Обострение внутриполитического положения
Таким образом, около 660 г. Ассирия находилась на высоте своего могущества; если она и утеряла некоторые районы, которыми владели ранее 1иглатпаласар или Сргон, зато она приобрела Египет. Но, начиная с этого времени, нарастают события, которые затем привели Ассирию к быстрой гибели.
В пределах Ассирийской державы не было недостатка в людях, желавших её уничтожения. Народы Передней Азии считали своими главными врагами ассирийскую знать (включавшую должностных лиц администрации и высшее жречество), военщину и городских купцов-маленькую группу людей, наживших неслыханные по масштабам того времени богатства и эксплуатировавших в своих интересах всё остальное население Ближнего Востока. Весь Восток жил мечтой о гибели Ассирии- «логовища львов» и надеждой на падение Ниневии - «города крови». В этом сходились и представители окраинных, ещё не покорённых племён, и переселённые на новые земли пленные, и эксплуатируемые общинники, и представители рабовладельческих кругов за пределами собственно Ассирии. В то же время внутри привилегированной верхушки рабовладельцев, как мы уже указывали, шла постоянная внутренняя борьба между военной и служилой знатью, с одной стороны, и рабовладельческой знатью храмов и городов, в частности вавилонских, с другой стороны.
Широкие народные массы - земледельцы, ремесленники и рабы ещё не выступали в качестве самостоятельной политической силы, их классовая борьба проявлялась пока в бегстве от хозяев, убийствах отдельных рабовладельцев. Но эти массы представляли собой огромную скрытую силу, которая могла прийти в движение в случае военного поражения или ослабления государственной власти.
При таких условиях речь может идти не столько о том, почему погибла Ассирийская держава, сколько о том, что позволяло ей сравнительно долго продолжать своё существование. Причиной этого было главным образом отсутствие необходимого единства и достаточных военных сил у её противников.
Однако постоянные военные успехи Ассирии вели к тому, что внешняя опасность стала недооцениваться господствующим классом, в то время как раздоры между его отдельными группировками усилились. Что касается ассирийской армии, то, хотя нет данных о том, чтобы Ассирия стала прибегать к наёмным войскам (единственное исключение - упоминание начальника полка киммерийцев при Асархаддоне), однако так или иначе эта армия была переполнена чужеродными элементами, навербованными из среды всевозможных покорённых народов. Возможность наживаться во время походов (особенно в период военных успехов Ассирии) превращала значительную часть этих воинов в послушное орудие ассирийских рабовладельцев, но в конце концов враждебные настроения населения в целом не могли не сказываться и на армии, не могли не подрывать её боеспособности.
С другой стороны, длительная борьба с ассирийцами содействовала накоплению боевого опыта у их противников. Совершенство военной организации и вооружения, высокая техника осадного дела не могли долго быть монополией одних только ассирийцев. Вавилоняне, урарты, мидяне, эламиты усвоили ассирийскую тактику и военную технику. Важное значение имело появление в Передней Азии конно-стрелковых отрядов киммерийцев и скифов с их особой тактикой. Быть может, к киммерийцам и скифам примыкали и местные жители с окраин ассирийских владений. Теперь для падения Ассирии был, таким образом, необходим лишь достаточно мощный военный союз её противников. Такой союз пытался в своё время сколотить ещё Мардукапалиддин; начиная с 50-х годов VII в. до н. э. против Ассирии снова складываются различные коалиции, и вопрос был только в том, какая из них окажется достаточно сильной, чтобы свергнуть ассирийское иго.
Усложнение международной обстановки
Между 657 и 655 гг. дон. э. Псамметих, сынНехао, бывший в то время правителем одной из областей Египта, вступает в союз с Гуггу, лидииским царем, который, временно отразив натиск киммерийцев, считал, что он больше не нуждается в поддержке Ассирии. Опираясь на этот союз, Псамметих занимает престол фараонов, вероятно, уничтожив при этом ассирийские гарнизоны. Египет был потерян Ассирией. Ассирийский царь оказался не в состоянии организовать новый поход для подчинения Египта, так как всё его внимание и силы были отвлечены на борьбу с врагами, которые угрожали основному ядру государства. В 655 г. начинается война Ассирии с Эламом. Ассирийские войска разбили эламитов и их арамейских и халдейских союзников, затем, форсировав реку Карун, взяли столицу Элама - Сузы. Эламский царь Теумман был взят в плен и обезглавлен на виду у сдавшегося эламского войска.
Несмотря на этот успех, обстановка всё осложнялась. Одно время ассирийцы ожидали вторжения киммерийцев (взявших около 654 г. Сарды, столицу Лидии), а также урартов. Но силы киммерийцев оказались надолго связанными в Малой Азии, где Лидия продолжала сопротивляться. Государство Урарту также не пошло на конфликт с Ассирией; зато в 653-652гг. дон. э. восстал подчинённый Ассирии вавилонский царь, брат Ашшурбанапала Шамашшумукин.
Шамашшумукину, связанному родством с вавилонской знатью и,очевидно, рассчитывавшему на своих сторонников в Ассирии, удалось создать в Вавилонии сильное войско и привлечь на свою сторону как вавилонскую, так и халдейскую знать. Кроме того, он тайно вступил в союз с арабами, с арамейскими племенами, повидимому, также с Мидией, быть может, с Египтом и, конечно, с неизбежным участником всех антиассирийских коалиций - Эламом. Но, несмотря на все меры, принятые Шамашшумукином, ход событий был для него неудачен. Ассирийцам, впервые выступившим под начальством самого Ашшурбанапала, который до тех пор, повидимому, никогда не участвовал в походах, предпочитая этому занятия в своей библиотеке и самоличное участие в пытках и казнях пленных, удалось воспрепятствовать соединению эламитов с вавилонянами. Шамашшумукнн был разбит, отступил к Вавилону, где и был осаждён.
На помощь Шамашшумукину пытались прорваться арабские вспомогательные отряды, но они были разбиты в непривычной для них пересеченной каналами местности и оказались вынуждены сами укрыться за стенами Вавилона, где уже тогда свирепствовал голод. Тем временем западные группы арабов были разбиты верным Ашшурбанапалу царём Моава (государства к востоку от Иордана). В Эламе произошел очередной дворцовый переворот, и началась длительная смута. Положение осажденных вавилонян стало безнадёжным. По ассирийским данным, они дошли до людоедства. Шамашшумукин сжёг себя в своём дворце. Ворвавшимися в город ассирийцами была учинена жестокая расправа над сторонниками Шамашшумукина.
Война, однако, и на этом не была ещё закончена - оставался Элам, где вновь возобладала антиассирийская группировка знати. Ассирийцы снова взяли Сузы и в 646 г. до н. э. опять возвели на престол своего ставленника. В последовавшие годы смут претенденты на эламский престол боролись друг против друга и в то же время вели войну против Ассирии. Единства среди эламитов не было, и дело могло кончиться только полным и окончательным их поражением. В конце концов (около 639 г. до н. э.) ассирийцы в третий раз взяли Сузы. Город был разгромлен, прах эламских царей выброшен из гробниц, статуи эламских богов вывезены, а многочисленные ценности, в течение многих веков награбленные эламитами в Вавилонии, были возвращены в Вавилон. Так окончилось самостоятельное существование Элама.
Ашшурбанапал умер, повидимому, около 633 г. до н. э., и с этого времени начался новый период внутренних смут в Ассирии, приблизивших её окончательное падение. К сожалению, подоплёка этих смут нам пока неясна.
Гибель Ассириискои державы
Мы очень мало знаем о правлении преемника Ашшурбанапала, Ашшурэтелилани. В 626 г; до н. э. престол Вавилонии, которыи до тех пор, повидимому, занимал ассирийский ставленник Кандалану, захватил Набопаласар (Набуапалусур)-халдейский вождь, находившийся ранее на службе у Ассирии. Ашшурэтелилани сделал слабую попытку привлечь халдеев на свою сторону, но вследствие далеко зашедшего к этому времени процесса слияния халдейской и вавилонской знати противопоставить их друг другу, как это делалось раньше, уже не удалось. Набопаласар удержал Вавилонию в своих руках. Вскоре Ашшурэтелилани был, повидимому, свергнут с престола во время дворцового переворота в Ассирии. Последующие события нам неизвестны до 616 г., когда на ассирийском престоле уже находился другой сын Ашшурбанапала - Сарак (Синшарришкун).
К этому времени Ассирийское государство, повидимому, перестало осуществлять административный контроль не только над большинством отдалённых от него областей, но и над сирийскими областями и вынуждено было заключить союз с Египтом и даже с царством Мана у озера Урмия. Это царство ассирийцы ранее не признавали за равноправную державу. Возможно, что на многих ассирийских территориях хозяйничали в то время скифы. Однако центральные области державы прочно удерживались войсками Сарака.
Положение Ассирии и её союзников резко ухудшилось, когда против неё сложилась мощная коалиция в составе Вавилонии (во главе с Набопаласаром) и Мидии (во главе с Киаксаром). Неясно, впрочем, был ли союз между ними заключён с самого начала или он оформился лишь в ходе самой войны.
В течение 616-615гг. до н. э. военные действия между ассирийцами и вавилонянами шли с переменным успехом. В ноябре 615 г. мидяне, воспользовавшись тем, что основные силы ассирийцев действовали против Вавилонии, прорвались через перевалы гор Загра и проникли в Аррапху, по соседству с коренной областью Ассирии. Это было началом конца. Около этого времени царство Мана, повидимому, подчинилось Мидии, и в июле 614 г. мидяне без труда проникли уже в собственно Ассирию. Преследуя отступавших в панике ассирийцев, они достигли Ашшура. Город был взят штурмом и подвергнут разграблению. Набопаласар двинулся на помощь мидянам, но не поспел к штурму, повидимому преднамеренно, так как не желал быть обвинённым в осквернении ашшурских святынь. На развалинах Ашшура был заключён (или возобновлён) союз между Набопаласаром и Киаксаром; тогда же, вероятно, Киаксар выдал свою дочь (или внучку) за Навуходоносора, наследника престарелого Набопаласара.
Но и после падения Ашшура Сарак ещё не терял надежды. В 613 г. до н. э. он поднял против Вавилонии племена приевфратских арамеев и, отвлёкши таким образом Набопаласара от Ассирии, сумел нанести ему поражение. Однако дни Ассирии были сочтены. Весной 612г. Киаксар, которого теперь вавилонская хроника называет не «царём Мидии», а «царём Умманманды», т. е. вообще северных «варваров», и Набопаласар встретились у Тигра, и их объединённые войска двинулись на Ниневию. Осада продолжалась с мая по конец июля. Несмотря на ожесточённое сопротивление ассирийцев, Ниневия была взята, и ассирийская знать, попавшая в руки победителей, вырезана. Сарак, повидимому, последовал примеру своего дяди Шамашшумукина и бросился в огонь своего пылавшего дверца. Победители увели большое число пленных. Часть ассирийского войска во главе с Ашшурубаллитом (повидимому, братом Ашшурбанапала) прорвалась, однако, в Харран, где Ашшурубаллит объявил себя царём Ассирии. Он держался ещё несколько лет в районе Харрана - Каркемиша, рассчитывая на помощь египетского фараона Нехао, пока, наконец, ассирийско-египетские войска не были окончательно разбиты вавилонянами под командованием царевича Навуходоносора в 605 г. до н. э. у Каркемиша.
Так окончилось существование Ассирийской державы. С этого времени Ассирия больше никогда не играла прежней политической ропи. Ассирийский народ, не был, однако, уничтожен в ходе разрушения Ассирийской державы. Потомки ассирийцев продолжали жить на тех же местах, но родной их язык (ассирийский диалект аккадского), с которым уже и раньше успешно соперничал широко распространённый в Ассирийской державе арамейский, был теперь полностью им вытеснен. Ассирийцы влились в общую массу арамеев.


Смотреть значение Ослабление И Гибель Ассирийской Державы в других словарях

Гибель — крах
крушение
Словарь синонимов

Гибель — гибели, мн. нет, ж. 1. Полное разрушение, уничтожение, смерть от какой-н. катастрофы (книжн.). Помпеи от извержения Везувия. корабля. 2. перен. Большое количество, множество........
Толковый словарь Ушакова

Гибель — Безвременная, бесполезная, бесславная, бессмысленная, близкая, верная, мгновенная, неизбежная, неминуемая, неминучая (простореч. и нар.-поэт.), неотвратимая, неотвратная........
Словарь эпитетов

Ослабление Ср. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: ослабить, ослаблять, ослабляться, ослабеть. 2. Состояние по знач. глаг.: ослабить, ослаблять, ослабляться, ослабеть.
Толковый словарь Ефремовой

Гибель — -и; ж. Полное разрушение, прекращение существования, смерть (при катастрофе, бедствии, уничтожении и т.п.). Г. Помпеи. Г. самолёта. Г. армии. Г. племени. Г. растений. Идти на........
Толковый словарь Кузнецова

Ослабление — ослабления, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. ослабить-ослаблять. 2. Состояние по глаг. слабеть-ослабевать. организма. дисциплины.
Толковый словарь Ушакова

Великие Державы — - государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных отношений. После Второй мировой войны........
Политический словарь

Идущее Смягчение (ослабление) Конфликта, Связанного С Применением Насилия — - стадия конфликта, которая может (но не обязательно) предшествовать его разрешению. Ситуация, когда одна или все стороны устали от конфликта или действуют другие, стратегические........
Политический словарь

Великие Державы — - государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее
влияние на систему международных и международно-правовых отношений.........
Экономический словарь

Гибель Конструктивная — вид материального
ущерба в страховании.
Повреждение
объекта страхования с утратой потребительских свойств, исключающих возможность его дальнейшего использования.........
Экономический словарь

Гибель Полная — полное уничтожение застрахованных предметов в результате наступления страхового случая. В случае Г.п. страхователю выплачивается полная страховая сумма.
Экономический словарь

Гибель Полная (в Страховании) — полное
уничтожение застрахованных предметов в результате стихийного бедствия, несчастного случая либо настолько глубокое
повреждение этих предметов, что........
Экономический словарь

Гибель Полная Конструктивная — частичное повреждение или полная гибель объекта страхования, в случае если расходы по его восстановлению экономически нецелесообразны, т.к. превышают страховую сумму.........
Экономический словарь

Ослабление — -я; ср.
1. к Осла́бить - ослабля́ть. О. удара. О. напора воды. О. контроля.
2. к Ослабеть. О. памяти. О. зрения. О. мороза.
Толковый словарь Кузнецова

Конструктивная Полная Гибель — ситуация, когда застрахованный объект в результате страхового случая не прекратил своего существования, но и не может быть использован в первоначальном качестве.
Экономический словарь

Оговорка Только Полная Гибель — В страховании океанских и морских перевозок:
страхование, по
условиям которого ответственность
страховщика наступает только в том случае, если
ущерб........
Экономический словарь

Ослабление — Снижение возмещаемой суммы до уровня ниже учетной суммы. См. учетная
сумма, убыток от ослабления, возмещаемая сумма. (МСФО 36.5)
Экономический словарь

Ослабление Капитала — -
снижение стоимости активов корпорации ниже номинальной совокупной стоимости акций, находящихся в обращении.
Экономический словарь

Полная Гибель, Конструктивная — В страховании имущества: частичный ущерб такой степени, при котором стоимость восстановления больше действительной стоимости имущества. Повреждение имущества, не........
Экономический словарь

Великие Державы — - государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений.........
Юридический словарь

Полная Гибель — - в страховании: полное уничтожение застрахованных предметов в результате стихийного бедствия, несчастного случая либо настолько глубокое повреждение этих предметов,........
Юридический словарь

Ослабление Фотографическое — уменьшение оптической плотностифотографического изображения путем частичного окисления металлическогосеребра и вымывания полученной растворимой соли (черно-белые........
Большой энциклопедический словарь

Гибель, Карл Васильев. — лект. греч. яз. Высш. женск. курс. 1913
Большая биографическая энциклопедия

Великие Державы — термин, принятый для обозначения наиболее мощных гос-в, играющих ведущую роль на междунар. арене. В наст. время такими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности........
Советская историческая энциклопедия

Гибель И Воссоздание Жизни — Одно в моих зрачках, одно в замкнутом слухе,
Как бы изваянный, мой дух навек затих.
Ни громкий крик слона, ни блеск жужжащей мухи
Не........
Энциклопедия мифологии

Гибель Раваны — И вот на поле под стенами Ланки в дыму и грохоте развернулся бой колесниц. Равана могучей рукой бросил дротик, но острие его расплющилось о панцирь Индры, скованный........
Энциклопедия мифологии

Влечения, Ослабление — Эта фраза относится к любому событию, которое ослабляет влечение. Этот термин имеет значение только в рамках разнообразных теорий научения, отстаивавшихся Кларком........
Психологическая энциклопедия

Одиссей 04 Женихи Готовят Гибель Телемаху, Когда Он Вернется На Итаку — Пока Телемах был в Пилосе и Спарте, женихи узнали случайно от пришедшего к ним Ноемона, что Телемах покинул Итаку. Испугались они, так как думали, что Телемах поехал за........
Энциклопедия мифологии

Одиссей 15 На Острове Тринакрии Гибель Корабля Одиссея — Вскоре показался вдали остров бога Гелиоса (1). Все ближе подплывали мы к нему. Я уже ясно слышал мычанье быков и блеяние овец Гелиоса. Помня прорицание Тиресия и предостережение........
Энциклопедия мифологии

Напряжения, Ослабление — Буквально – уменьшение напряжения. Иногда употребляется как синоним термина сокращение влечения.
Психологическая энциклопедия

Таково было Ассирийское царство на вершине своего могущества в середине VII в. до н. э. Очень скоро, однако, и это царство постигла гибель. Главной причиной её была ненависть всех народов к своим поработителям.
В 20-х годах VII в. в Ассирии разгорелась внутренняя борьба, а с севера, из-за Кавказа, в ассирийские земли ворвались кожевники-скифы. Они нападали на города и сёла, к ним присоединялись воинственные жители окраин ассирийского царства, которые стремились вернуть свою самостоятельность и отомстить ненавистным поработителям.
Связь с провинциями была нарушена, собирать армию стало трудно. В Вавилонии тем временем объявил себя царём халдейский князь Набопаласар. Он двинул войска на север. Несколько лет шли сражения, кончавшиеся переменным успехом, но постепенно вавилоняне стали подходить к стенам древнейших ассирийских городов.
В это время с гор Ирана спустились войска Киаксара, царя Мидии - нового государства, включившего многие племена, привыкшие ещё к первобытной свободе, но ознакомившиеся уже с ассирийским военным искусством. С двумя врагами - вавилонянами и мидянами - ассирийскому царю было невозможно справиться. В 614 г. мидяне взяли штурмом город Ашшур, укрепления которого даже в развалинах поражают своей мощью и искусством постройки. Вся находившаяся в городе ассирийская знать была вырезана. На развалинах города Киаксар встретился с Набопаласаром. Торжественно было ознаменовано заключение союза дружбы; сын вавилонского царя получил руку дочери царя мидян.
Дни Ассирии были сочтены. Ассирийский царь Синшаришкун со своими войсками заперся в Ниневии. Город был сильно укреплён. Союзники готовились два года к походу на Ниневию. В 612 г. они появились под её стенами. Союзники задумали остроумный план: если тараны бессильны против стен ассирийской столицы, то вместо таранов будет действовать река. Союзники запрудили Тигр и заставили его переменить русло, направив воды реки на город.
О том, что последовало, рассказывает современник событий израильтянин Наум.
«Поднимается на тебя, Ассирия, разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, опояшь чресла, собирайся с силами. Щит героев его красен; воины его в багряных одеждах; огнём сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копий волнуется. По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня, сверкают они, как молнии. Царь ассирийский вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу; поспешают на стены города, но осада уже устроена.
Речные ворота отворяются, и дворец размывается. Решено: Ассирия будет обнажена и отведена в плен.
Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колёс, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несётся конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество, груда трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы.
И будет то, что всякий побежит от тебя и скажет: «Разорена Ниневия». Кто пожалеет о ней? Где найду я утешителей для тебя?
... Спят пастыри твои, царь Ассирии, покоятся вельможи твои; народ твой рассеялся по горам, и некому собрать его! Нет врачевания для раны твоей, болезненны язвы твои. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанная злоба твоя».
Месть народов постигла Ассирию. Царь Ассирии, чтобы не достаться живым победителям, зажёг свой дворец и бросился в пламя. Большой отряд ассирийцев вырвался из города и ещё семь лет держался в разных местах, сопротивляясь победителям, пока не был уничтожен совместными силами вавилонян и мидян.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

3. Ослабление и гибель ассирийской державы

Обострение внутриполитического положения

Около 660 г. Ассирийское государство было прочным и могучим. Даже то, что некоторые районы, которыми ранее владели Тиглатпаласар и Саргон, ею были утеряны, не могло убедить в обратном, ведь она сделала крупное приобретение - Египет.

Однако, именно с этого момента разворачиваются события, которые затем подтолкнули Ассирийскую державу к гибели.

Ассирийскую державу населяло множество людей, которые так или иначе были заинтересованы в уничтожении этого государства. Своими основными врагами народы Передней Азии считали ассирийскую знать (включавшую должностных лиц администрации и высшее жречество), военщину и городских купцов - маленькую группу людей, которые нажили несметные по масштабам того времени состояния и эксплуатировали все остальное население Ближнего Востока в своих собственных интересах.

Таким образом, в гибели Ассирии был заинтересован весь Восток, называя Ассирию «логовищем львов», желая падения Ниневии - «города крови».

Представители окраинных, еще не покоренных племен, переселенные на новые земли пленные, эксплуатируемые общинники, и представители рабовладельческих кругов, находящиеся за пределами собственно Ассирии, - все поддерживали эту идею.

Внутри привилегированной верхушки рабовладельцев в это же время, как уже упоминалось выше, между военной и служилой знатью с одной стороны, и рабовладельческой знатью храмов и городов, в частности вавилонских, с другой стороны, не прекращалась внутренняя борьба.

Земледельцы, ремесленники и рабы проявляли свое недовольство бегством от хозяев, убийствами отдельных рабовладельцев. Таким образом, широкие народные массы еще не представляли реальную самостоятельную политическую силу, готовую вести классовую борьбу за свои интересы. Но все же эти массы являлись той скрытой силой и уже достаточно огромной по своей величине, которая в случае военного поражения или ослабления государственной власти могла быстро прийти в движение.

При таких условиях речь будет идти не столько о том, почему погибла Ассирийская держава, сколько о том, что же способствовало тому, что ее существование затянулось на такой сравнительный долгий срок.

Что же касается причины этого, то она в том, что у противников Ассирийской державы не было крепкого единства, а также отсутствовали необходимые военные силы.

Постоянные военные успехи Ассирии способствовали тому, что господствующий класс стал недооценивать внешнюю опасность, в то время как разногласия между его отдельными группировками стали отчетливо проявляться.

В ассирийской армии дела обстояли не лучшим образом. До нас не дошло сведений, которые бы ясно указывали на то, что Ассирия прибегала к наемным войскам (единственное исключение - упоминание начальника полка киммерийцев при Асархаддоне), но эта армия насчитывала большое количество чужеродных элементов, навербованных из среды разных покоренных народов. Их привлекала возможность наживаться во время военных походов, особенно, когда успех сопутствовал ассирийской армии, и они становились послушным орудием ассирийских рабовладельцев.

Так или иначе, отношение населения к армии было враждебным, что постепенно подрывало ее боеспособность.

Но с другой стороны, у противников Ассирии за время длительной борьбы был накоплен немалый боевой опыт. Совершенство военной организации и вооружения, высокая техника осадного дела не могли долгое время быть монополией одних ассирийцев. Ассирийскую тактику и военную технику усвоили вавилоняне, урарты, мидяне, эламиты.

Немаловажное значение имело и то, что в Передней Азии появились конно-стрелковые отряды киммерийцев и скифов, владеющих особой тактикой. По-видимому, местные жители с окраин ассирийских владений примыкали к киммерийцам и скифам.

Таким образом, в создающихся условиях для уничтожения Ассирии требовалось только создать достаточно мощный военный союз ее противников. В свое время Мардукапалиддин пытался создать такое объединение. Начиная с 50-х годов VII b. до н. э. против Ассирийской державы начинают снова складываться различные коалиции. Теперь все дело было только в том, какая из этих коалиций будет обладать достаточной силой, чтобы свергнуть ассирийское иго.

Около 660 г. Ассирийское государство было прочным и могучим. Даже то, что некоторые районы, которыми ранее владели Тиглатпаласар и Саргон, ею были утеряны, не могло убедить в обратном, ведь она сделала крупное приобретение - Египет.

Однако, именно с этого момента разворачиваются события, которые затем подтолкнули Ассирийскую державу к гибели.

Ассирийскую державу населяло множество людей, которые так или иначе были заинтересованы в уничтожении этого государства. Своими основными врагами народы Передней Азии считали ассирийскую знать (включавшую должностных лиц администрации и высшее жречество), военщину и городских купцов - маленькую группу людей, которые нажили несметные по масштабам того времени состояния и эксплуатировали все остальное население Ближнего Востока в своих собственных интересах.

Таким образом, в гибели Ассирии был заинтересован весь Восток, называя Ассирию «логовищем львов», желая падения Ниневии - «города крови».

Представители окраинных, еще не покоренных племен, переселенные на новые земли пленные, эксплуатируемые общинники, и представители рабовладельческих кругов, находящиеся за пределами собственно Ассирии, - все поддерживали эту идею.

Внутри привилегированной верхушки рабовладельцев в это же время, как уже упоминалось выше, между военной и служилой знатью с одной стороны, и рабовладельческой знатью храмов и городов, в частности вавилонских, с другой стороны, не прекращалась внутренняя борьба.

Земледельцы, ремесленники и рабы проявляли свое недовольство бегством от хозяев, убийствами отдельных рабовладельцев. Таким образом, широкие народные массы еще не представляли реальную самостоятельную политическую силу, готовую вести классовую борьбу за свои интересы. Но все же эти массы являлись той скрытой силой и уже достаточно огромной по своей величине, которая в случае военного поражения или ослабления государственной власти могла быстро прийти в движение.

При таких условиях речь будет идти не столько о том, почему погибла Ассирийская держава, сколько о том, что же способствовало тому, что ее существование затянулось на такой сравнительный долгий срок.

Что же касается причины этого, то она в том, что у противников Ассирийской державы не было крепкого единства, а также отсутствовали необходимые военные силы.

Постоянные военные успехи Ассирии способствовали тому, что господствующий класс стал недооценивать внешнюю опасность, в то время как разногласия между его отдельными группировками стали отчетливо проявляться.

В ассирийской армии дела обстояли не лучшим образом. До нас не дошло сведений, которые бы ясно указывали на то, что Ассирия прибегала к наемным войскам (единственное исключение - упоминание начальника полка киммерийцев при Асархаддоне), но эта армия насчитывала большое количество чужеродных элементов, навербованных из среды разных покоренных народов. Их привлекала возможность наживаться во время военных походов, особенно, когда успех сопутствовал ассирийской армии, и они становились послушным орудием ассирийских рабовладельцев.

Так или иначе, отношение населения к армии было враждебным, что постепенно подрывало ее боеспособность.

Но с другой стороны, у противников Ассирии за время длительной борьбы был накоплен немалый боевой опыт. Совершенство военной организации и вооружения, высокая техника осадного дела не могли долгое время быть монополией одних ассирийцев. Ассирийскую тактику и военную технику усвоили вавилоняне, урарты, мидяне, эламиты.

Немаловажное значение имело и то, что в Передней Азии появились конно-стрелковые отряды киммерийцев и скифов, владеющих особой тактикой. По-видимому, местные жители с окраин ассирийских владений примыкали к киммерийцам и скифам.

Таким образом, в создающихся условиях для уничтожения Ассирии требовалось только создать достаточно мощный военный союз ее противников. В свое время Мардукапалиддин пытался создать такое объединение. Начиная с 50-х годов VII b. до н. э. против Ассирийской державы начинают снова складываться различные коалиции. Теперь все дело было только в том, какая из этих коалиций будет обладать достаточной силой, чтобы свергнуть ассирийское иго.

Усложнение международной обстановки

Сын Нехао, Псамметих, который в то время являлся правителем одной из областей Египта, между 657 и 655 гг. до н. э. заключает союз с лидийским царем Гуггу. Лидийскому царю удалось на тот момент временно отразить натиск киммерийцев, и потому он ошибочно полагал, что помощь Ассирийской державы ему больше не нужна.

Псамметих, опираясь, на созданный союз с Гуггу, занимает престол фараонов, очевидно, разбив при этом ассирийские гарнизоны. Ассирия потеряла Египет.

Новый поход для подчинения Египта ассирийский царь был не в состоянии организовать, потому что его внимание и силы были направлены на борьбу с врагами, которые угрожали основному ядру государства.

Война Ассирийской державы с Эламом была развязана в 655 г. до н. э. Ассирийским войскам удалось разбить эламитов и их арамейских халдейских союзников. После этого, форсировав реку Карун, ассирийцы захватили столицу Элама - Сузы, разрушив город. Эламского царя Теуммана взяли в плен и обезглавили на виду у сдавшегося эламского войска.

Несмотря на такой удачный поворот событий, все же обстановка становилась крайне напряженной. Был момент, когда ассирийцы ожидали вторжения киммерийцев, которые около 654 г. захватили Сарды, столицу Лидии, а также урартов. Но этому случиться было не суждено, так как киммерийцам пришлось надолго остаться в Малой Азии, где продолжала сопротивляться Лидия.

Что касается государства Урарту, то и оно отказалось от столкновения с Ассирийской державой.

В 653–652 гг. до н. э. восстал вавилонский царь, брат Ашшурбанапала Шамашшумукин, подчиненный Ассирии. Шамашшумукин был связан родством с вавилонской знатью, кроме того, имел сторонников в Ассирии, на которых в случае чего мог надеяться. Желая добиться полной самостоятельности, Шамашшумукин создал в Вавилонии мощное войско, а также привлек на свою сторону вавилонскую и халдейскую знать, добившись их расположения.

Помимо этих мер, Шамашшумукин тайно заключил союз с арабами, с арамейскими племенами, очевидно, с Мидией, возможно, с Египтом и, бесспорно, с непременным участником всех существующих антиассирийских коалиций - Эламом.

Все, что удалось предпринять Шамашшумукину, не спасло его положения, так как удача оказалась на его стороне.

Сам Ашшурбанапал отправился во главе ассирийского войска в Вавилонию. Возможно, ранее этого ему делать не доводилось, так как военным походам он предпочитал занятия в своей библиотеке и самоличное участие в пытках и казнях пленных.

Ассирийцам удалось воспрепятствовать соединению эламитов с вавилонянами. Шамашшумукин был разбит, отступил к Вавилону, где и был осажден.

Арабские вспомогательные отряды поспешили оказать помощь Шамашшумукину, но были разбиты в пересеченной каналами местности, которая для них оказалась непривычной. После чего они были вынуждены искать укрытие за стенами Вавилона, где к тому времени уже свирепствовал голод.

Западные группы арабов тем временем были атакованы верным Ашшурбанапалу царем Моава (государства к востоку от Иордана).

Элам потряс очередной дворцовый переворот, который повлек за собой длительную смуту. Положение осажденных вавилонян было безнадежным. До нас дошли некоторые ассирийские данные, по которым мы можем судить об этом. Измученные люди дошли до людоедства. Трупы погибших вавилонян стали добычей собак, свиней и хищных птиц.

Шамашшумукин сжег себя в своем дворце, предпочитая такую смерть плену. Ассирийские войска, ворвавшиеся в город, учинили кровавую расправу над оставшимися в живых сторонниками Шамашшумукина.

Однако после этого война так и не была закончена, так как оставался Элам, где вновь взяла верх антиассирийская группировка знати. Ассирийским войскам пришлось вновь взять Сузы. В 646 г. до н. э. ассирийцы снова возвели на престол своего ставленника.

Годы смут, которые последовали за этим событием, прошли в борьбе за эламский престол нескольких претендентов, а также в организации войны против Ассирийской державы.

Среди эламитов не было надежного единства, потому все могло привести к полному поражению.

Около 639 г. до н. э. Сузы были взяты ассирийцами в третий раз. Варварски был разгромлен город, прах эламских царей выброшен из гробниц, статуи эламских богов вывезены, а многочисленные ценности, награбленные эламитами в течение многих веков в Вавилонии, снова вернулись в Вавилон.

Таким образом, закончилось самостоятельное существование Элама.

Очевидно, около 633 г. до н. э. умер Ашшурбанапал. Как раз с этого времени и ведет отсчет новый период, которому были характерны внутренние смуты в Ассирийской державе, которые приблизили ее окончательное крушение. Мы не можем конкретно утверждать, что именно вызывало эти смуты, так как не располагаем достаточными сведениями.

Гибель Ассирийской державы

Крайне мало нам известно о правлении преемника Ашшурбанапала, Ашшурэтелилани. Престол Вавилонии в 626 г. до н. э. захватил Набопаласар (Набуапалусур), являвшийся халдейским вождем. До того момента это место занимал ассирийский ставленник Кандалану.

Набопаласар начал свою карьеру в качестве наместника на ассирийской службе.

Ашшурэтелилани предпринял очень неуверенную попытку привлечь на свою сторону халдеев. К этому времени процесс слияния халдейской и вавилонской знати зашел слишком далеко, потому, несмотря на то, что раньше это сделать удавалось, теперь все попытки противопоставить халдейскую и вавилонскую знать друг другу оказались безуспешными.

Вавилония осталась в руках Набопаласара.

По-видимому, в результате дворцового переворота, происшедшего вскоре в Ассирийской державе, Ашшурэтелилани был свергнут с престола.

О событиях до 616 г. до н. э. мы можем лишь догадываться, так как они нам неизвестны, а начиная с этого года другой сын Ашшурбанапала - Сарак (Синшарришкун) находился на ассирийском престоле.

Ассирийская держава, очевидно, к этому моменту уже было бессильна держать под административным контролем большинство отдаленных от нее областей и не только их, но и сирийские области, также в этой связи она вынуждена была заключить союз с Египтом и даже с царством Мана у озера Урмия, которое раньше ассирийцы не считали равноправной державой.

Есть предположение, что на многих ассирийских территориях в то время скифы чувствовали себя довольно уверенно. Однако центральные области державы удерживались войсками Сарака.

Бесконечные и упорные войны истощили силы Ассирийской державы. Преемникам Ашшурбанапала приходилось думать о спасении страны.

Положение Ассирии и ее союзников резко ухудшилось после того, как против нее образовалась мощная коалиция в составе Вавилонии (во главе с Набопаласаром) и Мидии (во главе с Киаксаром). Надо заметить, что Мидии удалось стать главным и наиболее опасным врагом, которая в VII в. до н. э. объединила раздробленные племена Ирана и, использовав гибель Элама, стала самой мощной державой к востоку от Месопотамии.

Правда, и Мидия понесла некоторый ущерб от нашествия скифов, но, как сообщает Геродот, мидянам удалось смирить воинственных кочевников и даже привлечь их отряды, славившиеся своей конно-стрелковой военной тактикой, на свою сторону.

Следует сказать, что нам так и не удалось выяснить, был ли данный союз заключен с самого начала или же он сформировался уже в ходе войны. Около 615 г. до н. э. с двух сторон началось решительное наступление на Ассирию.

Военные действия между ассирийцами и вавилонянами в течение 616–615 гг. до н. э. шли с переменным успехом. В ноябре 615 г. до н. э. мидяне прорвались через перевалы гор Загра и проникли в Аррапху, по соседству с коренной областью Ассирии. Это им удалось благодаря тому, что в это время основные силы ассирийцев сражались против Вавилонии.

Царство Мана, очевидно, к этому времени уже находилось под властью Мидии, и мидяне без особых усилий в июле 614 г. проникли уже собственно в Ассирию. Ассирийцы не выдержали такого натиска и в панике стали отступать. Мидяне, их постоянно преследуя, достигли Ашшура. Город был взят штурмом и затем подвергнут разграблению.

На помощь мидянам со своим войском направился Набопаласар, но опоздал к штурму, очевидно, преднамеренно, не желая, чтобы имя его упоминалось в осквернении ашшурских святынь.

Между Набопаласаром и Киаксаром на развалинах Ашшура был заключен (или возобновлен) союз. Киаксар, чтобы упрочить эти отношения, возможно в это же время выдал свою дочь (или внучку) за Навуходоносора, который был наследником престарелого царя Набопаласара.

Даже после падения Ашшура Сарака не покидала надежда. Ему удалось поднять против Вавилонии племена приевфратских арамеев, что на какое-то время позволило отвлечь внимание Набопаласара от Ассирийской державы, и в 613 г. до н. э. нанести ему поражение.

Но и после такой удачи становилось очевидно, что Ассирийской державе не удастся долго продержаться, так как гибель ее была неизбежна.

Весной 612 г. царь Мидии Киаксар, которого с этого момента вавилонская хроника называет не «царем Мидии», а «царем Умманманды», что значит царем вообще северных «варваров», и Набопаласар встретились у Тигра, после чего, объединив войска, они направились на Ниневию, которая со времен Синаххериба была столицей Ассирийской державы.

Долго длилась осада города: с мая по конец июля. Объединенное войско столкнулось с ожесточенным сопротивлением ассирийцев. Несмотря на это, Ниневия была взята и дворец ассирийских царей был сожжен.

Попав в руки победителей, ассирийская знать претерпела все ужасы, предшествующие смерти. Сам же Сарак, очевидно, поступил так же, как и его дядя Шамашшумукин, бросившись в огонь своего пылавшего дворца.

Библиотека царя Ашшурбанапала, однако, уцелела, погребенная под грудой развалин. Огонь не повредил «глиняные книги», хотя многие из них разбились на куски при падении с полок. Они пролежали в земле две с половиной тысячи лет, пока в середине XIX в. н. э. их не нашли английские археологи.

Остатки ассирийской армии во главе с Ашшурубаллитом (очевидно, братом Ашшурбанапала) отступили на запад, к Харрану, где Ашшурубаллит объявил себя царем Ассирии, а затем к Каркемишу на Евфрате, где ему удалось продержаться еще несколько лет.

У них оказался неожиданный союзник - египетский фараон Нехао. Страх перед новыми великими державами объединил бывших соперников: гибнущую Ассирию и пытающийся возобновить завоевательную политику Древний Египет.

В 605 г. до н. э. в битве при Каркемише вавилонский царевич Навуходоносор, сын Набопаласара (будущий знаменитый царь), при поддержке мидян разгромил объединенное египетско-ассирийское войско. После этого удара сопротивление ассирийцев прекратилось. Лишенные своих политических и культурных центров, они уже не могли вернуть самостоятельности и ассимилировались с другими племенами, главным образом арамеями, восприняв их язык (близкий к ассиро-вавилонскому).

Так окончилось существование Ассирийской державы. С этого момента Ассирия никогда больше не играла прежней политической роли.

Что касается ассирийского народа, то его судьба изменилась, но несущественным образом, так как в ходе разрушения Ассирийской державы он не был истреблен. На тех же местах продолжали жить потомки ассирийцев, не имея, однако, родного языка.

4. Идеология и культура ассирии. Литература и наука

Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был незначительным. Известно, что в области литературы, ей не принадлежит ничего своего, кроме военных царских анналов. Но и эти анналы представляли собой замечательные, яркие своей выразительностью ритмического языка произведения с удивительной системой образов.

Характерной чертой этих ассирийских произведений было то, что они всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на довольно сильно отличавшемся от него к этому времени аккадском литературном языке (вавилонском).

Литературные памятники заботливо собирались в библиотеке ниневийского дворца по приказу царя Ашшурбанапала, а также в библиотеках храмов. Исключительно все эти памятники представляли памятники вавилонской литературы или же подражания им, вроде составленных самим Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам.

Произведения вавилонской и более древней шумерской литературы переписывались и изучались в ассирийских дворцовых и храмовых библиотеках и школах. Конечно, при этом нередко вносились самостоятельные черты.

Особенно своеобразны ассирийские летописи. Некоторые из них напоминают исторические романы. Широко применяются в них такие приемы, как литературный пейзаж и литературный портрет. Весьма художественно описываются горные вершины, пронзающие небо, как острия кинжалов, крутые уступы и горные потоки.

От образованного писца в Ассирии требовались знания нескольких языков: помимо своего родного диалекта и вавилонского диалекта в двух формах (живой, применявшийся в деловой переписке с Вавилонией, и старолитературный), еще и шумерский язык, потому что некоторые знания этого языка позволяли полностью овладеть клинописной грамотой.

В официальных концеляриях кроме ассирийского диалекта аккадского языка пользовались и другим языком - арамейским, который являлся наиболее распространенным среди многоязычного населения разных частей державы.

В быту населения арамейский язык постепенно вытеснял аккадский.

В канцелярском штате находились специальные арамейские писцы, которые писали на коже, папирусе или глиняных черепках.

К сожалению, ввиду крайне плохой сохраняемости материала, применявшегося для письма, мы почти ничего не имеем из арамейской литературы, которая также создавалась в Ассирии.

К ассирийскому времени относится известная арамейская повесть о премудром Ахи каре, действие которой происходит при дворе ассирийских царей Синаххериба и Асархаддона. Древнейший вариант этой повести дошел до нас в копии V в. до н. э. Известно, что эта повесть за многие века своего существования претерпела некоторые изменения, дожила до позднего средневековья, переводилась и в Европе на многие языки, в том числе и, на русский.

Рассказывая о деятельности царей, летописцы не останавливались перед явными преувеличениями, изображая необычную храбрость своих повелителей и противопоставляя их великодушие коварству и трусости врагов.

Наука в Ассирийском государстве находилась на этапе первичного накопления фактов. Те сочинения научного содержания, которые дошли до нас, носят сугубо утилитарный характер - это всевозможные перечни, справочники, рецепты. Однако в некоторых из этих справочников, содержатся известные предварительные обобщения.

Все же большая часть научных сочинений, дошедших до нас из Ассирии, вавилонского происхождения.

Также представлены словари и сборники языковых и юридических упражнений, медицинские и химические рецептурные справочники, сводки ботанических и минералогических терминов, астрологическо-астрономические записи и т. п.

Известно, что научные знания в таких сочинениях были переплетены с колдовством, так как многое еще было неизвестно, либо не поддавалось пока научному объяснению. Так, к примеру, профессия врача считалась жреческой профессией.

Как отмечалось ранее, на довольно высоком уровне развития находились военная техника, а также другие отрасли техники, которые находились в тесной связи с военным делом, - строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т. п.

Искусство и архитектура

Ассирийские зодчие достигли небывалых успехов в области архитектуры. На высоких кирпичных платформах возводились наиболее важные строения. Для строительства всевозможных сооружений использовался сырцовый кирпич (обожженный кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, а во многих случаях только для облицовки).

Так как сырцовый кирпич - материал, который не допускал сложных архитектурных форм, то ассирийские зодчие могли пользоваться несколько ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам - так называемые «хеттские бит-хилани».

Здания имели глухие стены, комнаты, аналогично, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор.

Уже известен был арочный свод, но в основном, как правило, перекрытия были балочные, накатом. Через небольшие отверстия, сделанные прямо в потолке, либо в стенах под потолком, проходил в комнату свет.

В Ассирии при храмах главных божеств возводились ступенчатые башни (зиккураты) характерной конструкции, которая имела ряд отличий, от Вавилонских.

Крупный ассирийский город, как правило, имел главное сооружение, каким являлся царский дворец, который располагался на значительной части его площади. Такой дворец являл собой крепостное сооружение, находящееся на высокой платформе.

Надежные стены были сложены преимущественно из сырцового кирпича. Они были с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами. Входы были арочные, украшенные каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими птицами - божеств-хранителей дворца.

Такими были наружные украшения у зданий, о других мы не располагаем необходимыми данными.

Что касается внутренних помещений, то они, главным образом, оформлялись художественно и с присущим ассирийским мастерам тонким вкусом. Особенно красиво оформлялись узкие и длинные парадные залы дворцов, где применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы. Особенно знамениты ассирийские рельефы, которые высекались на больших по размеру каменных плитах. Этими плитами облицовывались нижние части стен во внутренних помещениях дворцов.

Способ изготовления рельефных плит ассирийские мастера позаимствовали из Митанни или же от хеттов. Следует также отметить, что в изобразительном искусстве Ассирийского государства насчитывается большое количество разных элементов, которые восходили к хурритскому и хеттскому искусству.

Большей связанностью фигур, отсутствием динамичности отличаются рельефы более раннего периода (включительно по IX в. до н. э.). Также имеется и еще одна особенность, это то, что в них преувеличенно подчеркнута физическая сила.

Однако, уже начиная с VIII в. до н. э. Ассирийские художники приблизились к более правдивому изображению действительности, а также в это время появляется пейзаж. В этой связи особенно примечательны изображения животных и сцен охоты, которые относятся ко времени Ашшурбанапала.

Все перечисленное, однако, было весьма ограниченным достижением ассирийского искусства.

Для ассирийского искусства характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов. В случае охотничьих сцен художнику удается их умело сочетать, добиваясь при этом жизненности изображения.

Тематика ассирийского искусства ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами. Относительно идейного содержания можно сказать буквально следующее: оно сводится к восхвалению могущества ассирийского царя и ассирийского войска, а также к посрамлению врагов Ассирии.

У ассирийских художников пока отсутствовал интерес к изображению конкретного образа человека и его окружения. В имеющихся же изображениях, дошедших до нас, сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Таким образом, достижения ассирийцев в изобразительном искусстве были сравнительно невелики, но, несмотря на это, оно в значительной степени повлияло на официальное искусство более позднего государства того же типа - Персидской державы, чье развитие пошло по тем же путям, которые проложили ассирийские художники. При этом были только усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

Религия

Религия определяла идейное содержание как искусства и литературы, так и всей культуры Ассирийской державы в целом. Это же можно сказать и относительно других стран древнего Востока.

В религии ассирийцев большое значение отводилось ритуалам и обрядам магического характера. Как правило, боги представлялись сильными, завистливыми и грозными в своем гневе существами, в то же время, как роль человека по отношению к ним сводилась всего лишь к роли раба, который постоянно кормит их своими жертвами.

Любой бог являлся богом-покровителем определенной общины, а если и не общины, то определенной территории. Также различались боги «свои» и «чужие», но, несмотря на такое название, «чужие» боги также признавались все же божествами.

Царем богов объявлялся бог-покровитель государства, он же был наиболее могущественным богом. О жизни богов судили по образу иерархии царского двора, а главной задачей религии было освещение в первую очередь существующей деспотической монархии.

Официальная обрядность, мифология и все ученые ассирийской религии были почти целиком позаимствованы из Вавилона, с одной лишь разницей, что местный бог Ашшур был поставлен над всеми богами, а значит, и над вавилонским Белом-Мардуком.

Однако, среди народных масс имели хождение и такие мифы и верования, которые оставались неизвестными вавилонянам, а по своему происхождению восходили к хурритской мифологии. Свидетельством тому являются изображения на цилиндрических каменных печатях, которые могли себе позволить носить свободные ассирийцы.

Те мифы и культы, которые были связаны с земледелием, дошли и до наших дней в виде пережитков в быту горцев, что живут на территории бывшей Ассирии.

Наивные религиозные представления, которые брали свое начало из далеких времен, а также верования, которые вновь возникали на почве социальной придавленности масс, сковывали малейшее движение ассирийцев: бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни, которые соблюдались с большой тщательностью, всевозможные обряды и т. д.

Царь также должен был строго выполнять сложные обязательные обрядовые церемонии, так как он считался магическим носителем благополучия страны. Такая повинность повсеместно использовалась жречеством для того, чтобы иметь политическое влияние на царя, а также чтобы не потерять своего участия в различных государственных делах.

В конце II тысячелетия арамейским вторжением Ассирия была оттеснена на свои прежние территории.

В начале I тысячелетия до н. э. Ассирия не имела возможности вести захватнические войны. В свою очередь это привело к тому, что между различными группировками господствующего класса усиливается рознь. Мы располагаем некоторыми сведениями о какой-то внутренней перестройке в Ассирийской державе, которая, может быть, была связана с борьбой между царем и военной знатью, с одной стороны, и городом Ашшуром, возглавлявшимся жречеством, с другой.

Военной знати Ассирии удалось к концу X в. до н. э. взять верх. Естественно, это обстоятельство сразу же отразилось на внешней политике, которая сразу же возобновила свой завоевательный характер. К тому же надо отметить, что в этом Ассирии сопутствовал успех.

Падение Ассирии было чрезвычайно быстрым. При этом еще в 660 году до н.э. она находилась на пике своего развития, и являлась крупнейшим государством во всей Передней Азии, занимая, практически, ее всю. Однако начиная с этого момента империю, постепенно стали раздирать внутренние противоречия и внешние враги. Учитывая характер ассирийских завоеваний, на ее землях всегда было множество городов, желающих избавиться от ассирийской власти. Многие народы, проживающие в Месопотамии, воспринимали ассирийскую знать и жречество врагами. В то время также большую власть в своих руках сосредоточили купцы, эксплуатировавшие жителей ассирийских городов. Фактически, тогда все народы Месопотамии желали гибели Ассирии, она, как империя-захватчик, стала их заклятым врагом. Ассирию называли львиным логовом, а столицу тех времен, Ниневию - городом крови. Так считали как внутренние, так и внешние враги, что в итоге воплотилось в крушение Ассирии.
В период с 657 до 655 годы до н.э. правитель одного из египетских регионов Египта заключил соглашение с царем Лидии. Тот в свою очередь сумел отразить набеги киммерийцев, и надеялся избавиться от влияния Ассирии. Псамметих вывел Египет из повиновения Ассирии, и стал новым фараоном. При этом ассирийский правитель не имел возможности направить армию туда, чтобы переподчинить Египет, поэтому восстание прошло практически бескровно. В 655 году до н.э. Ассирия начала войну с Эламом, разбив его силы и пришедших на помощь халдеев и арамеев.
Тем не менее, крушение Ассирии все равно становилось все более вероятным. В то время как ассирийцы ожидали вторжения киммерийцев, началось восстание в Вавилоне. После продолжительной осады Вавилон был взят, после чего вновь начались беспорядки в Эламе. И хотя в конечном итоге ассирийцам удалось уничтожить Элам, империя была безвозвратно ослаблена.
Последним могущественным правителем являлся Ашшурбанапал, правление которого ознаменовалось значительными достижениями в области наук. После его смерти в 626 году стал править Ашшурэтелилани, о котором сохранилось крайне мало сведений. В этот момент наместник ассирийской правящей династии в Вавилоне был смещен Набопаласаром. За ним последовал народ халдеев, и Ассирии пришлось вновь вступить в открытое противостояние со своим давним противником - Вавилоном.
Что происходило до 616 года неизвестно, так как записей с тех времен не осталось. В этом году к власти пришел брат преемника Ашшурбанапала - Сарак. Неизвестно также, узурпировал ли он власть, или прежний правитель погиб в сражении. К этому времени многие земли, входившие в состав Ассирийской империи, уже откололись, почувствовав слабость центра. Ассирия даже заключила альянс с Египтом, хотя до этого ассирийцы относились к этому государству с крайним презрением. Северные районы Ассирии страдали от набегов скифов, и лишь в центральной части оставалась сильная власть.
Падение Ассирии неизбежным, когда на помощь Вавилону пришла вышедшая из-под контроля Мидия. До этого ситуация была далека от критической - ассирийские войска вели борьбу с вавилонскими на равных, однако удар Мидии в самое сердце страны - священный город Ашшур, был сокрушительным и необратимым. Вторжение мидян произошло в 615 году до н.э., сопротивляться им было практически некому, так как большая часть ассирийских войск находилась на востоке. Ашшур был уничтожен в 614 году, в то же время боевой дух ассирийских войск окончательно упал, и вавилоняне одолели ассирийцев в противостоянии. Набопасалар не стал помогать мидянам в разграблении Ашшура, чтобы не идти против собственной религии, претившей разграблять храмы месопотамских богов.
В 613 году до н.э. Сараку удалось при помощи арамейских племен нанести поражение вавилонянам, однако мидяне, объединившиеся на тот момент с северными варварами и остатками вавилонской армии, двинулись на Ниневию, и взяли ее в ходе осады. Вся власть ассирийцев была вырезана. В летописях сказано, что Сарак не выдержав горечи поражения, бросился в свой пылающий дворец. Часть ассирийского войска сумела вырваться в Харран, где, несмотря на поддержку египтян, была окончательно разбита в 605 году до н.э.