлсруэ”. Но кораблей было слишком мало, поэтому просьба адмирала осталась неудовлетворенной.

В начале апреля на борт “Кенигсберга” погрузили 750 военнослужащих 69-й пехотной дивизии, а также прибыл адмирал Шрадер, назначенный командующим западным норвежским побережьем, и его штаб. На борту “Кенигсберга” находился и командир 159 пехотного полка. Около полуночи 7 апреля крейсера вышли в море. С воздуха их прикрывали два самолета Не-111. Группа объединилась в море с “Бремзе” и “Карлом Петерсом”, а затем и с торпедными катерами. 9 апреля корабли Кригмарине были у цели. В соответствии с приказом высшего командования на корабле подняли английские военно-морские флаги и на запрос норвежского дозорного корабля, отвечали по- английски. Что-то вроде: “корабль его величества “название” идем с дружеским визитом”. Норвежцы, заподозрив неладное, осветили “Кенигсберг” прожектором и выпустили осветительную ракету. Но все обошлось, и норвежские стражи “морских рубежей” успокоились. Но вскоре флагманский “Кельн” вступил в бой с норвежской береговой батареей.

“Кенигсбергу” удалось высадить войска, после чего был получен приказ войти в гавань и поддержать десант. Но как только крейсер вошел в узкость, его сразу же осветили прожектора и открыли огонь береговые батареи, имевшие на вооружении 210- мм орудия. Командир крейсера не растерялся, приказал просигналить: “Прекратите огонь – друг”. Но это не помогло, первый выстрел был предупредительный, а затем был открыт огонь на поражение.

Легкий крейсер “Кенигсберг". 1939 г. (Наружный вид и вид сверху)

Залп главного калибра

Первый снаряд взорвался чуть выше ватерлинии “Кенигсберга”, в носовой части по правому борту. В зоне поражения оказались цистерна, 2-я электростанция и 3-е котельное отделение. Многочисленные осколки посекли трубопроводы и электрические кабели, была уничтожена и часть электрооборудования. Котельные отделения наполнилось паром. В корпус хлынули вода и топливо. После выхода из строя электростанции, из строя вышли рулевое управление и система управления огнем. Последнее в данном случае уже не имело большого значения, так как батарея была хорошо замаскирована. Второй снаряд попал в надстройку у 37-мм автомата, который был поврежден, прошел через офицерские каюты, первую дымовую трубу и разбил задний 37-мм автомат левого борта, выведя из строя его расчет. Третий снаряд попал рядом со вторым и вызвал пожар в каютах. Из-за сильной задымленности не мог действовать дальномер на фок-мачте. Командир “Кенигсберга” капитан 1 ранга Рунфус начал выходить из боя и повел корабль в порт. Вскоре туда прибыл “Кельн”. По немецким крейсерам открыла огонь другая береговая батарея. Ее обнаружили и открыли ответный огонь. При этом “Кенигсберг” стрелял из всех трех башен. Батарею подавили, и затем ее захватила немецкая пехота. Берген был оккупирован.

На “Кенигсберге” во время занятий и работ

С “Кенигсберга” выгрузили оставшихся на борту солдат, передали часть топлива на другие корабли. Несмотря ни на что, повреждения корабля оказались незначительны. Корабль оставался в состоянии развить наибольшую скорость 22- 24 узла, хотя из-за пробоины в корпусе заметно снизились его мореходные качества. Адмирал Шмундт после консультации с вышестоящим командованием принял решение оставить поврежденный крейсер в норвежском порту для ремонта, видимо, опасаясь появления превосходящих сил английского флота.

“Кенигсберг" в предвоенные годы

Эта опасность была весьма реальной: 4 новейших крейсера типа “Таун” под командованием адмирала Лейтона уже шли в Берген. Скорость английских кораблей сильно снижалась штормом. Но немцам сильно повезло: находившиеся в 80 милях южнее Бергена английские крейсера остановило Адмиралтейство. В Лондоне опасались, что немцам уже удалось привести береговые батареи в боеспособное состояние. Если бы корабли не вернули, то скорее всего, 3 группа была бы уничтожена.

Но “Кельн” и “Кенигсберг” по-прежнему стояли в порту Бергена.

После полудня 9 апреля немецкое соединение атаковала британская авиация. 24 бомбардировщика сбросили бомбы, но ни одна из них в цель не попала. Поэтому “Кельн” вместе с боеспособными кораблями вышел в море, а “Кенигсберг” перевели к причалу, с таким расчетом, что его кормовые башни и 88-мм зенитные орудия держали под контролем западный вход в порт. Северный вход в порт держали под контролем все башни главного калибра. Торпедные катера пришвартовали к его борту. Часть экипажа сошла на берег для усиления частей вермахта. При выборе места стоянки была принята во внимание близость к жилым кварталам и нейтральным торговым судам. Поэтому немцы считали, что они находятся в полной безопасности, бомбардировка исключалась.

К этому же выводу пришли и англичане, но все же, исходя из сложившейся обстановки, они приняли решение нанести удар силами морской авиации. В это время на ее вооружении имелись два типа ударных самолетов: торпедоносцы типа “Свордфиш” и истребители, пикирующие бомбардировщики типа “Скуа”. Именно последние должны были бомбить “Кенигсберг”. Для налета были выделены две эскадрильи, ранее приписанные к авианосцу “Арк Ройял”. В апреле 1940 г. они базировались на Оркинейских островах.

В годы войны

10 апреля в воздух подняли 11 самолетов. Англичане пролетели над Северным морем, пересекли норвежское побережье. К Бергену они подошли с юго-востока. Пилоты ожидали увидеть два крейсера, но в порту находился только один “Кенигсберг”. “Скуа” зашли со стороны солнца, угол пикирования был равен 60°, высота сброса бомб 650 м, после выхода из нее самолеты уходили на запад в сторону моря. Зенитный огонь практически не велся. Через 10 минут цель была окутана дымом. По мнению летчиков, во вражеский корабль попали три бомбы. На базу не вернулись два самолета, в том числе и самолет командира 803-й эскадрильи.

Немецких моряков застигли врасплох. Первые бомбы взорвались на причале у правого борта рядом с котельным отделением № 1. Осколки пробили борт, вскрыли топливную цистерну и перебили паропроводы. Бортовые отсеки пришлось покинуть из-за горящей нефти и пара. Вторая бомба прошла через сигнальный мостик и взорвалась в воде у борта. В результате гидравлического удара появилась пробоина в XII отсеке, а в смежном отсеке вскрыло двойное дно, в зоне поражения оказались котельное отделение № 4, электростанция № 4 и насосное отделение. Вскоре вода поднялась до уровня палубы платформы, в радиорубке, в центральном артиллерийском посту и в центральном посту. Крейсер начал крениться на левый борт. Третья бомба взорвалась во вспомогательном котельном отделении, начался пожар, среди экипажа появились большие потери.

Ю апреля 1940 г. “Кенигсберг" после атаки английских самолетов (вверху) и в 1942-43 гг.

Еще две бомбы, пробив палубу, взорвались внутри корабля, и последняя взорвалась в воде у кормовой части, сделав пробоину в борту. В котельное отделение № 3 и № 2 начала поступать вода. В строю осталось только котельное отделение № 1, но дать пар к генераторам и насосам не удалось, так как в XII отсеке затопило дизель-генераторы. Поэтому капитан 1 ранга Рунфус, видя безнадежное положение, приказал покинуть корабль. В это время бушевал большой пожар в средней части крейсера, и появилась реальная опасность взрыва погребов. Экипаж успел организованно перебраться на причал. Вскоре крейсер перевернулся. Время гибели корабля 10 часов 51 минута, потери экипажа составили 18 человек (по другим данным, 11). Над водой остались только винты и часть днища. Моряков “Кенигсберга”перевели в части морской пехоты. Вскоре, распевая песню: “Мы идем на Англию”, они прошли по улицам Бергена.

Корпус “Кенигсберга” подняли летом 1942 г. и использовали как пирс для подводных лодок. В июне 1942 г. штаб руководства войной на море планировал перевести “Кенигсберг” на Балтику, для использования в качестве зенитной плавбатареи или разобрать на металл. Но от него из-за отсутствия эскортных кораблей пришлось отказаться. Корпус “Кенигсберга” разобрали в Бергене после войны.

Из книги Атомные крейсера типа Киров автора Павлов Александр Сергеевич

Крейсер "Калинин" Третий корпус этого проекта- "Калинин" (заводской N 802) был зачислен в списки ВМФ 21 июля 1983 года. Закладка была произведена 17 мая 1983 года, спуск на воду- 25 апреля 1986 года, приемный акт подписан 30 декабря 1988 года. В состав Северного флота новый крейсер вступил 21

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Испанский крейсер «Кристобаль Колон»Начало короткой карьеры самого неудачливого корабля серии казалось праздничным и безоблачным. 16 мая 1897 года, когда испанский экипаж принимал корабль в порту Генуи, взвившемуся на корме испанскому флагу отсалютовали орудия крепости,

Из книги Сталинградская Богородица автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

Из книги Легкие крейсера германии (1914 – 1918 гг.) Часть 2 автора Трубицын Сергей Борисович

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Из книги Боги войны [«Артиллеристы, Сталин дал приказ!»] автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Очерки агентурной борьбы: Кёнигсберг, Данциг, Берлин, Варшава, Париж. 1920–1930-е годы автора Черенин Олег Владимирович

Тип "Кенигсберг" Программа 1913 года[* Все корабли этой серии названы в честь крейсеров, погибших в войне.].Водоизмещение: 5440 т (проект), 7125 т (полное).Размерения: 151,4x14,3x6,0 м.Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 котлов (10 угольных, 2 нефтяных). Мощность: 31 000 л. с. Скорость: 27,5

Из книги Крейсера типа “Мацусима”. 1888-1926 гг. автора Белов Александр Анатольевич

Крейсер “Эмден” Легкий крейсер “Эмден"(Проект вооружения 4 двухствольными 150-мм артиллерийскими установками)Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру “Ниобе”, и можно было строить новый корабль ему на замену.Перед

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Крейсер “Карлсруэ” 20 августа 1927 г. “Карлсруе” во время спуска на воду27 июля 1926 г. на “Дейче Верке” в Киле заложили крейсер типа “К”. Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер

Из книги автора

Крейсер “Кельн” 7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене заложили третий крейсер типа “К”, с временным названием Kreuzer “D” (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали “Кельн”.Следует отметить, что это был единственный крейсер, построенный между

Из книги автора

Глава 10 Начальная стадия борьбы за Кёнигсберг Крепость Кёнигсберг являлась самой мощной крепостью кайзеровской Германии. Она была построена на обоих берегах реки Прегель в 8 км от впадения ее в залив Фришес-Хафф. Мелководье залива мешало большим морским судам входить в

Из книги автора

Агент Жихоня в Абверштелле «Кёнигсберг» Начало операции по агентурному проникновению в германскую военную разведку было положено, когда подчиненному Жихоню офицеру удалось привлечь к сотрудничеству некоего Бруно Бруцкого. Судьба нового польского агента была вполне

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Документы Крейсер «МИФ» РГАЭ, Ф. 8183, Оп. 2, Д. 111. Л. 228 - 231 С.С.С.РНар. Ком. Обороны Научно-Исследовательск. Институт Военного Кораблестроения М.С. Р.К.К.А.Отдел "В"10/XII-1937 г.№В/63сДиректору завода №190 На № 1327с от 12/Х-1937 г.При сём препровождаю отзыв по проекту инженера ФЕЛЬДМАН.

С началом первой мировой войны «Неофициальный отдел» старейшего флотского журнала «Морской сборник» ввел два раздела - «Морская хроника» и «Очерки мировой войны» (с 1915 года «Очерки мировой войны на море»), специально предназначенные для обзора боевых действий противоборствующих сторон.

При этом, освещая ту или иную тему, он не останавливался на констатации произошедшего события, а пытался в дальнейшем дополнить его полученными из различных источников сведениями. Если же история имела свое продолжение, сборник возвращался к ней неоднократно, а порой по ее завершении публиковал как бы итоговое, обобщенное сообщение.

В качестве такого примера предлагаем читателям подборку материалов из «Морского сборника», посвященных действиям германского крейсера «Konigsberg» и мероприятиям британского флота по его нейтрализации и уничтожению, публиковавшихся в отдельных номерах сборника с осени 1914 до лета 1915 года.

Помещенные в конце этих материалов комментарии составлены в большинстве своем на основе более поздних изданий и служат в качестве уточнения отдельных моментов, а также для того, чтобы дать более широкое представление о тех далеких событиях, которые по вполне объяснимым причинам никак не могли стать достоянием страниц «Морского сборника» тех лет.

При подготовке к публикации все даты, если они специально не оговорены, фигурирующие в «Морском сборнике» в старом стиле, переведены в новый, как они даны и в прилагаемых комментариях.

Однако, прежде чем перейти к предлагаемым материалам, осветим несколько предысторию событий и начало боевой деятельности «Konigsberg».

Вооружение: 10 105-мм орудий, 10 пулеметов, 2 450-мм торпедных аппарата; бронирование: палуба 45 мм (на скосах 80 мм), рубка 100 мм, щиты орудий 50 мм; водоизмещение нормальное 3480 т (полное 3814 т), главные размерения: длина наибольшая 115,0 (между перпендикулярами 108,0), ширина 13,2, осадка 4,83 м, скорость хода наибольшая 24,1 уз, суммарная мощность машин 13 900 л.с., экипаж 322 чел.

Крейсер «Konigsberg» представлял собой корабль единичной (индивидуальной) постройки (заложен на верфи в Киле 12 января 1905 года и 12 декабря того же года спущен на воду) и по своей конструкции наиболее близко подходил, или, вернее, являлся предшественником крейсеров типа «Nurnberg».

Непосредственная служба корабля в составе действующего флота началась в 1908 году, хотя еще с середины 1907 года он уже сумел совершить ряд походов в европейских водах. В 1910 году «Konigsberg» стал обладателем императорского приза по стрельбе для легких сил флота.

Весной 1914 года принимается решение о направлении крейсера (довооруженного к этому времени десятью 52-мм орудиями) в восточно-африканские воды в качестве стационера для смены канонерской лодки «Gaier», переводившейся в южную часть Тихого океана. Покинув 28 апреля Вильгельмсхафен, «Konigsberg» (командир - фрегаттенкапитан М.Луфф) через Средиземное море и Суэцкий канал 5 июня прибыл в Дар-эс-Салам, который в то время являлся административным центром германской Восточной Африки.

С получением известия о политической напряженности в Европе после убийства в Сараево престолонаследника Австро-Венгрии, М.Луфф прерывает проводимые кораблем гидрографические работы в порту Багамойо и возвращается в Дар-эс-Салам.

Пополнив судовые запасы, «Konigsberg» 31 июля вновь вышел в море. Удачно оторвавшись, благодаря скорости и дождливому шквалу, от преследования двух английских крейсеров, он направляется к Аденскому заливу. С получением 5 августа радиограммы из Дар-эс-Салама о начале войны «Konigsberg» приступил к крейсерской операции по нарушению судоходства противников Германии и уже на следующий день задержал в Аденском заливе английский почтово-пассажирский пароход «City of Winchester». С призовой командой он был направлен в бухту Бурума на южном побережье Аравийского полуострова, где «Konigsberg», по предварительному согласованию по радио, встретился с германским пароходом «Zieten». Кстати, на его борту следовал домой сменный экипаж немецкого гидрографического судна «Planet» из 98 человек во главе с командиром оберлейтенантом Бруксом. 10 августа «Konigsberg», «Zieten» и «City of Winchester» встретились вновь у островов Куриа-Муриа в восточной части побережья Аравийского полуострова, где с приза сняли судовые запасы, экипаж и пассажиров перевели на «Zieten», а сам пароход на следующий день затопили.

Этим более чем скромным успехом и завершилась для корабля его первая и фактически последняя крейсерская операция. Не обнаружив более ни одного неприятельского транспорта, командир корабля М.Луфф решил для устранения возникших неполадок механизмов на время укрыться в каком-либо незаметном и труднодоступном месте. Выбор пал на дельту реки Руфиджи на восточном побережье Африки, благо проведенные незадолго до войны немецким гидрографическим судном «Mowe» промеры ее рукавов показали, что во время приливов она доступна для кораблей с осадкой крейсера «Konigsberg».

Показавшись, для введения в заблуждение противника, 30 августа 1914 года у порта Майунга на северо-западе острова Мадагаскар, а затем, пополнив запасы угля со своего бункеровщика парохода «Somali» у островов Альдабра, «Konigsberg» направился к устью Руфиджи. Войдя 3 сентября в ее рукав Кикунья, он бросил якорь в 10 милях выше по течению от станции Салала.

Незамедлительно организованный каботажными судами подвоз угля позволил крейсеру, еще до начала ремонта механизмов, 19 сентября вновь выйти в море и совершить набег на Занзибар, который завершился потоплением на следующий день английского крейсера «Pegasus».

Возвратившись затем в дельту Руфиджи, «Konigsberg» приступил к ремонтным работам, которые проходили в тяжелых тропических условиях на необорудованном месте стоянки. Поэтому отдельные части механизмов приходилось ремонтировать или изготавливать вновь в Дар-эс-Саламе, для чего пришлось организовать их доставку через непроходимые джунгли и бездорожье.

Вскоре обнаруженный и заблокированный с моря, «Konigsberg» в течение более восьми месяцев доблестно сопротивлялся превосходящим силам противника (за период операции англичанами были привлечены линейный корабль «Goliath», крейсеры «Cornwall», «Chatham», «Dartmouth», «Weymouth», «Hyacinth», «Pyramus», «Pioneer», «Fox», «Pegasus», мониторы «Mersey», «Severn», вспомогательный крейсер «Kanfauns Castle») до самых последних минут своего существования. Этим в значительной степени и объясняются неоднократные сообщения о нем на страницах «Морского сборника», с которыми мы и решили познакомить своих читателей.

Разрушение германского порта Дар-эс-Салам. Бой с английским крейсером «Pegasus»

На морском берегу английский крейсер «Pegasus» (2200 т, 97 г[ода постройки] 8 10-см ор[удий]) разрушил бомбардировкой лучший порт на этом берегу Дар-эс-Салам, причем была уничтожена станция беспроволочного телеграфа и затоплен плавучий док. Также он уничтожил небольшое промерное военное германское судно «Mowe» (650 т, 06 г[ода постройки], 3 37-мм). Но конец «Pegasus» был печальный. 20 сентября его застал врасплох на якоре в Занзибаре германский крейсер «Konigsberg» (3400 т, 05 г[ода постройки], 10 10,5-см ор[удий]) и после короткого боя вывел его из строя, причем англичане потеряли 25 чел. убитыми и 80 чел. ранеными из 234 чел. экипажа. После этого «Konigsberg» ушел в море. Хотя по водоизмещению эти крейсеры сильно разнятся между собою, но артиллерийское их вооружение почти одинаковое, а потому поражение английского крейсера, вероятнее всего, объясняется тем, что противник его застал на якоре без паров.

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 252. С.222.

Вооружение: 8 102-мм, 8 76-мм орудий, 2 356-мм торпедных аппарата; бронирование: палуба 25,4 мм (на скосах 51 мм), рубка 76 мм; водоизмещение нормальное 2135 т, главные размерения: длина между перпендикулярами 91,44, ширина 11,13, осадка 4,11 м, скорость хода наибольшая 20 уз, суммарная мощность машин 7000 л.с.

Операция крейсера «Konigsberg»

Крейсер «Konigsberg», как было уже сказано (см. § 252), вывел из строя английский крейсер «Pegasus». Откуда взялся здесь этот крейсер, сказать трудно. В расписании германского флота по станциям к 1-му января 1914 г. он не числится ни на одной из станций, как равно его нет и в составе активных и резервных эскадр и учебных отрядов. Поэтому надо думать, что он шел на смену на одну из станций и находился как раз у восточных берегов Африки. А впрочем, возможно, что за него был принят и один из ушедших из Киао-Чау крейсеров - «Nurnberg» и «Leipzig», о местопребывании которых нет никаких известий. Внезапность появления у Занзибара этого крейсера подтверждается оплошностью «Pegasus», который был застигнут врасплох, на якоре, и, по-видимому, без паров.

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны. § 262. С. 230.

Объявление британского Адмиралтейства

С разрешения британского Адмиралтейства 21-го сентября объявляется нижеследующее: «С начала военных действий канонерская лодка "Пегасус" под командованием капитана 2-го ранга Джона Инглиса оперировала в океане, базируясь на порт Занзибар, причем оказала нам очень много ценных услуг, включая сюда разрушение неприятельского Дар-эс-Салама и потопление германской канонерской лодки "Мевэ" и германского плавучего дока. Сегодня утром, стоя на якоре в Занзибаре и занимаясь чисткой котлов и переборкой механизмов, лодка "Пегасус" была застигнута врасплох внезапно появившимся германским крейсером "Кенигсберг". Произошел ожесточенный бой.

Лишенный возможности двигаться, "Пегасус" находился в исключительно неблагоприятных условиях. Кроме того, надо иметь в виду, что неприятель, вооруженный новыми 4-дюймовыми орудиями, имел подавляющее превосходство в силах. В результате боя наша канонерская лодка была выведена из строя, потеряв 25 человек убитыми и 80 человек ранеными из общего числа команды в 234 человека. Потери "Кенигсберга" не выяснены. После боя неприятельский крейсер ушел по направлению к югу».

Морской сборник. 1914. № 10. Неофициальный отдел. Морская хроника. С. 136

Обнаружение крейсера «Konigsberg»

«Konigsberg» был обнаружен британским крейсером «Chatham» (5500 т, 1911 г[ода постройки], 25,5 уз, 8 15-см и 4 4,7-см ор[удий]) еще 30 октября в реке на о-ве Мафия (напротив острова. - Л.К.) у берегов германской Восточной Африки. Этот крейсер, расстрелявший 20 сентября английский крейсер «Pegasus» (см. § 252), вероятно, или получил в этом бою серьезное повреждение, или не мог достать угля. По этой или иной причине - если верно первое предположение, то это служит еще раз показателем невыгоды для преследователя торговли вступать в бой, хотя бы и с более слабым противником - но «Konigsberg», очевидно, больше своей деятельности продолжать не мог, а потому, разгрузившись, забрался вверх по реке на 6 миль и там был поставлен на неглубокой воде, а экипаж его окопался на берегу.

Вследствие этого «Chatham» мог обстрелять его только с очень большой дистанции, причем из-за густых пальмовых зарослей не мог установить результатов своего обстрела. Но чтобы воспрепятствовать все-таки возможному выходу германского крейсера из реки, англичане затопили в ней угольные суда таким образом, что «Konigsberg» оказался надежно запертым.

Морской сборник. 1914. № 12. Неофициальный отдел. Очерки мировой войны, § 464. С. 210

Адмиралтейство сообщает: «Мониторы "Severn" и "Mersey", поднявшись 4 июля по реке Руфиджи в Восточной Африке, завязали бой с германским крейсером "Konigsberg". Аэропланы руководили огнем через джунгли. Спустя шесть часов, "Konigsberg", охваченный огнем, продолжал стрелять только из одного орудия и, наконец, совсем приведен был к молчанию. Вторичная атака, произведенная 11 июля, закончила разрушение "Konigsberg". Наши потери в обоих боях: 4 убитых и 6 раненых».

Морской сборник. 1915. № 8. Морская хроника. С. 174-175

Из Лондона сообщают следующие подробности уничтожения германского крейсера «Кенигсберг» в устье реки Руфиджи, на побережье германской юго-восточной Африки, английскими мониторами «Severn» и «Mersey».

Английские мониторы поднялись вверх по течению Руфиджи 4-го июля (по новому стилю) Адмиралтейства от 28-го октября*, был открыт крейсером «Чатам».

Ему удалось пробраться вверх по реке достаточно далеко, чтобы оказаться вне выстрелов английских крейсеров, обладающих большим углублением. Кроме того он замаскировался зеленью, привязанной к трубам и мачтам и скрывавшей его местонахождение со стороны моря. Вскоре после этого речной фарватер был загражден потопленными угольщиками, и крейсер таким образом был заблокирован и обезврежен. Наблюдение за ним, однако, было необходимо, так как по донесению одного офицера, вернувшегося из Восточной Африки, «Кенигсберг» обменивался по радио с английским крейсером. Командир последнего обещал командиру «Кенигсберга» [фрегаттенкапитан М.Луфф], что в случае его выхода он сердечно будет приветствован англичанами. На эту телеграмму ответа не последовало.

В сообщении Адмиралтейства от 29-го июня* говорится, что «два месяца тому назад оно решило послать в распоряжение главнокомандующего станцией мыса Доброй Надежды, вице-адмирала Кинг-Холл, два речных монитора - "Мерсей" и "Соверн" для оказания помощи в этой операции. Положение "Кенигсберга" в точности было выяснено авиаторами, и, как только мониторы были готовы, действия начались. Утром 4 июля мониторы вошли в реку и открыли огонь, на который "Кенигсберг" немедленно отвечал, ведя стрельбу залпами из 5-ти орудий с большой быстротой и точностью. Корабль е[ё] в[еличества] "Мерсей" получил два попадания, причем одним снарядом 4 человека его команды были убиты и столько же ранено. Ввиду того, что "Кенигсберг" был окружен джунглями, аэропланы испытывали большое затруднение в отметке попадания снарядов. В начале боя крейсер получил пять попаданий, но после шестичасового огня мониторов аэропланы донесли, что мачты "Кенигсберга" продолжают стоять на месте. Вслед за тем над ним разорвался залп наших судов, и крейсер загорелся между мачтами. Тем не менее он продолжал стрелять из одной пушки с короткими интервалами, но под конец совершенно прекратил огонь из-за отсутствия снарядов или негодности к дальнейшей службе своих орудий, и, хотя и не был совершенно разрушен, но, по всей вероятности, был выведен из строя. Главнокомандующий доносит, что работа мониторов крайне затруднялась джунглями и трудностью корректирования стрельбы, но им помогал корабль е[ё] в[еличества] "Веймут" (под флагом главнокомандующего), сопровождавший их при проходе через бар реки и обстреливавший берега из мелких орудий в то время, как корабль е[ё] в[еличества] "Пайонир" держал в сфере своего огня устье реки. Для окончательного разрушения "Кенигсберга" главнокомандующий приказал произвести 11 августа новую атаку, и теперь получена от него телеграмма, извещающая, что судно совершенно разрушено.

В последнем сражении наши потери выражаются лишь двумя ранеными на корабле е[ё] в[величества] "Мерсей".

Из того обстоятельства, что "Веймуту" и "Пайониру" пришлось привести к молчанию орудия, установленные на берегу реки, видно, что германский крейсер ожидал нападения и по возможности к нему приготовился».

Морской сборник. 1915. № 8. Очерки мировой войны на море. § 173. С. 318-320

*Установить, к какому стилю относятся эти даты, не удалось.

Крейсер «Кёнигсберг» оказался в такой же ситуации, как и «Эмден» только в Восточной Африке - один против всего мира. Капитаном «Кёнигсберга» был капитан 2-го ранга фон Лооф. Он был эльзасцем и родился там через три года, как Эльзас перешёл от Франции к Германии в результате франко-прусской войны. Эльзас много раз переходил от Франции к Германи и обратно. Сейчас это, кстати, территория Франции, в годы Первой мировой войны - Германии. Эльзасцев в Германии не считали французами, но и не считали немцами. Но для фон Лоофа так вопрос не стоял - Германию он считал своей Родиной. У побережья Восточной Африки, в отличии от Юго-Восточной Азии, где воевал Эмден, не так много островов и укрытий для одинокого крейсера, а точнее, их нет совсем. Вечером, перед началом Первой мировой войны «Кёнигсберг» удрал из Дар-эс-Салама от англичан и французов, чтобы начать войну.

Опустим период, когда Кёнигсберг топил торговые суда англичан, а начнём с этого - в один момент у крейсера сломался двигатель. Места, где крейсер мог бы встать на стоянку и заняться ремонтом не было в округе миль на 1000. Может быть на 5000 - не важно. Зато была неисследованная дельта реки Руфиджи. Фон Лооф смело заводит в один из 12-ти крупных рукавов Руфиджи «Кенигсберг» и уходит по нему вглубь континента миль на 10. Там, разобрав двигатель, становится понятно, что в «полевых условиях» его не починить, а ближайшая мастерская, где можно сделать ремонт многотонному двигателю, находится в Дар-эс-Саламе, что в 120 километрах от дельты Руфиджи.

Это не смущает фон Лоофа. Он приказывает срубить самые крупные в округе кокосовые пальмы и из их стволов делают гигантские сани-салазки. На эти сани грузят многотонный двигатель от крейсера и запчасти к нему. В сани «запрягают» 200 нанятых туземцев и они волокут этот груз 120 километров в Дар-эс-Салам. Там двигатель чинят и его на тех же санях, опять 120 километров, туземцы тянут обратно. За это время англичанам неимоверными усилиями удалось обнаружить стоянку «Кёнигсберга», но только на приблизительном уровне - по документам, точное место было неизвестно, потому что и Лооф не сидел сложа руки - моряки замаскировали корабль так, что его не видно было даже с земли, подняли из трюмов запасные орудия и пулемёты и создали в устье Руфиджи настоящий укрепрайон - на берегах стояли корабельные орудия, пулемётные гнёзда и всё это было опутано сетью телеграфных проводов.

Англичане сильно боялись, что Кёнигсберг сможет уйти по лабиринтам каналов и речушек обратно в океан (они не знали ещё про поломку двигателя и что у крейсера нет угля), а потому стянули сюда весь флот, который был в районе. Им приходилось патрулировать зону в 64 мили устья Руфиджи и 400 миль всего района, чтобы не дать уйти Кёнигсбергу. С этого момента все английские и союзные корабли здесь. Поскольку англичане не знали, где именно находится корабль, то на маленьких кораблях английские солдаты двинулись в устье массовым десантом - так они узнали, что все берега устья уже представляет из себя отличный укрепрайон с береговыми орудиями и косящими намертво пулемётами.

Чтобы Кёнигсберг не сбежал, англичане топят на фарватере одного из рукавов угольный заправщик - ненужный пароход и начинают его охранять - чтобы немцы не расчистили заново фарватер. Но очень скоро выяснилось, что жертва заправщиком была напрасной - рукавов здесь миллион плюс один и Кёнигсберг сможет выйти в море по любому из них.

Во всём мире был один единственный человек, говорящий на одном из европейских языков, который был в устье Руфиджи и знал как там всё устроено - это знаменитый охотник и путешественник Преториус. Английский линкор срывается с места и начинает искать по всему миру этого Преториуса, его находят где-то на краю света, в условной Патагонии, и тащат в Восточную Африку. На борту английского флагмана он получает задание провести разведку и дать точные координаты Кенигсберга в этих малярийных болотах и каналах. Преториус выполняет задание и дает англичанам точные координаты корабля и промеркой глубины устья Преториус докладывает - судя по осадке Кенигсберга на нём совсем нет угля.

Лооф, заметив, что английские снаряды стали ложиться ближе к кораблю, заводит отремонтированный двигатель и… уходит ещё на 8 миль дальше по устью этой реки. Англичане выписывают с Острова самолёт с лётчиком. Самолёт летит в разведку и… ничего не может обнаружить. После третьего рейса пилоту удаётся обнаружить место новой стоянки Кёнигсберга, но его сбивают. К месту падения устремляются с трёх сторон шлюпка английских моряков, шлюпка немецких моряков и стадо крокодилов - в заплыве на скорость побеждают англичане. Лётчик даёт английскому адмиралу точное место новой стоянки Кёнигсберга, но адмирал не верит. Невозможно так далеко уйти крейсеру по такому мелкому и узкому руслу.
Выписывают ещё один самолет и лётчик летит уже вместе с адмиралом - адмирал убеждается, что лётчик был прав, но что делать непонятно - уже несколько месяцев вся английская эскадра не может выковырять из этих болот один немецкий крейсер.

Тем временем в Адмиралтействе в Лондоне вспоминают, что по заказу правительства Бразилии для патрулирования рек Ориноко и Амазонки они строили два монитора - осадка 1,5 метра, броня и очень хорошие пушки. Бразильцы ещё не успели выкупить эти мониторы и из Лондона летит через океан приказ - доставить мониторы в Дар-эс-Салам! И мониторы с 1,5 метровой осадкой опять прутся через океаны к побережью Восточной Африки.

Тем временем на помощь Кёнигсбергу из Германии летит по морю угольный заправщик под датским флагом замаскированный под лесовоз. Он прорывается через три кольца английской морской блокады в Европе, через океанские бури и шторма и вот он уже возле устья Руфиджи. Тут его подбивают, но моряки поджигают лес на верхней палубе, который маскировал груз. Англичане видя огромный столб пламени считают, что с заправщиком дело конченное, уходят, а немцы сбрасывают горящий лес в океан, что-то тушат и перегружают оружие, пушки и патроны на шлюпки и увозят всё на Кёнигсберг.
Но вот уголь на Кенигсберг не перегрузить и Лооф готовится к последнему бою - Кёнигсберг обречён.
На разъездной параходик «Вами» немцы устанавливают торпедные аппараты, чтобы из них уничтожить мониторы, но «Вами» при выходе из устье выбрасывает на скалы. Тогда Лооф вычисляет, что мониторы поднимутся по устью только до островка и устраивает там сеть коррекционных пунктов и площадок.
На следующий день мониторы подходят к устью поднимаются только до островка и там их встречает шквальный огонь береговых батарей - датский параходик помог - а англичане думали, что береговые укрепления уже подавлены. Через день мониторы всё-таки входят в устье, но поднимаются опять только до островка, где их накрывает точный огонь шести орудий с Кёнигсберга. Один монитор повреждён точным попаданием под ватерлинию и англичане отступают.
На третий день мониторы сначала подавили немецкие позиции корректировки огня у острова, а потом начали обстрел крейсера. Из 635 выстрелов с мониторов в Кёнигсберг попало 6. Первым же выстрелом убило двух отважных немцев - Хельффериха и Аппеля. Они прибыли на Кёнигсберг пару недель до штурма, проделав полный опасности путь на шлюпке под парусом от Мозамбика.

Но от 6 попаданий Кёнигсберг уже представляет из себя кучу железа, которая всё же ещё сопротивлялась. Чтобы повысить точность попаданий, англичане устраивают в океане учения по взаимодействию самолёта и мониторов - самолёт корректирует огонь, а мониторы лупят. И на четвёртый день оба монитора входят в устье Руфиджи при поддержки авиации - одного самолёта англичан. На этот раз сразу оба монитора получают по точному попаданию от немцев, причём такие, что один из них так и не сдвинулся с места, а другой час отстреливался стоя на якоре, пока шёл ремонт. И потом всё же двинулся к немецкому крейсеру.
К середине дня с Кёнигсбергом было покончено. Англичане ушли. А Лооф на следующий день вернулся на искорёженный крейсер. Были сняты все орудия, забраны боеприпасы и немцы устроили следующий укрепрайоны уже на озере Танганьика и в Дар-эс-Саламе. Война продолжалась. Но это уже другая история о которой позже. Кёнигсберг запертый без угля в болотах устья реки Руфиджи сковывал на себя всю английскую и союзную эскадру в течении чуть более восьми (!!!) месяцев.