На фото Дмитрий Колесников

Как следует из отчёта водолазных работ, ведущегося нашими водолазами, 25 октября в нём есть такая запись: « При проведении осмотра у одного из неопознанных трупов были гобнаружены два листа бумаги формата А-4». Эти листы были, вероятно, вырваны из какого-то журнала, потому что на них были исполненные типографским шрифтом таблицы под заголовком «Раздел 4. Замечания проверяющих», а в правом верхнем углу лицевой стороны исполненные от руки ручкой синего цвета записи нумерации: «67» и «69» соответственно. Так принято на лодках, что все листы эксплуатационных, вахтенных журналов, и не только секретных, пронумерованы подобным образом, прошнурованы и скреплены корабельной печатью для пакетов.

На лицевой стороне листа с №66 есть рукописный текст следующего содержания:
«Список л/с 6,7,8,9 отс., находящихся в 9-м отсеке после аварии 12.08.2000г.» И ниже этой записи идёт пронумерованный с 1 по 23 перечень фамилий. Начинается он со строки: «1, 5-6-31 – Майнагашев» и заканчивается строкой: «23. 5-88-21 – Неустроев». Справа от фамилий имеется два столбца. В первом сверху написано 13.34, и затем напротив каждой фамилии проставлен знак «+». Во втором столбце сверху не удалось разобрать время, нет и плюсов напротив фамилий, только напротив фамилий: Кубиков, Кузнецов, Аникеев, Козадёров, матрос Борисов и мичман Борисов, Неустроев имеется знак в виде галочки. Ниже перечня фамилий запись: «13.58 (стрелка вверх) Р 7 отс». Больше на этом листе под номером 66 записей нет.

На оборотной стороне листа под №69 имеется запись следующего содержания:
«13.15. Весь личный состав из 6, 7 и 8 отсеков перешел в 9. Нас здесь 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием угарного газа. Давление повышается. Кончаются регенаративные патроны. При выходе на поверхность не выдержим декомпрессии. Не хватает ремней на индивидуальных дыхательных аппаратах. Отсутствуют карабины на стопорах. Протянем ещё не более суток».

Потом ещё одна запись: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

Удалось установить по данному списку, кто был в 9-м отсеке:
1. Главный старшина контрактной службы Майнагашев В.В., 6-й отсек.
2. Матрос Коркин А.А., 6 отсек.
3. Капитан-лейтенант Аряпов Р.Р., 6 отсек.
4. Мичман Ишмурадов Ф.М., 7 отсек.
5. Матрос Налётов И.Е., 7 отсек.
6. Старшина 2 статьи контрактной службы Садовой В.С., 7 отсек.
7. Матрос Сидюхин В.Ю., 7 отсек.
8. Матрос Некрасов А.Н., 7 отсек.
9. Матрос Мартынов Р.В., 7 отсек.
10. Старшина 2 статьи контрактной службы Геслер Р.А., 8 отсек.
11. Матрос Кубиков Р.В., 8 отсек.
12. Старший мичман Кузнецов В.В., 8 отсек.
13. Старшина 2 статьи контрактной службы Аникеев Р.В., 8 отсек.
14. Старший мичман Козадёров В.В., 8 отсек.
15. Матрос Борисов Ю.А., 8 отсек.
16. Старший мичман Борисов А.М., 8 отсек.
17. Капитан-лейтенант Колесников Д.Р., 7 отсек.
18. Капитан-лейтенант Садиленко С.В., 8 отсек.
19. Старший лейтенант Бражкин А.В., 9 отсек.
20. Мичман Бочков М.А., 9 отсек.
21. Старшина 2 статьи контрактной службы Леонов Д.А., 9 отсек.
22. Старшина 1 статьи контрактной службы Зубайдулин Р.Р., 7 отсек.
23. Главный корабельный старшина контрактной службы Неустроев А.В., 8 отсек.

Записка стала объектом пристального интереса. Сообщения о «новых» и «ранее неизвестных» частях записки будоражили публику, подогревая праздный, в общем-то, интерес к этому аспекту трагедии. Праздный, потому что сразу было понятно: человеку, находящемуся в 9-м, наиболее удаленном от места аварии отсеке лодки, не может быть ничего известно о причине аварии. Максимум, что можно понять, находясь там, что произошло несколько взрывов.
Записка не содержит фактов, которые «открывали бы тайну» произошедшего на «Курске». То, что она не публикуется, вызвано двумя понятными причинами.

Во-первых, она находится в материалах следствия, разглашение которых незаконно.
Во-вторых, записка, как это и было сказано главкомом ВМФ с самого начала, на встрече с жёнами моряков в Видяево, помимо того, что говорит о количестве личного состава в отсеке, носит ещё и сугубо личный характер, так как в ней есть слова, обращённые к жене, и с этой точки зрения ее обнародование - из каких бы то ни было соображений - являлось бы безнравственным. Родственники подводников и без того являются объектом ажиотажного интереса. Итак, записка не содержит никаких тайн - это сугубо частный документ, письмо жене, письмо исключительно личного характера.

Через 9 месяцев, 16 июля 2001 года, перед этапом подготовки «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов, рассказал, про эту записку: «Опять же записка, она ведь опубликована практически полностью. Там нет ни одного слова упущенного. Поверьте мне, пожалуйста, вы увидите это, когда действительно будет возможность в этом убедиться, может быть, фотография ее будет опубликована или еще что-то. Ни одного слова не упущено из нее. То, что в этой записке прозвучало, - это та информация, которая касается всех. А дальше личное, для жены. Это буквально одна строка. Она действительно сугубо личного характера, в ней нет никакой информации, позволяющей о чем-то судить, о каких-то причинах или о том, что там творилось в лодке, там вообще ничего такого нет. В той части, в которой она прозвучала, это повлияло очень серьезно на характер водолазных работ. Стало ясно, что ребята были сконцентрированы в 9 отсеке, а значит, нечего искать в других отсеках, значит, не надо больше в другие отсеки лезть, резать, а это достаточно большая работа. Записка Колесникова, она не просто сузила, она серьезно облегчила работу. Мы бы изрезали всю лодку, а тут мы сконцентрировались на 9 отсеке, и, в общем-то, стало ясно, что если стоит задача - подъем тел, то в другие отсеки лезть нечего».
Спустя год после гибли «Курска» промощника Президента РФ Сергея Ястржембского спросили: «Когда будет полностью опубликована записка Колесникова?» Он ответил: «Сроки опубликования записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова определяются следственными органами. Только Главная Военная Прокуратура определит этот срок».

Жена Дмитрия Колесникова, Ольга, свадьбу с которой они сыграли за 4 месяца до гибели «Курска», так говорила про эту записку: «Записку я видела, но мне её не отдали. Отдали ксерокопию того, что было посвящено мне, это его завещание мне. Записку не отдали потому, что на обратной стороне её были записаны фамилии 22 человек, которые были с ним в отсеке. Не дали потому, что не всех их подняли, и не хотели разглашать для родственников, кто ещё был в отсеке. Мне сказали, что записку я получу тогда, когда будет закрыто уголовное дело. Но правду мы никогда не узнаем, так как дело будет бессмертным».

Ещё она рассказала, что они часто подкладывали друг другу короткие записки, которые потом невольно попадались им в различных неожиданных ситуациях. Например, она могла положить ему в носок бумажку со словами: «Я тебя люблю!». Он мог в ванной написать тоже самое, или в сахарницу положить записку. За несколько дней до гибели он написал ей четверостишие. Она говорит, что в это время они были слишком счастливы, и он не мог написать такие слова, но почему-то написал их. Вот они:

А когда час придёт умирать,
Хотя мысли такие гоню,
Мне придётся тогда прошептать:
«Родная, тебя я люблю!»

Кратко промелькнула в кадре в её руках копия записки, было видно, что в ней список личного состава, оказавшегося в отсеке, и даже напротив каждой фамилии стоит знак +, так обычно у военных отмечают присутствие людей при их перекличке. Рядом были ещё сделаны столбцы для дальнейших перекличек. Но она, эта поверка в 9 отсеке оказалась для всех последней.

А содержание записки жене стало известно, она сама потом показывала её копию, на которой можно было прочесть: «Олечка, я тебя люблю, не переживай сильно.
Г.В. привет. Моим привет. (Подпись в виде нечитаемого росчерка).
1 ноября жена, родители Дмитрия Колесникова на самолете авиации флота улетели из Североморска. Они увезли с собой тело капитан-лейтенанта. Похороны геройски погибшего командира турбинной группы дивизиона движения АПКР «Курск» Дмитрия Колесникова состоятся в четверг на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

В сентябре 2001 года одному из тележурналистов показали в прокуратуре 77 томов уголовного дела по гибели «Курска», и следователь открыл один из томов, в котором сразу перед камерой возникла подлинная записка. Несколько секунд мелькнула она на экране, но было видно, как менялся почерк Дмитрия Колесникова, когда в отсеке уже было мало кислорода, когда каждая буква доставалась с трудом.

Сегодня годовщина трагедии на подводной лодке «Курск» . Напомним, что 12 августа 2000 года в результате катастрофы, произошедшей во время учений в Баренцевом море, на глубине 108 м затонула АПРК К-141 «Курск».

Под катом предсмертная записка с подлодки «Курск», написанная капитаном Дмитрием Колесниковым.

При осмотре подводной лодки опознано только одно тело — Дмитрия Колесникова. При нём нашли две записки. Одна — жене, фрагмент текста которой всё-таки обнародовали, другая, адресованная командованию, была засекречена. Именно во второй записке Колесников изложил истинные причины крушения атомной подводной лодки "Курск" 12 августа 2000 года.

"15:45. Здесь темно писать, но на ощупь попробую... Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо.

Акции пройдут в нескольких городах. Траурное мероприятие пройдет в Петербурге. На Серафимовском кладбище, где похоронены 32 моряка из 118-ти, в том числе командир экипажа, капитан первого ранга Геннадий Лячин.
Поминальную службу по членам экипажа Курска проведут в одном из городских храмов, где находится список иконы, написанной в память о погибших подводниках. Подлодка Курск затонула 12 августа 2000 года во время учений. Все 118 моряков, находившиеся на борту, погибли. Причиной крушения назвали случайный взрыв боеприпаса на борту атомохода.

«Курск» — атомная подводная лодка, затонувшая 12 августа 2000г. Была самой современной подводной лодкой Российского Флота. Огромная, по своей длине с футбольный стадион, по высоте с 7- этажное здание снабжена ракетами, каждая из которых в 40 раз мощнее бомбы Хиросимы.

Курск на небольшой глубине для субмарин такого типа, которые проводят боевые ученья, затонул так неглубоко что его можно видеть с поверхности.

Чтобы хорошо понять, нужно представить Курск в вертикальном положении, его задняя часть бы выступала на 50 метров над уровням моря, и люк аварийно- спасательного шлюза оказался бы над водой.

Не смотря на все это, Российский флот официально заявляет, что ему понадобится 30 часов, чтобы найти Курск.

Только 2 дня спустя, в понедельник вечером, по телевиденью объявляют о происшествии: В воскресение 13 августа, Курск затонул со всем экипажем. Факс, отравленный в СМИ, подписанный пресс-службой ВМФ начинается со лжи: «Курск лег на грунт в воскресение 13-го, произошли технические неполадки, ядерного оружия на борту нет».

Адмирал Георгий Костев: Атомные лодки на грунт не ложатся, это должно быть что-то серьезное, и все подводники это знают.

Норвежские и английские водолазы открыли люк за 25 минут! Тогда как Российские утверждали, что это невозможно. Они констатируют своей камерой, что Курск полностью затоплен водой. И все подводники мертвы. К сожалению, когда стало возможно использовать LR-5 , было уже поздно.

Там были обнаружены записки, две из них это записка Колесникова и записка Садиленко. Из этих записок было известно, что после взрыва подводники в 7 и 8 отсеках оставались там живыми какое-то время (2,5 дня) в записке было написано: нас убили. Только часть той записки показали СМИ. Другие страницы засекречены.

Журналистам газеты «Жизнь» удалось получить сведения от судмедэксперта Игоря Грязнова. Он утверждает, что в карманах Дмитрия Колесникова была найдена ещё одна записка, написанная через 3 дня после аварии. Она написана для главнокомандующих и содержит информацию о гибели Курска. Судмедэксперт утверждал, что вице-адмирал Моцак настойчиво просил об этом молчать. Содержание этого письма так никогда и не будет опубликовано. Эти открытия ещё раз подтверждают, что власти намеренно отставили экипаж Курска погибать.

Все тела моряков были извлечены из Курска и вскрыты. Устинов хочет минимизировать ответственность Путина, который не предпринял ни каких действий для спасения моряков. Устинов утверждает, что взрыв и пожар на борту погубили большую часть экипажа. Но из 118 моряков всего 3 тела, которые находились в торпедном отсеке, не могут быть опознаны, доказывая что только они мгновенно погибли.

На днях исполнилось 18 лет со дня гибели атомохода «Курск». События той трагедии обсуждаются до сих пор. И не только в России.

…Середина августа, 2000 год. Вся страна замерла, прильнув к телевизионным экранам. В Баренцевом море происходит что-то из ряда вон… Говорят о нашей суперлодке класса «Антей», которая по не понятным пока причинам «ушла на грунт». Экипаж жив. Они стучат в переборки, сообщает диктор. Потом мелькает сообщение по каналам Интерфакса: по данным российских спецслужб, объемный подводный объект массой до 9 тыс. т водоизмещения дрейфует в Баренцевом море к норвежской границе. Далее идет еще одно любопытное сообщение: в Москву с блиц-визитом прибывает директор ЦРУ Джордж Теннет.

Через какое-то время в «Российскую газету» приходит факс из США (видимо, от коллег-журналистов) с загадочным текстом: «Ищите лодку с характерными повреждениями на базе британских ВМС в Шотландии». Факт получения такой телеграммы из-за океана подтверждает журналист «РГ» (1997–2003 гг.) Елена Василькова.

Суперлодка из группы «Антей» – это атомная субмарина «Курск», экипаж которой – 118 молодых, здоровых и сильных мужчин – погиб 13 августа 2000 года. Почему это случилось? «Аргументы неделi» предлагают версию событий того августа, какой ее представляют французские журналисты.

Кино в Государственной Думе

ИЮНЬ 2007 года. Депутаты ГД готовятся уйти на летние каникулы, но в просторных коридорах здания на Охотном ряду не ощущаешь наступления каникул: народные избранники что-то взволнованно обсуждают приглушенными голосами. «Не может быть…», «Не верю», «Это проделки французских спецслужб». Один из депутатов ГД, человек очень известный в нашей стране («Аргументы неделi» он читает постоянно и с большим уважением относится к нашему изданию), осторожно спрашивает:

– Хотите посмотреть триллер о гибели подлодки «Курск»?

– Художественный?

– Нет, документальный. Эти кадры были сняты французскими спецслужбами во время спасательной операции нашей атомной субмарины. Они же крутились там все время вместе с американцами и норвежцами. Потом эти кадры попали в руки французских журналистов. По французскому каналу France-2 фильм Жана-Мишеля Карре показали только один раз. И назывался он «Курск»: подводная лодка в мутной воде».

Справка «АН»

АПЛ «Курск» – атомная подводная лодка проекта 949А «Антей» (по классификации НАТО – «Оскар-2»). Такие атомоходы имеют длину 154 м, водоизмещение до 18 тыс. т, глубину погружения – до 500 м, скорость подводного хода – до 28 узлов (примерно 52 км/ч), экипаж – 130 человек. На вооружении «Антеев» – 24 пусковые установки комплекса крылатых ракет «Гранит» (каждая из которых в 40 раз мощнее бомбы, сброшенной над Хиросимой).

Так я посмотрела кино в Государственной Думе. 73 минуты ужаса возвращения в те дни августа 2000 года.

По французской версии, мы все-таки были на грани Третьей мировой войны. И только выдержка российского руководства не позволила событиям принять необратимый ход. Так об этом, во всяком случае, рассказывает французская документальная лента «Курск»: подводная лодка в мутной воде».

Колокольный звон

ВЕРНЕМСЯ в 2000 год. Май. 11-е число. Агентство военных новостей сообщает: «В августе с.г. на Северном флоте пройдут учения аварийно-поисковых сил флота по оказанию помощи «затопленной» атомной подводной лодке. План учений уже подготовлен и утвержден в Управлении поисковых и спасательных работ ВМФ. Подводная лодка в результате «аварии» должна лечь на грунт, а спасательное судно «Михаил Рудницкий» обеспечит выход на поверхность «по­страдавшего экипажа». Подъем людей с глубины свыше 100 м будет произведен с помощью специального спасательного «колокола».

Спасатель «Михаил Рудницкий» действительно пришел на помощь атомной субмарине, вот только сценарий этого спасания получился несколько иным… Той самой «затопленной» атомной лодкой по расписанному сценарию должен был стать «Курск». И он им стал. Но утонула атомная субмарина на самом деле. Злой рок?

Эдмонд Поуп и сумасшедшая «сигара»

ПЕРВЫЕ кадры французской картины: на маневрах в Баренцевом море присутст­вуют высокопоставленные китайские военные специалисты. Они должны увидеть испытательный пуск новой (сумасшедшей – как ее называют) торпеды «Шквал», способной двигаться под водой со скоростью 500 км в час. Такого оружия нет ни у кого в мире. Эта торпеда как будто бы «родилась в сорочке»: свою скорость она развивает в газовой оболочке. Вес торпеды – 2 тонны. Китай, как подчеркивают французы, уже покупал «Шквал», но русские предлагают усовершенствованную «модель».

Американцам эти маневры и особенно «китайские смотрины» сильно не нравятся: они не хотят, чтобы Пекин получил от Кремля эту сумасшедшую «сигару». И здесь французские кинодокументалисты вспоминают историю ареста в Москве американского предпринимателя Эдмонда Поупа, одного из бывших сотрудников секретных служб ВМС США.

Поуп, как известно, обсуждал детали конструкции торпеды «Шквал» с ее изобретателем Анатолием Бабкиным. Но в свой 27-й приезд в Россию в апреле 2000 г. агент был арестован прямо в гостинице. Его приговорили к 20 годам колонии строгого режима. Об этом деле говорили очень много, и вскоре после гибели «Курска» Поупа отпустили домой по причине его заболевания раком кожи. Кстати, он до сих пор жив.

Торпеда с наконечником из обедненного урана

ПОКА суда наших ВМС готовились к маневрам, неподалеку оказались две американские субмарины – «Мемфис» и «Толедо». 11 час. 28 минут. «Курск» должен сделать торпедный залп. Лодка всплывает на перископную глубину. В этот момент американская подлодка теряет гидроакустический контакт с целью из-за резкого изменения глубины «Курска» и тоже всплывает. По версии французских кинодокументалистов, это была подлодка «Толедо» класса «Лос-Анджелес». Командир «Курска» Лячин дает команду на циркуляцию по курсу вправо и влево…

Лодки неуклонно сближались. И в какой-то момент кормовой стабилизатор «Толедо» задел носовую оконечность «Курска». Потом стальное крыло вспороло наружную обшивку русской субмарины, смяло боковой торпедный аппарат с ракетоторпедой К-84. Видеозапись показывает длинные разрывы на корпусе. Что дальше? По французской версии, чтобы предотвратить возможную атаку «Курска» против «Толедо» (предполагается, что американцы как будто бы услышали открытие заглушки торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» тоже стреляет новейшей торпедой МК-48 по «Курску».

Американская торпеда МК-48 имеет металлический наконечник из так называемого обедненного урана, что позволяет ей беспрепятственно прошивать любой металл. Торпеда несет в себе и множество зажигательных частиц. Именно этим можно объяснить сильнейший пожар в носовых отсеках «Курска». Доказательством атаки служит идеально круглая дыра с загнутым внутрь металлом обшивки корпуса нашей подлодки: в фильме она видна идеально.

В первые минуты трагедии сразу погибли 94 моряка. Лодка начала падать на грунт. При ударе турбины сдвинулись с фундаментов, лопнули паропроводы, вспыхнуло электрооборудование. Произошел второй взрыв, в 100 раз мощнее первого. Именно его зафиксировали норвежские сейсмологические станции. Лодка опустилась на глубину 108 метров. Два ядерных реактора остановились.

Позже во втором отсеке будет найдена задняя крышка торпедного аппарата, выбитая при взрыве такой силы, что она приварилась к прочной межотсечной переборке.

«Мемфис» тоже получил повреждения в носовой части. Но смог уйти. Малым ходом он двинулся в норвежский порт Берген. Оттуда отправился на Британские острова и встал на трехнедельный ремонт в Фаслейне (база британских ВМС в Шотландии). Потом отправился домой и прошел половину пути. Но в Конгрессе США поднялся большой шум: конгрессмены требовали провести расследование, и «Мемфис» снова отослали в Британию.

Признания норвежского адмирала

– НЕКОТОРЫЕ обстоятельства разыгравшейся трагедии стали известны после увольнения норвежского адмирала, командующего северной группировкой войск Норвегии Эйнара Скоргена, – говорят французские документалисты.

Упрямый адмирал не сошелся во мнениях с руководством НАТО, а вернее, с командованием ВМФ США, и еще в августе 2000 г. позволил себе недвусмысленные намеки на причастность американцев к катастрофе в Баренцевом море.

17 августа 2000 г. Скоргену пришлось по тревоге поднимать в воздух самолеты береговой охраны военного флота Норвегии, т.к., согласно полученному сообщению, 6 российских самолетов вторглись в воздушное пространство Норвегии. Адмирал Скорген очень удивился, т.к. ранее российские летчики никогда не посещали этот район. Эйнар Скорген срочно связался по телефону с главкомом ВМФ России адмиралом Владимиром Куроедовым. Он пояснил, что российские летчики увлеклись, пытаясь выследить неизвестную подводную лодку, которая уходила из Баренцева моря. После телефонного разговора двух адмиралов инцидент был исчерпан.

По словам Скоргена, к тому времени он уже слышал о том, что «Курск» погиб, столкнувшись с американской подводной лодкой. Сначала седой адмирал был уверен, что это «пропаганда». Однако после инцидента с самолетами Эйнар Скорген переменил свое мнение. Он заметил, что американская подлодка «Мемфис» действительно заходила 19 августа в норвежский порт Берген, где ее сумели сфотографировать норвежские журналисты. Но норвежские военные утверждали, что на субмарине не выполнялось никаких ремонтных работ. Однако, полагает адмирал Скорген, косвенным свидетельством того, что с «Мемфисом» что-то было не в порядке, может служить секретный приказ американского командования: доставить в Норвегию из США 12 жен офицеров экипажа американской субмарины. На «Мемфисе» во время столкновения с «Курском» погибли 12 подводников.

Позже корабль «Петр Великий» недалеко от места трагедии в Баренцевом море обнаружил бело-зеленый аварийный буй (это раскраска НАТО, у нас бело-красные буи. – «АН»). Этот аварийный буй – как уже выяснено – принадлежал американской подводной лодке «Мемфис».

Получивший сильные повреждения «Толедо» после столкновения затаился. На лодке была разбита носовая часть, частично были разрушены винт и рулевая группа. В течение двух суток экипаж сумел справиться с последствиями столкновения. И 15 августа 2000 г. под прикрытием двух натовских «Орионов» экипаж смог вывести лодку на глубину. «Толедо» отправили в один из доков США.

– Столкновение произошло на встречных курсах, – объясняют создатели фильма. – Российский атомоход оказался ниже иностранной подлодки, которая нанесла по «Курску» удар килевым листом. В результате столкновения у российской подлодки были снесены ограждения рубки, повреждены элементы, обеспечивающие выход всплывающей спасательной камеры. Взрыв на борту подводной лодки «Курск» привел к образованию в левой части ее носового отсека крупного отверстия размером около полутора квадратных метров.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Адмирал Эдуард Балтин, Герой Советского Союза, подводник-атомник:

– Я не буду ничего говорить о гибели подлодки «Курск». У меня есть мое личное, профессиональное, мнение. Но я не верю, что было столкновение с американской подлодкой. Нет никакой достоверности. Сомнительно. Весьма сомнительно. Что касается фильма. Есть деньги. Есть режиссер. Есть прокат. Нужны жареные факты. И фильм работает!

Герой Советского Союза, адмирал Владимир Чернавин (сегодня – президент Союза моряков-подводников ВМФ России):

– В те дни я не дал ни одного интервью по поводу гибели подлодки «Курск». И я хочу сохранить свое «алиби». Фильм я не видел, но согласитесь, все это только предположения. Доказательств нет! Есть официальная версия.

Торпеда на пероксиде водорода

ГЕНЕРАЛЬНОМУ прокурору России Владимиру Устинову (уже бывшему) было доверено провести расследование гибели АПЛ «Курск». Но Устинов, еще не приступив к расследованию, уже сообщает, что причиной гибели АПЛ «Курск» стал взрыв старой учебной торпеды на пероксиде водорода. Однако торпеды на пероксиде водорода не используются на всех флотах мира уже больше 30 лет, а «Курск» – суперсовременная лодка! Свое расследование В. Устинов закончит через 1 год и 10 месяцев: оно уместится на 2000 страницах, но вывод Генеральный прокурор России сделает все тот же: «Курск» погубила старая торпеда». Но комиссия под руководством вице-премьера Ильи Клебанова в первые дни после гибели подлодки назвала три возможные версии катастрофы: столкновение с подводным объектом; взрыв дрейфующей мины времен войны; нештатная ситуация в первом отсеке атомохода. Старая торпеда на пероксиде водорода в версиях комиссии Клебанова даже не проходила.

В 2005 г. отмечали 5 лет со дня гибели подлодки. В одном из своих интервью бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов на вопрос корреспондента о гибели АПЛ «Курск» вдруг сказал: «Я знаю правду о «Курске», но еще не пришло время ее рассказать».

Записка капитан-лейтенанта Колесникова

«СМЕРТНЫЙ жетон У-865568» командир турбинной группы АПЛ «Курск», 26-летний капитан-лейтенант Дмитрий Колесников в тот поход не взял. Теперь этот жетон носит его вдова – Ольга Колесникова. Это была плохая примета? Дмитрия Колесникова из затопленной подлодки подняли самым первым. В нагрудном кармане его куртки обнаружили обгоревший листок из записной книжки: «Оля, я тебя люблю, не сильно переживай…» И далее: «Писать здесь темно, но попробую наощупь. Здесь в списке личный состав отсеков, которые находятся в 8-м и 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет. Отчаиваться не надо. Колесников». На обороте – подробный список моряков с указанием боевых номеров, с отметками о проведенной перекличке. Капитан подлодки «Курск» Геннадий Лячин погиб в первые секунды катастрофы: его первый отсек снесло как будто бы гильотиной. От капитана остались только куртка и мизинец…

И только через 400 дней родственники получили тела погибших моряков.

Шесть из 24 ракет «Гранит» с ядерными боеголовками оказались поврежденными. Их отправили на завод «Нерпа» в губе Оленья (Кольский полуостров) для утилизации. АПЛ «Курск» подняли со дна Баренцева моря без первого отсека. Родственникам погибших моряков объяснили, что там находятся взрывчатые вещества, поэтому поднимать этот отсек на поверхность опасно. Отсек остался на месте аварии.

А потом атомную субмарину «Курск» вывезли на остров, разрезали-распилили и расплавили.

Был корабль – и нету…

Разумеется, пересказывая французскую версию тех трагических событий, мы не преследовали цель подвергнуть сомнениям выводы Генпрокуратуры об истинной причине потери «Курска». Но таинственная гибель суперподлодки относится к тому разряду морских тайн, которые будоражат воображение и по прошествии многих лет. Такой, например, была гибель «Титаника». Нас же версия французов привлекла тем, что, если гипотетически все так и было, становится понятным, что произошло потом. Во всяком случае, началось заметное потепление отношений с США. Все это можно было бы рассматривать в качестве моральной компенсации нашему руководству за выдержку. Только представьте себе, что последовало бы за тем, когда «Толедо» и «Мемфис» были бы атакованы и потоплены силами ВМС России? Вообще-то – это уже была бы война.

И последнее. Сегодня такой случай уже трудно представить. Армия и флот вновь становятся главной опорой государства. И на последних маневрах в Северном море было мало любопытных, кто рисковал оказаться вблизи наших кораблей. Есть такой закон – око за око. Его никто не отменял.

СПРАВКА «АН»

В ИСТОРИИ советского и российского ВМФ было более двух десятков столкновений подводных лодок с зарубежными субмаринами.

Столкновения на Северном флоте:

1. 1968 г. АПЛ «К-131» с неустановленной АПЛ ВМС США.

2. 1969 г. АПЛ «К-19» с АПЛ Гато ВМС США;

3. 1970 г. АПЛ «К-69» с неустановленной АПЛ ВМС США;

4. 1981 г. АПЛ «К-211» с неустановленной АПЛ ВМС США;

5 1983 г. АПЛ «К-449» с неустановленной АПЛ ВМС США;

6. 1986 г. АПЛ «ТК-12» с АПЛ «Сплендид» ВМС Великобритании;

7. 1992 г. АПЛ «К-276» в наших территориальных водах с АПЛ «Батон Руж» ВМС США;

8. 1993 г. АПЛ «Борисоглебск» с АПЛ «Грейлинг» ВМС США.

На Тихом океане:

1. 1970 г. в полигоне боевой подготовки у Камчатки АПЛ «К-108» и АПЛ «Тотог» ВМС США;

2. 1974 г. в этом же районе АПЛ «К‑408» с АПЛ «Пинтадо» ВМС США;

3. 1981 г. в заливе Петра Великого АПЛ «К-324» с неустановленной АПЛ ВМС США.

Список можно продолжить.

12 августа 2000 года на атомоходе «Курск» произошли два взрыва. Трагедия, взволновавшая тогда каждого, спустя 15 лет начинает забываться. Историю гибели экипажа все сложнее отделить от домыслов и лжи.

Была ли преступная халатность?

Согласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход К-141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабля противника. Но вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздался взрыв мощностью 1,5 балла по шкале Рихтера. А через 135 секунд — второй — более мощный. До 13-50 «Курск» не вышел на связь. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «Петр Великий» в Североморск, очевидно, для обсуждения ситуации. И лишь в 23-30 объявляет боевую тревогу, признавая «пропажу» лучшего подводного судна Северного флота.

К 3-30 часам определяется примерный район поиска, а к 16-20 устанавливается технический контакт с «Курском». Сама спасательная операция начинается в 7 часов утра 14 августа.

С одной стороны, действия спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой — кажущееся бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в Сочи, с третьей — данные о технических дефектах подлодки, с четвертой — противоречивая информация от властей, словно старавшихся запутать всех, кто следил за судьбой экипажа — все это породило слухи о некомпетентности руководителей.

Люди, по словам Владимира Путина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. И впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказания. Но в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих — всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тысячи рублей) зарплату. Но это не имело значения: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски «Курска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

Кто давал сигналы бедствия?

Поводом для многочисленных спекуляций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен «Курск» и которые продолжались в течение двух дней. Сигналы были зафиксированы на разных кораблях, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки — «Винтик».

До 15 августа руководители операцией продолжали уверять, будто связь с экипажем, установленная через перестукивание, продолжается. А уже 17-го в качестве официальной закрепилась новая версия: большинство моряков «Курска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиеся прожили всего несколько часов.
А сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Было доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту «Курска». И данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

Столкнулся ли «Курск» с американской подлодкой?

Причиной первого взрыва на «Курске» стала деформация торпеды. Это признает большинство исследователей. Но сама причина деформации остается предметом споров. Широкое распространение получила версия о столкновении с американской подлодкой «Мемфис». Считается, что это она давала пресловутые сигналы бедствия.

В Баренцевом море «Мемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учениями российского флота. Выполняя сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюся выстрелить К-141. «Мемфис» пошла на дно, как и «Курск», пропахала носом грунт и встала. А через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. В пользу этой версии говорит и тот факт, что К-141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавался сигнал бедствия.

Когда погиб экипаж?

Принципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки. Командование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивания с подводниками не велось. Большая часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. А выжившие, запершиеся в девятом отсеке могли бы протянуть дольше, если б не трагическая случайность, обнаруженная при вскрытии трупов.

Попытки моряков самостоятельно выбраться на поверхность результата не дали. Им пришлось терпеливо сидеть и ждать спасения. В 19 часов, когда наверху еще колебались, объявлять ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. Морякам нужно было зарядить новые пластины регенерации. Трое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в маслянистую воду. Чтобы спасти товарищей, один из подводников бросился, телом закрыл пластину. Но было поздно: раздался взрыв. Несколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные — в считанные минуты задохнулись угарным газом.

Записка капитана-лейтенанта Колесникова

Косвенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленная капитаном-лейтенантом Колесниковым: «15.15. Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает». То есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. А неровный почерк, которым написана эта — вторая по счету — записка, свидетельствует о том, что сил у Дмитрия Колесникова оставалось мало.

А дальше в записке было ставшее знаменитым — завещание всем нам, оставшимся в живых: «Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». И — какая-то фраза, пропущенная, утаенная от общественности следствием.
Из той фразы выросли новые домыслы: будто комиссия покрывает чье-то разгильдяйство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. Долго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейся части записки, что в ней — личное послание жене, не имеющее для нас никакого значения. До тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. А саму записку следствие жене Дмитрия Колесникова так и не отдало — только копию.

26 августа 2000 года командиру подводной лодки Геннадию Лячину приказом Президента было присвоено звание Героя России, а все находившиеся на борту были награждены орденом Мужества. Новость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытается замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции.

Но командующий Северным флотом объяснял: к награде подводники «Курска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в Средиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в Югославии. Тогда экипажу К-141 удалось пять раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Но справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

Спасли бы норвежцы?

Едва ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. В СМИ активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убеждая: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. Затем, задним числом, уже сыпали обвинения: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в девятом отсеке, были бы спасены.
На деле никакие норвежцы не в силах были помочь. Во-первых, к моменту обнаружения «Курска» подводники были уже сутки как мертвы. Во-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвования и самоотдачи, с которым они работали и который позволял круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим для зарубежных специалистов.
Но — главное — даже если члены команды «Курска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. Подводные аппараты не могли присосаться к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. И здесь бессильна была самая современная и совершенная техника.
Подводная лодка и ее экипаж стали жертвой стечения тысяч различных обстоятельств. А ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюся страну.

, СССР

Дми́трий Рома́нович Коле́сников ( -) - российский офицер-подводник, капитан-лейтенант ВМФ , командир турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК) К-141 «Курск» ; погиб в составе экипажа «Курска», автор записки Дмитрия Колесникова .

Биография

Полный текст записки, адресованный жене:

Ольга! я тебя люблю,

не переживай сильно.

Г.ь. привет. Моим привет.

12 08 2000 15.15.

Здесь темно писать,но

наощупь попробую

шансов похоже нет, % 10-20

будем надеяться,

что кто-нибудь прочитает.

Здесь список л/с отсеков, которые

находятся в 9-м и будут

пытаться выйти.

Всем привет, отчаиваться

Колесников

Оценки и значение записки

Записка опровергла официальную версию, что весь экипаж «Курска» погиб 12 августа из-за взрыва . В то же время, по мнению следствия, записка не может помочь определить причины трагедии, потому что все упомянутые в ней члены экипажа были из отсеков с 6 по 9, то есть вряд ли могли точно что-то знать о произошедшем в первом отсеке . В фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде» упомянуто, что в СМИ показана только часть записки (см. Записка Колесникова), а другие страницы были засекречены.

В 2001 году, перед подготовкой «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов рассказывал:

Примечания

  1. Черкашин Н. А. Унесённые бездной. Гибель «Курска». - 2001. (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 16 августа 2012.