Федоров Г.М., Корнеевец В.С.

Общие сведения

Под Прибалтийскими государствами в отечественной литературе традиционно понимаются Литва, Латвия и Эстония. Эта территория заселена человеком сравнительно недавно, около 10 тыс. лет назад, после отступления ледника. Этническую принадлежность первых жителей региона определить невозможно, но, предположительно, к III тысячелетию до нашей эры эту территорию занимали угро-финские народы алтайской языковой семьи, пришедшие сюда с востока. В это время в Европе начинается процесс расселения индоевропейских народов, к которым относились и балтославяне, мигрировавшие на территории к северу от Карпат из общего района расселения индоевропейцев в северном Причерноморье. Выделившиеся из единой балтославянской общности балтийские племена к началу нашей эры заселили всю южную Прибалтику, включая юго-восточное побережье Рижского залива, ассимилировав или оттеснив финно-угров к северу. Из расселившихся в Прибалтике балтийских племен позднее консолидировались литовская и латышская народности, а затем нации, из угро-финских образовалась эстонская народность и позднее – нация.

Национальный состав населения государств Прибалтики

Значительную часть населения Прибалтики составляют русские. Они издавна заселяли берега Чудского и Псковского озер и реки Нарвы. В XVII веке во время религиозного раскола в Прибалтику мигрировали старообрядцы. Но основная часть проживающих здесь русских переселилась в период нахождения Прибалтики в составе Российской империи и СССР. В настоящее время численность и доля русского населения сокращается во всех странах Прибалтики. К 1996 г. по сравнению с 1989 г. число русских уменьшилось в Литве на 38 тыс. человек (на 11%), в Латвии – на 91 тыс. (на 10%), в Эстонии – на 54 тыс. (на 11,4%). И отток русского населения продолжается.

Прибалтийские государства имеют ряд общих черт в экономико-географическом положении, природных условиях, истории, структуре и уровне развития экономики. Они расположены на юго-восточном побережье Балтийского моря, на прилегающем к нему окраинном участке Восточно-Европейской (Русской) равнины. Длительное время эта территория служила объектом борьбы между мощными державами Европы и сейчас продолжает оставаться зоной контакта западноевропейской и российской цивилизаций. После выхода в 1991 году из состава Советского Союза

В советский период Литва, Латвия и Эстония вместе с Калининградской областью включались плановыми органами СССР в состав Прибалтийского экономического района. Делались попытки определенной интеграции их народного хозяйства в единый комплекс. Некоторые результаты кооперации отдельных отраслей, например в рыбопромышленном комплексе, в формировании единой энергосистемы и др., были достигнуты. Однако внутренние производственные связи не стали столь тесными и разветвленными, чтобы можно было говорить о целостном территориально-производственном комплексе Прибалтики. Речь могла идти о таких общих чертах, как близость народнохозяйственной специализации, сходство роли в общесоюзном территориальном разделении труда, более высокий уровень жизни населения по сравнению со среднесоюзным. То есть были социально-экономические отличия региона от других частей страны, но не его внутреннее единство.

Республики Прибалтики отличались от других частей СССР в этнокультурном отношении, но одновременно и между собой у них довольно мало общего. Скажем, в отличие от большей части Советского Союза, где в основе алфавита лежит кириллица, на их территории автохтонным населением используется латиница, но употребляется она для трех разных языков. Или, например, верующие литовцы, латыши и эстонцы чаще всего не являются православными, как русские, но отличаются по вероисповеданию и между собой: литовцы – католики, а латыши и эстонцы относятся преимущественно к протестантам (лютеранам).

После выхода из СССР Прибалтийские государства пытаются осуществлять меры экономической интеграции. Однако их народнохозяйственные структуры столь близки, что они являются скорее конкурентами в борьбе за внешние рынки, чем партнерами в экономическом сотрудничестве. В частности, для экономики трех стран огромное значение имеет обслуживание внешнеэкономических связей России через балтийские порты (рис. 6).

Российский рынок имеет крайне важное значение для сбыта продовольственных товаров, продукции легкой промышленности и других товаров народного потребления, производство которых развито в Прибалтике. В то же время товарооборот между Литвой, Латвией и Эстонией незначителен.

Доля двух других Прибалтийских стран в товарообороте Литвы и Эстонии составляла в 1995 г. 7%, Латвии – 10%. Помимо сходства выпускаемой продукции, его развитию мешают ограниченные размеры рынков Прибалтийских государств, небольших по территории, численности населения и экономическому потенциалу (табл. 6).

Таблица 6

Общие сведения о Прибалтийских государствах

Источники: The Baltic States: Comparative Statistics, 1996. Riga, 1997; http://www.odci.gov/cia/publications/factbook/lg.html

Наибольшую территорию, население и ВВП среди трех стран имеет Литва, на втором месте – Латвия, на третьем – Эстония. Однако по уровню экономического развития, как это следует из сопоставления ВВП и численности населения, опережает другие Прибалтийские страны Эстония. Сравнительные данные с учетом паритета покупательной способности валют приведены в таблице 7.

Таблица 7

Валовой внутренний продукт в государствах Прибалтики,

с учетом покупательной способности валют, 1996 г.

Источник: http://www.odci.go /cia/publications/factbook/lg.html

Рис. 7. Главные торговые партнеры государств Прибалтики

Природные условия Прибалтийских государств, при общем сходстве, имеют и некоторые различия. С учетом всего комплекса факторов, наиболее благоприятны они в расположенной южнее Литве, наименее благоприятны – в самой северной республике – Эстонии.

Рельеф Прибалтики – равнинный, преимущественно низменный. Средняя высота поверхности над уровнем моря – в Эстонии 50 метров, в Латвии – 90, в Литве – 100. Лишь отдельные холмы в Латвии и Эстонии чуть превышают высоту 300 м, а в Литве не достигают и ее. Поверхность сложена ледниковыми отложениями, образующими многочисленные месторождения строительных полезных ископаемых – глин, песков, песчано-гравийных смесей и др.

Климат Прибалтики – умеренно-теплый, умеренно-влажный, относится к атлантико-континентальной области умеренного пояса, переходный от морского климата Западной Европы к умеренно-континентальному климату Восточной Европы. Он во многом определяется западным переносом воздушных масс с Атлантического океана, так что в зимний период изотермы принимают меридиональное направление, и средняя температура января для большей части территории Прибалтики составляет –5° (от –3 в западной приморской части до –7 в удаленных от моря районах). Среднеиюльские температуры колеблются от 16-17° на севере Эстонии до 17-18° на юго-востоке региона. Годовое количество осадков составляет 500-800 мм. Продолжительность вегетационного периода увеличивается с севера на юг и составляет 110-120 дней на севере Эстонии и 140-150 дней на юге Литвы.

Почвы преобладают дерново-подзолистые, а в Эстонии – дерново-карбонатные и болотно-подзолистые. Они имеют недостаточно гумуса и требуют внесения большого количества удобрений, а вследствие частого переувлажнения – осушительных работ. Для кислых почв необходимо известкование.

Растительность относится к зоне смешанных лесов с преобладанием сосны, ели, березы. Наибольшую лесистость (45%) имеют Латвия и Эстония, наименьшую (30%) – Литва, наиболее освоенная в сельскохозяйственном отношении. Территория Эстонии сильно заболочена: болота занимают 20% ее поверхности.

По степени хозяйственной освоенности территории первое место занимает Литва, последнее – Эстония (табл. 8).

Таблица 8

Степень хозяйственной освоенности Прибалтийских государств

По сравнению с расположенными южнее европейскими странами уровень освоенности территории Прибалтийских государств менее высокий. Так, Литва, имеющая наивысшую среди республик Прибалтики плотность населения – 55 чел. на кв. километр, вдвое уступает по этому показателю Польше и вчетверо – Германии. В то же время это намного больше, чем в Российской Федерации (8 чел. на кв. километр).

Из данных таблицы 8 мы можем также сделать вывод о происходящем сокращении посевных площадей в Эстонии, и особенно Латвии. Это – одно из следствий тех изменений в экономике, которые происходят в Прибалтике после распада СССР и начала трансформационных процессов перехода от директивной к рыночной экономике. Не все эти изменения носят позитивный характер. Так, к 1997 году ни в одной из Прибалтийских республик не был достигнут уровень производства валового национального продукта 1990 года. Приблизились к нему Литва и Эстония, больше других отстает Латвия. Но, в отличие от остальных бывших республик СССР, в государствах Прибалтики с 1994 года начался рост валового национального продукта. Повышается и уровень жизни населения.

Сегодня Прибалтика представляет собой немалозначимую область Северной Европы. Одним из важнейших исторических и экономических пунктов региона является Поморье. Это административная и суверенная область, которая ранее носила название Остзейский край. Разобраться с вопросом: "Прибалтика - это какие страны и государства?" - помогут исторический и экономический обзоры региона.

Становление края

Само слово «Прибалтика» произошло от названия моря, на берегах которого находится область. Долгое время за единоличную власть на территории боролись германские и шведские народы. Именно они в 16 веке по большей части составляли население Прибалтики. Многие местные жители покидали регион в поисках спокойной жизни, а на их место переезжали семьи завоевателей. На время область стала называться Свейской.

Закончились бесконечные кровопролитные войны благодаря Петру I, армия которого не оставила и мокрого места от вражеских сил шведов. Теперь народы Прибалтики могли спокойно спать, не беспокоясь о завтрашнем дне. Объединенная область стала носить название Остзейской губернии, входящей в

Многие историки до сих пор бьются над вопросом о том, в то время Прибалтика - это какие страны были. Ответить однозначно на него сложно, ведь в 18 веке на территории проживали десятки народов с собственной культурой и традициями. Регион был разделен на административные части, губернии, но как таковых государств в нем не было. Разграничение произошло гораздо позднее, об этом свидетельствуют многочисленные записи в исторических документах.

Во время Первой мировой Прибалтику оккупировали германские войска. Многие годы область оставалась немецким герцогством на территории России. И только спустя десятилетия монархический строй начал делиться на буржуазные и капиталистические республики.

Присоединение к СССР

Государства Прибалтики в современном виде стали образовываться только в начале 1990-х годов. Однако территориальное становление произошло в послевоенное время в конце 1940-х. Присоединение Прибалтики к Советскому Союзу датировано августом 1939 года по взаимному договору о ненападении между СССР и Германской республикой. В соглашении были прописаны и границы территории, и степени влияния на экономику со стороны двух держав.

Тем не менее большинство зарубежных политологов и историков уверены, что регион был тотально оккупирован советской властью. Но помнят ли они, Прибалтика - это какие страны и как они образовались? В состав объединения входят Латвия, Литва и Эстония. Все эти государства были сформированы и образованы именно благодаря Советскому Союзу. И все же западные эксперты сходятся во мнении, что Россия обязана выплатить странам Прибалтики финансовую компенсацию за годы оккупации и бесчинства. МИД РФ, в свою очередь, настаивает на том, что присоединение региона к СССР не противоречило никаким канонам международного права.

Деление республик

После распада СССР многие страны обрели узаконенный суверенитет, однако государства Прибалтики получили независимость еще в начале 1991 года. Позднее, в сентябре, пакт о новом региона был подкреплен постановлениями Госсовета СССР.

Разделение республик прошло мирно, без политических и гражданских конфликтов. Тем не менее сами прибалтийцы считают современные традиции продолжением государственного строя до 1940 года, то есть до оккупации Советским Союзом. На сегодняшний день подписан ряд резолюций Сената США и о насильственной инкорпорации Прибалтики в составе СССР. Таким образом западные державы стараются настроить соседние республики и их граждан против России.

Конфликт за последние годы обостряется и требованиями о выплатах компенсации РФ за оккупацию. Примечательно, что в этих документах значится обобщенное название территории «Прибалтика». Это какие страны на самом деле? К таковым относят сегодня Латвию, Литву и Эстонию. Что касается Калининградской области, то она входит в состав РФ по сей день.

География региона

Территория Прибалтики располагается на Европейской равнине. С севера она омывается Финским заливом и Восточная граница представляет собой а юго-западная - Полесскую низменность. Побережье региона представлено Эстонским, Курляндским, Кургальским и Самбийским полуостровами, а также Куршской и Вислинской косами. Самыми крупными заливами считаются Рижский, Финский и Нарвский.

Наиболее высокий мыс - Таран (60 метров). Значительная часть прибрежной границы региона составляют пески и глина, в также крутые клиффы. Одна только тянется на 98 километров вдоль Балтийского моря. Ширина ее местами достигает 3800 м. Здешние песчаные дюны по объему занимают третье место в мире (6 куб. км). Самой высокой точкой Прибалтики является гора Гайзиньш - более 310 метров.

Республика Латвия

Столица государства - Рига. Местоположение республики - Северная Европа. В стране проживает порядка 2 миллионов человек, притом что территория региона занимает площадь всего в 64,6 тысяч кв. км. По численности Латвия занимает 147 место в мировом списке. Здесь собраны все народы Прибалтики и СССР: русские, поляки, белорусы, евреи, украинцы, литовцы, немцы, цыгане и пр. Естественно, большую часть населения составляют латыши (77 %).

Государственный строй - унитарная республика, парламент. Регион разделен на 119 административных единиц.

Основными доходными источниками страны являются туризм, логистика, банковское дело и пищевая промышленность.

Республика Литва

Географическое расположение страны - северная часть Европы. Главный город республики - Вильнюс. Стоит отметить, что население Прибалтики почти на половину состоит именно из литовцев. В родном государстве их проживает порядка 1,7 миллионов человек. Всего численность населения страны составляет чуть менее 3 млн.

Литва омывается Балтийским морем, по которому налажены торговые корабельные пути. Большую часть территории занимают равнины, поля и леса. Также в Литве более 3 тысяч озер и небольших рек. Из-за прямого контакта с морем климат региона нестабильный, переходной. Летом температура воздуха редко превышает +22 градуса. Главный источник государственной доходности - добыча нефти и газа.

Республика Эстония

Располагается на северном побережье Балтийского моря. Столица - Таллин. Большая часть территории омывается Рижским и Финским заливами. Эстония имеет общую границу с Россией.

Население республики составляет более 1,3 миллиона человек, из них треть занимают русские. Помимо эстонцев и россиян, здесь проживают украинцы, белорусы, татары, финны, немцы, литовцы, евреи, латвийцы, армяне и другие народы.

Главным источником пополнения государственной казны является промышленность. В 2011 году в Эстонии состоялся перевод национальной валюты на евро. Сегодня эта парламентская республика считается среднезажиточной. ВВП на человека составляет порядка 21 тысячи евро.

Калининградская область

Данному региону присуща уникальная географическая локация. Дело в том, что этот субъект, принадлежащий Российской Федерации, не имеет общих границ со страной. Он находится на севере Европы в зоне Прибалтики. Является административным центром России. Занимает площадь в 15,1 тысяч кв. км. Численность населения не достает даже до миллиона - 969 тысяч человек.

Область граничит с Польшей, Литвой и Балтийским морем. Считается самой западной точкой России.

Основными экономическими источниками являются добыча нефти, угля, торфа, янтаря, а также электротехническая отрасль промышленности.

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,

Приба́лтика, также Ба́лтика (нем. Baltikum) - область в Северной Европе, включающая в себя территории Латвии, Литвы, Эстонии, а также бывшую Восточную Пруссию. От названия этой территории происходит название одной из индогерманских языковых групп - балтов.

Коренное население стран Балтики, как правило, не использует термин «Прибалтика», считая его пережитком советской эпохи, и предпочитает говорить о «странах Балтии». В эстонском есть только слово Baltimaad (балтийские страны), на русский язык его переводят как Балтия, Балтика или Прибалтика. В латышском и литовском языках по отношению к региону применяется слово Baltija.

Если вы не нашли какие-либо нужные Вам листы Шуберта, посмотрите

Нужна карта? Пиши ICQ 9141401 или Mail: - договоримся!

Литва́ (лит. Lietuva)

официальное название Лито́вская Респу́блика (лит. Lietuvos Respublika), - государство в Европе, на восточном побережье Балтийского моря. На севере граничит с Латвией, на юго-востоке - с Беларусью, на юго-западе - c Польшей и Калининградской областью России. Член НАТО (с 2004), ЕС (с 2004), ВТО, ООН. Страна, подписавшая Шенгенское соглашение. С 1919 по 1939 столицей был Каунас. Столица современной Литвы - Вильнюс (с 1939 по настоящее время). Государственный герб - Погоня или Витис (лит. Vytis) - белый всадник (Витязь) на красном фоне, национальный флаг - жёлтый-зелёный-красный.

Великое княжество Литовское

В XIII-XIV веках территория Великого княжества Литовского стремительно росла и достигла берегов Чёрного моря. В то же время литовские князья вели тяжёлую борьбу с Тевтонским орденом, который был разбит в 1410 году в Грюнвальдской битве объединёнными войсками Литовских земель и Польши.

В 1385 году великий князь литовский Ягайло (Jogaila) Кревским договором обязался объединить Литву и Польшу в персональной унии в случае его избрания польским королем. В 1386 году он был коронован королём польским. В 1387 году состоялось крещение Литвы, принявшей в качестве официальной религии западное христианство. С 1392 года Литвой фактически правил великий князь Витовт (Витаутас; Vytautas), кузен и формальный наместник Ягайлы. Во время его правления (1392-1430) Литва достигла вершины своего могущества.

Казимир Ягеллон расширил международное влияние династии Ягеллонов - подчинил Польше Пруссию, посадил своего сына на чешский и венгерский троны. В 1492-1526 годах существовала политическая система государств Ягеллонов, охватывавшая Польшу (с вассалами Пруссией и Молдовой), Литву, Чехию и Венгрию.

Речь Посполитая


В 1569 году была заключена уния с Польшей в Люблине (накануне украинские земли ВКЛ были присоединены к Польше). Согласно акту Люблинской унии Литвой и Польшей правил совместно избираемый король, а государственные дела решались в общем Сейме. Однако правовые системы, армия и правительства оставались отдельными. В XVI-XVIII веках в Литве господствовала шляхетская демократия, происходила полонизация шляхты и её сближение с польской шляхтой. Великое княжество Литовское теряло свой литовский национальный характер, в нём развивалась польская культура.

В составе Российской империи


В XVIII веке, после Северной войны, Польско-литовское государство пришло в упадок, попав под протекторат России. В 1772, 1793 и 1795 годах вся территория Польши и ВКЛ была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Большая часть территории Великого княжества Литовского была присоединена к России. Попытки восстановить государственность вызвали переход польско-литовского дворянства на сторону Наполеона в 1812 году, а также восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов, которые окончились поражением. Во второй половине XIX века на начало формироваться национальное движение.

Латвия, Латвийская Республика

(латыш. Latvija, Latvijas Republika) - прибалтийское государство, столица - г. Рига (721 тыс. чел., 2006). Географически относится к Северной Европе. Страна получила название по этнониму народа - латвиеши (латыш. latvieši). Член ЕС и НАТО, участник Шенгенских соглашений. Латвия впервые возникла как независимое государство в 1918 (Рижский мирный договор 1920 между РСФСР и Латвией). С 1940 по 1991 входила в состав СССР в качестве Латвийской ССР.

1201 - на месте ливских деревень епископ Альберт фон Буксгевден основал город Рига. Для лучшей организации приобщения земель ливов и латгалов к лону церкви (а заодно и политического их покорения) он же основал орден Меченосцев (после разгрома в битве при Сауле - Ливонский орден в составе Тевтонского ордена), впоследствии ставший самостоятельной политической и экономической силой; орден и епископ часто воевали друг с другом.[источник?] В 1209 г. епископ и орден договорились о разделе захваченных и ещё не захваченных земель. На карте Европы появилось государственное образование немецких крестоносцев - Ливония (по названию местного этноса ливы). В её состав вошли территория нынешней Эстонии и Латвии. Многие ливонские города впоследствии стали членами процветавшего Северо-Европейского торгового союза - Ганзы. Однако впоследствии, раздираемая междоусобными стычками Ордена, Рижского епископства (с 1225 г. - Рижское архиепископство) и других, более незначительных епископов, а так же их вассалов, Ливония начала ослабевать, что обратило на неё усиленное внимание окружающих государств - Великого княжества Литовского, России, а позднее также Швеции и Дании. Тем более, что Ливония (особенно Рига, являвшаяся крупнейшим из городов Ганзейского торгового союза) ввиду своего географического положения всегда была важным торговым регионом (через её земли в прошлом пролегала часть «Пути из варяг в греки»).


XVII век

В течение XVII века - образование латышской нации в результате консолидации отдельных народов: латгалов, селов, земгалов, куршей и ливов. Часть латгалов до сих пор сохраняет свой своеобразный язык, хотя в Латвии и даже среди самих латгалов существует такое множество диалектов и наречий, что многие историки и языковеды считают этот язык одним из «больших» диалектов латышского.[источник?] Такова и официальная позиция государства, с этой стороны подкрепляемая и очень сильным среди латышей чувством патриотизма (три звезды на гербе Латвии и в руках женщины-Свободы на вершине одноимённого памятника в центре Риги символизируют три края Латвии - Курземе-Земгале, Видземе и Латгале)

XVIII век

1722 - по результатам Северной войны часть территории современной Латвии отходит Российской империи. 1795 - при третьем разделе Польши вся территория нынешней Латвии объединена в составе России.

В состав стран Прибалтики (Балтии) входят три бывшие советские республики, не вошедшие в состав СНГ, - Эстония Латвия и Литва. Все они являются унитарными республиками. В 2004 году все три страны 11рибалтики вошли в состав НАТО и Европейского союза.
Страны Прибалтики
Таблица 38

Особенностью географического положения прибалтийских стран является наличие выхода к Балтийскому морю и соседское положение с Российской Федерацией. На юге страны Прибалтики граничат с Белоруссией (Латвия и Литва) и с Польшей (Литва). Страны региона имеют очень важное политико-географическое положение и выгодное экономикогеографическое положение.
Страны региона очень бедны минеральными ресурсами. Среди топливных ресурсов повсеместно присутствует торф. Самой «богатой» среди прибалтийских стран является Эстония, обладающая запасами горючих сланцев (Кохтла-Ярве) и фосфоритов (Маарду). Запасами известняков выделяется Латвия (Броцены). Знамениты источники минеральных вод: в Латвии Балдоне и Валмиера, в Литве - Друскининкай, Бирштонас и Пабирже. в Эстонии - Хяэдемээсте. Главное богатство Прибалтики рыбные и рекреационные ресурсы.
По численности населения страны Прибалтики относятся к малым странам Европы (см. таблицу 38). Размещается население относительно равномерно, и лишь на побережье плотность населения несколько увеличивается.
Во всех странах региона господствует современный тип воспроизводства, причём везде смертность превышает рождаемость. Особенно велика естественная убыль населения в Латвии (-5 %о) и в Эстонии (-4 %о).
В половом составе, как и в большинстве стран Европы, преобладает женское население. По возрастному составу населения страны Прибалтики можно отнести к «стареющим нациям»: в Эстонии и Латвии доля пенсионеров превышает долю детей и только в Литве эти показатели равны между собой.
Все страны Прибалтики имеют многонациональный состав населения, причём только в Литве литовцы составляют абсолютное большинство населения - 82%, тогда как в Латвии на долю латышей приходится только 55% населения республики. Кроме коренных народов, в Прибалтике проживает много, так называемого, русскоязычного населения: русских, украинцев, белорусов, а в Литве - поляков. Наиболее велика доля русских в Латвии (30%) и в Эстонии (28%), однако именно в этих странах наиболее остро стоит проблема соблюдения прав русскоязычного населения.
Эстонцы и латыши по вероисповеданию относятся к протестантам, а литовцы и поляки являются католиками. Большинство верующего русскоязычного населения относит себя к православным.
Для Прибалтики характерен высокий уровень урбанизации: от 67% в Литве до 72% - в Эстонии, однако городов-миллионеров нет. Крупнейшим городом в каждой республике является её столица. Среди других городов следует отметить в Эстонии - Тарту, в Латвии - Даугавпилс, Юрмалу и Лиепаю, в Литве - Каунас, Клайпеду и Шяуляй.
Структура занятости населения стран Прибалтики
Таблица 39

Страны Прибалтики обеспечены высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Большая часть населения стран региона занята в непроизводственной сфере (см. таблицу 39).
Во всех странах Прибалтики преобладает эмиграция населения: русскоязычное население выезжает в Россию, эстонцы - в Финляндию, латыши и литовцы - в Германию и в США.
После распада СССР существенно изменились структура хозяйства и специализация стран Прибалтики: преобладание обрабатывающей промышленности сменилось преобладанием сферы услуг, а некоторые отрасли точного и транспортного машиностроения, лёгкой промышленности, на которых специализировались прибалтийские страны, практически исчезли. В то же время возросло значение сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Второстепенное значение в регионе имеют электроэнергетика (причём 83% электроэнергии Литвы даёт крупнейшая в Европе Игналинская
АЭС), чёрная металлургия, представленная единственным центром передельной металлургии в Лиепае (Латвия).
К отраслям промышленной специализации современной Балтии можно отнести: Точное машиностроение, особенно электротехническая промышленность - производство радиоаппаратуры в Эстонии (Таллин), в Латвии (Рига) и в Литве (Каунас), телевизоров (Шяуляй) и холодильников (Вильнюс) в Литве; станкостроение в Литве (Вильнюс) и судоремонт в Латвии (Рига) и Литве (Клайпеда). Развитое в советское время в Латвии транспортное машиностроение (производство электропоездов и микроавтобусов) практически перестало существовать; Химическую промышленность: производство минеральных удобрений (Маарду и Кохтла-Ярве в Эстонии, Вентспилс в Латвии и Ионава в Литве), производство химических волокон (Даугавпилс в Латвии и Вильнюс в Литве), парфюмерную промышленность (Рига в Латвии) и бытовую химию (Таллин в Эстонии и Даугавпилс в Латвии); Лесную промышленность, особенно мебельную и целлюлозно- бумажную (Таллин, Тарту и Нарва в Эстонии, Рига и Юрмала в Латвии, Вильнюс и Клайпеда в Литве); Лёгкую промышленность: текстильную (Таллин и Нарва в Эстонии, Рига в Латвии, Каунас и Паневежис в Литве), швейную (Таллин и Рига), трикотажную (Таллин, Рига, Вильнюс) и обувную промышленность (Вильнюс и Шячуляй в Литве); Пищевую промышленность, в которой особую роль играет молочная и рыбная (Таллин, Тарту, Пярну, Рига, Лиепая, Клайпеда, Вильнюс).
Для стран Прибалтики характерно развитие интенсивного сельского хозяйства с преобладанием животноводства, где ведущую роль играет молочное скотоводство и свиноводство. Почти половину посевных площадей занимают кормовые культуры. Повсеместно выращивается рожь, ячмень, картофель, овощи, лён, в Латвии и Литве - сахарная свёкла. По объёму сельскохозяйственного производства среди стран Балтии выделяется Литва.
Для прибалтийских стран характерен высокий уровень развития транспортной системы: где особо выделяются автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и морской виды транспорта. Крупнейшими морскими портами региона являются Таллин и Пярну - в Эстонии; Рига, Вентспилс (нефтеналивной), Лиепая - в Латвии и Клайпеда - в Литве. Эстония имеет паромное сообщение с Финляндией (Таллин - Хельсинки), а Литва - с Германией (Клайпеда - Мукран).
Среди отраслей непроизводственной сферы особое значение имеет рекреационное хозяйство. Основными туристическими и рекреационными центрами Прибалтики являются Таллин, Тарту и Пярну - в Эстонии;
Рига, Юрмала, Тукумс и Балдоне - в Латвии; Вильнюс, Каунас, Паланга, Тракай, Друскининкай и Бирштонас - в Литве.
Основными внешнеэкономическими партнёрами прибалтийских государств являются страны Западной Европы (особенно Финляндия, Швеция и Германия), а также Россия, причём отчётливо наблюдается переориентация внешней торговли на страны Запада.
Страны Прибалтики экспортируют приборы, радио- и электротехнику, средства связи, парфюмерию, продукцию бытовой химии, лесной, лёгкой, молочной и рыбной промышленности.
В импорте преобладает топливо (нефть, газ, уголь), промышленное сырьё (чёрные и цветные металлы, апатиты, хлопок),"транспортные средства, товары потребления.
Вопросы и задания Дайте экономико-географическую характеристику Прибалтики. Назовите факторы, определяющие специализацию хозяйства стран Прибалтики. Охарактеризуйте проблемы развития региона. Дайте экономико-географическую характеристику Эстонии. Дайте экономико-географическую характеристику Латвии. Дайте экономико-географическую характеристику Литвы.